На первую страницу номера

На главную страницу журнала

Написать письмо

Елизавета Кузнецова. Начальница Якутской женской гимназии. 1911 г.
Суорун Омоллон и первый президент республики Михаил Николаев
"Арбат, 44, Квартира 22. Живу в своей квартире Тем, что пилю дрова." Николай Глазков

Анатолий НОВИКОВ

«По велению неба в начале времен...»

Якутская народная предфилософия —
Это попытка понять сущность человека, животных, растений и тех вещей, из которых состоит мир.

У якутов имелись различные версии представлений о солнце. Согласно одной из них солнцу приписывается творческая способность создателя земли, по другой солнце — физическое воплощение божества, но по третьей — три солнца были созданы творцом Урун Айыы Тойоном или Урун Аар Тойоном, из которых только одно солнце освещает землю.

Существуют также мифологические представления о луне с различными вариациями. Так, вилюйчане полагали, что луна — это круглое отверстие в небе, через которое проходит свет. А фазы луны объясняли действием духа, прикрывающего луну в определенные промежутки времени. Верхоянцы рассказывали, что «луну едят волки и медведи за то, что она похитила девушку, каждый месяц она нарастает и каждый месяц ее опять пожирают звери».

Наиболее яркие звезды якуты именуют «чолбон», часто так называют Венеру; а менее яркие звезды — сулус. Знали наши предки также звезды и созвездия: Аранас Сулус — Большая медведица, Тайахтаах Сулус — Звезда с лосем (Орион), Энер Сулус — Орионов пояс, Ургэл — Плеяды и др. Широко распространено у якутов такое представление: звезды — это самостоятельные существа. Поскольку они не видны летом, то якуты сделали вывод, что звезды насылают на землю стужу. Существуют красивые мифы-сказания о том, как люди старались уменьшить холод, срубив звезды.

Духи из племени Улуу Тойона могли придти в Средний мир и поселиться на деревьях с расщелинами. Обычно люди их не могли видеть. Якуты верили, что злые духи понимали их речь, что по ночам могли зайти в дом и принести людям болезни. Более того, парни-абаасы из Верхнего мира вступали иногда в интимные отношения с женщинами, в результате чего рождались дети-идиоты. Из верхних духов абаасы наиболее почитаемым был Улуу Тойон — дух-хозяин Ленских писаных скал, покровитель наиболее сильных шаманов.

Под Верхним миром расположен Средний мир, который представляется просторной, вольготной и богатой страной. Пышной растительностью покрыта ее поверхность, рыбы с серебряной чешуей играют в водных глубинах, всякой дичи полны леса и горы, множество конного и рогатого скота разводится на зеленых полях и лугах. На этой земле живут якуты, эвенки и др. Это их родная стране.

Сказители олонхо считают свою страну средоточием Вселенной, а другие страны — окраинами.

У самых разных народов возникло глубокое убеждение, что Земля, на которой они живут — это остров в океане. Сходные представления имеют место и в якутском эпосе олонхо:

С седалищем из тундряного моря,
С зависимостью от северного
моря,
С окраинами из западного моря,
С краями из южного моря,
С ободком из восточного моря...

Здесь, прежде всего, речь идет о символическом изначальном океане, а не просто о конкретных морях, известных якутам, омывающих землю со всех сторон. Особенно якутский олонхосут выделяет лишь расположенное на крайнем западе Араат-море, в чьи волны опускается дневное светило. Итак, при описании земли во всех сказаниях-олонхо к западу от места жительства богатыря эпического племени «айыы» простирается Араат-байіал.

Якуты верили, что в Среднем мире, помимо людей и животных, имелось большое количество духов-хозяев (иччи) гор, рек, озер, лесов, дорог и даже предметов, созданных руками человека. Наиболее почитаемой иччи была хозяйка земли, охранявшая благополучие людей и их скота от проказ злых абаасы. Ее «видели» в образе седой старухи в народной одежде (называли ее Аан Аалай Хотун, Айыы Нэлбэрдээн и т.д.). Она воплощает в себе персонифицированный образ родной земли, праматери всего живущего и растущего. Ее богатые духовные и физические свойства-возможности, ее доброту и благосклонность к людям раскрывают эпитеты имени. Хозяйка земли всегда готова напоить, накормить и приютить всех обитателей земли.

С охотой связаны духи-хозяева леса, покровители охотников — байанай. Главный из них — Баай байанай. Это обычно веселый старик, обросший черными или рыжими волосами, носящий доху из оленьей шкуры, ездящий верхом на олене или бегающий по лесу. Образ его подобен таежному охотнику. Он очень богат мехами, поэтому носит эпитет «баай».

Кроме них по земле постоянно блуждали абаасы, приносящие мелкие болезни.

