На первую страницу номера

На главную страницу журнала

Написать письмо


В приложении к журналу "Илин" очерк-исследование Ираиды Самоновны Клиориной
"В.В.Никифоров – наш современник"
(экскурс в 1917 год)".

Татьяна Павлова

ДА ЗДРАВСТВУЕТ ТАБЫК!

Пять лет... Много это или мало? Теперь, по истечении этого времени, мы как путники в дороге можем оглянуться назад и вспомнить, с чего же все началось.

Начало положила стремительно взлетевшая яркая феерическая "Утренняя звезда", знакомая нам как "Чолбон". В символичности этого названия кроется что-то мистическое. Действительно, трудно не проводить аналогий между рождением новой звезды и возникновением саха-рока — уникального, самобытного явления не только в культуре якутов, но и рок-музыки в целом. Вспыхнув, "Чолбон" подобно метеору увлек в свой звездный путь возникшие вслед за ним другие молодые якутские группы. Они не стремились к славе и наградам. Они просто взяли гитары в руки и высказали все о том, что их более всего волновало. И тогда они обрели свой голос, голос — полный силы и мощи, голос — гулким табыком отозвавшийся в сердцах молодых, затронув самые сокровенные струны их душ. Успех и признание сами нашли их. В мае 1987 г. "Чолбон" выступил в г.Мирном, где произвел огромное впечатление не только на организаторов, но и гостей рок-фестиваля. Уже осенью 1989 г. группа совершила триумфальное турне по городам России — Барнаулу, Свердловску, Москве и т.д. А потом инициативная группа якутских рокеров и меломанов, а именно — Семен и Александр Ермолаевы, Дмитрий Васильев и легенда саха-рока, его "крестный отец" — Михаил Тумусов решили: "Почему бы якутским рок-музыкантам не объединиться и не провести свой республиканский фестиваль?" С их легкой руки и при активном содействии сначала обкома комсомола, а затем министерства по делам молодежи, туризму и спорту и прежде всего "крестной матери" рок-фестиваля Антониды Корякиной родился "Табык-90".

Табык — древний ритуальный инструмент народа саха. Он считался священным и имел культовое значение. Табык изготавливался из одной или нескольких бычьих кож, которые после прохождения специальной обработки натягивались между двумя коновязями. В него били в дни больших праздников или бедствий. Табык подобен громогласному вечевому колоколу, собирающему людей в исключительных случаях. А разве не показательно, что "Табык" зазвучал именно тогда, когда рок стал выражением нового мироощущения молодого поколения саха, обретшего в нем свой культурный символ, надежду и рупор? "Табык-90" подобно древнему культовому инструменту всколыхнул размеренную традиционную культурную жизнь якутян. Он ворвался в их сознание и души подобно стремительному шквальному ветру. Его импульсивные ритмы прокатились не только по самым дальним улусам Якутии, но и потрясли основы отечественной и зарубежной рок-культуры. На вечевой глас "Табыка-90" отозвались рок-музыканты из различных уголков земного шара. "Табык-90" заметили и сразу признали. На "Табыке-91" высадился целый "культурный десант". Среди гостей второго фестиваля следует назвать тувинские группы "Тыва", "Биосинтез", "Лама", лауреата I премии "Азия-Даусы" казахского исполнителя Кыдырали Болманова, финнов — "Vave ontakomissio", Санкт-Петербуржцев — "Камчатку", москвича — Александра Липницкого и др. Последний — как известный исполнитель и музыкальный критик, проанализировав ситуацию, сразу же поставил диагноз: "Табык" — это фестиваль этнической музыки. С 1991 года фестиваль получил также статус и международного фестиваля и тут же "с корабля на бал", в том же году в Москве состоялась презентация якутской этнической музыки — групп "Чолбон", "Ай-тал", "Сэргэ", "Чороон" заранее обреченная на полный ... успех.

А что дальше? Дальше — "Табык-92". И хотя на нем уже отсутствовали "Сэргэ", "Чороон", но зато мощным рывком вперед вышла — "Хардыы". Смело заявили о себе "Сандал", "Санта-Мария" и др. Публика восторженно встречала "Сээдьэ". В этом фестивале приняли участие Петр Оготев, Владимир Заболоцкий и гости — группа "Атас" и продюсер А. Баранов из г. Москвы. Но именно 1992 год вошел в историю "Табык" как год кризисный и переломный. Жесткое дыхание рыночных отношений, повсеместная коммерциализация музыкального искусства, сложное материальное положение, а порой и безработица многих молодых музыкантов не могли не отразиться на атмосфере "Табык-92". Исполнители почувствовали некий творческий застой и ощущение того, что они отдали зрителям все, что могли. К тому же по древнему якутскому обычаю в табык бьют только три раза — при рождении, зрелости и смерти...

