В
июне с.г, в Якутске прошла
II-ая
научно-теоретическая конференция "Логос. Культура. Цивилизация"*. На
секциях "Духовность на рубеже тысячелетий" и "Духовная культура
народов Севера: пути развития" было прочитано 54 доклада, состоялся
круглый стол на тему "Ментальность: традиции и современность".
Знакомим с некоторыми докладами, прочитанными на конференции.
Тамара МИХАЙЛОВА
Ценностная ориентация и духовность: структурно-функциональные связи
Социально-философское рассмотрение ценностной природы духовности
актуально в силу следующих обстоятельств. Во-первых, духовное
освоение мира предполагает не только познание явлений и процессов
действительности, но и их оценку с точки зрения потребностей и
интересов как своих личных, так и социума, в котором пребывает тот
или иной индивид. Во-вторых, ценностный подход представляет собой
собственно духовное освоение мира, ибо производится отбор в
окружающем мире нужного и важного именно для человеческой личности.
В-третьих, подлинно человеческую направленность потребности и
интересы индивида приобретают в зависимости от ценностных
представлений. Поэтому есть все основания полагать, что ценностная
ориентация — стержень духовности человека, содержание его социальной
сущности. Такая структурная связь определяет и их функциональные
взаимосвязи.
Ценностная ориентация призвана регулировать социальное поведение
человека, придать ему осознанный характер. Ценностный способ
освоения мира осуществляется в формах духовности. Вырабатывая
систему ценностных представлений, личность получает субъективную
предпосылку включаться в социальный процесс как его деятельный
компонент. Ценностные ориентации являются тем элементом структуры
личности, которые во многом определяют духовность, выявляют ее
социальную суть и степень зрелости. С этой точки зрения в
социально-гуманитарном знании ценностная ориентация рассматривается
как поле индивидуального сознания, в котором функционируют механизмы
избирательного отношения к миру. В этом поле аккумулируется весь
жизненный опыт индивида. Процессы воспитания и обучения протекают
именно в этом поле, микросреда также действует на личность через это
поле.
Как формируется ценностная ориентация? По мнению известных
философов, социологов и психологов (З.Фрейд, Дж.Г.Мид, Ж.Пиаже,
Г.М.Андреева, И.С.Кон, В.Н.Андре-енкова, В.Б.Ольшанский и др.)
формирование ценностной ориентации происходит по двум основным
каналам: 1) социализация, передача социального опыта предыдущих
поколений, преломление его через призму социальной группы; 2)
собственный социальный опыт индивида. На этом пути у каждой личности
формируется как социально-типическое, так и индивидуально-
специфическое. Духовность — сочетание этих двух параметров структуры
личности. А ценностная ориентация как раз и есть механизм их
сочетания, ибо она создает поле взаимодействия общественного и
индивидуального, внутреннего и внешнего, окружающего мира и своего
Я.
На основании сказанного можно сделать вывод о том, что механизм
социализации представляет собой диалектическую взаимосвязь
ценностных ориентации и духовности. Вот почему духовность не
является автоматическим следствием объективных условий общества и
даже микросреды, а ее формирование выступает как сложный, но
управляемый процесс двусторонней связи между объективными условиями
и формированием ценностных ориентации.
Таким образом, ценностная ориентация
является системой фиксированных установок на вещи, явления и
процессы окружающей действительности, проявляющихся через оценочную
деятельность человека и зависящих как от социальной среды, так и от
внутреннего мира личности. Как видно, ценностные ориентации и
социальны, и индивидуальны. Их социальность заключается в том, что
они обусловлены системой воспитания и обучения, всей практикой
социальной жизни, что они являются проекцией духовной жизни
общества. Индивидуальность их связана с особенностями личности, ее
жизненного опыта, спецификой способностей, интересов, потребностей,
идеалов данного индивида. При всех изменениях в духовном мире
личности, связанных с разнообразными переживаниями, характером
знаний и норм поведения, именно ценностные ориентации придают
личности относительную устойчивость и цельность. Такова в первом
приближении взаимосвязь ценностных ориентации и духовности в
функционировании и развитии личности.
* См. материалы 1-й конференции ж. "Илин " за 1993—94 гг. |