Буквально до начала ХХ века в верованиях якутов значительное место занимали сверхъестественные существа «юер», в которых превращалась часть умерших. Они часто беспокоили людей, насылая на них болезни и различного рода бедствия.

Под Средним миром расположен Нижний мир, и богатыри Среднего мира могут спуститься туда по узким ущельям (аартыкам), увешанным вехами из шкур волков и медведей. Богатыри, чтобы пройти по этим ущельям, превращались в железный кол или в ледяную ель, реже они могли превратиться в богатырей абаасы, но почти никогда не спускались верхом на своих лошадях. Нижний мир — это сумрачная страна с особыми (щербатыми) солнцем и луной, освещенная тусклым светом. Он покрыт никогда не просыхающим болотом, в котором увязают даже насекомые; там растут уродливые железные деревья и травы. Эта страна населена особыми племенами — абаасы или адьарай, враждебными жителям Среднего мира. Богатыри абаасы вступают в бой с богатырями человеческого племени айыы аймаіа.

Якуты называли Нижний мир КЭТИТ ЮТЮГЭН (широкая преисподняя) или ЕЭДЭН ТЮГЭГЭ (дно преисподней). По мнению известных исследователей, якуты, забыв о реальных врагах своих предков — синих (кех) тюрков — и об их стране ЮТЮГЕН, этим словом стали обозначать Нижний мир, где, по их поверьям, обитали враждебные людям духи. Их якуты считали человекоподобными существами, имеющими отвратительный, безобразный вид. Обычно — это одноногие и однорукие абаасы. В якутской мифологии эти духи разделились на семь племен. Главу их величали Арсан Дуолай.

К наиболее страшным обитателям Нижнего мира якуты причисляли тех, кто посылал чахотку (Аан Арбатыы Тойон) и болезни, губящие детей (Харса Торде). Напастями пришельцев из этой страны объясняли и глазные болезни, проказу, паралич, понос, нарывы и т.д. Духи враждебного мира, по якутским мифам, располагались в разных частях этой нижней территории. Духи «Харса» «жили», например, на северной ее стороне.

Интересны легенды о посещении живыми людьми Нижнего мира. Они могли попасть в страну абаасы через пещеру или случайно проваливались туда. Там они обнаруживали сходные с земными условия жизни. Подземные существа так же живут семьями, занимаются скотоводством, питаются мясом и молоком. Но они не видят пришельцев с земли, попытки людей вступить с ними в разговор принимают за треск огня в камельке. Желание ухаживать за их дочерьми вызывает у них хворь. Шаманы Нижнего мира, которые лечат больную, обнаруживают пришельцев и прогоняют их обратно на землю. Значит, люди выступали в Нижнем мире в роли злых духов для их обитателей.

Все эти три мира в единое целое соединяет священное древо Аал Кудук мас — существо мыслящее и нравственное, которое заботится о благополучии всех живых существ Среднего мира.

Непосредственное же отношение к герою олонхо и его действиям имеет родовое дерево олонхо, величественное Дерево жизни.

Подобные представления о мировом дереве имеют место в мифологии разных народов. Такого рода размышления встречаются и в якутском эпосе олонхо:

По велению неба
В начале времен —
Раскинув пышные восемь ветвей,
Выросло древо Аал-лууп.

Здесь большое внимание уделяется чудесному дереву аал Кудук (Луук или Лууп) мас. Сказывается далее о том, что Аал Кудук мас в высоту и до неба дорасти бы могло, но племя свирепых верхних абаасы выпило бы его соки и тогда высокие его ветви начали бы сохнуть и рухнул бы могучий ствол дерева. Потому, достигнув неба, дерево передумало и стало коновязью для небожителей. Возможна иная интерпретация размышлений священного дерева. Главный ствол этого дерева насквозь прошел через нижние слои неба, но потом он загнулся назад и вернулся в Средний мир. Из ветвей его сочится влага, капли слетают словно белые куропатки. Наиболее подробно размышления богатырского дерева описываются в отрывке из олонхо «Богатырь Ала-Булкун» сказителя Тимофея Захарова-Эмисского. «Это дерево, говорят, возникло в древности, когда еще не было преступления и греха, когда грех и преступление были незначительны, когда люди и животные только-только начали плодиться, когда не было еще крещеной веры, когда люди только что начали объединяться, когда только что начали создаваться парнокопытные. Еще в то время это дерево воздержалось от чрезмерного роста, как будто говоря: «Что будет, если я чрезмерно разовью свой рост и прорасту сквозь небесный свод, в ту сторону, которая является колыбелью шаманов и шаманок?.. Нет! — подумало дерево, — тогда Улуу Тойон, говоря, что из среднего мира проросло чересчур бедовое дерево, ниспошлет свою дьявольскую дочь, шаманку Ессек-Харбыйа, которая спустится с проклятиями в средний мир».

