На первую страницу номера

На главную страницу журнала

Написать письмо

Накануне празднования 60-летия Победы в Великой Отечественной войне редакция журнала начинает публикацию цикла документальных материалов, свидетельствующих о мужестве и ратном подвиге народа в грозные 1941—1945 гг.

Газета «Социалистическая Якутия»,

1 мая 1943 г.

Гордость полка

Этот портрет был прислан в Якутский обком партии командиром Н-ского стрелкового полка подполковником Зориным и заместителем командира майором Мирошник. Вот что они пишут в своем письме:

«Народ Якутии по праву может гордиться своим достойным сыном, верным защитником родины.

Пусть боевой пример Егора Константиновича станет образцом героизма и преданности родине для всех якутов-фронтовиков отечественной войны, для всех тех, кто в тылу Советской Якутии своим трудом кует нашу боевую мощь и вместе с нами борется за окончательную победу над фашистскими разбойничьими ордами.

Боевой привет труженикам Якутии и благодарность за их достойного сына — орденоносца Петрова!

Командир Н-ского стрелкового полка подполковник ЗОРИН,
зам. командира майор МИРОШНИК.

Ефрейтор Петров — якут. Он никому ничего не рассказывает о себе. И это не потому, конечно, что плохо говорит по-русски. Истребление немцев он считает обычным делом. Охота — его профессия. Белок стрелял в глаз — нельзя испортить шкурку. Бил по 150-200 штук. Сколько убил немцев — не считал. Немец не белка — к поясу не подвесишь. В колхозе имени Чкалова, Сунтарского района, не знают, что их знатный охотник стал гордостью всего полка. О нем рассказывают в полку, как когда-то передавались от человека к человеку по всему району бесконечные рассказы об отважном и хитром охотнике Петрове из Коконского сельсовета.

...Как дикого зверя выслеживает немца Петров. И как только увидит — не увильнуть немцу от меткой пули охотника. Бил их Петров из винтовки по одиночке и партиями из ручного пулемета.

— Пулемет хорошо стреляет. Много пуль — много немцев мертвых.

Эту фразу Петрова помнят и повторяют все пулеметчики.

Пять пулевых ран зарубцевалось на теле красноармейца Петрова. Они, как и гвардейский знак, говорят о богатырской силе этого человека.

Попав под перекрестный огонь, Петров получил сразу три раны. Здесь он впервые изменил своему обычаю стрелять стоя. Ноги подкосились, и он лег, но огонь не прекращал. Тверда была еще рука и верен глаз. Немцы падали навзничь. Но вот немецкий снайпер подкараулил охотника и выстрелил. Пуля пробила бок. Кровь потекла ручьем. Обессиленный Петров свалился в канаву.

Послышались чужие голоса. Петров обмазал кровью лицо, руки. Притворился мертвым. Подавил стон. До крови прикусил губы. Раненых немцы добивали. Петрова приняли за убитого. Оторвали гвардейский знак, покрутили в руках и швырнули в сторону.

Двое суток пролежал неподвижно Петров. На третьи — наши пошли в контратаку. Выбили немцев. Санитарка подобрала бойца. В госпитале залечили раны. Но не залечить обиду за оторванный с груди гвардейский знак. Не забыть и не простить зверств над ранеными товарищами!

Снова вернулся в строй Петров. Ненасытная месть. В каждом бою он истребляет немцев.

Вот с ручным пулеметом он на фланге наступающей роты. Сноп метких пуль прижимает немцев к земле. Так легче идти в атаку товарищам.

Пуля пробила кисть левой руки. Перевязал наскоро рану. И опять ведет меткий огонь. Не ушел Петров в госпиталь и после боя. Сам бы перевязки делал, но командир роты приказал каждые три дня показывать рану врачу. Пулемет сменил на винтовку — стал снайпером. Забинтованная рука служила упором при стрельбе.

На днях снял повязку. Не разгибается средний палец на левой руке. Но разве это помеха для храброго воина!

Вчера отправлено письмо его жене — Петровой Екатерине Ивановне. В далекой якутской тайге она прочтет, что ее муж, смелый охотник, храбро дерется с врагом, что ее Егор Константинович награжден орденом Красной звезды.

А.АЛЕКСЕЕВ.


Снайпер Федор Охлопков

— У тебя, товарищ Охлопков, какой-то особенный глаз, — часто шутят бойцы, увидя снайпера младшего сержанта Федора Охлопкова.

Да, у Федора Охлопкова особенный глаз, глаз охотника-якута.

Федор Охлопков вырос в Якутии. На берегах реки Алдан он стал знатным охотником. Оттуда он и прибыл на фронт для защиты родины.

Охлопков слышал, что бывают меткие стрелки, которых называют снайперами, и у него появилось желание стать снайпером. Он прилежно изучал снайперскую винтовку, действия снайпера в бою.

