В
июне с.г, в Якутске прошла
II-ая
научно-теоретическая конференция "Логос. Культура. Цивилизация"*. На
секциях "Духовность на рубеже тысячелетий" и "Духовная культура
народов Севера: пути развития" было прочитано 54 доклада, состоялся
круглый стол на тему "Ментальность: традиции и современность".
Знакомим с некоторыми докладами, прочитанными на конференции.
Виктор МИХАЙЛОВ
Противоположность философских основ конфликта и согласия
Философия как мудрость постижения истины пронизывает все стороны
социальной жизни людей. В этом смысле все, что исходит из
деятельности людей имеет свою философскую основу, свое "предельное
основание". Во всех сферах жизнедеятельности общества явно не
хватает мудрости, но не в смысле "здравого смысла", хотя и его, к
сожалению, не бывает, а в смысле философского постижения истины.
Задача философов состоит в том, чтобы эту философскую мудрость
внести в современное общественное сознание, без чего никакого
разумного начала в организации социальной жизни не может быть.
Хорошо было бы, если философская мудрость была одна единственная. Но
человечество выработало два типа мудрости: мудрость метафизическую,
тяготеющую к так называемому "здравому смыслу", и мудрость
диалектическую, основанную на научном сознании, на
научно-теоретическом познании бытия вообще и отдельных его сторон в
отдельности. То, какой тип мудрости будет преобладать в обществе,
зависит от конкретно-исторических условий. Характер философствования
произволен от типа мудрости.
В доперестроечном Советском Союзе, несмотря на заверения,
декларации, и увещевания объективно утвердилось метафизическое
мышление. В основе познания и преобразования была положена
метафизическая методология. Вся социальная практика — политика и
образование, наука и культура, производство и управление — была
пронизана метафизикой.
Метафизика, метафизическая мудрость, составляющая суть мышления
нынешних российских реформаторов, характеризуется несколькими
существенными признаками, указанными еще Г.В.Гегелем. Во-первых,
метафизика воспринимает действительность, объекты человеческой
деятель: ости вне их взаимной связи, в отрыве друг от друга, как раз
и навсегда данные, неизменные, готовые, совершенные. Метафизик
рассуждает односторонне, разрывая живую связь явлений. Во-вторых,
она приписывает объектам такие свойства и качества, которыми они не
обладают. В-третьих, метафизик строит свое отношение к этим объектам
не в соответствии с присущими ему свойствами, а в соответствии с
теми, которые им приписал, примыслил, вообразил. Он взаимодействует
не с реальными объектами, а с воображаемыми, выдавая желаемое за
действительное. И, как следствие, в-четвертых, он получает
результаты, противоположные тем, на которые он рассчитывает.
Метафизическая мудрость, положенная в основу социально-политического
мышления неизбежно ведет к признанию конфликта единственным способом
разрешения противоречий в системе социальных отношений. В качестве
иллюстрации рассмотрим такую разновидность социальных отношений, как
этнические.
В процессе своего саморазвития различные этнические общности
вступают в разные отношения, всеобщей обязательной формой которых
являются отношения взаимодействия. Но уже в самом взаимодействии,
обеспечивающем воспроизводство вступающих в него субъектов,
заключалось противоречие как основание их саморазвития. Между тем
этнос как субъект исторического процесса, включен в систему всех
противоречий социального развития. Однако в этом движении этнос не
является основным носителем противоречий (как, например, классы),
разрешение которых приводит к установлению исторически нового типа
социальности. Поэтому конфликт, предлагаемый метафизической
методологией в качестве формы
разрешения этнических
противоречий, не оптимален, ибо связан не столько созиданием,
сколько с разрушением. Это с одной стороны. А с другой,
метафизическое мышление не способно адекватно отразить сложное
взаимодействие, каковым являются этнические отношения, оно не может
ни само адаптироваться к их динамике, ни оказать стимулирующего
воздействия на их совершенствование. Здесь требуется новое мышление
— диалектическое, порождающее динамический тип мудрости.
Этнические противоречия могут быть оптимально разрешены посредством
согласия, в основе которого лежит мудрость не метафизическая, а
диалектическая. Именно она позволяет постичь истину, согласно
которой мир противоречив и принимать его нужно во всей его
противоречивости. Согласие, исходящее из диалектической мудрости, в
большей мере ориентировано на созидание, на сотрудничество, на
толерантность. Диалектика как способ мышления рассматривает вещи,
процессы в единстве всех сторон, в их взаимосвязи и изменении. Она
не разводит противоположности, а сводит их. Диалектик мыслит
противоположностями. Поэтому "согласие" и есть диалектический способ
разрешения противоречий, ибо оно "снимает" их, сохраняя
противоположности. Метафизик разрешает противоречия, доведя его до
конфликта, конфронтации, противоборства, борьбы, в результате чего
одна из противоположностей устраняется. В социальных отношениях
вообще и в этнических в особенности, где субъектами выступают люди,
противоречия, возникающие в них нельзя разрешать, руководствуясь
метафизическим способом мышления. Диалектическая мудрость предлагает
наилучший способ преодоления противоречий — согласие. За ним и
будущее.
* См. материалы 1-й конференции ж. "Илин " за 1993—94 гг. |