Ираида КЛИОРИНА
ВОЗВРАЩЕНИЕ НИКИФОРОВА
Судьба Василия Никифорова – одного из первых
якутских драматургов, журналиста, ученого, общественного деятеля,
совпала с непростым для судеб народа временем – периодом трех
революций. Его литературное и научное наследие ждут своих
исследователей. Публикуемая ниже статья не ставит своей целью
рассмотрение его взглядов, мировоззрения. Это одна из первых попыток
более полного освещения биографии Никифорова.
Василий Никифоров родился в 1866 году в Тебиковском наслеге
Дюпсинского улуса в семье бедных родителей. Василий Никифоров –
старший после окончания Якутского уездного училища в конце 1840-х
был назначен письмоводителем Дюпсинского улуса. Родом же происходил
из Немюгинского наслега Западно-Кангаласского улуса. Он умер, когда
сыну было всего три года. Мальчика взял на воспитание улусный писарь
Даниил Федорович Охлопков.
Первыми учителями Никифорова были русские политические ссыльные –
каракозовец Н.П.Странден и Д.А.Юрасов. Фельдшерскому делу обучал
народник А.А.Сипович.
Затем
Василий поступил в Якутскую прогимназию, где обучался у известного
педагога К.К.Атласова. Вместе с ним здесь учились братья Николаевы,
Афанасьевы, Поповы, П.Н.Сокольников, В.Я.Слепцов, впоследствии
ставшие известными прогрессивными деятелями. Занятия они продолжили
в Мегинском улусе в кружке политссыльного Папия Павловича
Подбельского.
Получив заочно юридическое образование в начале 1890-х годов молодой
человек был назначен улусным головой Дюпсинского улуса. Находясь на
этой должности, Василий Васильевич проводил большую
культурно-просветительную работу: внедрял в улусе постройки русского
типа, в 1893 году на свои средства построил шестикомнатную
церковно-приходскую школу, содействовал расширению хлебопашества,
сурово боролся против пьянства и картежной игры. Он также активно
помогал в работе политических ссыльных – врачевал вместе с
доктором-народником А.А.Сиповичем, переводил якутские народные песни
и олонхо на русский язык для С.В.Ястремского, помогал Э.К.Пекарскому
в составлении словаря якутского языка. С 1896 года он начал работать
в Якутском статистическом комитете и сдружился с ссыльными
В.Н.Катун-Ярцевым, Н.О.Коган-Пернштейном.
В
1894-1896 годах Василий Никифоров участвовал в знаменитой
Сибиряковской экспедиции, в которой работали пятнадцать
политссыльных и четверо якутских интеллигентов. Во время экспедиции
он еще больше сблизился с политиссыльными Ф.Я.Коном, Э.К.Пекарским,
Л.Г.Левенталом, С.В.Ястремским, В.Г.Тан-Богоразом, Г.М.Осмоловским,
И.И.Майновым, В.Е.Гариновичем. По итогам работы в экспедиции
Никифоров написал монографию "Семейный быт якутов" объемом 20
печатных листов. К сожалению, эта работа до сих пор не найдена.
Сразу
же после окончания экспедиции Никифоров отправляется в Нижний
Новгород, где проходит художественно-промышленная выставка под
руководством известного ученого П.П.Семенова-Тян-Шанского.
В 1897
он принимает участие в организации научной библиотеки в Якутске. С
1902 года Василий Васильевич работает в Якутске частным поверенным
Якутского окружного суда и членом Совета народной читальни.
Увлеченный освободительными идеями первой русской революции, в 1905
году Никифоров создает "Союз якутов", который ставил перед царскими
властями ряд требований. Царские чиновники приписывали "Союзу"
значение народной революционной организации. 10 членов Центрального
Комитета "Союза" были арестованы. Никифоров просидел в тюрьме
полтора года. Здесь он написал первую в якутской литературе драму на
революционную тему "Манчаары" – о легендарном народном герое,
защитнике бедняков и бунтаре Василии Слободчикове. Он вложил в уста
дерзкие слова против тойонов: "Ясное солнце выходит не для одних
богатых, земные блага созданы не для них одних, пусть не слишком
гордятся, что слезами бедных, потом хромых разбогатели они."
