Марина ЯКОВЛЕВА
ЯКУТЫ РУССКОЙ АМЕРИКИ
|
Факты, описанные в статье,
открывают страницы далекой истории – освоения русскими
берегов Северной Калифорнии. Мало, кто знает, что среди
членов "Российско-Американской компании" были и якуты,
которые наравне с русскими терпели все тяготы рискованной
жизни в Америке, а многие там умерли. |
|
БУСЫ, БРЮКИ, ТОПОРЫ В ОБМЕН НА ЗЕМЛЮ
29 сентября 1808 года из бухты
Новоархангельска (Аляска) вышли два корабля, "Кадьяк" под командой
штурмана Петрова и "Николай" под командованием штурмана Булыгина,
принадлежащие "Российско- Американской компании", основанной в 1799
году знаменитыми предпринимателями Григорием Шелеховым и Иваном
Голиковым. Заданием Ивана Кускова, руководившего экспедицией на "Кадьяке",
было обследование берега Калифорнии на север от Сан-Франциско. При
нахождении подходящего места Кускову надлежало высадиться и начать
постройку форта. Судно "Николай" имело задание обследовать устье
реки Колумбия и основать там другое русское поселение. У мыса
Жуан-де-Фука 1 ноября после 3 дней борьбы с бурей судно разбилось о
прибрежные скалы.
Спасшуюся команду, высадившуюся на берег, атаковали индейцы,
завязалась перестрелка, многие русские были ранены копьями и
стрелами. На следующий день русские решили продвигаться вдоль
побережья для воссоединения с командой "Кадьяка". Это путешествие
закончилось катастрофически, большинство из людей попали в плен к
индейцам на годы, многие погибли от рук индейцев или не выдержав
наступившей зимы, ранений и трудностей. Только часть команды корабля
"Николай" вернулась домой после трехлетнего плена у индейцев,
Булыгин с женой умерли в плену.
Судно
"Кадьяк" оказалось более счастливым. Был уже январь 1809 года, когда
Кусков обнаружил прекрасный залив, носящий название Бодега. Залив
находился милях в шестидесяти на север от залива Сан-Франциско.
Кускову очень понравились как залив, так и окружающая его местность.
Немного севернее залива Бодега он обнаружил устье реки, не имевшей
названия, которую он решил назвать Славянкой (ныне Russian River).
Земля оказалась хорошей для земледелия и весь участок побережья с
его прекрасным заливом казался идеальным для основания там селения и
базы компании. На берегу залива Бодега была закопана медная доска,
на которой было выгравировано "Земля российского владения" и номер
"14". В конце 1809 года "Кадьяк" вернулся в Новоархангельск.
Место
под будущее поселение РАК приобрела у местных индейцев (племени
кашайа-помо), руководимых вождём Чу-гуаном. РАК не отняла землю у
индейцев (как это делали испанцы), а приобрела территорию в 1000
акров за мешок итальянских бусин, несколько пар брюк, 2 топора и 3
одеяла.
Основание колонии на юге было необходимо для дальнейшего
существования и благополучия Новоархангельска. Селение в Калифорнии
должно было стать продуктовой базой для промысла морской выдры,
который вели перемещенные в Калифорнию артели кадьякских эскимосов,
и центром земледелия и скотоводства, созданного здесь для снабжения
Русской Америки продовольствием. Тогда не нужно будет привозить
продукты из далекой Сибири, а главное, не нужно будет полагаться на
прибытие кораблей из Охотска, которые часто не доходили до места
назначения и колония голодала.
В
начале 1812 года судно "Чириков" вошло в залив Бодега. Место,
выбранное ранее, казалось идеальным для постройки форта. Для
постройки и освоения форта были привезены опытные плотники,
кораблестроители, кузнец, мельник, всего 20 промышленных людей.
Кроме того, для охоты на бобров и других животных Кусков захватил с
собой 40 алеутов и байдарки.
