Татьяна Павлова
ДА
ЗДРАВСТВУЕТ ТАБЫК!
Пять
лет... Много это или мало? Теперь, по истечении этого времени, мы
как путники в дороге можем оглянуться назад и вспомнить, с чего же
все началось.
Начало положила стремительно взлетевшая яркая феерическая "Утренняя
звезда", знакомая нам как "Чолбон". В символичности этого названия
кроется что-то мистическое. Действительно, трудно не проводить
аналогий между рождением новой звезды и возникновением саха-рока —
уникального, самобытного явления не только в культуре якутов, но и
рок-музыки в целом. Вспыхнув, "Чолбон" подобно метеору увлек в свой
звездный путь возникшие вслед за ним другие молодые якутские группы.
Они не стремились к славе и наградам. Они просто взяли гитары в руки
и высказали все о том, что их более всего волновало. И тогда они
обрели свой голос, голос — полный силы и мощи, голос — гулким
табыком отозвавшийся в сердцах молодых, затронув самые сокровенные
струны их душ. Успех и признание сами нашли их. В мае 1987 г.
"Чолбон" выступил в г.Мирном, где произвел огромное впечатление не
только на организаторов, но и гостей рок-фестиваля. Уже осенью 1989
г. группа совершила триумфальное турне по городам России — Барнаулу,
Свердловску, Москве и т.д. А потом инициативная группа якутских
рокеров и меломанов, а именно — Семен и Александр Ермолаевы, Дмитрий
Васильев и легенда саха-рока, его "крестный отец" — Михаил Тумусов
решили: "Почему бы якутским рок-музыкантам не объединиться и не
провести свой республиканский фестиваль?" С их легкой руки и при
активном содействии сначала обкома комсомола, а затем министерства
по делам молодежи, туризму и спорту и прежде всего "крестной матери"
рок-фестиваля Антониды Корякиной родился "Табык-90".
Табык — древний ритуальный инструмент народа саха. Он считался
священным и имел культовое значение. Табык изготавливался из одной
или нескольких бычьих кож, которые после прохождения специальной
обработки натягивались между двумя коновязями. В него били в дни
больших праздников или бедствий. Табык подобен громогласному
вечевому колоколу, собирающему людей в исключительных случаях. А
разве не показательно, что "Табык" зазвучал именно тогда, когда рок
стал выражением нового мироощущения молодого поколения саха,
обретшего в нем свой культурный символ, надежду и рупор? "Табык-90"
подобно древнему культовому инструменту всколыхнул размеренную
традиционную культурную жизнь якутян. Он ворвался в их сознание и
души подобно стремительному шквальному ветру. Его импульсивные ритмы
прокатились не только по самым дальним улусам Якутии, но и потрясли
основы отечественной и зарубежной рок-культуры. На вечевой глас
"Табыка-90" отозвались рок-музыканты из различных уголков земного
шара. "Табык-90" заметили и сразу признали. На "Табыке-91" высадился
целый "культурный десант". Среди гостей второго фестиваля следует
назвать тувинские группы "Тыва", "Биосинтез", "Лама", лауреата
I
премии "Азия-Даусы" казахского исполнителя Кыдырали Болманова,
финнов — "Vave
ontakomissio",
Санкт-Петербуржцев — "Камчатку", москвича — Александра Липницкого и
др. Последний — как известный исполнитель и музыкальный критик,
проанализировав ситуацию, сразу же поставил диагноз: "Табык" — это
фестиваль этнической музыки. С 1991 года фестиваль получил также
статус и международного фестиваля и тут же "с корабля на бал", в том
же году в Москве состоялась презентация якутской этнической музыки —
групп "Чолбон", "Ай-тал", "Сэргэ",
"Чороон" заранее обреченная на полный ...
успех.
А
что дальше? Дальше — "Табык-92". И хотя на нем уже отсутствовали
"Сэргэ", "Чороон", но зато мощным рывком вперед вышла — "Хардыы".
Смело заявили о себе "Сандал", "Санта-Мария" и др. Публика
восторженно встречала "Сээдьэ". В этом фестивале приняли участие
Петр Оготев, Владимир Заболоцкий и гости — группа "Атас" и продюсер
А. Баранов из г. Москвы. Но именно 1992 год вошел в историю "Табык"
как год кризисный и переломный. Жесткое дыхание рыночных отношений,
повсеместная коммерциализация музыкального искусства, сложное
материальное положение, а порой и безработица многих молодых
музыкантов не могли не отразиться на атмосфере "Табык-92".
