Само
имя Грант Григорян уже было музыкой. Каждый начинал говорить о нем с
восхищением и уважением. Рассказывали, например, что в доме для его
учеников и друзей всегда лежали под скатертью деньги: каждый мог
взять сам, сколько нужно и без возврата. Что чисто якутская гордость
"Дьэ буо!" – это заслуга Григоряна. Он впервые нотировал, а по
существу дал новую жизнь этому древнему традиционному запеву. Что он
дружил с талантливым певцом Львом Поповым, трагически погибшим в
Москве...
К тому
времени композитор уже три года, как ушел из жизни, но дух его
искрился, кипел жизнью в его музыке, звучавшей весь день в театре.
Нельзя было не влюбиться в эти песни, в оперетту "Цветок Севера" с
замечательным составом первых исполнителей. Казалось, что он где-то
рядом, здесь, в театре, и что все еще есть в городе тот чудесный
стол для друзей.
В
общем-то, я и не удивилась бы в ту свою наивную пору, увидев воочию
Григоряна в зрительном зале – как на фото, где он аплодирует
исполнителям своей оперы "Лоокут и Нюргусун", сидя рядом с
хормейстером Е.О.Гвахарией, Г.М.Кривошапко, Г.Таныгиным. Видимо, за
пультом в это время стоял Л.Ф.Покравщук.
Уже
через несколько лет я открыла для себя небольшую книгу под редакцией
В.Зака (Москва, 1971 г.). Название ее просто удивительно красиво по
звукозаписи – "Грант Григорян". Это был период, когда почти никто не
слышал о другом талантливом композиторе, сокурснике Григоряна
Альфреде Шнитке. А именно он одним из первых дал в этом сборнике
высокопрофессиональный анализ музыки "якутского" коллеги, в том
числе и его оперы "Лоокут и Нюргусун". Перед талантом,
многогранностью личности Гранта преклонялись еще в студенческие годы
ныне известные Р.Щедрин, А.Эшпай, В.Бойко, Е.Кунцман, Т.Николаева:
"Для нас он был как Бетховен". Его учитель, профессор Московской
консерватории Е.К.Голубев, называет Григоряна "выдающимся
студентом".
В этом
сборнике поразили меня удивительные фото молодого Григоряна в
армейской буденовке и дружеские шаржи О.Туйск с подписями "Грант
слушает музыку", "Грант извиняется". Любовью и признательностью
пронизана и якутская часть книги. Это современники композитора
Д.К.Сивцев-Суорун Омоллоон, Г.М.Кривошапко, Г.П.Тихонов, В.Габышев,
Э.Алексеев, его ученик Ф.Аргунов и другие. Издание это
замечательное, даже уникальное. Но вот, к сожалению, эту книгу уже
не знает молодое поколение студентов-музыкантов. И поскольку она
стала редкостью, то назрела давно необходимость ее переиздания. Ведь
благодаря этой небольшой книжке эпоха и Григорян приближаются к нам
в красках, звуках, в неповторимости человеческого характера.
В
середине 80-х годов в процессе сбора материалов для музея театра я
познакомилась с сестрой Гранта Арамовича Седой Арамовной Погосовой.
Первое – как похожа! Потом – невольный трепет – все равно что
встретиться с самим Григоряном... Затем – радость! Седа Арамовна и
ее супруг Арам Александрович – сама сердечность, искренность,
гостеприимство. (Зять композитора, крупный дипломат А.А.Погосов, был
одним из авторов того сборника).