Первые
стены нового форта из тяжелых плах были поставлены 15 марта 1812
года. Выглядели они внушительно, построенные из толстых плах
секвойи, дюймов в восемь толщиной. Кроме стен, на двух углах были
установлены крепкие башни в два этажа. 11 сентября 1812 года, в день
тезоименитства государя, произошло торжественное открытие форта,
который был назван Фортом Росс. Внутри стен форта к этому времени
уже было несколько построек. В углу стояла новенькая часовня, на
задней стене которой висела большая икона Спасителя, которую Кусков
привез из Новоархангельска. Над стенами реял флаг
Российско-Американской компании.
Вдоль
восточной стены форта был построен обширный дом в 6 комнат для
правителя форта, а также такой же большой дом для русских
промышленных. У другой стены стояла большая казарма, которую
намеревались сделать главным складом. За стенами форта, снаружи,
тоже было построено несколько изб для алеутов, кузница, кожевенный
завод, пекарня и даже была построена ветряная мельница. К весне 1813
года, через год после высадки на калифорнийском берегу, в форте Росс
уже было девять зданий внутри форта и, кроме того, был вырыт
колодец. Снаружи форта было разбросано около 50 зданий. Все было
построено крепко, добротно и внушительно. Стены Форт-Росса,
возведенные из секвойи, угрожали непрошеным гостям жерлами 12 пушек.
Соседствовавшие с крепостью индейцы принадлежали к трем этническим
общностям – кашайа, помо и мивок. Вся жизнь форта была поставлена
Кусковым на военную ногу, с регулярно сменявшимися часовыми у ворот
и снаружи форта, зорко следившими за подходами к селению, особенно
со стороны гор и леса. С годами маленькое поселение форт Росс
разрослось, стало важной промежуточной станцией для захода кораблей
"Российско-Американской компании". Побывали здесь в гостях у Кускова
и прославленные кругосветные мореплаватели – капитаны Головнин,
Коцебу и др.
С
приездом в форт жены Кускова Екатерины Прохоровны,
сельскохозяйственная деятельность развернулась с большим размахом. У
испанских миссионеров были приобретены скот, домашняя птица и семена
для посевов. Огороды оказались более успешными и форт Росс никогда
не имел недостатка в овощах. Екатерина Прохоровна открыла школу, в
которой обучались как русские дети, так и дети индейцев. С колоколен
испанских миссий звонили отлитые жителями Форт-Росса колокола.
ЯКУТЫ ПАСЛИ СКОТ, ИНДЕЙЦЫ ЕГО
ВОРОВАЛИ
Как известно, якуты сыграли большое значение в освоении
Русской империей Сибири, Дальнего Востока, Америки. Якуты снабжали
русские экспедиции продовольствием, лошадьми, а также служили
проводниками. Для поступления на службу в "Российско-Американскую
компанию" они получали разрешение от местной власти. Инородные
управы выдавали билеты на право выезда из наслега на определенный
срок. По истечении срока билеты пересылались Новоархангельской
конторой вместе с донесением в главное правление
"Российско-Американской компании" для замены их новыми. На конец
декабря 1820 года Главное правление приняло постановление, по
которому должны были приниматься на службу в компании рабочие люди
для промыслов и "прочих исполнений". Людей нанимали
"промышленниками" – то есть наемными рабочими на различные работы:
охотниками, плотниками (включая кораблестроителей), фермерами (на
сельскохозяйственные работы, такие, как огородничество,
хлебопашество и т.д.).
Также
промышленники использовались в качестве проводников и для охраны
поселений Русской Америки и отражения атак индейцев. Компания
выплачивала жалование в 350 рублей в год, которое выдавалось
ежемесячно с вычетом долгов. По прибытии в колонии получали хлебный
паек в количестве одного пуда в месяц. При недостатке хлеба получали
по 5 рублей за пуд. Также из лавки ежемесячно продавались мука,
крупа, горох, в зависимости от семейного статуса, а также чай (до 1
фунта), сахарный песок (от 2 до 3 фунтов), по 1 бутылке патоки, 1
фунт табака. В день именин промышленным и креолам из лавки
отпускалась 1 бутылка, а лучшим – 2 бутылки рому за деньги. В
большие праздники допускалась продажа всем, иногда по бутылке,
иногда по чарке на человека. При избытке рому продажа производилась
чаще, а при недостатке умеренно.
