На первую страницу номера

На главную страницу журнала

Написать письмо

Сахая СТЕПАНОВА

В.В.Никифоров — первый либеральный деятель Якутии

Совсем недавно Фондом «Либеральная миссия» издана на редкость интересная книга «Российский либерализм: идеи и люди», в которой представлена уникальная галерея российских либеральных мыслителей и политиков ХIХ — ХХ столетий — от М.М.Сперанского до А.Д.Сахарова.1 Они — «люди разных профессий, культурных и политических пристрастий», но их объединяет главное — проблема человеческих прав и свобод. Думается, что книга привлечет внимание широкой общественности России, во всяком случае, той ее части, которой небезразлична судьба огромной многонациональной страны, исторически заслужившей, чтобы жизнь ее населения была достойной, свободной, справедливой.

Либеральные идеи изначально были рождены Великой Французской Революцией, но затем стали великими идеями всего ХIХ в. Идеи свободы, демократии, гуманизма, частной собственности, свободной экономики распространились и определили историческое развитие многих стран, в т.ч. России.

Россия — огромная, многонациональная страна. Идеи российского либерализма отражали особенности исторического развития страны, история российского либерализма — часть ее истории.

В конце ХIХ — начале ХХ в. либеральное движение уверенно вышло на историческую арену российской действительности и выдвинуло из своих рядов ярких представителей — борцов за общественный прогресс. Движение охватило и национальные окраины страны. Идеи либерализма стали понятны и близки лидерам национально-освободительного движения и стали важной составляющей в борьбе за формирование национального и гражданского самосознания коренного населения. Освободительные движения возглавлялись национальной интеллигенцией. Идеи и взгляды ее лидеров об исторических судьбах своего народа выступали как генератор социальных, экономических и культурных преобразований.

Якутская область в конце ХIХ — начале ХХ в. также оказалась под влиянием общероссийских общественно-политических процессов, в том числе российского либерализма. Либерализм здесь нашел благоприятную почву в национально-освободительном движении среди якутского населения, выступившего против национально-дискриминационной политики российского правительства. Лидеры движения, прежде всего организаторы первой общественно-политической организации «Союза якутов-инородцев», проповедовали идею гражданского равенства и свободы, просвещения своего народа, введения местного самоуправления. Основным средством достижения своих целей они считали проведение соответствующих реформ, принятие правительством административных решений. Их программные требования не выходили за рамки оппозиционных выступлений.

Для распространения либеральных идей здесь сложились объективные исторические условия. Специалисты едины в том, что тогда в области наблюдалось противоречивое воздействие на якутскую действительность общероссийского исторического процесса: с одной стороны, колониальная, русификаторская сущность политики правительства; с другой — прогрессивная интеграция региона в единый российский государственный организм. Эти противоречия усугубляли экономическое и культурное отставание Якутской области в конце ХIХ — начале ХХ в. Пришло в упадок скотоводство. Накопилось немало проблем в других традиционных отраслях хозяйства, что сказалось на жизнеобеспеченности населения, обусловило его низкую платежеспособность; усугубляли экономическую ситуацию плохое состояние транспорта, особенно содержание трактов, которое становилось непосильным для населения. Весьма запутанными оставались земельные отношения. Сами областные власти признавали, что неупорядоченность землепользования у якутов является «главнейшим злом».

В Якутском обществе наблюдалась резкая социальная дифференциация. Подавляющее большинство улусного населения (4/5) имело крайне низкий жизненный уровень. Около 30 процентов улусных крестьян составляли безземельные. На их плечи возлагалась вся тяжесть податей и повинностей, которые были весьма обременительны, отчего накапливались огромные недоимки. Начавшееся распространение рыночных отношений также усугубляло поляризацию социальных слоев.2

В целом же социально-экономическая ситуация в Якутском обществе к началу ХХ в. была критической. Ущербным оставалось правовое положение якутов.

Первыми осознали бедственное положение якутского народа представители интеллигенции, прежде всего М.А.Афанасьев, В.В.Никифоров, П.Н.Сокольников, А.Е.Кулаковский и др. Они поняли, что благосостояние населения может быть достигнуто только путем обретения якутами гражданских прав и самоуправления.

