Галина СТАРОВОЙТОВА:
О
ФЕДЕРАЛИЗМЕ И
ЭТНИЧЕСКИХ
ПРАВАХ
В наше "безвременье", как принято характеризовать
переходное время, особое значение приобретают вопросы
государственного устройства России. Какая нужна нам Россия: страна
толерантности и демократии или же соответствующая расхожим
выражениям недавнего прошлого – "тюрьма народов", "страна единого
советского народа"? Создается впечатление, что Москва еще не знает,
чего хочет и как хочет. Потому нам важно знать мнение известных
российских политиков, ученых о федеративном устройстве России.
Галина
Васильевна Старовойтова – одна из самых интересных и неординарных
женщин-политиков России. Она убежденный сторонник демократии,
человек, многое сделавший и делающий для утверждения в России
демократических ценностей. Одна из последних ее акций – участие в
создании Либеральной коалиции реформаторских сил.
- Галина Васильевна, многие политологи отмечают, что в
Российской Федерации нет концептуальной национальной политики. На
Ваш взгляд, какие существуют точки зрения на федеративное устройство
России?
- Да, я согласна, что подходы к проблеме менялись. Они еще
только нащупываются за последние 8 лет. Еще в далеком 89-м году мы с
Андреем Дмитриевичем Сахаровым предложили Горбачеву проект Союзного
договора, где мы предлагали выровнять статус субъектов союзной
федерации: союзных и автономных республик, областей. Все могли бы
напрямую выходить на центр. Это первое. А во-вторых, чтоб сами могли
решать, какой объем полномочий они делегируют федеративному центру:
экономических и политических. В-третьих, они могли бы стать
субъектами международного права, международной торговли. Как сейчас
Татарстан или Республика Саха, учитывая прямые связи с "De Beers" и
т.д. Но тогда это резко отвергалось, хотя потом жизнь фактически
привела к этому. На сегодня существуют два полюса, две точки зрения
на федеративное устройство России. Один полюс – либеральный, наш с
Сахаровым проект, есть и крайне шовинистический, озвучиваемый в
основном Жириновским, хотя могут и другие политики
националистического направления пойти по его пути. Их цель:
упразднить национальные республики, входящие в состав Российской
Федерации, приравнять всех к губерниям. Это нереально, слишком
далеко зашла суверенизация. Второй путь, если попытаются реализовать
его в России, приведет к усилению центробежных тенденций,
социальному взрыву. Мы, либералы, выступаем против этого.
- Как Вы бы охарактеризовали сегодняшнее состояние Федерации?
- Здесь достаточно много вопросов и проблем. Вот, к примеру,
Калмыкия. 350 тысяч населения, аграрная республика в низовьях Волги.
Но она имела некоторые привилегии до написания последней Российской
Конституции, по сравнению с пятимиллионным Санкт-Петербургом,
культурным, историческим, индустриальным центром. По сути дела
Санкт-Петербург – вторая столица, окно в Европу. Но прав было
меньше. Я даже не говорю о символике: флаг, гимн, герб. Было просто
меньше прав. Мэр Собчак так и не пробил разрешения на свободную
экономическую зону. В итоге по России, по крупным, развитым в
экономическом плане регионам пошли волнения. Россель провозгласил
Уральскую республику, за что был снят Ельциным в порядке наказания,
чтоб другим неповадно было. Но народ все равно выбрал его
губернатором именно за эти цели. И Волгоград, и Вологда, и тот же
Петербург... В результате пришлось в значительной степени выравнять
статус членов Федерации в новой Конституции. Наверное, это было
справедливо, если принять во внимание все эти аспекты. Но надо найти
очень тонкий баланс между федерализмом и уровнем суверенитета
республик, уровнем их автономии и сохранения целостности единого
государства.
- Опыт какой зарубежной страны ближе нам?
- На мой взгляд, в Федеративной Республике Германия найдена
оптимальная модель. И мы скорее ориентировались на опыт ФРГ, чем
Соединенных Штатов Америки, где и уголовный кодекс разный,
соответственно и меры наказания разные: в некоторых штатах есть
смертная казнь, в других нет. Но Штаты не имеют опасности раскола
страны. Это, в общем-то, страна эмигрантов, не имеющих решающего
этнического большинства ни в одном из штатов. И только коренное
население – индейцы смотрят на проблему иначе. Они понимают, как
важно для самосознания народа связь с территорией, землей, с
культурно-хозяйственным типом, выработанным на протяжении веков
именно на этой территории, ландшафты этой земли отложились в
этническом самосознании людей. Потому часть американцев обычно не
понимает нашего подхода. И удивляются: почему позволяете столько
суверенитета республикам, народам, считают, что вообще не надо
защищать коллективные права, а только индивидуальные права человека.
Я против этого. Считаю, что так говорят из-за непонимания российских
реалий. Очень часто индивидуальные права обусловлены защитой
коллективных прав. И часто индивидуумы готовы пожертвовать частью
своей свободы, своих индивидуальных прав ради своей этнической
общности, ради ее сохранения даже жертвуют своим физическим
существованием. Люди гибнут, идут на войну, как это было в Карабахе,
Абхазии, Югославии, Ольстере. Как же мы не можем принять во внимание
такой субъект права, как этническая группа?! Я всегда выступаю в
защиту прав национальных меньшинств, но надо еще определить, кто и
где меньшинство, на какой территории. Есть еще так называемая
проблема несправедливости границ. Граница – как правило,
несправедлива. Трудно найти прецедент государства, где бы они были
справедливы. Когда происходят какие-либо изменения, исторические,
как было при распаде СССР, то последствия этого оказываются очень
болезненными. Скажем, проблема Крыма, Северного Кавказа... Следствие
этого – разделенный русский народ, чувство национального унижения,
рост шовинизма на этой почве, угроза демократии, фактически угроза
правам тех же национальностей...
- Пример Чечни...
- Война в Чечне – это преступление, которое никогда не может быть
прощено Президенту Ельцину и тогдашнему правительству.
- Могут ли в данной ситуации республики сами предпринять
какие-либо шаги? К примеру, судя по последним высказываниям, Шаймиев
не исключает подписание прямых договоров с субъектами Федерации. Или
Приморье, где также сильны центробежные процессы.
- Если сегодня говорить о каких-то договорах между
республиками, как я понимаю, речь пойдет по сути о новом
Федеративном договоре. Не исключено, что договор 1992-го года
устарел. Но нельзя ни в коем случае исключать из переговорного
процесса экономически развитые области с подавляющим большинством
русского населения. Есть такие общие вопросы, как система
коллективной безопасности, региональное разделение труда, обмен
кадрами, сложившиеся исторические, культурные связи и т.д.
Конечно, в Приморье есть определенное региональное самосознание.
Но в любом случае надо иметь в виду, что русские Приморья ощущают
себя русскими, европейцами по психологии, хотя живут на Дальнем
Востоке, в Азии. Все-таки культурные, исторические, ментальные,
религиозные связи, даже для людей неверующих, ценностная база этих
связей все-таки очень важна.
- Каково положение России в геополитике? Сегодня говорят о
новых отношениях: Север – Юг. Это становится очень важным для всего
мирового развития.
- Россия лежит на перекрестке направлений Запад-Восток,
Север-Юг. И Россия всегда будет ключевой страной. Иностранцы это
осознали после некоторого периода вакуума. Поняли, что с Россией
придется считаться в любой оси геополитических координат. Россия –
ключевая держава евразийского континента.
Беседовал Олег Сидоров.
г. Новосибирск.
Илин №1-2, 1997. |