Только
в одном документе от 31 августа 1860 года, представляющем собой
"Указ Якутского земского суда Ботурусской инородной управе о
пребывании якутов на службе Российско-Американской компании" на
Аляске", приведены имена более 20 якутов. С.Н.Марков пишет, что
"якут Бурцев строил и чинил корабли в Новоархангельске", "шел обмен
товарами между жителями Аляски,чукчами и даже якутами Сибири.
Якутские ножи и копья...нередко можно было встретить в самой глубине
материка Северной Америки".
Находившиеся на Аляске якуты являлись выходцами из Центральной
Якутии. Большинство – из улусов и наслегов, расположенных на правой
стороне р.Лены, по пути от Якутска к Охотскому морю. К ним
относились родовичи Ботурусского улуса (1 и 2 Хатылинских, 1
Бологурского, Сыланского, 1 Чакырского наслегов) и Мегинского улуса
(1 и 2 Мельжахсинских, Батаринского, Мегюренского, Жабыльского
наслегов).
Якуты
наравне с русскими терпели все тяготы рискованной жизни в Америке,
многие там умерли. Например, якут Жабыльского наслега Ботурусского
улуса Алексей Иванов погиб в 1853 году во время пребывания там
англо-французской эскадры, а Федор Избеков потерялся в 1856 году на
острове Уруп, после посещения острова командой все той же
англо-французской эскадры. Возможно, европейские колонизаторы
принимали якутов за индейцев.
Кстати, у наших земляков был довольно высокий социальный статус, в
ведомостях тех времен их имена стоят сразу за именами русских, далее
следуют креолы, а уже потом кадьяры (аборигены острова Кадьяр) и
другие аборигены. Посему их заработная плата была выше, чем у
креолов и кадьяров. Это обьясняется тем, что якуты не были
аборигенами Америки. Якутия к тому времени была в составе России 200
лет, якуты были хорошо знакомы со скотоводством и разными ремеслами.
К тому же они хорошо изъяснялись по-русски. К. фон Дитмар сообщал,
что "якутов, пользующихся особенно славою хороших плотников, нередко
нанимают для построек в Охотск, Аян, Петропавловск и даже на Ситху".
Среди документов, хранящихся в Национальном Архиве США, обнаружено
письмо от 23 марта 1828 года, в котором имеются сведения о найме
якутских плотников для работы на Аляске.
Корреспонденция Компании в декабре 1818 года приказывает Конторе
Росс принять всех якутов на борт судна "Ильмень" по прибытии его в
Калифорнию, использовать их как смотрителей скота – в том, в чем они
имели доказанное временем и укладом жизни умение, и заменить ими
алеутов и других в Форте Росс. Двое женатых якутов прибыли на Кадьяк
в 1828 году для того, чтобы смотреть за скотом. После того, как
Компания убедилась в явном преимуществе якутов как скотоводов над
алеутами и креолами, их было прислано больше. 1 июня 1820 года в
колонии Росс было 3 якута – Петр Попов, Герасим Попов, Логин
Захаров. В июле прибыл туда Яков Охлопков, а в декабре – Егор
Захаров. Вероятно, первым якутом, прибывшим на Русскую Америку, был
Логин Захаров. Это произошло в 1816-1817 годах. По переписи
населения Форта Росс, проведенной в 1820 году, в поселении было 260
взрослых человек, мужчин 179, русских из них – 38, креолов – 17,
алеутов – 3, калифорнийских индейцев – 56, 5 якутов и др. Базовым
населением были русские, креолы, аборигены Кальяк и Чугач, индейцы
Калифорнии. То, что среди населения форта присутствовали индейцы
Аляски, якуты и полинезийцы с Гавайских островов, говорит о широких
географических контактах Русской Америки.