Пробуждение якутской национальной интеллигенции — это исторический факт, и оно происходило под непосредственным влиянием общественно-политических процессов в стране. Прежде всего необходимо отметить положительное влияние на якутское общество политических ссыльных — активных деятелей общественно-политической жизни в центре страны. Если в 1882 — 1905 гг. в якутской ссылке пребывали 777 человек, то в 1906 — 1917 гг. — не менее 1100 человек. Они принадлежали к разным направлениям освободительного движения, но в начале ХХ в. преобладали народники. Политссыльные привнесли в якутскую среду традиции образованности, культуры и свободы, а также идеи борьбы за социальную справедливость. Именно политссыльные Д.А.Юрасов, И.П.Подбельский, Н.П.Странден и другие дали будущим лидерам национальной интеллигенции первые уроки политического воспитания. Они помогли Е.Д.Николаеву, В.В.Никифорову, М.А. и П.А.Афанасьевым и другим представителям коренного населения осознать причины неустроенности и бесправия якутов, произвол областной администрации.

Благотворное влияние на якутское общество оказывала Сибиряковская историко—этнографическая экспедиция (1894 — 1896 гг.). В ее состав были включены передовая часть якутских чиновников (С.Л.Дмитриев, А.И.Попов, Г.Л.Кондаков), якутские деятели В.В.Никифоров, Е.Д.Николаев II, Н.С.Слепцов, И.Г.Соловьев. Экспедиция буквально всколыхнула общественную жизнь в области. Примечательно, что ее деятельность строилась на непосредственном общении с местным населением. Кроме того, ее участники — якуты знакомились через эти контакты с идеями сибирских областников, в частности, о земском самоуправлении. Важно отметить, что среди участников экспедиции были ссыльные народники с либеральными взглядами.

Есть основание утверждать, что влияние политических ссыльных и участников научных экспедиций стало одним из факторов формирования в конце ХIХ в. национальной интеллигенции, а затем ее становления как активной общественно-политической и консолидирующей силы. Показательна в этом отношении энергичная общественная деятельность признанного ее лидера — В.В.Никифорова.

Василий Васильевич Никифоров родился в 1866 г. в Дюпсюнском улусе Якутского округа в семье с достатком. Отец — выпускник Якутского уездного училища — был улусным письмоводителем. Он стремился и своих детей приобщить к образованию, устроив у себя домашнюю школу. Первыми учителями Василия были политические ссыльные Н.П.Странден, П.Д.Ермолов, Д.А.Юрасов и П.П.Подбельский. В 1876 году поступил в Якутскую мужскую прогимназию, которую окончил в 1885 г. В получении среднего образования ему оказал содействие каракозовец Н.П.Странден. Во время учебы он подружился с будущими своими единомышленниками — братьями Ильей, Федором и Иосифом Поповыми, П.А. и М.А.Афанасьевыми, П.Н.Сокольниковым, В.Я.Слепцовым, Е.Д.Николаевым II, а затем и с известным общественным деятелем Е.Д.Николаевым, который в 1883 г. официально обратился к российским властям с «Краткой запиской о современном положении Якутского края», в которой выдвинул основные идеи о самоуправлении и либеральных реформах. Общественно-политические и научно-философские познания он получил в кружке П.П.Подбельского. Самостоятельно овладел основами юриспруденции. Таким образом, Василий Никифоров еще в раннем возрасте стал «человеком с обширными для того времени знаниями в различных областях и «преисполненный самых лучших пожеланий своему народу» активно включился в просветительскую и организаторскую деятельность.»3

Затем Василий Васильевич работал письмоводителем в родном улусе. Одно время стал даже улусным головой. Работая на этих должностях, он большое внимание уделял расширению земледелия, поднятию культуры, борьбе за здоровый быт населения, выступал против пьянства и картежничества. Примечательно, что на свои личные средства и при поддержке купца К.Д.Спиридонова организовал строительство здания приходской школы, потом добился открытия на ее базе министерской школы в с. Дюпсюн.4 Его просветительская деятельность получила высокое признание властей — 25 января 1895 г. ему была «высочайше пожалована» серебряная на Станиславской ленте медаль.5

Яркой страницей в биографии В.В.Никифорова, как упоминалось выше, стало его участие в работе знаменитой Сибиряковской экспедиции по изучению быта и культуры Якутского края (1894 — 1896 гг.). Его конкретным вкладом были исследования материальной культуры, домашнего и семейного быта якутов.

