|
75 лет театральной жизни
Якутии
70 лет
Саха театру |
Почти сорок лет тому назад по деревянным тротуарам Якутска впервые
процокали каблучки молоденькой красивой девушки, на голову которой
был накинут тоненький платочек. Девушку звали Ниной, она была
актрисой и приехала работать в Русский драматический театр...
Нина КОНСТАНТИНОВА
Не
так давно народная артистка России Нина Алексеевна Константинова,
после нескольких лет работы в Москве, снова вернулась в Якутск. У
нее много идей, замыслов, она полна энергии и творческих сил. "Здесь
у меня очень много друзей. Я люблю этот город, людей, которые в нем
живут. И хотела бы остаться здесь, — рассказывает Нина Алексеевна. —
Но, конечно, главное — чтобы была работа. Сцена для меня — это все.
Очень счастлива, что меня, мои роли здесь помнят. Не успела приехать
в Якутск, как дирекция театра вручила мне письма от зрителей,
которые где-то услышали о моем возвращении и спешат выразить свою
радость..."
И тогда, сорок лет назад, маленький деревянный, как ей показалось,
почти игрушечный город, понравился Нине. Она ни разу не пожалела о
том, что приехала сюда. Но больше всего ее поразил... снег, на
редкость крупный и почему-то с голубоватым оттенком. "Выйдешь из
театра, оглянешься: а под фонарями — россыпи голубых бриллиантов!
Наступать не хотелось. Идешь после спектакля домой, из встречных
труб дым клубами валит, искорки вылетают и... пахнет вкусно-вкусно!
Иногда подолгу стояла под окнами, вдыхала этот домашний, теплый
запах..."
Актрису Нину Константинову якутский зритель принял и полюбил сразу,
с первой же роли. Свою Катюшу из спектакля "Слушайте, потомки!" Нина
Алексеевна никогда не забудет. Не только потому, что это была первая
ее роль. "Мы играли людей, которые знали, за что умирают и не
страдали". Актрисе, совсем еще молоденькой медсестричкой воевавшей
на Сталинградском фронте, ее героиня была особенна близка и дорога.
И наверное, именно поэтому игра ее поразила автора пьесы, драматурга
Мусиенко, с которым Нина Алексеевна впоследствии переписывалась в
течение 30 лет.
Так и пошло: множество ролей — разные судьбы, характеры, жанры. В
тех письмах, которые Нина Алексеевна получила по возвращении в
Якутск, содержится просьба: восстановить спектакли "Медея",
"Филу-мена Мартурано". Зрители мечтают вновь увидеть на сцене свою
любимую актрису. "Наш зритель — особенный, Якутия — особенное,
театральное место. И неудивительно появление такого замечательного
режиссера как Борисов. С Андреем Саввичем, как режиссером, я
встретилась в 70-х гг. Мы сняли микрофильм "Человеческий голос" по
Жану Кокто, кстати, это была первая кинопроба, такой, знаете,
монофильм на одну актрису. Очень жаль, что пленка затерялась: то ли
на телевидении, то ли еще где-то... А потом я смотрела "Голубой
желанный берег мой" — раз десять-пятнадцать, и каждый раз плакала.
Режиссер — профессия штучная. Школа, безусловно, должна быть, но без
дара божьего на этом поприще делать нечего. А какие у нас актеры! Я
обожаю ходить в театр."
В последнее время она жила и работала в Москве. Естественно,
интересовалась богатой театральной жизнью столицы, было с чем
сравнить. "Много в Москве театров: хороших и разных. Много
информации, но нерадостной. Актеры мечутся из театра в театр, ищут
место, где они были бы нужны. Массы, массы самодеятельных театров —
неприкаянные актеры сбиваются в небольшие группки, пытаются что-то
ставить, что-то играть... Все упирается в деньги, за все нужно
платить: аренда зала, свет, декорации, костюмы, гастроли. Хочется
выезжать за границу. Вначале спонсоры как-то реагировали, помогали,
сегодня же артистам весьма неохотно идут навстречу. А ведь
заграничные гастроли очень много дают артисту. В творческом плане
идет обогащение.
Искусство обладает огромной силой. Оно говорит о доброте, по которой
истосковался весь мир, снимает коросту с души. Когда-нибудь настанет
время, когда люди соберутся вместе, во имя единой цели. И в этом,
наверное, задача искусства — громко сказать людям: давайте подадим
друг другу руку!"
|