Возникновение и развитие
либеральных идей в Якутии
Известно, что либерализм в
России сформировался как движение,
отстаивающее свободу личности,
гражданские права и широчайшее
самоуправление. Идеологи
либерализма проповедовали
демократическую конституцию,
демократические социальные реформы,
признание за отдельными
национальностями безусловного права
на самоопределение и т.д. Суть всех
программных положений, выдвигаемых
представителями движения, сводилась
к достижению социальной гармонии и
общественного прогресса на базе
частной собственности путем
обеспечения полноценной свободы
индивида в экономике и во всех других
сферах человеческой деятельности.
Либеральные идеи в России являются
продуктом длительного развития
освободительных идей и в начале XX в.
они стали превращаться в идеологию
социально-политических движений. Они
охватили почти всю Российскую
империю, отражая специфические
исторические особенности каждой
национальной окраины. Так же
обстояло дело и с Якутией, в которой
действовали фундаментальные
различия с метрополией в уровне
социально-политического и
экономического развития, в образе
жизни и духовно-нравственных
ценностях бытия.
Либерализм как интеллектуальная и
нравственная установка,
направленная на организацию
общества в духе признания за
индивидом гражданских и
экономических прав, которые
закреплены в законах, в Якутии
оформился к началу XX в. Социальной
базой его возникновения стали
национально-освободительное
движение якутов и
общедемократический подъем в России.
Непосредственное влияние оказали
различные поколения якутской
политссылки. В программных
документах видных представителей
якутского либерального движения
заметно опосредованное воздействие
областнических идей.
До начала XX в. Якутия представляла
собой картину господства
традиционных форм ведения хозяйства
и сильных позиций патриархально-феодальных
отношений. Подавляющее большинство
населения проживало в сельской
местности. Повсеместное занятие
скотоводством только начинало
перемежаться, но довольно интенсивно,
с земледелием и отхожими промыслами.
В городах преобладала мещанская и
чиновничья среда. Среди якутского
населения выдвинулся тойонат —
представители старой родовой знати и
нарождавшейся торговой буржуазии.
Идея приравнять элиту якутского
общества — тойонов к статусу
российского дворянства, идея о
введении частной собственности на
землю, требование узаконить так
называемые «степные законы»
содержали в себе в зародыше зерна
именно либеральных идей. Следует
также учитывать особенности
экономического развития якутов.
Издавна в традиционном якутском
хозяйстве были сильны
индивидуалистические начала,
предопределенные хуторским
расселением. В Якутию сравнительно
рано стали проникать элементы
рыночных отношений, которые
обогащали не только родовую
аристократию, но и некоторых
представителей средних слоев
общества. Накопление капиталов и
развитие крупных торговых
предприятий следует также учитывать
в качестве непосредственных
факторов в истории либерализма
Якутии.
Одним из первых подобные мысли
изложил в своем знаменитом «Плане о
якутах» Алексей Аржаков в 1789 г.
Символичен год, в который стал
известен этот документ. По всем
данным А.Аржаков являет собой
образец рационально мыслящего
человека, первого среди якутов. Его
поездка в Санкт-Петербург завершила
определенный этап в становлении
областного реформаторства в Якутии,
связанного с признанием прав
инородцев в составе Российской
империи. Еще первые якутские деятели
М.Бозеков и С.Сыранов в XVII-XVIII вв.
ставили вопрос о введении среди
якутов должности областного головы и
расширении судебных прав тойонов.
«Устав об управлении инородцев» 1822
г. несет в себе дух либеральных
настроений эпохи. «1) В частных делах
предоставить инородцам кочующим
словесную расправу по собственным их
обычаям и законам...» и 2) Устранить
всякие препятствия в торговле и
промышленности инородцев...», —
говорится в специальных статьях «Устава».