В 1896 г. В.В.Никифоров вместе с П.Н.Сокольниковым и А.И.Поповым участвовал во Всероссийской промышленной выставке в Нижнем Новгороде. Экспозиция Якутского отдела была впечатляющей. Одно описание экспонатов заняло в Путеводителе 22 страницы. О самом Никифорове тогдашние газеты отзывались весьма восторженно, отмечали его ум, достоинство, прекрасный русский язык, которым он владел великолепно.6

С выставки В.В.Никифоров вернулся окрыленный новыми идеями. В 1897 г. по его инициативе в Якутске была открыта научная библиотека с бесплатным читальным залом, тем самым закладывалась основа развития библиотечного дела в крае.

Культуротворческая деятельность В.В.Никифорова продолжалась на ниве народного просвещения. При его участии в Якутске стали функционировать «Общество народных чтений» и «Общество попечения о народном образовании». В последующие годы он оставался горячим поборником расширения сети школ, внес свою лепту в учреждение Учительской семинарии, издание учебников на якутском языке.

Через два года, 12 июля 1899 г. В.Никифоров стал одним из учредителей Якутского сельскохозяйственного общества. Создание общества было решением патриотов помочь сельскому хозяйству, находящемуся в крайней степени отсталости. Требовалась срочная агрономическая помощь, обеспечение необходимой техникой, капиталовложениями. По словам А.Мальковой, В.В.Никифоров выполнял в нем титаническую работу: были установлены связи с Сельскохозяйственным и Вольным экономическим обществами России, договаривался о посреднических операциях с Иркутским складом, Министерством земледелия и государственных имуществ по доставке разных видов сельскохозяйственной техники, способствовал открытию сельскохозяйственной школы, опытных участков и ферм, ремонтных мастерских.7

В.В.Никифоров, занимаясь делами ЯСХО, воочию убедился в том, что социально-экономическая ситуация в Якутии стала критической. Стали очевидными сокращение поголовья скота, неупорядоченность землепользования, резкая социальная дифференциация, ущербность правового положения якутов. В.В.Никифоров и его коллеги по обществу поняли, что прогресс сельского хозяйства, равно и благосостояние народа, зависят во многом от решения насущных политических задач, а именно, обретения якутами равноправия и самоуправления. В связи с этим у ЯСХО обозначилось и стало набирать силу новое направление деятельности — общественно-политическое. Прежде всего, общество одобрительно восприняло начало Первой русской революции, осудило «кровавое воскресенье», потребовало созыва Учредительного собрания. Особой заботой Совета ЯСХО, руководимого В.В.Никифоровым, стало введение земского самоуправления. Эта задача была конкретизирована в обширном докладе ЯСХО «Задачи земства в Якутской области».8 Из доклада следовало, что только земские учреждения смогут осуществить модернизацию всех сфер якутского общества.

Таким образом, в 1905 — 1906 гг. В.В.Никифоров четко обозначил свои либеральные позиции в деятельности ЯСХО, которое и стало рупором национальной интеллигенции, предтечей будущего «Союза якутов — инородцев».

Борьба за самоуправление якутов стала стержневой идеей молодых якутских либералов в годы Первой русской революции. Она перешла на практическую плоскость в апреле 1905 г. в связи с рескриптом царя «О введении земских учреждений в Сибири», следовательно, и в Якутском крае. С этого времени борьба за земское самоуправление стало делом всей жизни В.В. Никифорова. Здесь очевиден расчет национальных либеральных лидеров в том, что земские управы будут не только заниматься улучшением условий жизни местного населения, но и станут добиваться равноправия, введения самоуправления в полном объеме, вплоть до права якутов избирать своего депутата в Государственную Думу.

