На первую страницу номера

На главную страницу журнала

Написать письмо


В приложении к журналу "Илин" очерк-исследование Ираиды Самоновны Клиориной
"В.В.Никифоров – наш современник"
(экскурс в 1917 год)".

В июне с.г, в Якутске прошла II-ая научно-теоретическая конференция "Логос. Культура. Цивилизация"*. На секциях "Духовность на рубеже тысячелетий" и "Духовная культура народов Севера: пути развития" было прочитано 54 доклада, состоялся круглый стол на тему "Ментальность: традиции и современность". Знакомим с некоторыми докладами, прочитанными на конференции.


Анатолий НОВИКОВ

Философское учение об одушевленности и одухотворенности

Мы себя считали марксистами и изучали все явления природы и общества с позиций материализма. Любые отклонения от материализма объявлялись уступкой идеализму. Естественно, по отношению к материальным предметам и явлениям сознание может быть первичным, а по отношению к материи оно всегда вторично.

Приоритет материализма как основной доминирующей концепции приводит к признанию ее ограниченности. В более общем случае материализм и идеализм — два равноправных принципа, каждый из которых в различных конкретных ситуациях может играть первенствующую роль. Даже сами классики марксизма не всегда были последовательными. Так, Маркс полагал, что коммунизм — первая формация, которая строится сознательно. По Марксу получается, что сначала была теория, а потом — формация. Следовательно, сознание здесь первично. Сам марксизм- ленинизм признавал первичность идеального.

Капитализм, как известно, возник стихийно. Материальное в данном случае первично. В русле данного обсуждения возникает вопрос о первичности материального или идеального.

Еще милетцев интересовал вопрос: что первично? И они находили такого рода первоначала: вода, воздух, огонь, апейрон и т.п. Однако начиная с софистов, античные мыслители ушли от этой проблемы. В частности, Сократа этот вопрос нисколько не волновал. Их больше всего интересовали гносеологические, этические проблемы.

Что первично, — ни идеалисты, ни материалисты не разрешили и ушли от этого вопроса.

Маркс излагает материалистическое понимание истории, когда материальное производство в конечном итоге определяет все развитие общества. Но само материальное производство зависит от науки, для своего развития требует применения науки. А наука относится к духовной культуре. Что здесь первично — трудно сказать. По-видимому, поэтому софисты отошли от этого вопроса. Сами же античные мыслители занимались теорией, не думая ни о каком производстве.

Зарождение науки показывает, что идеальное первично. Идеальное собственно и есть духовное. Духовное, таким образом, играет преобладающую роль в развитии общества. Прежде чем построить дом, у меня в голове возникает мысленный план. А

затем его реализую. Здесь заложена глубокая идея о превращении идеального в материальное. К.Э.Циолковский, Н.И.Кибальчич задолго до космических полетов создали идеальные проекты реактивного летательного аппарата. В данном случае идеальное предшествует материальному, но когда возникают благоприятные условия, идеальное может быть воплощено в материальное. Здесь неважно какое из них (идеальное или материальное) является исходным пунктом.

Сократ, обращавший особое внимание к духу, духовному, изрек: "Изучение естественных наук не столь существенно." Строго говоря, что первично: сознание или материя — основным вопросом философии не является.

Однако, как рядовой вопрос: "что первично — материя или сознание" всегда возникает в теории познания, гносеологии. В то же время "ЧТО ПЕРВИЧНО" и "ЧТО ЕСТЬ ИСТИНА" — взаимосвязанные вопросы. В частности, элеаты на вопрос "что есть истина" отвечают "истина достоверное, а мнение — мнимое значение, основанное на чувственных восприятиях". Существует лишь единственное и неподвижное вечное бытие. Элеаты отрицают реальное существование движения, множества, которое является обманом чувств. Здесь видно, что гносеология связана с онтологией.

Уже в древности возникают философские представления, где материя и дух никак не противопоставляются, а представляются в единстве.

Анимизм (от лат. anima, animus — дух, душа), термин, обозначающий религиозные представления о духах и душе. Введен в этнографическую науку англ. ученым Э.Б.Тейлором, который считал веру в отделимых от тела духов древнейшей основой ("минимумом") возникновения религии, созданной "дикарем-философом" в результате размышлений над причинами сновидений, смерти и т.п.

