Чингисхан в фильме Андрея Борисова показан как человек,
продвинувший, изменивший мировоззрение людей и общий ход истории,
создавший могущественное государство – империю.
Первая серия фильма охватывает три периода жизни. Детство –
начиная с пророчества, рождения и до смерти отца все события говорят
о генетической предрасположенности Темучина к мессианским деяниям.
Юность его полна испытаний и знаков судьбы. Его зрелость – это
сознательные волевые усилия к объединению еще разрозненных племен.
Провозглашение ханом становится первым шагом на пути великих деяний
Темучина, личность которого пронизана трагическими противоречиями
истории.
Мистико-мифологический уровень представляет якутскую легенду о
Чингисхане, открывающую силу и обаяние тенгрианства, уводящего от
язычества к единобожию. И, наконец, на геокультурном уровне Саха
(Якутия) в фильме "По велению Чингисхана" представляет собой
северную Азию, сохранившую центральноазиатский корпус традиционных
знаний, скорректированных мерзлотным ландшафтом. Соответственно этим
уровням в фильме взаимодействуют пространство мистическое, носителем
которого является шаман Хохочой, пространство поэтическое, в котором
пребывает Джамуха -друг, а впоследствии – соперник, и космическое
пространство сознания Темучина.
Первый эпизод, снятый в апреле 2005 года в
Верхоянских горах, задал внутренний ритм всему фильму, следующий
эпизод, снятый на священной горе Ерд, куда сходились в древности
центральноазиатские племена для проведения сакральных Ердинских игр,
отчетливо показал, что у фильма уже есть "сердце" – его герой.
Благословенная байкальская земля, которой якуты приехали поклониться
и испросить позволения, отозвалась дождями, ветром, громами и
молниями, разливом Анги, одной из трехсот рек, впадающих в Байкал,
перекрывшей дорогу, и, пропустив через чреду испытаний, подарила
съемочной группе великолепный солнечный день с живописными белыми
облаками над играющим многоцветием гор, радугой и короткими
вкраплениями теплого дождя.
Андрей Борисов:
"Наш фильм о рождении империи, не о гибели, а о рождении.
Степь – как бубен, когда солнце нагревает ее до 40°, он
натягивается и гудит. А когда дождь – он обмякает. В Тыве, когда мы
снимали кадры из нашего фильма, я понял, что я не люблю Париж, не
люблю золотые пески Черного моря и другие прелести этой жизни. А
Великая степь во мне гудит, бубен степи во мне трепещет, как и
страсти тех людей, которые преодолевали огромные просторы, огромные
пространства "с раскосыми и жадными очами".
Наше кино – это фильм, в котором неразрывно связаны природа,
история, человек, география тоже. Это народный фильм. Фильм, который
выражает чаяния народа, отражает подлинную историю, подлинную
географию и подлинную природу".
|