С 1907
года Никифоров начинает активно сотрудничать в первых прогрессивных
газетах края, в редакции которых работали в основном политические
ссыльные: "Якутский край", "Якутская жизнь", "Якутская мысль",
которые "за антиправительственную агитацию" систематически
преследовались царскими властями и закрывались. Пользуясь тем, что
местные власти не читали на якутском языке, Никифоров печатал в
"Литературной странице" газеты статьи, бичующие самодержавие и
пробуждающие классовое самосознание якутского населения. В 1908 году
Никифоров принимает участие в создании в Якутске с просветительскими
целями "Товарищества издательного печатного дела" для выкупа дешевых
книг для народа. Как явствует из доклада директора департамента
полиции, "в него входили ссыльные и лица, имеющие с ними постоянное
сношение". В результате ряд лиц, в том числе Никифоров, были сняты с
должностей.
В 1913
году Василий Никифоров проводит съезд инородцев Якутской области.
Съезд избрал депутацию на 300-летие празднования династии Романовых
в составе трех человек: П.Н.Сокольникова, Д.И.Слепцова и
В.В.Никифорова, хотя сами они всячески отказывались от поездки. В
адрес царских министров они разработали и подготовили 14 докладных
по различным вопросам быта и преуспеяния якутов, в которых давалась
убийственная критика колониальной политики русского царизма. В них
содержались требования представительства для якутов в
Государственной Думе, введение земства в Якутии, проведение железной
дороги, отмены подушного сбора, ссылки в Якутскую область, постройки
школ и т.д. Но многие их просьбы остались без внимания. Никифоров
посетил культурные центры Петербурга и выступил с докладами о
положении в своем крае.
В 1914
году он принимает участие на съезде по вопросам начального
образования в Петербурге, выступает с докладом о тяжелом положении
школьного дела в Якутии, об открытии национальных школ. Он же
выступает на I Всероссийском съезде по народному образованию с
предложением открыть в Якутске учительскую семинарию. Одновременно в
1911-1914 годах Василий Васильевич ведет большую работу в Якутском
отделе Общества по изучению Сибири, принимает участие в разработке
вечной мерзлоты почвы и ее значения в природе. В эти годы он
усиленно занимается пропагандированием русской классической
литературы, переводя на якутский язык пьесы Льва Толстого "Власть
тьмы", Гоголя "Ревизор", "Женитьба" и другие. В газетах Якутии и
Сибири он постоянно печатает свои очерки, зарисовки, статьи под
псевдонимами "Васин", "Якут", "Кюлюмнюр".
Являясь типичным либеральным общественным деятелем, Василий
Никифоров недоверчиво отнесся к Февральской революции. На первом
Свободном съезде якутов Якутской области, проходившем в марте-
апреле 1917 года, он заявил о своем неверии в победу революции и
призывал массы вести себя осторожно и мирно. Это его заявление в
1927 году было приложено к следственному делу и служило криминалом
при его осуждении. Когда Временное правительство ввело в Якутии
давно ожидаемое Никифоровым земство, он стал во главе губернской
земской управы. Этот период его деятельности ознаменован открытием
школ и широким внедрением образования.
В
январе 1919 года в Сибири утвердилась власть Колчака. Никифоров
познакомился с ним лично в период его трехкратного пребывания в
Якутии еще до революции. В июле Василий Васильевич участвует в
созванном Колчаком "Государственном экономическом совещании".
Известно, что в записке на имя Колчака он просил "подтвердить, что
будет созвано Учредительное собрание, и будет соблюдаться
закономерность управления, что Совет Министров будет органом,
внутренне солидарным с определенной демократической программой, что
Государственное совещание будет преобразовано в орган, ведущий всю
законодательную работу, с правом контроля и запросом министров".
Когда
15 декабря 1919 года в Якутске бескровно была установлена Советская
власть, приказом военно-революционного штаба Никифоров был уволен из
областной земской управы и арестован. Вскоре вместе с
В.И.Новгородовым, Р.И.Оросиным, Н.П.Прядезниковым он был выслан в
Иркутскую область. Здесь старый большевик, чекист Самуил Чудновский
их амнистировал. Оросин и Никифоров были направлены на работу в
Якутский подотдел Сибирского отдела Народного Комиссариата
национальностей в Новосибирске (Сибнац).
После
амнистии, объявленной Советской властью Автономной Якутии, Оросин,
Никифоров и другие интеллигенты вернулись в Якутск и начали активно
работать в советских учреждениях. Переход нацинтеллигенции под
знамена Советской власти способствовал распаду повстанчества и
позволил перейти к мирному строительству. Поход пепеляевских войск к
Якутску Никифоров встретил в штыки, оценил его как авантюру и
написал и издал отдельную брошюру "Вторжение Пепеляева".