Понятия "душа" и "дух" в якутской мифологии никак не различаются. Согласно учению иччи, каждый предмет имеет свою душу, мас иччитэ, Баай Байанай — Хара Тыа иччитэ. Здесь душа как бы заключена в самом предмете, отсюда так называемый анимизм. В то же время нельзя приписывать анимизм только религиозному воззрению или первобытному человеку. Верование в иччи позволяет саха жить в гармонии с природой и сегодня существуют люди, которые вступают в контакт с иччи. После того, что мы сделали с природой, убеждаемся, что,каждое явление природы заслуживает, чтобы к нему относились как к одухотворенному и одуше-ствленному существу.

Дух, в отличие от души, понятие более абстрактное. Дух при этом может пониматься как сверхразумное начало, существующее независимо от предмета. Носителем духа, духовного, идеального прежде всего выступает общественное сознание. (Значит, "дух" синоним сознания). А общественному сознанию мы придавали вторичную роль, отдавая приоритет общественному бытию. Мы чаще всего принижали ту роль, которую духовное играет в человеческой деятельности, игнорируя в ней исходный пункт, всеобщее начало последней. Значит, духи выражают в аллегорической форме духовность народа, этноса. Если уничтожить эти духовные традиции, то не теряет ли этнос будущее? Не погибает ли он и физически, и духовно? Не произошло ли нечто подобное с бывшими советскими народами, в том числе саха. Не потому ли сегодня наше общество находится в критическом состоянии?

В марксистском учении (диамат) термин "душа" является синонимом термина "психика". И по содержанию соответствует этому понятию внутренний мир человека, его переживания. Психика обычно включает в себя не только сознание человека, но и область не осознанного, бессознательного.

Близок к учению анимизма и гилозоизм, философски осмысливающий его.

Гилозоизм (от греч. hyle — дерево, вещество, zoe —жизнь), учение ионических натурфилософов (гилозоистов), которые находились на материалистически — пантеистических позициях и видели субстанцию мира в одушевленной материи, способной к ощущениям и мышлению.

Согласно гилозоизму, каждый предмет одушевлен и обладает способностью ощущения. Вполне возможна критика со стороны ортодоксального марксиста-материалиста, что здесь не воспроизводится разграничение живой и неживой природы.

Из курса диамата известно, что ощущение есть свойство отражения. Качественно различаются также отражения на добиологическом и биологическом уровнях. С точки зрения нашей концепции мы будем различать души разного ранга, исходя из учения Аристотеля. Согласно античному мыслителю имеются: материальные души первого ранга, например, у камня — одна душа; растительные и животные души — второго ранга; растения и животные имеющие две души и человеческие души — третьего ранга, люди имеют три души. В якутском учении "Кут-Сур" соответственно: души I ранга — Буор Кут; души II ранга — Буор Кут, Сал-гын Кут и души III ранга — Буор Кут, Салгын Кут и Ийэ Кут. Здесь мы подходим к понятию панпсихизма у саха, который в отличие от идеализма, представляет единство души и природного тела.

От анимизма можно перейти к пантеизму.

"Пантеизм (греч. pan — все и theos — бог) — философское учение, максимально сближающее понятия "бог" и "природа с тенденцией к их отождествлению". Натуралистический пантеизм (стоики, Бруно, Спиноза) одухотворяет природу, наделяя божественными свойствами, и тем самым растворяет Бога в природе. Начинаем с анимизма: Мас иччитэ (иччи дерева) — ойуур иччитэ (иччи леса) — Баай Хара Тыа иччитэ Баай Байанай (иччи тайги Баай Байанай) — Орто Дойду иччитэ (иччи Среднего мира)

— Аан Дойду иччитэ (иччи всего мира). Подошли к тому, что высшее божественное существо представляет саму природу.

В.И.Ленин охарактеризовал пантеизм как замаскированный объективный идеализм. Но это не так. Пантеизм есть также единство материального и идеального, как единая субстанция.

Философски разработанной формой анимизма является не только гилозоизм или пантеизм, но и панпсихизм.

Панпсихизм (греч. pan — все и pcyche — душа) — философское воспроизведение анимизма, согласно которому вся природа обладает одушествленностью, психикой.