Кроме
присмотра за скотом наши земляки занимались охотой на морского
котика и плотницкой работой, включая кораблестроение. Их имена
значатся в Списке денежных компенсаций за строительство судна
"Кяхта". Из семи плотников 1-го класса двое якуты: Герасим Попов и
Яков Охлопков. За свою работу они получили по 100 рублей. Плотники
2-го класса получили по 75 рублей. За строительство судна "Волга"
К.Т. Хлебниковым был представлен список денежных компенсаций мистеру
Шмидту, правителю крепости Росс, где значатся главный плотник
Герасим Попов, плотники Яков Охлопков и Петр Попов. Кстати, смотреть
за скотом в условиях непосредственной близости индейских племен было
делом нелегким. Индейцы регулярно похищали скот. Это привело к тому,
что мистер Шмидт обвинил промышленника- якута Петра Попова, в чьи
обязанности входил присмотр за скотом, в сокращении количества
живого стада. На что Попов отвечал, что пропажи случились из-за
того, что в дополнение к его собственным обязанностям его постоянно
отправляли на другие работы. Вот имена всех якутов, включая женщин,
когда-либо побывавших в Форте Росс.
Имя,
должности, годы пребывания в колонии Росс
Попов
Петр – промышленник, смотритель скота, плотник, 1820-1821
Захаров Георгий – плотник, смотритель скота, фермер, 1820-1836
Пермяков Степан – плотник, 1829-1836
Пермякова Степанида – смотрительница скота, 1829-1836
Охлопков Яков – плотник, 1820-1821
Пермяков Стефан, 1829-1836
Попов
Герасим, 1820-1821
Прокофьев Авив – смотритель скота, 1829
Прокофьева Доротея – смотрительница скота, 1829
Федоров Иван, 1838-1841
Иванов
Георгий (или Егор), 1836-1838
Иванов
Харитон, 1830-1836
Иванова Лукерья, 1830-1836
Николаев Логин, 1834-1841
Николаева Олимпиада, 1838
Захаров Логин, 1820-1821
Как
можно заметить, если в первые годы в форте были только мужчины, то
потом стали прибывать и их жены и дети. Можно насчитать четыре
якутских семьи. Ивановы с дочерью Агафьей прожили здесь 6 лет. Семьи
Авивы и Доротеи Прокофьевых и Логина и Олимпиады Николаевых. Семья
Пермяковых. Были две якутско-индийские семьи. Георгий Захаров,
прибывший в форт в 1829 году, женился крещеной индианке Наталье. У
них был сын Симеон. В 1837 году Георгий Захаров был отправлен в
Россию. Вероятно, он вернулся на родину, в Якутию. Нет никаких
свидетельств о его семье после отъезда. Возможно, Наталья с сыном
вернулась в свою родную индейскую деревню.
Попов
Петр также имел жену, калифорнийскую индианку, ее имя Катерина
Степанова. В 1829 году они вернулись на Ситку. У Петра и Катерины
были дочери Матрена и Ирина. Архивы указывают, что 14-летняя Матрена
и 7-летняя Ирина были отправлены на Ситку в 1831 году. В 1836 году
Вениаминов провел очередную перепись населения Форта Росс. Из 110
человек якутов было двое. Число женатых мужчин среди всех мужчин
Форта Росс составляло 44%. Их жены были обычно-креолки, аборигенки
Аляски и Калифорнии, и якутки. Среди индейцев число женатых
составляло 100%. В форте была всего одна русская женщина Елена
Ротчева, жена правителя Форта Росс.
В
одном из архивных свидетельств того времени есть упоминание "сакатского
смышленого парнишки Кесе". Хотя к тому времени название "якуты" уже
прочно вошло в язык, русским наверняка было знакомо самоназвание –
саха. Вдобавок православное имя этого "парнишки" Кеша (Иннокентий)
как раз по-якутски и произносится как Кесе. Судя по всему, нашего
земляка взяли в поход проводником до Охотска. Затем он вместе со
всеми двинулся до далекой Калифорнии. Первопроходцы полагали, что на
том берегу пролива разговаривают на тех же языках, что и на этом.