И наступила тишина. Тишина, особенно гулкая и гнетущая после терпких созвучий и грохочущих ритмов "Табыка — 90, 91, 92". В течение всего 1993 года исполнители и организаторы дискутировали на тему — "Быть или не быть? Вот в чем вопрос". Ведь из смотра самодеятельных рок-коллективов "Табык" успел стать плацдармом целого направления — современной музыки народа саха. К тому же он был единственным фестивалем подобного рода не только у нас в республике, но и во всем Восточно-Сибирском регионе. В нем нуждались как сами исполнители, испытывающие потребность в тесном контакте с широкой аудиторией, так и публика с нетерпением ожидающая от своих кумиров новых творческих находок. И что еще немаловажно, за эти годы "Табык" собрал вокруг себя инициативную, энергичную, талантливую молодежь, энтузиазм и экспериментаторство которой создавали на фестивале особую дерзкую бодрящую атмосферу большого праздника. Поэтому, несмотря на то, что было сказано: "Табык" умер ...", мы снова провозгласили — "Да здравствует "Табык"!".

Так состоялся "Табык-94". На нем помимо титанов якутского рока — "Чолбон" и "Ай-тал" было представлено большое количество молодых начинающих групп. Из зарубежных гостей следует назвать монгольских исполнителей — Сарантую и Гана, а также группу "Shining Path" из Великобритании. В "Табыке-94" приняли участие и коллективы т.н. этнической поп-музыки — "Сээдьэ", "Иэхэй-Чуохай", "Колымчане". На заседаниях "Арт-клуба" неоднократно поднимался вопрос о правомерности представления в рамках одного фестиваля столь разнонаправленных групп. Идея проведения узкопрофилирован-ных мероприятий роковой и попсовой направленности несомненно правомерна. Но следует учесть, что масштабы Европы, России и Якутии несопоставимы. Сильные рок-составы республики, впрочем как и популярные ВИА у нас можно пересчитать буквально по пальцам.

А пока картина современной якутской молодежной непрофессиональной музыки (определим ее так) очень пестра. Ее сложно делить на течения и направления, которые сформировались в западной и русской рок-поп-культурах. Наверное и не следует это делать, потому что она все еще находится в стадии формирования и "первобытного синкретизма". Поэтому пестрота и некоторая разнонап-равленность "Табыка" вполне объяснимые.

Соглашусь с мнением продюсера группы "Ай-тал" Андреем Барановым, что западный и отчасти русский рок — скоре продукт ума и техники, нежели души. Искусство же лучших якутских групп — таких как "Чороон", "Сэргэ", "Чолбон", "Ай-тал" и др. — базируется на богатейших традициях фольклора, национальной философии, мифологии, пан-теистского и анимистического воззрения на окружающий мир. Оно идет из глубин живой народной души, поющей голосом нового поколения саха. Умение гармонично сочетать новейшие веяния рок- и поп- музыки с традициями духовной культуры якутов и определило необыкновенный успех "Сэргэ", "Чороона", "Чолбона", "Ай-тал" и др. По мнению известного фольклориста, доктора искусствоведения Эдуарда Алексеева "рок и фольклор близки по своей сути, являясь живым устным искусством, которое непосредственно откликается на сегодняшнюю музыкальную ситуацию. Встреча двух музыкальных явлений, ранее отдельно существовавших, аккумулирует энергию народного музыкального творчества, накопленную столетиями, и огромную энергию рока, подкрепленную новыми техническими средствами. ("Музыкальная жизнь" — 1992. — № 2. — с. 23.).

Рождение и быстрый взлет нового направления в якутской культуре — саха-рока обусловлены в первую очередь возрождением фольклора, новыми веяниями, позитивными сдвигами в обществе, ростом национального самосознания.

Можно надеяться, что теперь между организаторами фестиваля и музыкантами впредь не возникнут дискуссии по поводу того, стоит ли проводить "Табык". Ведь он сам доказал, что "Табык" жив.


Татьяна Павлова, музыковед, аспирантка Новосибирской государственной консерватории им. М.И.Глинки. Специализируется в области этномузыковедческом проблематики. Занимается музыкально-критической деятельностью, печатается на страницах периодической печати республики.

 


Здесь можно скачать альбомы группы "Чолбон" и сборники фестивалей "Табык":

http://musecatcher.sakhaworld.org/music/cholbon92.php

http://musecatcher.sakhaworld.org/music/cholbon2000.php

http://musecatcher.sakhaworld.org/music/cholbon2001.php

http://musecatcher.sakhaworld.org/music/tabyk1.php

http://musecatcher.sakhaworld.org/music/tabyk2.php

http://musecatcher.sakhaworld.org/music/tabyk3.php

http://musecatcher.sakhaworld.org/music2/cholbon1990_probuzhdenie.php

http://musecatcher.sakhaworld.org/music/cholbon2007_live.php

См. также сайты:

http://goldenunder.sakhaworld.org   http://100albums.sakhaworld.org   http://musecatcher.sakhaworld.org   http://sportlib.sakhaworld.org 

Hosted by uCoz