На первую страницу номера

На главную страницу журнала

Написать письмо

Василий ИВАНОВ

Возникновение и развитие либеральных идей в Якутии

Известно, что либерализм в России сформировался как движение, отстаивающее свободу личности, гражданские права и широчайшее самоуправление. Идеологи либерализма проповедовали демократическую конституцию, демократические социальные реформы, признание за отдельными национальностями безусловного права на самоопределение и т.д. Суть всех программных положений, выдвигаемых представителями движения, сводилась к достижению социальной гармонии и общественного прогресса на базе частной собственности путем обеспечения полноценной свободы индивида в экономике и во всех других сферах человеческой деятельности.

Либеральные идеи в России являются продуктом длительного развития освободительных идей и в начале XX в. они стали превращаться в идеологию социально-политических движений. Они охватили почти всю Российскую империю, отражая специфические исторические особенности каждой национальной окраины. Так же обстояло дело и с Якутией, в которой действовали фундаментальные различия с метрополией в уровне социально-политического и экономического развития, в образе жизни и духовно-нравственных ценностях бытия.

Либерализм как интеллектуальная и нравственная установка, направленная на организацию общества в духе признания за индивидом гражданских и экономических прав, которые закреплены в законах, в Якутии оформился к началу XX в. Социальной базой его возникновения стали национально-освободительное движение якутов и общедемократический подъем в России. Непосредственное влияние оказали различные поколения якутской политссылки. В программных документах видных представителей якутского либерального движения заметно опосредованное воздействие областнических идей.

До начала XX в. Якутия представляла собой картину господства традиционных форм ведения хозяйства и сильных позиций патриархально-феодальных отношений. Подавляющее большинство населения проживало в сельской местности. Повсеместное занятие скотоводством только начинало перемежаться, но довольно интенсивно, с земледелием и отхожими промыслами. В городах преобладала мещанская и чиновничья среда. Среди якутского населения выдвинулся тойонат — представители старой родовой знати и нарождавшейся торговой буржуазии.

Идея приравнять элиту якутского общества — тойонов к статусу российского дворянства, идея о введении частной собственности на землю, требование узаконить так называемые «степные законы» содержали в себе в зародыше зерна именно либеральных идей. Следует также учитывать особенности экономического развития якутов. Издавна в традиционном якутском хозяйстве были сильны индивидуалистические начала, предопределенные хуторским расселением. В Якутию сравнительно рано стали проникать элементы рыночных отношений, которые обогащали не только родовую аристократию, но и некоторых представителей средних слоев общества. Накопление капиталов и развитие крупных торговых предприятий следует также учитывать в качестве непосредственных факторов в истории либерализма Якутии.

Одним из первых подобные мысли изложил в своем знаменитом «Плане о якутах» Алексей Аржаков в 1789 г. Символичен год, в который стал известен этот документ. По всем данным А.Аржаков являет собой образец рационально мыслящего человека, первого среди якутов. Его поездка в Санкт-Петербург завершила определенный этап в становлении областного реформаторства в Якутии, связанного с признанием прав инородцев в составе Российской империи. Еще первые якутские деятели М.Бозеков и С.Сыранов в XVII-XVIII вв. ставили вопрос о введении среди якутов должности областного головы и расширении судебных прав тойонов.

«Устав об управлении инородцев» 1822 г. несет в себе дух либеральных настроений эпохи. «1) В частных делах предоставить инородцам кочующим словесную расправу по собственным их обычаям и законам...» и 2) Устранить всякие препятствия в торговле и промышленности инородцев...», — говорится в специальных статьях «Устава». Очень важно, что деятели Якутской Степной Думы предпринимали попытки воспользоваться теми положениями «Устава», которые развивали элементы самоуправления и предпринимательства. Любопытным выглядит появление среди провинциального чиновничества либерально мыслящих деятелей (И.Мягкий, А.Уваровский и др.), которые сочувствовали и оказывали содействие Якутской Степной Думе. В дальнейшем из среды Якутской областной администрации вышли другие видные деятели, имевшие либеральные взгляды — В.Н.Скрипицын, И.И.Крафт, Н.Н.Грибановский и др. Эта традиция идет, несомненно, от выдающегося реформатора Сибири М.М.Сперанского. Проникнутые духом александровской либеральной эпохи принципы, заложенные в «Уставе», нашли отклик в среде якутского населения и послужили активизации общественно-политической деятельности в Якутии.

Само появление Думы несет в себе зародыш тех либерально-демократических умонастроений, которые охватили передовую часть якутского общества рубежа XIX-XX вв. Голова Ботурусского улуса, якутский депутат Е.Д.Николаев, в 1880-х гг. выступая за восстановление Якутской Степной Думы, рассматривал ее в качестве земского самоуправления — одного из основных лозунгов либерального движения тех лет. Вокруг главной, занимавшей умы прогрессивных людей той поры идеи об отмене ссылки в Якутскую область развернулась обширная дискуссия, способствовавшая развитию национального движения якутов. Его возглавила национальная интеллигенция, которая и сформулировала впервые в полной мере идеи демократии.

Якутский губернатор В.Н.Скрипицын, глубоко понимавший несовершенство «классной» системы землепользования, в самом конце XIX в. издал «Инструкцию о порядке уравнительного распределения в наслеге земель». Несмотря на благие пожелания, реформа не имела успеха по причине своей поспешности. В.В.Никифоров в свое время указывал на то, что особенность якутских земельных отношений такова, что пока не будет признано право якутов на свои земли в полной мере, любая реформа поставит их в невыгодное положение.