Получая из рук своего командира грозное и любимое оружие, он поклялся метко разить врага.

Однажды вызвал его лейтенант Васильков и говорит:

— Где-то неподалеку от опушки леса находится вражеский наблюдатель, который корректирует огонь своих минометов. Обнаружьте его и уничтожьте.

Охлопков повторил приказание командира и вышел.

— Обнаружить и уничтожить, — машинально повторял он про себя.

Невольно вспомнилась охота в лесах Якутии. Вспомнил он и свою лайку, которую любил за быстрое нахождение звериного следа.

Долго раздумывать не пришлось: его размышления прервал неосторожный блеск в крыше сарайчика, расположенного на высотке рядом с лесом, в котором находился враг. Охлопков знал, что оптические приборы при неосторожном обращении с ними могут иногда выдать наблюдателя. У Охлопкова не было сомнения, что в сарайчике — вражеский наблюдатель. Выбрав огневую позицию, он замаскировался и стал наблюдать. Через оптический прицел своей винтовки он вскоре заметил и самого наблюдателя.

Оба прицелился и нажал на спусковой крючок. Раздался первый выстрел. Наблюдатель упал. Вскоре на помощь к убитому фрицу поспешил другой. Взвалив к себе на плечи беспомощный труп, он было уже направился к опушке леса.

— Не уйдешь, гад, и ты, — не вытерпев, произнес Охлопков и послал меткую пулю в фашиста.

Оба фрица ткнулись в землю и больше не поднялись.

Охлопков собрался было перейти на другое место, как вдруг раздалась короткая очередь со стороны противника. Стреляли по нему.

«Проклятая «кукушка», — подумал он, пристально рассматривая верхушки деревьев. Вскоре он обнаружил искусно замаскировавшуюся на дереве вражескую «кукушку». И когда «кукушка» с первого выстрела камнем слетела с дерева, Охлопков окончательно убедился в точности стрельбы своей винтовки.

Первый день «охоты» Охлопкову дал много полезного. Он убедился, какое значение имеет маскировка, удачный выбор огневой позиции, терпеливость. На другой день на «охоту» Охлопков вышел утром. Огневую позицию он выбрал в подбитом вражеском танке. Из него хорошо просматривалась местность, были видны дзоты противника, кустарник... И если он отчетливо выделялся на местности, то мог спасти от осколков в случае обстрела.

Просидев весь день в подбитом танке, Охлопков не застрелил ни одного фрица. Он только смог обнаружить немецкого снайпера, ведущего огонь по нашим позициям. Но снять немецкого снайпера не пришлось: он был искусно замаскирован, и точного расположения этого фашиста Охлопков не установил.

Охлопков был недоволен собой и даже на доклад к командиру решил не идти.

Всю ночь не спалось Охлопкову. Он обдумывал план действий, вставал, уходил, снова ложился. И только перед самым рассветом сомкнул глаза.

Утром он опять засел в танк. Теперь его взор был направлен на кустарник, из которого еще вчера вел огонь вражеский снайпер.

Вскоре он заметил две вспышки огня, за которыми сразу же последовал звук выстрелов.

«Теперь их двое», — подумал Охлопков, стараясь обнаружить логово врага. Одного немецкого снайпера он заметил быстро.

Охлопков прицелился и с первого же выстрела уложил одного. Оставалось теперь обнаружить другого, но второй снайпер терпеливо молчал: видимо, обнаружив Охлопкова, он выжидал удобный момент, чтобы послать в него свою пулю.

Тогда Охлопков решил пойти на хитрость. Он сделал из своей шинели чучело и понемногу стал высовывать его из танка, не отрывая глаз от кустарника.

Тотчас раздался выстрел. Теперь Охлопков точно установил местонахождение немецкого снайпера. Он выстрелил, но промахнулся. Немецкий снайпер ответил выстрелом. Охлопков выстрелил второй раз, но также безуспешно. Немец не прекращал вести огонь по Охлопкову.

Началась снайперская дуэль.

Наконец, пятым выстрелом Охлопков снял немецкого снайпера, и только тогда он почувствовал что-то теплое и липкое на правой щеке...

Вечерело. Довольный Охлопков вылез из танка.

— Вы действовали, товарищ Охлопков, неплохо, — сказал лейтенант, преградив ему путь. Охлопков в недоумении посмотрел в лицо лейтенанту.

— Не удивляйтесь, я здесь с самого утра.

— Разрешите доложить...

— Можете не докладывать, я уже знаю. Вы ранены, товарищ Охлопков. Давайте быстрее в санчасть.

...Больше года прошло с тех пор, как Федор Охлопков из рук командира получил снайперскую винтовку. Четыре раза был он ранен в боях, и всегда, возвращаясь из госпиталя на фронт, он брал в руки снайперскую винтовку и беспощадно бил фашистов. Уходя на «охоту», он говорил:

— До тех пор, пока не убью хоть одного немца, я не вернусь.