Тем временем в Якутске разгорелись острые дебаты по земскому вопросу. Один за другим были разработаны 3 альтернативных варианта проектов об учреждении земства. Областная администрация в своем «Проекте земского положения в Якутской области» стремилась ограничить права земств, поставить их в подчиненное положение.

В общественных проектах от улусов, разработанных В.В.Никифоровым и русскими крестьянами, предусматривалась демократическая и полноправная форма местного самоуправления. Земля объявлялась собственностью местного населения, учреждался независимый суд.9 Выработать единый проект не удалось даже на специальном совещании, созванном губернатором в октябре — ноябре 1905 г. К этому времени в Якутске был получен царский Манифест от 17 октября 1905 г., давший реальную перспективу для демократического развития страны. В.В.Никифорову и его соратникам он придал уверенность в своих действиях, созрела идея создания политической организации, способной легальными средствами бороться за общенациональные задачи, гражданские и политические свободы якутского народа.

31 декабря 1905 г. инициативная группа из 9 человек (В.Никифоров Д.Слепцов, Н.Стручков, И.Васильев, Н.Степанов, А.Силин, П.Гаврильев, Н.Рыкунов, И.Аммосов) обсудила вопрос о создании общественно-политической организации «Союз якутов-инородцев». Было решено созвать Учредительный съезд, для чего направить в улусы приглашения.

Съезд состоялся 4 января 1906 г. На нем присутствовали 200 представителей улусов и городов Якутии. Съезд принял решение о создании инородческого союза, который, по словам В.В.Никифорова, должен был «поддержать освободительное движение в центре» и вести в рамках законности борьбу за свободу, равноправие и самоуправление якутского народа. Был избран руководящий орган союза — Центральный комитет из 10 человек, приняты Программа и Устав организации.

В качестве основных требований в Программе были указаны: признание земель, находящихся в пользовании якутов, их собственностью, введение земских учреждений, представительство якутов в Государственной Думе, устранение полицейского контроля над инородческими учреждениями и в качестве протестной формы — отказ от платежа податей и повинностей.

Первой политической акцией организации была телеграмма, направленная 6 января Председателю Совета Министров С.Ю.Витте с изложением ее программных требований.

С этого времени началась энергичная деятельность Союза якутов по распространению своего влияния и вовлечению новых членов. С этой целью в улусы направлялись агитаторы и уполномоченные, созывались наслежные и улусные сходы, создавались местные комитеты.

Имеются сведения о том, что 15 января 1906 г. члены ЦК «Союза якутов» И.Афанасьев и Н.Степанов в Восточно-Кангаласском улусном сходе ознакомили собравшихся с программой, разъяснили цели и задачи созданного Союза, распространили 20 экз. Программы, выдали 6 — 7 полномочий ЦК агитаторам. На сходе был избран местный комитет.

В Мегинском улусе сход состоялся 16 января по инициативе письмоводителя управы Д.Слепцова. Мегинцы оставались упорными приверженцами «Союза якутов» в течение длительного времени. В феврале 1906 г. многие из них (134 чел.) подписали общественный приговор в защиту арестованных членов Союза.10

В Вилюйском округе активную агитацию в пользу Союза вели крупный тойон Т.И.Карадчин, староста 2-го Жарханского наслега Н.Попов, местный учитель Д.Парфенов.11

Весьма активно проявляли себя приверженцы Союза в Сунтарском улусе Вилюйского округа. На улусных сходах были приняты две петиции, адресованные императору. В первой из них сунтарцы просили освободить инородцев от уплаты ясака и передать в их собственность соляные источники и золотые прииски.12 Во второй они заявили, что считают незаконными призывы губернатора не примыкать к «Союзу якутов».13

Относительно распространения влияния Союза в самом Якутске имеются сведения о том, что члены Союза ежедневно организуют встречи, на которых собираются более 500 чел., что люди «массами присоединяются» к Союзу.14

