На первую страницу номера

На главную страницу журнала

Написать письмо


В приложении к журналу "Илин" очерк-исследование Ираиды Самоновны Клиориной
"В.В.Никифоров – наш современник"
(экскурс в 1917 год)".

Колонка редактора

"Зло исцеляют противоположным..."

В наш быстротекущий век почти осязаемо ощущение неумолимости времени. Уже 5 лет принятию Декларации о государственном суверенитете Республики Саха (Якутия), ставшей документом Надежды, надежды на лучшее будущее. А Саха театр, ставший первым посланником якутской культуры в дальних странах, отмечает 70-летие. Но есть две даты, о которых мы мало говорим и не делаем предметом научных обсуждений. Это 1450-летие образования первого тюркского государства на нынешней территории Российской Федерации и 190-летие образования Якутской области. Ведь, мог получиться интереснейший разговор. Эти вышеперечисленные даты — наше настоящее и связь с прошедшими "седыми" веками.

Теперь мы вступаем в последнее пятилетие XX века, века все-таки прекрасного, потому что это наша жизнь, жизнь наших родителей и детей; странного, страшного, потому что человеческий род постиг небывалое в своей истории — разрушительные войны, катастрофы, нескончаемые конфликты, террор, последствия атомных взрывов. Но более всего XX век оказался веком непредсказуемых перемен, особенно в нашей России-матушке.

Человек в натуре своей оптимист. Всегда найдет выход, лазейку, отдушину. И мы говорим: наше время прекрасно, не только потому что мы сами живем и создаем это время. Но и еще потому что есть Надежда. Жизнь хорошая отличается от плохой тем, что у людей есть надежда. И мы знаем, чего желаем. На мой взгляд, это однозначно — добрые отношения с Россией и дальнейшая интеграция в мировое сообщество. Говорят, мир принадлежит знающему. Завоевать то, что декларировано в документах, можно только знанием. Здесь не должно быть остановок, остановишься — упустишь. Наша цель: как можно больше знать о себе и других. Люди культуры по своей природе не приемлют замыкание в собственной культуре. Творческий человек, творец — не должен быть инструментом политики, а барометром, которым измеряется состояние общества: уровень знаний, культуры, восприятие добра и зла. Таково должно быть положение людей творчества, носителей духовности. А государство и общество должны обеспечить им условия, для определения которых есть только одно подходящее выражение: она (культура, искусство, пресса) свободна. Это достижимо только тогда когда есть экономическая независимость. Это и соответствующие гонорары, и собственность в виде культурных храмов и проч.

Свобода творчества — это в какой-то мере свобода человека вообще и свобода общества в целом. Об этом не должны забывать государственные мужи.

Мы должны стремиться сохранить то, что у нас есть. Мы должны знать о лучших людях своих так же хорошо, как и о деятелях русской, советской культуры. Этот год и будущие два года для многих передовых людей национальной интеллигенции юбилейные (А.Е.Кулаковский, Н.Д. Неустроев, В.В. Никифоров, В.Н. Леонтьев, П.Н. Сокольников и др.). Эти наши герои должны жить с нами, для чего должна быть разработана целевая программа обеспечивающая это — издание научно-популярных книг, монографий, объективная оценка и популяризация их жизни и творчества. Они жили тогда — в бурные годы начала века, но они не остались в прошлом они и теперь — наша НАДЕЖДА.

В сегодняшней России главный вопрос — отношение Добра и Зла. "Зло исцеляют противоположным" говорил еще в XVIII веке Вольтер, а классик английской литературы написал: "ожидание зла в десять тысяч раз хуже самого зла". Последуя этим мудрым словам, будем надеяться на торжество Добра в будущем году и последующие годы.

Олег Сидоров.


Всемирное десятилетие развития культуры (1988 - 1997), провозглашенное Генеральной ассамблеей ООН и проходящее под эгидой ООН и ЮНЕСКО:

- Признание культурного аспекта развития: необходимость определения путей взаимоувязки материального производства и творчества, экономики и национальной культуры.

- Утверждение и обогащение культурной самобытности: развитие творческого потенциала и инициатив на индивидуальном и коллективном уровне.

- Расширение участия в культурной жизни: мобилизация сил свободы

и творчества и художественного выражения как личности, так и общества во имя обеспечения прав человека, доброй воли и духовного раскрепощения.

- Развитие международного интеллектуального сотрудничества: расширение и укрепление возможностей, позволяющих культуре одного народа свободно черпать вдохновение в других культурах и одновременно обогащать их своими сокровищами, сознавая при этом незыблемость общечеловеческих истин.


Древние тюрки — 1450 лет


Портрет Кюль-Тегина.
Монголия.

"Образование его (тюркского каганата в конце VI в.) стало в какой-то мере переломным моментом в истории человечества, потому что сих пор средиземноморская и дальневосточная культуры были разобщены, хотя и знали о существовании друг друга...

В этой ситуации тюрки не только играли роль посредников, но и одновременно развивали собственную культуру, которую они считали возможным противопоставить культуре Китая, Ирана, Византии, и Индии. Эта особенная степная культура имела древние традиции и глубокие корни, но известна нам в значительно меньшей степени, чем культура оседлых стран.

Но еще более, чем материальная культура, поражают исследователя сложные формы общественного бытия и социальные институты тюрок: эль, удельно-лестничная система, иерархия чинов, военная дисциплина,

дипломатия, а также наличие четко отработанного мировоззрения, противопоставляемого идеологическим системам соседних стран... Значение древних тюрков в истории человечества было огромным, но история этого народа до сих пор не написана".

Л.Н.Гумилев,
"Древние тюрки".


История государства древних тюрков начинается с 552 г., когда алтайские тюрки (или тюркюты, так называет Л.Н.Гумилев) во главе с Бумын ханом одержали полную победу над жужанями, господствовавшими до этого времени в степях Центральной Азии. Жужане, в последующем названии авары (русск. обры), откочевали на Запад, в Восточную Европу. Тюркютам удалось создать свое государство в степях Монголии. Ставка правителя — Кагана располагалась на р. Орхоне, отсюда их называют еще орхонскими тюрками".

Н.К.Антонов,
"Лекции по тюркологии".


Из Ленских писаниц.

 

 

 

 

Hosted by uCoz