Исполнители почувствовали некий творческий застой и ощущение того,
что они отдали зрителям все, что могли. К тому же по древнему
якутскому обычаю в табык бьют только три раза — при рождении,
зрелости и смерти...
И наступила тишина. Тишина, особенно гулкая и гнетущая после терпких
созвучий и грохочущих ритмов "Табыка — 90, 91, 92". В течение всего
1993 года исполнители и организаторы дискутировали на тему — "Быть
или не быть? Вот в чем вопрос". Ведь из смотра самодеятельных
рок-коллективов "Табык" успел стать плацдармом целого направления —
современной музыки народа саха. К тому же он был единственным
фестивалем подобного рода не только у нас в республике, но и во всем
Восточно-Сибирском регионе. В нем нуждались как сами исполнители,
испытывающие потребность в тесном контакте с широкой аудиторией, так
и публика с нетерпением ожидающая от своих кумиров новых творческих
находок. И что еще немаловажно, за эти годы "Табык" собрал вокруг
себя инициативную, энергичную, талантливую молодежь, энтузиазм и
экспериментаторство которой создавали на фестивале особую дерзкую
бодрящую атмосферу большого праздника. Поэтому, несмотря на то, что
было сказано: "Табык" умер ...", мы снова провозгласили — "Да
здравствует "Табык"!".
Так состоялся "Табык-94". На нем помимо титанов якутского рока —
"Чолбон" и "Ай-тал" было представлено большое количество молодых
начинающих групп. Из зарубежных гостей следует назвать монгольских
исполнителей — Сарантую и Гана, а также группу "Shining
Path"
из Великобритании. В "Табыке-94" приняли участие и коллективы т.н.
этнической поп-музыки — "Сээдьэ", "Иэхэй-Чуохай", "Колымчане". На
заседаниях "Арт-клуба" неоднократно поднимался вопрос о
правомерности представления в рамках одного фестиваля столь
разнонаправленных групп. Идея проведения узкопрофилирован-ных
мероприятий роковой и попсовой направленности несомненно правомерна.
Но следует учесть, что масштабы Европы, России и Якутии
несопоставимы. Сильные рок-составы республики, впрочем как и
популярные ВИА у нас можно пересчитать буквально по пальцам.
А пока картина современной якутской молодежной непрофессиональной
музыки (определим ее так) очень пестра. Ее сложно делить на течения
и направления, которые сформировались в западной и русской
рок-поп-культурах. Наверное и не следует это делать, потому что она
все еще находится в стадии формирования и "первобытного
синкретизма". Поэтому пестрота и некоторая разнонап-равленность
"Табыка" вполне объяснимые.
Соглашусь
с мнением продюсера группы "Ай-тал" Андреем Барановым, что западный
и отчасти русский рок — скоре продукт ума и техники, нежели души.
Искусство же лучших якутских групп — таких как "Чороон", "Сэргэ",
"Чолбон", "Ай-тал" и др. — базируется на богатейших традициях
фольклора, национальной философии, мифологии, пан-теистского и
анимистического воззрения на окружающий мир. Оно идет из глубин
живой народной души, поющей голосом нового поколения саха. Умение
гармонично сочетать новейшие веяния рок- и поп- музыки с традициями
духовной культуры якутов и определило необыкновенный успех "Сэргэ",
"Чороона", "Чолбона", "Ай-тал" и др. По мнению известного
фольклориста, доктора искусствоведения Эдуарда Алексеева "рок и
фольклор близки по своей сути, являясь живым устным искусством,
которое непосредственно откликается на сегодняшнюю музыкальную
ситуацию. Встреча двух музыкальных явлений, ранее отдельно
существовавших, аккумулирует энергию народного музыкального
творчества, накопленную столетиями, и огромную энергию рока,
подкрепленную новыми техническими средствами. ("Музыкальная жизнь" —
1992. — № 2. — с. 23.).
Рождение и быстрый взлет нового направления в якутской культуре —
саха-рока обусловлены в первую очередь возрождением фольклора,
новыми веяниями, позитивными сдвигами в обществе, ростом
национального самосознания.
Можно надеяться, что теперь между организаторами фестиваля и
музыкантами впредь не возникнут дискуссии по поводу того, стоит ли
проводить "Табык". Ведь он сам доказал, что "Табык" жив.
Татьяна
Павлова, музыковед, аспирантка Новосибирской государственной
консерватории им. М.И.Глинки. Специализируется в области
этномузыковедческом проблематики. Занимается музыкально-критической
деятельностью, печатается на страницах периодической печати
республики. |