Полились расспросы о
Якутии, общих знакомых, связанных с Грантом, музыкой, театром. Как
оказалось, Погосовы не пропускали ни одного концерта или выступления
"наших якутов" в Москве. Конечно, мой приход естественным образом
раскрутил ход времени в обратную сторону, туда, где все еще было
только впереди, в будущем, как в стихах Гранта:
"Там за далью бесконечной,
Дышит счастье прошлых дней...". |
Вот Седа Арамовна показывает
фотоальбомы брата, бережно хранимые ею уже много лет. "Знаете, –
говорит она, – Грант больше всего на свете любил музыку и цветы,
особенно красные гвоздики. И первым делом, когда он поселился в
новой квартире на третьем этаже у себя в Якутске, своими руками
устроил целый цветник за окном, у него росли даже гладиолусы. Из
Москвы он вечно вез какие-то луковицы и семена необыкновенных цветов
для своих многочисленных друзей. По просьбе Гранта
строители-земляки, большие умельцы, разрисовали стены так, как он
хотел – ярко, в армянском духе". Я смотрела на фото и видела, как с
нарисованного голубого неба его южной родины слетали к нему на плечо
диковинные яркокрылые птицы, как он вдыхал аромат чудесных цветов,
растущих только на его далекой земле, а за окном чирикали якутские
воробьи и на проспект лились звуки. Этот островок музыки притягивал
и собирал у себя поэтов, писателей, музыкантов, художников,
артистов. Здесь рождались и претворялись в жизнь многие
замечательные замыслы...
Любимые Грантом Первомайские
парады. С композитором Н.Бахом,певцом Л.Поповым, со
студентами ЯМУ. |
Григорян с учениками
(рядом Полина Иванова) |
Седа Арамовна любит
рассказывать, как брат обожал "целыми охапками" покупать цветы и
раздаривать их: "Это было его страстью! Он мог потратить на
приглянувшиеся цветы все свои средства. Для него норм здесь не
существовало просто. Вот песня Пугачевой "Миллион, миллион алых роз"
– как будто про нашего Гранта. Помню, в один из приездов его в
Москву, я, волнуясь, жду брата, чтобы проводить на самолет,
вылетающий в Якутск. Его все нет, а до рейса остался всего час!
Наконец, ужасно радостный, появляется он в дверях с розовым
ведерком, полным букетов голубых незабудок. Это было так красиво! А
как был счастлив, страшно доволен Грант, что привезет это целое
ведро незабудок друзьям в Якутск, когда там еще лежит снег! Конечно
же, у меня язык не повернулся упрекнуть его за опоздание в аэропорт.
Вообще, меня всегда удивляло его поразительное умение в любое время
года находить нужные ему цветы, даже те, которых еще не должно быть
в ту пору, или, наоборот, уже не должно быть. Помню, супруги
Голубевы переживали большое горе, они потеряли единственного сына
(Голубев – это учитель Гранта). Так первым к ним пришел Грант с
огромной охапкой белой сирени. А стоял январь! Именно – сирень!..
Этот поступок ученика Голубев вспоминал до последних дней. Он очень
гордился Грантом как своим воспитанником и любил его. Мы с братом,
да и с мужем тоже часто бывали в профессорском доме. Там, в центре
большой комнаты, росла огромная пальма в кадке, ветви ее закрывали
весь потолок – зрелище необыкновенное. А вокруг ствола располагался
круглый стол, вот под таким шатром мы часто встречались. Когда
домашние спрашивали Гранта, почему не женится, он всегда отвечал: "Я
женат на музыке". Тогда мы обрушивали на него второй наш извечный
вопрос: "Ну что ты там потерял в своем Якутске, переезжай в Москву,
или в Армению. Вот и друзья твои приглашают во многие большие
города". Тогда в ответ он начинал говорить о якутской музыке: как
это интересно, его все в ней увлекает, это роскошная целина,
непочатый край работы... Конца и края не было его рассказам. Мы,
конечно, уже давно понимали и знали, что он бесповоротно влюблен в
Якутию. И все же всегда беспокоились за его судьбу. Особенно наша
мама Вартануш Аркадьевна. Она просто обожала Гранта.
В
последнее время почему-то я часто вспоминаю один мамин рассказ...
Это случилось с ней в детстве, когда их семья жила в горном селении.