Очень важно, что деятели Якутской
Степной Думы предпринимали попытки
воспользоваться теми положениями «Устава»,
которые развивали элементы
самоуправления и
предпринимательства. Любопытным
выглядит появление среди
провинциального чиновничества
либерально мыслящих деятелей (И.Мягкий,
А.Уваровский и др.), которые
сочувствовали и оказывали
содействие Якутской Степной Думе. В
дальнейшем из среды Якутской
областной администрации вышли
другие видные деятели, имевшие
либеральные взгляды — В.Н.Скрипицын,
И.И.Крафт, Н.Н.Грибановский и др. Эта
традиция идет, несомненно, от
выдающегося реформатора Сибири М.М.Сперанского.
Проникнутые духом александровской
либеральной эпохи принципы,
заложенные в «Уставе», нашли отклик в
среде якутского населения и
послужили активизации общественно-политической
деятельности в Якутии.
Само появление Думы несет в себе
зародыш тех либерально-демократических
умонастроений, которые охватили
передовую часть якутского общества
рубежа XIX-XX вв. Голова Ботурусского
улуса, якутский депутат Е.Д.Николаев,
в 1880-х гг. выступая за восстановление
Якутской Степной Думы, рассматривал
ее в качестве земского
самоуправления — одного из основных
лозунгов либерального движения тех
лет. Вокруг главной, занимавшей умы
прогрессивных людей той поры идеи об
отмене ссылки в Якутскую область
развернулась обширная дискуссия,
способствовавшая развитию
национального движения якутов. Его
возглавила национальная
интеллигенция, которая и
сформулировала впервые в полной мере
идеи демократии.
Якутский губернатор В.Н.Скрипицын,
глубоко понимавший несовершенство «классной»
системы землепользования, в самом
конце XIX в. издал «Инструкцию о
порядке уравнительного
распределения в наслеге земель».
Несмотря на благие пожелания,
реформа не имела успеха по причине
своей поспешности. В.В.Никифоров в
свое время указывал на то, что
особенность якутских земельных
отношений такова, что пока не будет
признано право якутов на свои земли в
полной мере, любая реформа поставит
их в невыгодное положение.
Преемник В.Н.Скрипицына на посту
губернатора И.И.Крафт большое
внимание уделял поддержке рыночных
отношений.
В борьбе за введение земства
выявились различные альтернативные
проекты: «Общие положения о земском
самоуправлении в Якутской области» В.В.Никифорова,
«Проект основных начал Положения
вообще о земских учреждениях в
Сибири и Якутской области в
частности», выработанный съездом
русских крестьян. Самыми главными
были пункты о передаче земли
местному населению в полную
собственность и о независимом суде.
Мощный импульс Первой русской
революции вызвал небывалый
общественный подъем на окраинах
России.
Либерализм в Якутии в полной мере
впервые был сформулирован деятелями
«Союза якутов-инородцев» в 1905 г. Во-первых,
в требовании передачи земли в полную
собственность. Во-вторых, в
требовании расширить самоуправление
якутов до областного уровня. В-третьих,
требованием ограничить полицейский
надзор лишь наблюдением за
соблюдением законов. Но главное —
достижение гражданских прав.
Либерализм в Якутии с первых же своих
шагов приобрел национально-демократический
характер. Особенный резонанс вызвал
судебный процесс над членами «Союза».
Он способствовал новому подъему
общественно-политической активности
у населения, росту национального
сознания.
Борьба за представительство якутян
в Государственной Думе красной нитью
проходит через первые десятилетия
политической истории Якутии начала XX
в. Эта идея нашла поддержку и
сочувствие губернатора И.И.Крафта.
Первая мировая война дала мощный
толчок гражданской и общественной
активности в Якутии. Деятельность
якутского отделения Красного Креста
и инородческого комитета при нем
объединила активных представителей
интеллигенции.
Газеты «Якутская окраина», «Якутские
вопросы» и др. служили делу
воспитания гражданственности и
правосознания у местного населения.
Вокруг них группировались крупные
деятели национального движения
якутов В.В.Никифоров, Г.В.Ксенофонтов,
С.А.Новгородов и др.