Убедившись, что вроде бы родственные, с почти одинаковым
хозяйственным и культурным укладом народы не всегда понимают друг
друга, они, вполне возможно, подключили к этому делу якутов. Но, как
сейчас понятно, саха оказались значительно далеки от аляскинских
эскимосов, алеутов, индейцев и по языку, и по культуре. Хотя многие
тысячи лет назад заселение Америки шло из Евразии...
УХОД РУССКИХ ИЗ АМЕРИКИ
Медаль “Союзные России” для
ношения на шее (1805-1806 гг.) изготовлена для старейшин
североамериканских племен в знак российского подданства. |
Необходимой составной частью колонизационного процесса
России была христианизация, которая была направлена на создание
системы социального и идеологического контроля над местными
жителями. Вместе с тем предполагалось также сохранение традиционной
культуры аборигенов. В контексте этих особенностей необходимо
рассматривать и такие явления, как создание русскими на Аляске школ
при церквях. Завладев территорией в районе Форта Росс, где возникло
еще несколько мелких русских селений, РАК пыталась расширить сферу
своих влияний к северу и к югу. Особое внимание уделялось развитию
отношений с индейцами. Это можно объяснить тем, что в начале ХIХ
века администрация русских колоний "обожглась" на отношениях с
индейцами-тлинкитами (Юго-Восточная Аляска). Воинственные тлинкиты,
обладавшие большим опытом межплеменных столкновений и вооруженные
огнестрельным оружием, полученным от английских и американских
купцов, в те годы разорили русские укрепления на острове Ситка
(Баранова) и в заливе Якутат. Ожесточенное сопротивление тлинкитов
блокировало начатую РАК колонизацию их края.
Несомненно, русские учитывали сей "тлинкитский" опыт и в ходе своих
продвижений при организации новых селений стремились к тому, чтобы
иметь лояльное и не столь хорошо вооруженное окружение. Между тем,
обследовав в 1809-1810 годах залив Бодега, будущий основатель Росса
И.Кусков в своем донесении, воспроизведенном в "Журнале мануфактур и
торговли" за 1859 год, пишет: "Природных тамошних жителей по разным
местам видели не везде в большом количестве, но все они принимали
ласково и ни малейшего подозрения и неблагоприятства не оказывали и
огнестрельного оружия не имеют, как многие другие, выше того залива
обитающие и наносящие иностранцам бедствия". Судя по документам,
испанская колонизация Калифорнии дала русским в лице индейцев
хороших союзников. Это можно объяснить тем, что над помо и мивок
нависла угроза порабощения францисканскими миссиями, сеть которых в
то время покрыла Калифорнию до залива Святого Франциска. В начале
прошлого века в миссии уже вели "охоту" за индейцами на территории к
северу от залива. Местные жители, в свою очередь, рассчитывали, что
русские защитят их от испанцев. Здесь в одном из документов, опять
упоминается "сакатский смышленый парнишка Кесе". К тому времени он,
по всей видимости, изучил местный язык, так как участвовал в
переговорах с вождем мивок Валленилой. Как сообщает В.Головнин в
своей книге "Путешествие вокруг света, свершенное на военном шлюпе
"Камчатка" в 1817, 1818 и 1819 годах", этот индейский вождь "именно
желал, чтоб более русских поселилось между ними, дабы они могли
защитить жителей от притеснений испанцев".
Если
индейцы были заинтересованы в союзе с русскими, то небольшой Росс,
расположенный вдали от остальных русских поселений в Америке и
поблизости от областей, колонизованных Испанией, нуждался в
добрососедских отношениях с коренным населением. Это и диктовало
соответствующую политику. Первый правитель форта И.Кусков стремился
всячески расположить к русским население Калифорнии, составлял
словари языка индейцев: "...с народами сколь можно покороче
знакомиться, коих всех как наивозможно миролюбивыми и дружественными
видами и приемами приласкивать, избегая и малейшей причинять
досады... Дабы иногда действовать можно и политикою, а не силами".
