Элеонора СИВЦЕВА
Кресты
—
сурэх
В музеях Республики Саха хранится большое количество якутских
крестов, носимых как нагрудное украшение. Якутские кресты никогда не
были предметом пристального исследования: ни в дореволюционное, ни,
тем более, в советское время. Единственным исключением является
книга Ф.М.Зыкова "Ювелирные изделия якутов", где в главе "Описание
ювелирных изделий" из общего комплекса украшений якутов автор
выделяет предметы культового назначения. Из них наиболее
распространенными и разнообразными были кресты, которые носили как
украшения1.
Кресты-сурэх можно условно разделить на два больших вида:
1) нательные кресты — тельники;
2) кресты нагрудные, носимые как украшения.
Оба вида крестов на якутском языке назывались совершенно одинаково —
словом "сурэх". Обряд крещения по-якутски называется "сурэхтэнии".
Нательные кресты якуты получали при совершении обряда крещения и
получении христианского имени.
Были они из серебра, меди, латуни. Привозили кресты-тельники из
Центральной России, где они и производились.
Одним из центров ювелирного промысла в России было село
Красное-на-Волге (Костромская губерния). "Красносельские крестечники
снабжали почти всю Россию медными и серебряными литыми крестами. На
Ирбитскую ярмарку отправляли их возами, Макарьевская была постоянным
местом сбыта"2. Кроме нательных крестов в мастерских
ювелиров-кустарей Серовых, Гольцовых и других отливали медные
иконки, кресты-распятия, наугольники к Евангелиям, застежки к книгам
и многое другое.
Нагрудные кресты, носимые как украшения, предположительно, появились
в Якутии в первой половине
XIX
века. Предстоит выяснить историю их возникновения у якутов, с чем
это связано. Носили их и мужчины, и женщины как украшение и как
символ принадлежности к православному вероисповеданию.
В собраниях музеев нашей республики нагрудные кресты, как это ни
странно, встречаются чаще, чем нательные кресты. По форме и
конструкции они близки к славянским крестам — энколпионам и крестам
— мощевикам.
Кресты — энколпионы на Руси были широко распространены в
X
—
XIV
вв., служили вместилищем святых мощей и носились поверх одежды,
являясь символом принадлежности к христианской религии.
X
—
XIV
вв. на Руси — это время активного принятия православия, время
приживания новой веры, в то же время шел процесс обрусения
христианства, время христианизирования связанного с язычеством
народного быта, народного сознания.
В домонгольский период энколпионы были самой распространенной формой
нагрудного креста, делались они из серебра, меди и медных сплавов.
Основной техникой их изготовления было литье. Иногда они украшались
гравировкой, чернью, эмалью. Местом их массового производства был
древний Киев3. Изображения на энколпионах,
изготовлявшихся в массовом количестве в одних и тех же литейных
формах, были довольно ограничены в своих вариантах. Это, чаще всего,
— изображения Богоматери, Николы, архангелов, распятия, евангелистов
.
В
XIV
в. особую роль в развитии русского искусства сыграл Великий
Новгород.
XIV
век был для Новгорода
временем большого подъема культуры. В это время здесь был построен
ряд каменных церквей, значительных по размеру, создаются
замечательные произведения живописи, развиваются
художественные ремесла.
При этом в новгородском искусстве более отчетливо отражено
своеобразное переплетение языческих и христианских мотивов5.
В конце
XIV-XV
вв. русская культура испытывала необычайный подъем. Этот подъем
явился результатом крупных социально-экономических и политических
сдвигов внутри государства и укрепления его международного
авторитета. Главные усилия русского народа в это время были
направлены на создание централизованного единого государства.
Искусство этого периода отразило существенные стороны характера
складывающейся великорусской народности: стойкость, героизм, умение
преодолевать невзгоды, трудности, чувство ответственности за судьбу
Родины. В борьбе за укрепление централизованного государства активно
участвовала православная церковь, которая в 1448 г. объявила себя
автокефальной, т.е. независимой от власти константинопольского
партриарха.
XIV
—
XV
вв. кресты-мощевики постепенно сменили кресты-энколпионы
домонгольского типа. Кресты — мощевики представляли собой довольно
глубокий крестообразный ковчег, прикрываемый литой или гравированной
крышкой. На лицевой стороне таких крестов обычно изображалось
Распятие6.
В
XVI
—
XVII
вв. встречаются отдельные экземпляры крестов-энколпионов и
крестов-мощевиков из серебра. В это же время начинается активное
освоение Сибири русскими
землепроходцами, казаками, миссионерами, которые брали с собой в
далекий край свои реликвии — иконы, кресты и т.д. Предположительно,
что именно таким образом могли попасть в Сибирь, а в дальнейшем и в
Якутию, прекрасные образцы русского ювелирного дела — серебряные
кресты-энколпионы и кресты-мощевики. Возможно что именно эти кресты
послужили образцами для якутских мастеров — ювелиров при
изготовлении нагрудных украшений в виде крестов.
Нагрудные кресты у якутов обогатились новыми элементами: носили их
на груди на широких цепочках довольно сложной конструкции, появилось
множество различных подвесок, дополнялись щипчиками, копоушками и
т.д.
У казанских татар в комплексе женских украшений также встречается
украшение с крестом. Вот как это описывает С.В.Суслова: "Точное
наименование украшения типа
I
(ожерелье — Э.С.) установить не удалось. Идентичное ему по форме
ожерелье в коллекции ГМЭ значится как "кыл бауы". Очевидно,
своеобразной христианской модернизации указанного выше старинного
ожерелья у кряшен был обычай носить его в комплексе с нательным
крестом ("крус бавы"). Подобные ожерелья — гайтаны, кроме кряшен,
носили христианизированные чуваши, марийцы, мордва. Мордовки вместе
с крестом зачастую вешали различного рода амулеты, обереги. Это дало
основание В.Н.Белицер предположить, что подобное ожерелье у мордвы
имеет ритуальный характер и связано не только с христианскими, но и
более древними их религиозными представлениями"7. Таким
образом, несмотря на заметное влияние православия на якутскую
культуру, якуты очень своеобразно, творчески подошли к пониманию и
восприятию христианской религии, усвоив и восприняв художественную,
эстетическую сторону православной религии.
Примечания:
1
Зыков Ф.М. Ювелирные изделия якутов. Якутск: кн. изд-во, 1976. — с.
57 - 58.
2
Каткова С.С. Из истории ювелирного промысла в селе Красном
Костромской области. // Из истории собирания и изучения произведений
народного искусства. Сборник научных трудов Государственного
Русского музея. Л., 1991. с. 107.
3
Николаева Т.В. Произведения мелкой пластики ХIII
—
XVII
веков в собрании Загорского музея. Каталог. Загорск, 1960. с. 17.
4
Николаева Т.В. Указ. соч. с. 18.
5
Николаева Т.В. Указ. соч. с. 32
6
Николаева Т.В. Указ. соч. с. 47.
7
Суслова СВ. Женские украшения казанских татар середины
XIX
— нач.
XX
в. Историко-этнографическое
исследование. М: Наука. 1980. с. 40.
Элеонора Элляевна СИВЦЕВА, научный сотрудник музея. |