Когда пересекаешь этот район Якутска, то кажется, что вся
городская жизнь кипит вокруг и внутри основного объекта –
автовокзала. А по мере того, как улучшается и с каждым годом
хорошеет центр, замечаешь изменения и в облике этого сооружения.
Особенно результативным был прошлый год: появился новый перрон! О
начавшейся реконструкции и других моментах жизни коллектива
рассказывает директор автовокзала Клавдия Ильинична Тужинова:
– Действующее здание автовокзала было построено по типовому
проекту на 500 мест и запущено в строй в 1981 году. До 1983 года
предприятие входило в состав нынешнего МУП "ЯПАП-1", затем, по
распоряжению Совета Министров ЯАССР, было преобразовано в
Производственное объединение автовокзалов и пассажирских автостанций
(ЯПО АВ и ПА). Не трудно догадаться, что в состав объединения
входили все автовокзалы и автостанции республики. Само оно
подчинялось Якутскому государственному производственному объединению
автомобильного транспорта "Якутавтотранс" – мощному головному
предприятию по перевозке грузов и пассажиров. В начале 90-х ЯПО АВ и
ПА было расформировано, и все мелкие автовокзалы и автостанции были
переданы на балансы районных администраций. А наш автовокзал в 1993
году был передан в муниципалитет г. Якутска под новой вывеской:
муниципальное предприятие "Якутский городской автовокзал" и
дотировался с местного бюджета до 2003 года…
– Извините, перебью, ну и досталось же вам, в плане
скоропалительности переименований!
– Это еще не все! В 2003 году распоряжением Министерства
имущественных отношений РС(Я) мы были переименованы в
государственное унитарное предприятие "Якутгоравтовокзал", и,
наконец, в 2004 году распоряжением Правительства республики
преобразовались в открытое акционерное общество "Автовокзал".
– Это значит, что весь пакет акций общества принадлежит
республике?
– Совершенно верно. И хочу отметить, что благодаря правильной
политике Правительства нашей республики в части приватизации и
акционирования убыточных предприятий, ОАО "Автовокзал" за неполные
два года снизил свои убытки и в 2005-ом, в преддверии юбилейной
даты, завершил финансовый год с положительным балансом.
– Много ли руководителей было да Вас?
– Первым возглавлял автовокзал Николай Иосифович Вдовин. Он
работал с 1981 по 1983 год. После него Владимир Петрович Сидельников
-1984-1992 годы. А в 1993 коллектив выдвинул мою кандидатуру.
Вообще-то в системе "Якутавтотранса" я работаю с 1980 года, на
автовокзале с 1984 года. Была диспетчером, старшим диспетчером,
потом начальником отдела эксплуатации.
– А ведомственное подчинение автовокзала сохранилось?
– Да, конечно, наш куратор Министерство транспорта, связи и
информатизации РС(Я). Вопросы по открытию новых маршрутов, по
правилам перевозки пассажиров и многие другие согласовываются и
решаются совместно с ним. Например, на стадии решения вопрос о
расширении территории автовокзала для устройства посадочных площадок
маршрутных такси. И только благодаря акционированию мы приступили к
реконструкции здания автовокзала. Конечно же, процесс этот будет не
столь быстрым и скорым, как хотелось бы, но раз его уже начали, то
доведем до конца.
– Что конкретно планируется сделать в ближайшее время?
– Весну-осень, то есть теплые месяцы года хотелось бы
посвятить реконструкции фасада здания. Хочется иметь современные
витражные окна. Освещение также перестало соответствовать
требованиям времени. Привокзальная территория должна быть полностью
перепланирована. Потому что к приходу железной дороги в Якутск одним
из основных транспортных узлов станет автовокзал. Здесь будут
проходит не только автобусные линии, но и троллейбусные. Это по
крайней мере отражено в городском генплане.
– Такое ощущение, что в настоящее время "кирпич" не помеха для
въезда на территорию автовокзала, например, частным автомобилям…
– Для исключения таких моментов, в данное время мы вплотную
работаем с Госавтоинспекцией, дорожными службами, чтобы были КПП при
въезде и выезде и соответствующий порядок на территории автовокзала.
Вообще, работы предстоит очень много.
– И какими силами эта работа ведется, каков коллектив
автовокзала?
– Конечно же реконструкция – это первоначальная забота
руководящей службы, а так численность предприятия составляет 24
человека. Костяк крепкий. Есть люди, которые трудятся здесь по многу
лет. Более тридцати отработали Галина Александровна Банина,
Екате