Ярким представителем панпсихизма является замечательный ученый К.Э. Циолковский, выразивший свое мировоззрение словами: "Каждый атом мыслит и ощущает". Он полагал, что все многообразие мира, включая человеческий организм, образует ассоциации атомов, которые понимаются им как особые частицы вещества и как неуничтожимые "примитивные духи". Следует добавить, что К.Э. Циолковский не был первобытным человеком, верящим в анимизм, а крупным русским космистом. Классики марксизма проигнорировали панпсихизм, ибо он выпадает из системы, включающей борьбу материализма и идеализма. И потому В.И.Ленин не подвергал острой критике панпсихизм.

Якутское мировоззрение и есть учение панпсихизма. Вся природа считается живой и одушевленной. У саха были почитаемые природные объекты в каждом родном аласе: священное дерево, булгунньах (гидролоккалит), озеро.

Когда природным явлениям, а затем и всей стране (миру) придается статус божественного, священного, то панпсихизм обретает окраску пантеизма.

Якутская религия есть смесь пантеизма, политеизма и анимизма. Пантеизм, анимизм, иччи имеют прямое отношение к натурфилософии. Политеизм никакого отношения к натурфилософии не имеет.

В современном курсе философии нет необходимости объяснять все явления с позиций классовой борьбы. "Философия также партийна, как и две тысячи лет тому назад", — здесь много выдуманного. Весьма искусственно считать Аристотеля — сторонником демократии, а Платона — защитником аристократии. Следует очистить марксистскую философию от не научных объяснений Лениным действительных фактов.

Мы понимаем, что многое излагалось С целью пропаганды классовых интересов. В таком духе написана работа В.И.Ленина "Материализм и эмпириокритицизм".

Преподавать марксистскую философию, как альтернативную, нужно. Встанут ли наши студенты на марксистскую позицию, это их личное дело. Но необходимо критически читать и К.Маркса, и Ф.Энгельса, и В.И.Ленина.

После крушения социалистической системы, восторжествовала односторонняя политическая экспансия капиталистической доктрины. Неслучайно, Дж. Маклеллан обратился к философам-марксистам с призывом к восстановлению марксистско-ленинской философии и национальных интеллектуальных традиций (Маклеллан Джеймс Е. Мысли о будущем марксизма-ленинизма (открытое письмо философам, воспитанным в условиях социализма) // Вестник Моск. унив-та. Сер.7, философия, 1992, №1, с. 5).

Если в одном мире одна формация, одна идеология и одна технология, то исчезают противоречия, развитие прекращается. Альтернатива должна быть. Противоречия нужны как источник развития.

Но может ли быть альтернативой марксистско-ленинская философия? Безусловно, в чистом виде марксизм уже не возродится. Это теория XIX века. Разумеется, ценные элементы марксизма должны быть сохранены. При этом марксистская философия должна быть освобождена от различного рода идеологических химер, типа — пролетарский интернационализм и русский мессионизм. Н.А.Бердяев заметил по этому поводу: "От III Рима (Москва) до III Интернационала".

Как известно, идеологические химеры могут устойчиво существовать в человеческом сознании. Они весьма виртуозно схватываются политиками, такими как Жириновский.

Однако политические химеры можно объяснить и обыденной человеческой психологией, когда человек одновременно принадлежит и классу, и нации. Так Э.Лимонов провозглашает национально- большевистскую идею.

Итак, в философии следует представить 4 направления: материализм, идеализм, дуализм и панпсихизм. При этом мы пытались показать, что в различных ситуациях материализм и идеализм могут выступать как равноправные альтернативные принципы. Более того, в современных условиях материализм и идеализм можно рассматривать с точки зрения принципа дополнительности — методологического принципа, выдвинутого Бором в связи с интерпретацией квантовой механики. В этом смысле мы полагаем, что на определенном этапе развития необходимо их применять как взаимополагающие и взаи-моограничивающие друг друга, "дополнительные" понятия, которые в особых условиях, взятые вместе, исчерпывают максимально всю поддающуюся описанию и передаче явления и процессы.

Итак, наиболее разработанным философским учением об одушевленности и одухотворенности является панпсихизм, представляющий единство материального и идеального как единую субстанцию.


* См. материалы 1-й конференции ж. "Илин " за 1993—94 гг.

Hosted by uCoz