В
калифорнийской "индейской политике" РАК отразились общие принципы
политики компании в отношении коренного населения Русской Америки.
Испытывая недостаток сил, задабривали индейцев: раздавали подарки, а
некоторым, "кои обходились ласковее и оказывали услуги", были
вручены дополнительные подарки и серебряные медали, "чем они были
весьма довольны". Специальной инструкцией главного администратора
российских колоний в Америке А.Баранова предписывалось изучать
обычаи коренного населения и контролируя весьма ограниченную
территорию, администрация русских владений в Америке стремилась
сохранить мирные отношения с практически независимыми от нее
"туземцами" малоосвоенных районов. И помогали ей в этом аляскинские
эскимосы, алеуты и, как сейчас выяснилось, якуты...
Хотя
Форт Росс и сильно разросся и благодаря этому стал важной
продуктовой базой для Новоархангельска, с течением времени и с
ростом благополучия столицы Русской Америки, его роль стала сильно
падать. Вопреки расчетам и в силу складывавшихся взаимоотношений РАК
форт Росс вырос до своих пределов и производить продуктов больше не
мог. Для расширения его деятельности нужно было выходить на простор
земель в районе залива Бодега и долины реки Славянка, а это могло
вызвать серьезные осложнения на политической арене. Баранов был
обвинен в недальновидности выбора места для постройки форта. Как
правитель Русской Америки Баранов, так и Кусков настаивали на том,
что для начала форт прекрасно выполнял данные ему задания.
Не
вина обоих деятелей, что после смерти Баранова и отъезда Кускова на
родину следующие правители дел компании в Америке не приняли мер по
расширению владений форта. Неожиданно Великобритания признала
независимость Мексики с ее новым правительством. Теперь не шло и
речи ни о каких территориальных уступках. Россия не только потеряла
свою исключительную возможность распространить влияние на
Калифорнию, но Мексика почти сразу же стала требовать, чтобы
Российско-Американская компания свернулась и прекратила свою
деятельность в Форте Росс. Был поднят вопрос о его ликвидации и
уходе русских из Калифорнии. После присоединения Калифорнии к США
(1850) судьба колонии Росс была решена. Форт перестал быть русской
колонией, и все его служащие были перевезены в Новоархангельск. В
1867 году русские владения в Америке были проданы Соединенным Штатам
за 7млн. 200 тысяч долларов (или 11 млн. рублей). 18 октября на
территории резиденции Русской Америки в Новоархангельске была
проведена церемония передачи Аляски Соединенным Штатам. Ныне
Новоархангельск носит название Ситка. Восстановленный усилиями
русских жителей Калифорнии и Русско-американского исторического
общества в Сан-Франциско, Форт-Росс стал памятником-заповедником
штата Калифорния. Он открыт для свободного посещения туристами,
действует музей, отреставрированы постройки и сама крепость, раз в
год на территории форта проводится фольклорный праздник с
театрализованными представлениями. На улицах звучат русские песни,
плясовые мелодии. Не обходится без пальбы из старых пушек. В ноябре
1997г. под эгидой культурно-просветительского общества "Русская
Америка" в Форт-Россе состоялась международная конференция
представителей народностей, некогда населявших Русскую Америку. В
ней приняли участие американцы, русские, якуты, эвенки, эвены,
юкагиры, юпики, тлинкиты, кароки, помо, мивоки и др. Участники
договорились о продолжении подобных встреч в будущем в других
регионах Русской Америки, в том числе на Ситке и в Кадьяке.
Прошли
годы, стирается, уходит в прошлое все, что связано с событиями тех
лет. Но глядя на форт с прилегающих холмов нетрудно представить себе
события и людей, когда-то создававших русскую историю на самом краю
Северной Калифорнии. И в их числе – наших земляков из такой далекой
отсюда Якутии.
Илин №5, 2004. |