Как показывают архивные документы, программа инородческого союза нашла поддержку не только среди массы улусного населения, но и среди местной знати, улусных и наслежных голов, городских жителей. Союз был поддержан населением 3 крупных округов — Якутского, Вилюйского и Олекминского. Это было свидетельством того, что идеи «Союза якутов» были близки и понятны народу, отвечали его насущным интересам. О распространении влияния организации в Олекминском округе свидетельствует отказ крестьян Мальжегарского наслега от платежа податей до введения земского самоуправления.15

Нарастание влияния и популярности «Союза якутов» вызывало серьезную озабоченность у местной администрации. Об этом свидетельствует оперативная переписка Якутского губернатора с МВД и Иркутским генерал-губернатором. Якутские власти требовали введения в 3 округах режима усиленной охраны, иными словами — чрезвычайного положения. В то же время губернатор опасался, что арест руководителей Союза может спровоцировать открытое восстание.16

Реакция центральных властей была жесткой. Министр МВД п. Дурново приказал арестовать весь состав ЦК «Союза якутов» и привлечь их к ответственности.17 19 января были произведены аресты и 15 заключенным были предъявлены обвинения в принадлежности к противозаконному сообществу, поставившему целью возбуждение населения к захвату не принадлежащих им земель, неплатежу налогов и податей, неповиновению. На судебном процессе, начавшемся 15 сентября 1907 г.,. адвокат М.В.Сабунаев заявил суду: «Вы судите не этих 15 подсудимых, вы судите всю якутскую нацию, предъявившую свои требования» и потребовал оправдательного вердикта.18 В итоге 7 чел. были оправданы, остальные — приговорены к небольшим срокам заключения, в их числе В.В.Никифоров — к 1,5 годам. Мягкость приговора подтвердила юридическую несостоятельность обвинения.

Запрещение «Союза якутов» и судебное преследование его лидеров усилило размежевание власти и общества. Власть показала свою неспособность даже к умеренному реформированию, а оппозиция в лице национальной интеллигенции, несмотря на неудачу Союза, осознала свое умение консолидировать общественные силы, создать политическую организацию, способную решать общенациональные задачи.

По своим целям, задачам и способам борьбы «Союз якутов» была либерально-демократической общественно-политической организацией. Она ознаменовала включение молодой национальной интеллигенции в легальную оппозиционную борьбу в рамках российского либерально-освободительного движения.

Якутские либералы боролись за экономические и гражданские права коренного населения области, за модернизацию устаревшей системы управления. Введение гражданских свобод, идея самоуправления, признание права собственности на землю — вот главные либеральные ценности, за которые боролся «Союз якутов-инородцев».

Идеологом и руководителем организации был В.В.Никифоров. В его биографии отразилась практически вся история национально-освободительного движения в Якутии. По словам историка Н.Н.Дьяконовой, его судьба стала индикатором исторического времени. Он был генератором всех новых идей и общественных начинаний, консолидирующей силой освободительного движения в крае.

В.В.Никифоров после разгрома Союза решил объяснить народу мотивы своих действий и поступков. Находясь в заключении, он написал пьесу «Разбойник Манчары», ставшую первым драматургическим произведением якутской литературы. Автор пьесы вложил в уста народного героя свое философское, этическое и политическое кредо. Он был уверен, что люди со временем, рано или поздно, благодаря общению с русской культурой, узнают свободолюбивые идеи и проникнутся гражданским духом.19 Они всё поймут, потому что солнце светит всем.

Он был убежден, что во имя будущего своего народа борьбу, начатую «Союзом якутов», следует продолжать, но иными методами и путями.

Для реализации своих замыслов В.В.Никифоров занялся культуротворческой деятельностью. Им была поддержана идея создания Инородческого клуба. Очень скоро на сцене клуба с огромным успехом уже шла постановка пьесы «Разбойник Манчары». Зрители прекрасно поняли пафос пьесы — призыв к свободе и равноправию людей.

Близка к осуществлению была и другая идея «Союза якутов». 15 марта 1907 г. состоялись выборы в Государственную Думу от якутов. Победу одержали соратники В.В.Никифорова. Но радость была преждевременной. Третьеиюньский переворот отменил окраинные выборы в Думу.