На своем счету снайпер младший сержант Федор Охлопков имеет 147 уничтоженных фашистов. На его груди эмалью сверкает орден Красной звезды.


Дружба фронта и тыла

Старший политрук Н-ского подразделения тов. Н.Бабашкин до призыва в Красную армию работал зам. наркома местной промышленности Якутской АССР. С первых же дней пребывания части на передовых позициях по обороне Сталинграда т.Бабашкин проявил себя как волевой командир. В дни ожесточенных боев с озверелыми немецко-фашистскими бандами он умело организовал под обстрелом противника переброску материальной части и орудий на более выгодный рубеж. Наши орудия открыли ураганный огонь и отбили атаку фрицев.

За образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецкими захватчиками и проявленные при этом отвагу и мужество т.Бабашкин награжден орденом Красной Звезды.

Неразрывными узами любви и дружбы связаны у нас фронт и тыл. Чувство глубочайшей признательности бойцам Красной армии, защищающим нашу родину, честь и свободу, заполняет сердца советских людей. О единении фронта и тыла, об общей воле к скорейшей победе над вероломным врагом свидетельствуют сотни тысяч писем, отправляемых на фронт и получаемых из Действующей армии.

Находясь на боевых рубежах, советские воины не забывают родных и знакомых, рассказывают им в письмах об успешных действиях против немецких захватчиков, проявляют живой интерес к работе своего предприятия, колхоза, к жизни своих близких.

Письма фронтовиков зовут нас к тому, чтобы работать еще лучше, еще больше помогать родной Красной армии в разгроме ненавистного врага. Бойцы на передовых позициях с нетерпением ждут весточку из дома — от родных, от знакомых. Эти письма читаются коллективно, ласковое теплое слово вливает бодрость, дает новые силы, ярче разжигает ненависть к немецко-фашистским мерзавцам.

Недавно группа фронтовиков направила такое письмо девушкам нашей республики:

«Дорогие девушки Якутии! Мы потеряли своих родных и знакомых, но не теряем духа. У нас есть родина, которую мы любим и защищаем. Сейчас мы на фронте мстим врагу за его зверства, за кровь и смерть советских людей. Святая ненависть к врагу кипит в наших сердцах. Все свои молодые силы и жизнь мы отдаем родине во имя победы над кровавым фашистским зверем.

Бывают часы, минуты, когда хочется поделиться своими мыслями, чувствами. Но у нас нет родных. Мы решили написать вам письмо и уверены, что вы нам ответите. Поверьте, здесь на фронте письмо из тыла — радостное событие. Оно поднимает дух, ободряет нас на боевые подвиги.

Дорогие девушки! Мы грудью отстаиваем советскую родину, мы непрестанно уничтожаем врага. У нас есть многое, чем бы мы хотели с вами поделиться. Пишите нам о ваших успехах в работе, в учебе и жизни. Ждем ответа от вас.

Гвардии политрук отсекр ВЛКСМ Михаил Александрович Сучков за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецкими захватчиками и проявленные при этом доблесть и мужество награжден орденом Красной звезды.

Сейчас тов. Сучков работает заместителем редактора молодежного вещания Якутского обкома ВЛКСМ.

Письмо подписали: М.Ф.Журавлев, П.И.Марков, Г.Я.Припачкин, П.Ф.Соловьев, И.И.Ткаченко, А.И.Мартынов.

Это письмо нашло горячий отклик у наших девушек.

«Дорогие наши товарищи, — пишут девушки-бойцы Н-ского подразделения всевобуча фронтовикам. — Шлем вам, доблестным воинам нашей славной Красной армии, свой пламенный, полный любви к вам привет и наилучшие пожелания в вашей боевой жизни.

Сейчас у нас горячая пора — подготовка к посевной кампании, которую мы проводим успешно. Каждая из нас овладевает военной специальностью. Мы готовимся быть медицинскими сестрами, чтобы в любую минуту помочь вам в защите нашей родины.

Обещаем вам писать регулярно, а в следующем письме выслать коллективную фотокарточку.

Мы обещаем вам также упорно, по-стахановски трудиться на производстве, с честью провести весеннюю посевную кампанию и закончить обучение только на «хорошо» и «отлично». Пишите нам по адресу: город Якутск, село Марха, райвоенкомат.

С искренним приветом к вам В.Ф.Волкова, Е.Е.Тимофеева, М.В.Перевезина, В.Т.Наумова и другие (всего 24 подписи)».

С благодарностью встретят это письмо бойцы. Оно кладет начало искренней дружбе между группой защитников нашей родины и девушками Якутии.

Э.Г.

 

Hosted by uCoz