Колонка редактора
"Зло исцеляют противоположным..."
В наш быстротекущий век почти осязаемо ощущение неумолимости
времени. Уже 5 лет принятию Декларации о государственном
суверенитете Республики Саха (Якутия), ставшей документом Надежды,
надежды на лучшее будущее. А Саха театр, ставший первым посланником
якутской культуры в дальних странах, отмечает 70-летие. Но есть две
даты, о которых мы мало говорим и не делаем предметом научных
обсуждений. Это 1450-летие образования первого тюркского государства
на нынешней территории Российской Федерации и 190-летие образования
Якутской области. Ведь, мог получиться интереснейший разговор. Эти
вышеперечисленные даты — наше настоящее и связь с прошедшими
"седыми" веками.
Теперь мы вступаем в последнее пятилетие
XX
века, века все-таки прекрасного, потому что это наша жизнь, жизнь
наших родителей и детей; странного, страшного, потому что
человеческий род постиг небывалое в своей истории — разрушительные
войны, катастрофы, нескончаемые конфликты, террор, последствия
атомных взрывов. Но более всего
XX
век оказался веком непредсказуемых перемен, особенно в нашей
России-матушке.
Человек в натуре своей оптимист. Всегда найдет выход, лазейку,
отдушину. И мы говорим: наше время прекрасно, не только потому что
мы сами живем и создаем это время. Но и еще потому что есть Надежда.
Жизнь хорошая отличается от плохой тем, что у людей есть надежда. И
мы знаем, чего желаем. На мой взгляд, это однозначно — добрые
отношения с Россией и дальнейшая интеграция в мировое сообщество.
Говорят, мир принадлежит знающему. Завоевать то, что декларировано в
документах, можно только знанием. Здесь не должно быть остановок,
остановишься — упустишь. Наша цель: как можно больше знать о себе и
других. Люди культуры по своей природе не приемлют замыкание в
собственной культуре. Творческий человек, творец — не должен быть
инструментом политики, а барометром, которым измеряется состояние
общества: уровень знаний, культуры, восприятие добра и зла. Таково
должно быть положение людей творчества, носителей духовности. А
государство и общество должны обеспечить им условия, для определения
которых есть только одно подходящее выражение: она (культура,
искусство, пресса) свободна. Это достижимо только тогда когда есть
экономическая независимость. Это и соответствующие гонорары, и
собственность в виде культурных храмов и проч.
Свобода творчества — это в какой-то мере свобода человека вообще и
свобода общества в целом. Об этом не должны забывать государственные
мужи.
Мы должны стремиться сохранить то, что у нас есть. Мы должны знать о
лучших людях своих так же хорошо, как и о деятелях русской,
советской культуры. Этот год и будущие два года для многих передовых
людей национальной интеллигенции юбилейные (А.Е.Кулаковский, Н.Д.
Неустроев, В.В. Никифоров, В.Н. Леонтьев, П.Н. Сокольников и др.).
Эти наши герои должны жить с нами, для чего должна быть разработана
целевая программа обеспечивающая это — издание научно-популярных
книг, монографий, объективная оценка и популяризация их жизни и
творчества. Они жили тогда — в бурные годы начала века, но они не
остались в прошлом они и теперь — наша НАДЕЖДА.
В сегодняшней России главный вопрос — отношение Добра и Зла. "Зло
исцеляют противоположным" говорил еще в
XVIII
веке Вольтер, а классик английской литературы написал: "ожидание зла
в десять тысяч раз хуже самого зла". Последуя этим мудрым словам,
будем надеяться на торжество Добра в будущем году и последующие
годы.
Олег Сидоров.
Всемирное
десятилетие развития
культуры (1988 - 1997),
провозглашенное Генеральной
ассамблеей ООН и проходящее под
эгидой ООН и ЮНЕСКО:
- Признание культурного аспекта развития: необходимость
определения путей взаимоувязки материального производства и
творчества, экономики и национальной культуры.
- Утверждение и обогащение культурной самобытности: развитие
творческого потенциала и инициатив на индивидуальном и коллективном
уровне.
- Расширение участия в культурной жизни: мобилизация сил
свободы
и творчества и художественного выражения как личности, так и
общества во имя обеспечения прав человека, доброй воли и духовного
раскрепощения.
- Развитие международного интеллектуального сотрудничества:
расширение и укрепление возможностей, позволяющих культуре одного
народа свободно черпать вдохновение в других культурах и
одновременно обогащать их своими сокровищами, сознавая при этом
незыблемость общечеловеческих истин.
Древние тюрки — 1450
лет
Портрет
Кюль-Тегина.
Монголия. |
"Образование его (тюркского каганата в конце
VI
в.) стало в какой-то мере переломным моментом в истории
человечества, потому что сих пор средиземноморская и дальневосточная
культуры были разобщены, хотя и знали о существовании друг друга...
В этой ситуации тюрки не только играли роль посредников, но и
одновременно развивали собственную культуру, которую они считали
возможным противопоставить культуре Китая, Ирана, Византии, и Индии.
Эта особенная степная культура имела древние традиции и глубокие
корни, но известна нам в значительно меньшей степени, чем культура
оседлых стран.
Но еще более, чем материальная культура, поражают исследователя
сложные формы общественного бытия и социальные институты тюрок: эль,
удельно-лестничная система, иерархия чинов, военная дисциплина,
дипломатия, а также наличие четко отработанного мировоззрения,
противопоставляемого идеологическим системам соседних стран...
Значение древних тюрков в истории человечества было огромным, но
история этого народа до сих пор не написана".
Л.Н.Гумилев,
"Древние тюрки".
История государства древних тюрков начинается с 552 г., когда
алтайские тюрки (или тюркюты, так называет Л.Н.Гумилев) во главе с
Бумын ханом одержали полную победу над жужанями, господствовавшими
до этого времени в степях Центральной Азии. Жужане, в последующем
названии авары (русск. обры), откочевали на Запад, в Восточную
Европу. Тюркютам удалось создать свое государство в степях Монголии.
Ставка правителя — Кагана располагалась на р. Орхоне, отсюда их
называют еще орхонскими тюрками".
Н.К.Антонов,
"Лекции по тюркологии".
Из Ленских писаниц.
|