В последующие годы В.В.Никифоров занялся печатно-издательским делом. Он понимал силу печатного слова, силу объективного анализа современной ситуации и обличительной критики.

23 августа 1907 г. вышел первый номер первой общественно-политической газеты «Якутский край» с приложением «Саха дойдута» на якутском языке. Передовую статью написал В.В.Никифоров. Критический настрой газеты вскоре (17 ноября 1907 г.) привел к закрытию газеты. Эта акция не остановила В.В.Никифорова. Не без его участия 16 февраля 1908 г. стала выходить новая газета «Якутская жизнь», также со страницей «Саха олоіо». В ней В.В.Никифоров поместил немало статей с весьма острыми разоблачениями действий властей. В 1912 г. В.В.Никифоров стал редактором и издателем первого в Якутии журнала «Саха саµата» («Голос якута»). На этом основании его по праву следует считать основоположником якутской журналистики и публицистики.

Не оставалась вне поля зрения В.В.Никифорова и публичная политика. В 1908 г. он участвовал в работе инородческого съезда. В качестве председателя земельной комиссии съезда он сумел вопрос о пересмотре землепользования якутов сделать главным в повестке дня съезда. Не остались без внимания вопросы о народном образовании, о введении земства, о представительстве в Государственной Думе. Следовательно, в работе съезда просматривается преемственность с деятельностью «Союза якутов». Опять же съезд был распущен Якутским губернатором.

В.В.Никифоров не оставил своих усилий во благо якутского народа и во время пребывания в составе якутской депутации осенью 1912 г. в С.-Петербурге в связи с 300-летием царствующего Дома Романовых. В.В.Никифоров, П.Н.Сокольников и Д.И.Слепцов обратились в соответствующие ведомства с 12 ходатайствами, в т.ч. о введении земства и представительстве якутов в Государственной Думе. Чрезмерная активность В.В.Никифорова вызвала недовольство Якутского губернатора И.И.Крафта. К тому же оказалось, что департамент полиции установил за ним негласное наблюдение.

Поскольку многие ходатайства остались без внимания, В.В.Никифоров лично добивался их решения, выступая на разных съездах и совещаниях с докладами о положении якутского народа.

В 1914 г. он выступал с докладами на съезде по вопросам начального образования в С.-Петербурге, на I Всероссийском съезде по народному образованию. В 1911 — 1914 гг. Василий Васильевич занимался научной работой в Якутском отделе Общества по изучению Сибири, а также переводческой деятельностью — переводил на якутский язык пьесы Л.Н.Толстого, Н.В.Гоголя. Одновременно печатал свои отчеты, статьи под псевдонимами Васин, Якут, Кюлюмнюр.20

Следующий этап подвижнической деятельности В.В.Никифорова и его соратников по национально-освободительному движению связан с победой Февральской революции в России.

Хотя В.В.Никифоров первоначально отнесся к Февральской революции с недоверием, тем не менее начавшийся процесс демократизации, провозглашение идей равенства и свободы давали якутским либералам шанс реализовать свои программные требования о землепользовании, равноправии, самоуправлении.

Именно эти жизненно необходимые для коренного населения вопросы были поставлены в марте 1917 г. на Первом съезде якутов и русских крестьян.

Выдвижение и решение съездом насущных и актуальных для исторического времени вопросов способствовало дальнейшей консолидации либеральной якутской интеллигенции, признанным лидером которой оставался В.В.Никифоров.

В новых реалиях якутским либералам, плотно сотрудничавшим с сибирскими областниками, Якутия представлялась как земская самоуправляющаяся область в составе автономной Сибири. Причем, земское самоуправление мыслилось как переходный этап к полной национально-территориальной автономии. Весь процесс должен был осуществиться демократическим путем через созыв Учредительного собрания.21