Корни дерева Аал Кудук Мас могли бы проникнуть в страшный подземный мир, но тогда несметное племя исполина Арсана Дуолая (нижние духи) стало бы его корни сосать, и высосало бы соки из него. Тогда беззащитным остался бы Средний мир, поэтому могучее дерево передумало, и его корни стали служить вешалкой для существ Нижнего мира.

В эпосе сказывается, что:

Золотые орехи зреют на нем,
Срываются с высоких ветвей,
Разбиваются у корней,
От удара падения своего
Раскалываются они,
Проливая созревшую в них
Желтую благодать.

Это дерево источает божественную влагу «арагас-илгэ», исцеляющую или придающую человеку бодрость и силу. Есть и другая интерпретация олонхо. «Главный корень дерева насквозь прорастает землю и выходит в нижний мир, но из-за дыма костров преисподней загибается назад. Выйдя обратно на землю, он источает влагу, из которой образуется незамерзающее бело-молочное озеро»:

Восемь корней (дерева)
Выгнувшись вверх,
Образовали глубокие реки,
Молочные озера,
Вздувшиеся вверх
Белым илгэ
Величиной со стог сена,
Покрытого снегом.

Обычно около усадьбы героя олонхо, в плодородной и красивой местности, растет родовое дерево Аал Лууп Мас, которое способно пускаться в философские раздумья. А сам философский вопрос начинается обычно с представления об акте перехода из небытия к бытию, с превращения идеального в материальное. Материальный мир олонхо не дается в готовом виде. Как философски рассуждает Аал Кудук мас, мир сотворен представителями двух начал — Добра и Зла. Аал Кудук Мас при этом связывает все три мира Вселенной олонхо: Средний, в котором оно растет; Верхний, где живут айыы; Нижний, где живут чудовища абаасы.

Родовое дерево представляет собой силы добра и принимает непосредственное участие в сотворении мира. Но, как описывается в олонхо, и силы зла тоже каким-то образом оказывают содействие этому процессу. Так, боясь гнева небесных и подземных сил, корни священного дерева сгибаются и возвращаются назад, на Среднюю землю, что, собственно, и определяет структуру Вселенной.

Дуалистический принцип философии лежит в основе такого рода рассуждений.

Все события, в которых участвуют антагонистические силы, происходят в непримиримой борьбе, динамике, диалектическом развитии тенденций.

Поднимаясь высоко вверх и проникая глубоко вниз Аал Кудук Мас будто бы растет посреди «Сибиир-Земли». Тем самым это священное дерево образует собой неколебимую сердцевину мироздания. Это представление есть не что иное, как модель Вселенной.

Более глубокий анализ позволяет обнаружить в эпосе последовательную гармоничную систему взглядов, основанную на безупречной логике. Научное значение приобретает исследование истоков архаичного мировоззрения якутов. Василий Оконешников толкует натурфилософию следующим образом. С его точки зрения Буор-Кут — материя, Салгын-Кут — информация, Ийэ-Кут — мышление. Все эти кут в единстве составляют Сур.

Георгий Эргис проводит аналогию между якутской предфилософией и еврейской Библией. Бог сотворил Адама из праха земного (пыли) и вдохнул в него дыхание жизни и стал он душою живою (салгын Кут). Бог запретил Адаму и Еве есть плоды с Древа познания добра и зла. Змий уговорил Еву съесть запретный плод. Она съела и поделилась с Адамом (Ийэ-Кут). До поедания запретного плода Адам и Ева были неспособны к познанию, т.е. не обладали Ийэ-Кут (мышлением). Бог испугался, что люди станут могущественными как Боги, лишил людей бессмертия и изгнал из рая.

Интерпретируя учение Аристотеля о душе, можно предположить, что одушевленный предмет имеет душу — Буор-Кут. Растения и животные имеют две души — Буор-Кут и Салгын-Кут. Человек имеет три души: Буор-Кут, Салгын-Кут и Ийэ-Кут.

Таким образом, предфилософия якутов возникла как определенная форма раздумий об истоках мира, это попытка понять сущность человека, животных, растений и тех вещей, из которых состоит мир. Осмысление мировоззрения древних якутов происходит через их культуру (мифы), которая дошла до нас — современных якутов. Такого рода исследования позволяют глубоко понять истоки и сущность многих сложных проблем современного общества и содействуют возрождению духовной культуры якутского народа. Задача исследователя при этом состоит не в том, чтобы пытаться найти единые истоки всех древних культур, а кое в чем другом. Это иное — поиски самостоятельных ростков культуры своего народа.

И таким феноменом якутской культуры является олонхо с его уникальным изображением происхождения и структуры Вселенной. Вырисовывается насыщенная и обогащенная фантастическими элементами такая картина мира, которая дает уже исходный материал для изучения якутского народного миросозерцания.


Анатолий Георгиевич Новиков, доктор философских наук.

Hosted by uCoz