Преемник В.Н.Скрипицына на посту губернатора И.И.Крафт большое внимание уделял поддержке рыночных отношений.

В борьбе за введение земства выявились различные альтернативные проекты: «Общие положения о земском самоуправлении в Якутской области» В.В.Никифорова, «Проект основных начал Положения вообще о земских учреждениях в Сибири и Якутской области в частности», выработанный съездом русских крестьян. Самыми главными были пункты о передаче земли местному населению в полную собственность и о независимом суде.

Мощный импульс Первой русской революции вызвал небывалый общественный подъем на окраинах России.

Либерализм в Якутии в полной мере впервые был сформулирован деятелями «Союза якутов-инородцев» в 1905 г. Во-первых, в требовании передачи земли в полную собственность. Во-вторых, в требовании расширить самоуправление якутов до областного уровня. В-третьих, требованием ограничить полицейский надзор лишь наблюдением за соблюдением законов. Но главное — достижение гражданских прав. Либерализм в Якутии с первых же своих шагов приобрел национально-демократический характер. Особенный резонанс вызвал судебный процесс над членами «Союза». Он способствовал новому подъему общественно-политической активности у населения, росту национального сознания.

Борьба за представительство якутян в Государственной Думе красной нитью проходит через первые десятилетия политической истории Якутии начала XX в. Эта идея нашла поддержку и сочувствие губернатора И.И.Крафта.

Первая мировая война дала мощный толчок гражданской и общественной активности в Якутии. Деятельность якутского отделения Красного Креста и инородческого комитета при нем объединила активных представителей интеллигенции.

Газеты «Якутская окраина», «Якутские вопросы» и др. служили делу воспитания гражданственности и правосознания у местного населения. Вокруг них группировались крупные деятели национального движения якутов В.В.Никифоров, Г.В.Ксенофонтов, С.А.Новгородов и др.

Главнейшим направлением было развитие просвещения. С этой целью открывались школы, училища, семинарии. Все это способствовало появлению в первые дни Февральской революции политических организаций с ярко выраженными либеральными идеями, в частности, демократического союза «Свобода» (Якутского трудового союза федералистов). Кроме названных лидеров национального движения якутов в него вошли А.И.Софронов, А.Д.Широких, Р.И.Оросин, К.О.Гаврилов и сотни других представителей передовой общественности. Первейшей задачей «Союза» была борьба за парламентскую федеративную республику. Равенство всех граждан перед законом, свобода личности, уравнительная разверстка земли и другие лозунги отличали эту организацию своим либеральным, демократическим духом.

Введение земства, начало формирования демократических форм власти, в том числе выборы в Учредительное собрание России, отмена «классной» системы землепользования и введение подушного землепользования после Февральской революции знаменовали собой наивысший подъем либерального движения в Якутии. Разгон Сибирской Областной Думы и Учредительного собрания поставил лидеров якутской демократии перед жестким выбором. Одна часть (Г.В.Ксенофонтов и др.) сразу же отошла от активной общественно-политической деятельности, другая (В.В.Никифоров) еще пыталась бороться. Но было ясно, что в условиях установления жесткого большевистского диктата из Центра ни о каких демократических проектах уже не могло быть речи.

Формирование тоталитарной системы все более стесняло те демократические свободы, которые еще оставались к середине 20-х гг. Движение «конфедералистов» стало последней во многом стихийной попыткой последних представителей либерально-демократической идеи (М.А.Артемьева) обратить внимание на этот неумолимый процесс. Репрессии физически уничтожили почти всех, кто ранее выступал с идеями национальной демократии.

Возрождение либерализма в современных условиях вызвано к жизни общедемократическими завоеваниями в послеперестроечный период. Находившиеся в условиях тоталитарной системы в глубоком подполье, либеральные тенденции находят все большую поддержку у населения России. В Якутии они связаны во многом с общефедеративным процессом государственного строительства. Вхождение в рыночные отношения, формирование правового сознания, интеграция в мировое сообщество ставят перед нынешним поколением либералов сложные проблемы реализации идей, сформулированных веками. Новые, совершенно невиданные ранее факторы современного развития общества: глобализация, технизация, международный терроризм заставляют искать новые идейные ориентиры.

Таким образом, история либерализма в Якутии изначально связана с национально-демократическим движением. Незавершенность земельной реформы, еще неустоявшиеся традиции правового сознания и рыночных отношений, глубокая зависимость от общероссийских генеральных тенденций социальной и экономической жизни являются важнейшими специфическими особенностями процесса становления и развития либеральной идеи в Якутии.

Все это было в начале XX в. и с тех пор прошло около ста лет. Сейчас — начало XXI в. и нового тысячелетия, новое историческое время, иная общественно-политическая обстановка, иной виток духовного развития. Однако то, что было и происходило в начале XX в. сегодня востребовано вновь, ибо либеральное движение начала XX в. работало на общественный прогресс. Сейчас либеральное движение возродилось в России и в нашей республике. И оно имеет будущее, и оно обречено на то, чтобы стать реальной силой преобразования общества. И в этой связи хотелось бы напомнить слова Н.Н.Моисеева:

«Я думаю, что теперь мы вступаем не только в новое тысячелетие, но и в новую эпоху — эпоху нового просвещения, которой предстоит утвердить новое понимание смысла дихотомии Природы и Общества. Одновременно происходит и формирование нового либерального начала или, точнее, открытого общества».


Василий Николаевич Иванов, д-р ист. наук, профессор, директор ИГИ АН РС (Я).

Hosted by uCoz