Обычно крыша одной сакли была как бы двором и основанием для другой,
которая строилась над нижней – и так дальше и выше. Мама увидела,
как с крыши сакли упал вниз маленький жеребенок, и тут же за ним с
этой высоты бросилась кобылица-мать. Вот что значит великий
материнский инстинкт. А что же говорить о людях...
Конечно, брат для мамы на всю жизнь оставался большим ребенком.
Сейчас я, с высоты своего возраста, понимаю ее. Действительно,
сердцем чувствуешь своих давно взрослых детей.
Грант
умел быть настоящим другом. Это редкое качество. Он буквально
по-отечески опекал будущего композитора Р.Бойко, помогал ему
материально, в творческом отношении. Среди более молодых тогда
студентов консерватории многим ему обязан Р.Щедрин, которому Грант
помог поступить на учебу, подарил даже свои музыкальные темы. Об
этом с благодарностью писал Щедрин. Грант и, как мы тогда его
называли, Родик, очень долгие годы переписывались. Наверное, письма
с якутским адресом брата сохранились у Щедрина. Он очень ценил свою
дружбу с Грантом. Знаете, вот, кажется, прошло тридцать семь лет,
как он ушел от нас, но эта боль не проходит. Сколько могло еще
появиться его музыки, сколько еще он бы сделал!
Я
приезжала в Якутск единственный раз, чтобы попрощаться с братом...
Из-за нелетной январской погоды самолет сильно опаздывал, я могла не
успеть или вообще застрять в промежуточном порту. Спасибо летчикам,
рискнувшим продолжить полет. Может быть, они слышали о Гранте или
знали его. Поздно вечером, но мы все же долетели. Ждали меня с
ответом родные – на какой земле останется наш брат. Это были тяжелые
и горестные часы и дни...
Множество проблем требовали своего разрешения. Одна из них –
памятник. Мне самой хотелось сделать проект, ведь по образованию я
архитектор. Затем, как быть с большим нотным архивом, фонотекой,
книгами?.. Здесь помогли мне и министерство культуры, и коллеги
Гранта. Я им очень была признательна.
А
сегодня меня глубоко радует, что творения брата звучат, живут среди
нового поколения исполнителей. Вот есть и конкурс имени Гранта
Григоряна, появилось много талантливых детей, и я радуюсь за будущее
якутской музыки.
В
нашей семье незаурядным даром обладал наш отец Арам Аветович, его
талант унаследовал Грант. Кто знает, может быть, кто-нибудь из наших
правнуков еще проявит себя. Вот одна из них, правда, она еще очень
мала, но свободно играет любую вещь на слух, хотя знает ноты...".
В одну
из наших встреч Седа Арамовна передала музею театра четыре
фотоальбома из архива Гранта Григоряна. Плюс две бронзовые вазочки,
костяной мундштук, пепельницу-лягушку, электросветильник, стеклянный
белый чорон, белую стеклянную собачку, маленький бюстик любимого
поэта Гранта Маяковского, несколько нот и книг, экслибрис. От такого
сокровища и щедрости я просто лишилась речи. Седа Арамовна вывела
меня из столбняка своим рассказом о дорогих реликвиях. Ее руки нежно
касались их и будто благославляли в далекий путь на конечную родину
брата...
Многие
предметы тесно стояли на фортепиано в его доме: одни напоминали ему
родительский очаг, другие были подарками друзей, третьи –
сувенирами, которые скрашивали непритязательный быт. Но апофеозом
всех даров того дня оказался старенький продолговатый футляр. Седа
Арамовна торжественно открыла его и глазам моим предстала... скрипка
Григоряна! Сестра композитора грустно сказала: "Грант никогда не
расставался с этой скрипкой". В такие моменты она особенно походила
на своего брата. Радости моей не было предела, как и благодарности.
На крыльях доброго напутствия, я благополучно довезла бесценный
багаж до Якутска.