В
1923-м постоянным представительством Якутской республики при Совете
Народных Комиссаров РСФСР, возглавляемом М.К.Аммосовым, Никифоров
был приглашен на работу в Якутский отдел Московской выставки
народного хозяйства РСФСР.
Много
внимания уделял Василий Васильевич пропаганде связей и благотворного
влияния русской интеллигенции на культуру и развитие якутского
народа, напечатав ряд статей в журнале "Каторга и ссылка" за 1924-25
г.г. – "Каракозовцы в ссылке и их влияние на якутов", "Памяти
великого друга якутов А.А.Сиповича" и другие. Но в эти годы
Никифоров уже более заметно переключается с литературно-
публицистической работы на научную. Он публикует ряд брошюр и
статей, внесших значительный вклад в молодую тогда науку Якутии:
"Звероводство и зверопромышленность в Якутии", "Этнографический
очерк якутов", "Оленеводство", "Песцовый промысел на Крайнем
Севере", "Природа, численность населения в 1922 г. в Колымском и
Верхоянском округах, оленеводство и скотоводство", "О статистике в
Вилюйском округе".
В
апреле 1924 года при Центральном Восточном издательстве была создана
Якутская секция. Постпредставитель ЯАССР Аммосов направляет Василия
Никифорова секретарем этой секции. Обком партии утверждает
редколлегию секции в составе Никифорова, Донского и Гоголева. В этот
год Василий Васильевич избран, вместе с профессором С.В.Пахрушиным,
В.А.Обручевым, В.Г.Тан-Богоразом, Штернбергом, бывшими якутскими
политссыльными М.Н.Минским, В.Виленским-Сибиряковым членом правления
"Общества изучения Урала, Сибири и Дальнего Востока", также
принимает участие в издании журнала "Северная Азия". С лета этого же
года он работает в Административно-правовом комитете при Комитете
содействия малым народностям Северных окраин при Президиуме ВЦИК
СССР. Тем временем, V конгресс Коминтерна создает Международную
Ассоциацию пролетарских писателей. В его Международное бюро связей
пролетарской литературы от сибирских "инородцев" были приглашены к
сотрудничеству Ойунский и Никифоров.
В 1925
году устроители I Тюркологического съезда в Баку, помимо трех
официальных представителей Якутской республики, персонально
пригласили Василия Васильевича участвовать в работе съезда. Но этому
помешало новое назначение, которое он получил от Академии наук СССР.
На
основании ходатайств Аммосова Академия наук РСФСР приняла в апреле
1925 года пятилетний план изучения Якутской АССР, и для этого была
создана специальная Якутская экспедиция. Василий Никифоров был
принят научным сотрудником – этнографом Вилюйского
врачебно-санитарного отряда Якутской экспедиции АН СССР. С 6 июня
1925 года по март 1926 год он находился в разъездах по республике,
проделав путь в 4.009 км, обследовав 635 населенных пунктов с 4.569
хозяйствами и населением 10.515 человек. На основании этого им
опубликован "Отчет по демографическому и дозиметрическому
обследованию Вилюйского и Олекминского округов". Им было собрано
свыше 400 предметов этнографического значения, ныне хранящихся в
музеях Москвы и Ленинграда, приобретено большое количество
фотографий.
В
ноябре 1926 года он отбыл в Ленинград для обработки материалов. А 18
сентября 1927-го по возвращению в Якутск по делам экспедиции,
Никифоров был арестован на пароходной пристани.
Его
обвиняли в том, что заведомо зная о контрреволюционном заговоре, он
не сообщил об этом Советским органам. 21 августа 1928 года особым
совещанием Коллегии ОГПУ он был приговорен к высшей мере наказания с
заменой заключением в концлагерь сроком на 10 лет.
Василий Васильевич Никифоров умер 15 сентября 1928 года, находясь в
заключении. Ему было от роду 62 года. За пять дней до кончины он
составил завещание, в котором указал: "Мои литературные произведения
хранятся в Якутске в Академической базе Якутской комиссии АН в шести
тюках и двух портфелях". Всю свою обширную личную библиотеку он
завещал исполкому Дюпсинского улуса для создания улусной публичной
библиотеки для молодежи.
Такова
трагическая судьба одного из просвещенных, прогрессивно настроенных
представителей дореволюционной национальной интеллигенции.
Илин N2, 1991 |