Экономическая наука изучает
производственные отношения, возникающие в процессе хозяйственной
деятельности общества. Однако ее становление и развитие происходят
по своим законам и как бы со значительным отставанием от
возникновения объекта изучения. Так, например, хозяйство Якутии
развивалось в течение многих веков, но его экономическое изучение,
можно сказать, было начато только в двадцатом веке.
Первые
научные экономические исследования были проведены Якутской
комплексной экспедицией Академии наук СССР в 1925-1931 гг. Благодаря
ее плодотворной деятельности и планомерному продолжению изучения
производительных сил республики, в мае 1947 г. Постановлением Совета
Министров СССР №1755 была организована Якутская
научно-исследовательская база Академии наук СССР. В ее составе был
создан сектор экономики, что означало рождение в республике
экономической науки, которой в будущем году исполнится 60 лет.
Становление и развитие
экономической науки в республике происходили трудно и медленно. В
результате она в течение многих лет не получала самостоятельного
статуса научного учреждения, а существовала в организационной форме
сектора и отдела. Вопрос о создании научно-исследовательского
экономического института был решен только в 1986 г. О создании на
базе Отдела экономики Якутского филиала СО АН СССР Института
экономики комплексного освоения природных ресурсов Севера вышли
Распоряжения Совета Министров СССР №479 от 13 марта 1986г. и Совета
Министров РСФСР №350 от 24 марта 1986г., а также постановление
Президиума Академии наук СССР №1083 от 25 июля 1986г.
Соответствующим постановлением Президиума Сибирского отделения АН
СССР от 7 августа 1986г. были определены основные научные
направления и структура Института.
Заседание Ученого совета Института |
Следует отметить, что
Институт экономики комплексного освоения природных ресурсов Севера
Якутского филиала СО АН СССР явился первым научно-исследовательским
экономическим институтом в зоне Севера страны. В последующие годы на
Европейском Севере были созданы Институт экономических проблем
Кольского научного центра и Институт социально-экономических проблем
Севера Коми научного центра РАН.
Однако
наш Институт остается единственным в огромной широтной зоне
Азиатского Севера от Уральских гор до Тихого океана. Поэтому он
призван заниматься изучением не только прикладных республиканских,
но и фундаментальных северных проблем региональной экономики. Это
общее научное направление предусмотрено Постановлениями
Правительства РФ и Президиума СО АН СССР.
Таким
образом, в этом году нашему Институту исполняется 20 лет. Первым
директором его был д.э.н. Н.В.Игошин, который работал до 1991г.
Заместителем по науке являлся д.э.н. Е.Г.Егоров, который с 1992г. по
настоящее время руководит коллективом. Следует признать, что
становление и развитие Института происходило в сложных условиях
переходного периода к рыночной экономике. Можно сказать, что
благоприятные условия для его научной деятельности существовали
только на начальном этапе. 1992-1998 гг. оказались периодом
выживания в связи с недостатком бюджетного финансирования. Затем
наступило время для более-менее нормальной работы. А с 2005 г. в
связи с переходом на выполнение научных исследований по
государственным заказам опять начался организационно-финансовый
кризис.
Самая
главная трудность развития экономической науки и Института
заключается в коренном изменении предмета ее изучения в результате
трансформационных процессов в экономике. Им до 1990 г. являлись
производственные отношения при централизованной плановой экономике,
а после стали принципиально новые рыночные отношения. Наши знания в
области социалистической экономики стали непригодными и для нас,
ученых-экономистов, появилась вынужденная необходимость как бы с
нуля изучать основы, законы и категории рыночной экономики. В стране
и республике до сих пор отсутствует настоящая рыночная
действительность, что сильно сдерживает повышение эффективности
научных поисков.
Характерной особенностью экономических исследований следует считать
также то, что они направлены на будущее, на прогнозирование
перспективного социально-экономического развития страны, республики,
отраслей и предприятий. Осуществление данной функции экономической
науки в настоящее время объективно осложняется отсутствием
устойчивой динамики в переходной экономике. Несмотря на это,
государственные заказчики научно-исследовательских работ от нас
требуют разработки программ и прогнозов на 10-15 лет.
Успешное преодоление
трудностей и недостатков, обусловленных трансформацией общества и
экономики, было бы возможно в результате ускоренной замены пожилых
научных кадров и пополнения творческого коллектива молодыми
специалистами, окончившими за последние годы высшие экономические
учебные заведения. Но этот процесс идет медленно, так как молодые
экономисты и финансисты выбирают рабочие места в тех учреждениях и
предприятиях, где зарплата сравнительно высокая и имеются более
благоприятные социальные условия (жилье, общежитие и т.д.).
Экономический отряд экспедиции
Института знакомится с хозяйством Бологурского наслега
Амгинского улуса (июль 2003 г.) |
Еще до начала переходного
периода Институт создал необходимый для обоснования и осуществления
социально-экономических преобразований значительный научный
потенциал. Он состоит из многих научных программ, концепций,
технико-экономических обоснований, поисковых идей для решения
народнохозяйственных проблем. Из них наиболее востребованной новым
временем и новой Якутией явилась "Концепция самоуправления и
самофинансирования Якутской АССР" (1989 г.), в основе которой были
заложены идеи о государственном суверенитете и экономической
самостоятельности республики.