Приближалось 70-летие Григоряна. Со многих оригиналов фотографий я
заказала репродукции, на их основе подготовила буклет с 41-м
снимком, стихами С.Элляя и М.Софианиди. Скрипку привел в порядок
Л.Ф.Покравщук, близкий друг Григоряна, тогда еще работавший в
оркестре театра и настройщиком. И снова – невероятное! Наш
заведующий постановочной частью П.С.Миронов приносит мне живописный
портрет Гранта Арамовича. Оказывается, он многие годы хранил его в
запаснике среди декораций. И вот пробил час! Авторство, дату
портрета определил А.Н.Осипов – работа Ф.Кравченко, 1962 год. А
подреставрировал холст, раму Т.А.Степанов. Вообще, все шло легко,
как по мановению волшебной палочки. Незабываемо и то, что в день
рождения брата Седа Арамовна послала из Москвы в Якутск с оказией
ровно 70 – "целую охапку" – отборных темно-красных роз!
В
юбилейный вечер розы бархатно пламенели на сцене, а потом долго
стояли перед портретом Григоряна на выставке. Бутоны этих роз до сих
пор лежат в футляре скрипки под стеклом...
Канун
80-летия Григоряна. Я снова в гостях у Седы Арамовны, за ее
вкуснейшими вареньями. Клубника, яблоки, вишня – все из своего
дачного сада. "Иной год я не знала, – рассказывает она, – куда
девать эти яблоки. Раздам целыми баками всем соседям, а они не
убавляются. То же было с клубникой. С годами урожаи оскудели. Грант
летом, осенью, весной очень любил бывать на нашей даче. Ему
нравилось цветение, зелень, всегда душой отдыхал наедине с природой.
Но он и на цветущую дачу приносил почему-то то сирень, то еще
что-нибудь. И всегда помногу. Это нас удивляло, а с другой стороны –
думали, что просто он ужасно скучает по всей этой красоте в Якутске,
и, прилетев в Москву, наслаждается цветами.
Почему-то любимый цвет моего брата всегда был красный. Вот как-то
однажды он нам заявил, что к 1 мая хочет сшить себе красный костюм.
"Как
же ты его будешь носить? – спрашиваю я. – Понимаю еще, если красный
только верх, но брюки? На кого же ты будешь похож?" Мы вообще
посмеивались над его пристрастием к красному и подшучивали над
фантазиями брата. И ведь он вправду сшил себе абсолютно красный
костюм из вельвета! Вот только не знаю, одевал ли брат его или нет,
но он и сейчас хорошо сохранился. Придумать такое мог только Грант.
В этом был какой-то вызов, даже ребячество. Бессребреник, он
последнее отдавал, лишь бы другому было хорошо, о себе как-то не
заботился. Досадуя, иной раз говорила ему: "Зачем ты жертвуешь
собой? Ведь тебе никто ничего не вернет". Он ответит: "А мне и не
надо". И замолчит...
На
этот раз Седа Арамовна вручила мне "тот красный костюм", расшитый
чепрак ("Грант привез его из Монголии, ему подарили") и пять
галстуков, среди них, конечно, есть красный. Мое предложение
оформить галстуки в рамки, как переходящий приз музея для
композиторов, понравилось ей.
Весной
1998-го в Москве впервые показывал спектакли Национальный театр
танца – "Бохсуруйуу" В.Ксенофонтова и "Лолиту" В.Шадрина –
Н.Петрова. Конечно, я пригласила на свою "Лолиту" Седу Арамовну.
Вряд ли она сможет прийти, с грустью предполагала я. После утраты
супруга, она тогда сильно прибаливала, с трудом ходила. Какова же
была моя радость, когда уже после спектакля среди многих
поздравляющих я увидела дорогие мне глаза со счастливыми слезами.
"Как бы радовался Грант за своих якутов! Он был бы счастлив", – все
повторяла она.
* * *
"Он высекал из тьмы кромешной
Крупицы жаркого огня -
И песни теплотою вешней
Оберегают нас, храня".
(М.Софианиди). |
Илин №4, 2000.