Главнейшим направлением было
развитие просвещения. С этой целью
открывались школы, училища,
семинарии. Все это способствовало
появлению в первые дни Февральской
революции политических организаций
с ярко выраженными либеральными
идеями, в частности,
демократического союза «Свобода» (Якутского
трудового союза федералистов). Кроме
названных лидеров национального
движения якутов в него вошли А.И.Софронов,
А.Д.Широких, Р.И.Оросин, К.О.Гаврилов и
сотни других представителей
передовой общественности. Первейшей
задачей «Союза» была борьба за
парламентскую федеративную
республику. Равенство всех граждан
перед законом, свобода личности,
уравнительная разверстка земли и
другие лозунги отличали эту
организацию своим либеральным,
демократическим духом.
Введение земства, начало
формирования демократических форм
власти, в том числе выборы в
Учредительное собрание России,
отмена «классной» системы
землепользования и введение
подушного землепользования после
Февральской революции знаменовали
собой наивысший подъем либерального
движения в Якутии. Разгон Сибирской
Областной Думы и Учредительного
собрания поставил лидеров якутской
демократии перед жестким выбором.
Одна часть (Г.В.Ксенофонтов и др.)
сразу же отошла от активной
общественно-политической
деятельности, другая (В.В.Никифоров)
еще пыталась бороться. Но было ясно,
что в условиях установления жесткого
большевистского диктата из Центра ни
о каких демократических проектах уже
не могло быть речи.
Формирование тоталитарной системы
все более стесняло те
демократические свободы, которые еще
оставались к середине 20-х гг.
Движение «конфедералистов» стало
последней во многом стихийной
попыткой последних представителей
либерально-демократической идеи (М.А.Артемьева)
обратить внимание на этот неумолимый
процесс. Репрессии физически
уничтожили почти всех, кто ранее
выступал с идеями национальной
демократии.
Возрождение либерализма в
современных условиях вызвано к жизни
общедемократическими завоеваниями в
послеперестроечный период.
Находившиеся в условиях
тоталитарной системы в глубоком
подполье, либеральные тенденции
находят все большую поддержку у
населения России. В Якутии они
связаны во многом с общефедеративным
процессом государственного
строительства. Вхождение в рыночные
отношения, формирование правового
сознания, интеграция в мировое
сообщество ставят перед нынешним
поколением либералов сложные
проблемы реализации идей,
сформулированных веками. Новые,
совершенно невиданные ранее факторы
современного развития общества:
глобализация, технизация,
международный терроризм заставляют
искать новые идейные ориентиры.
Таким образом, история либерализма
в Якутии изначально связана с
национально-демократическим
движением. Незавершенность
земельной реформы, еще неустоявшиеся
традиции правового сознания и
рыночных отношений, глубокая
зависимость от общероссийских
генеральных тенденций социальной и
экономической жизни являются
важнейшими специфическими
особенностями процесса становления
и развития либеральной идеи в Якутии.
Все это было в начале XX в. и с тех пор
прошло около ста лет. Сейчас — начало
XXI в. и нового тысячелетия, новое
историческое время, иная общественно-политическая
обстановка, иной виток духовного
развития. Однако то, что было и
происходило в начале XX в. сегодня
востребовано вновь, ибо либеральное
движение начала XX в. работало на
общественный прогресс. Сейчас
либеральное движение возродилось в
России и в нашей республике. И оно
имеет будущее, и оно обречено на то,
чтобы стать реальной силой
преобразования общества. И в этой
связи хотелось бы напомнить слова Н.Н.Моисеева:
«Я думаю, что теперь мы вступаем не
только в новое тысячелетие, но и в
новую эпоху — эпоху нового
просвещения, которой предстоит
утвердить новое понимание смысла
дихотомии Природы и Общества.
Одновременно происходит и
формирование нового либерального
начала или, точнее, открытого
общества».