В
кризисных условиях начального этапа перехода к рынку Институт не
только выжил, но и имеет существенные научные результаты. Им
разработаны Концепция перехода к рыночной экономике, Экономические
основы становления и укрепления государственности, экономической
самостоятельности и безопасности республики, ряд отраслевых
программ, комплексных программ формирования и развития экономической
и финансовой основ местного самоуправления.
Значительной как в теоретическом, так и в практическом отношении
научной работой являются Концепция и Стратегия модернизации
региональной экономики, впервые разработанные в нашей стране и
предложенные в качестве научной основы выхода экономики из
системного кризиса на траекторию стабилизации и устойчивого
социально-экономического развития не только регионов, но и страны в
целом.
За
1991-2005 гг. Институт региональной экономики выполнил научные
исследования по проблемам экономики алмазно-бриллиантового
комплекса, развития угольной промышленности, приоритетного создания
перерабатывающих производств, а также по вопросам аграрной реформы и
социально-экономического развития села. Среди научных результатов
заметное место занимают эколого-экономические и
социально-демографические исследования, с учетом которых Республика
Саха (Якутия) более успешно проводит ресурсосберегающую
экологическую политику и целенаправленную на расширенное
воспроизводство населения демографическую политику.
Характерной особенностью развития экономической науки в республике
за последнее десятилетие можно считать проведение исследований по
финансовым и бюджетным проблемам, которые раньше рассматривались
преимущественно на государственном уровне, причем на союзном и
российском. Теперь финансовая сфера экономики стала сравнительно
открытой и доступной для научного изучения, но имеются определенные
трудности, связанные с режимом защиты государственных интересов и
конфиденциальности финансовых показателей деятельности хозяйствующих
субъектов в условиях конкурентного рынка.
Республика Саха (Якутия) как субъект Российской Федерации и как
крупный регион Севера активно участвует в решении общефедеральных и
региональных проблем государственного строительства и
социально-экономического развития, в особенности по вопросам
государственной политики на Севере страны. При этом государственные
органы власти и управления республики часто используют научные
обоснования, рекомендации и заключения. Так, в последние годы с
участием Института были подготовлены доклад Президента РС(Я)
В.А.Штырова "Об основах государственной политики на Севере
Российской Федерации" и методические положения для разработки нового
проекта Федерального закона "О районировании Севера Российской
Федерации".
Что
касается внешнеэкономических связей республики и, следовательно,
конъюнктуры мирового рынка товаров, капитала и природных ресурсов, в
частности, исследованы эффективность иностранных инвестиций на
Севере, возможности создания свободных и особых экономических зон в
республике, предпосылки применения иностранных концессий по
разработке месторождений полезных ископаемых.
Таким
образом, Институт региональной экономики АН РС (Я), являясь
единственным академическим научно-экономическим учреждением не
только в республике, но и на Азиатском Севере России, внес
существенный творческий вклад в развитие экономической науки и
практики, осуществление социально-экономических преобразований
переходного периода, формирование рыночной экономики в республике и
других регионах Севера Российской Федерации. По ориентировочной,
качественной оценке интегральный результат от использования его
научного потенциала превышает сотни миллионов рублей в год, хотя его
расходы за счет государственного бюджета достигли лишь 21 млн. руб.
в 2005 г.
Вместе
с тем Институт пока не пользуется достаточной заботой и поддержкой
Правительства РС(Я). Почти за 60 лет развития экономической науки и
20 лет деятельности не удостоился своего "рабочего дома". С 2003 г.
проявляется узкий подход к планированию и финансированию
экономической науки, которая якобы должна заниматься только
прикладными исследованиями и существовать преимущественно за счет
выполнения государственного заказа. Наука, загнанная в узкие рамки
госзаказа, теряет свободный и творческий характер, попадает в полную
зависимость от ума, воли и желания отдельных государственных
чиновников.
Развитие экономической науки в значительной мере зависит от роста
"живого" научного потенциала, то есть от подготовки
высококвалифицированных научных кадров. Не всякий специалист с
высшим экономическим образованием может стать исследователем.
Учеными становятся только те, которые годами настойчиво овладевают
методологией научного исследования, накапливают многие
профессиональные знания и исследовательский багаж в той или иной
области экономической науки и практики. Исследователи свой
профессиональный уровень подтверждают путем защиты кандидатских и
докторских диссертаций. Поэтому настоящие научно-исследовательские
коллективы должны иметь в своем составе минимум 30% остепененных
сотрудников. Только такие творческие коллективы могут осуществлять
научные исследования на достаточно высоком теоретическом и
практическом уровне.
Наконец, нужно подчеркнуть, что развитие экономической науки крайне
важно для северных регионов, в том числе Республики Саха (Якутия),
так как они определяют высокие темпы и эффективность роста
производительных сил и экономического могущества Российского
государства. Решения народнохозяйственных задач в экстремальных
природно-климатических и специфических социально-экономических
условиях Севера требуют предварительных глубоких научных
исследований и всесторонних технико-экономических обоснований. Об
этом ярко свидетельствует тот факт, что одним из основных заданий
Президента РФ В.В. Путина во время недавнего его визита в республику
является разработка "Схемы комплексного развития производительных
сил, транспорта и энергетики в Республике Саха (Якутия) до 2020
года".