Руководящей силой этого процесса должна была стать первая политическая партия — «Трудовой союз федералистов», созданная в июне 1917 г. Её возглавили те же лидеры либеральной интеллигенции — Г.В.Ксенофонтов, В.В.Никифоров, С.А.Новгородов. В программе федералистов усматривается много созвучного с таковой «Союза якутов», прежде всего, по части решения аграрного вопроса, развития национальной культуры. Обе организации были своего рода детищами первой и второй русских революций. Но как общественная сила, рожденная в новое историческое время, партия федералистов выдвинула новую задачу: Якутия должна была войти в состав Российской Федерации на правах автономной демократической республики. Федералисты выразили полную поддержку Временному правительству, идее созыва Учредительного собрания, обозначили себя оппозицией большевистской партии. В Якутске в целях борьбы с усилением политического радикализма большевиков и сплочения демократических сил был создан Национальный комитет во главе с В.В.Никифоровым. Вскоре Комитет вошел в антибольшевистский блок «Объединенной демократии», ставший проводником либерального курса Временного правительства.

17 июня 1917 г. Временное правительство приняло решение о введении земских учреждений в Сибири.22 В Якутии действующий орган Временного правительства Якутский комитет общественной безопасности (ЯКОБ) образовал комиссию по организации земских выборов. Сбывалась мечта главного поборника земского самоуправления В.В.Никифорова. Поэтому именно он возглавил в 1918 — 1920 гг. Областную земскую управу. По его же инициативе якутские земцы стали издавать газету «Якутское земство».

Работа земских управ, по данным Э.М.Яковлева, проводилась по 4 направлениям: преобразования в экономике, поддержка народного образования, сотрудничество с Сибирской Областной Думой, налаживание торговых связей с иностранными фирмами. Во многом по инициативе председателя Областной земской управы В.В.Никифорова была оказана реальная помощь народному образованию: открыто земское начальное училище, 4-хгодичные сельскохозяйственные курсы, ремесленное училище, оказывалась финансовая помощь студентам-якутянам, обучающимся за пределами области.23

Якутское земство включилось в общероссийское земское движение. Оно вошло в состав Общесибирского Союза земств и городов. В 1919 г. В.В.Никифоров, будучи членом Государственного экономического совещания при правительстве А.В.Колчака, выезжал в Омск, где сумел добиться кредита в 300 тыс. руб. на земские нужды и товарного кредита на 10 млн. руб.24

В Иркутске В.В.Никифоров имел встречу с американским консулом Г.Пальметом и представителем Красного Креста Манже, с которыми вел переговоры о торговом партнерстве, о поставке в Якутию медикаментов по линии Красного Креста США.

Победа большевиков и установление Советской власти в Якутии в декабре 1919 г. привели к свертыванию либеральных замыслов. В 1920 г. были распущены земства, прекращена деятельность партии федералистов, а сам В.В.Никифоров арестован и выслан в Иркутскую область. Вернулся в Якутию после амнистии.

Для В.В.Никифорова началась другая полоса жизни. За 7 лет жизни при Советской власти В.В.Никифоров стремился работать вне Якутии. В Бурятии и Москве он работал поочередно в торготделе, Якутском постпредстве, в ряде книжных издательств, в КСНСО при Президиуме ВЦИК СССР, привлекался к участию в работе Якутской комплексной экспедиции АН СССР. В качестве сотрудника экспедиции с июня 1925 г. по март 1926 г. он находился в разъездах, обследовал 635 населенных пунктов с населением 10 515 чел. На основе его материалов был опубликован «Отчет по демографическому и дозиметрическому обследованию Вилюйского и Олекминского округов». В ноябре для обработки собранного материала отбыл в Ленинград.

В 1927 г. по возвращении в Якутск по делам экспедиции В.Никифоров был арестован в связи с делом партии конфедералистов. Его обвиняли в том, что он знал о заговоре конфедералистов и не сообщил органам безопасности. 21 августа 1928 г. В.В.Никифоров был приговорен к расстрелу, который был заменен заключением в концлагерь сроком на 10 лет. Скончался 15 сентября 1928 г. в тюрьме г. Новосибирска. Реабилитирован в феврале 1992 г.

Таков краткий обзор драматической жизни и деятельности выдающегося сына якутского народа, руководителя первой либеральной общественно-политической организации «Союз якутов-инородцев», лидера либерально-демократического движения в Якутии в начале ХХ в.

Литература

Дьяконова Н.Н. Якутская интеллигенция в национальной истории. — Новосибирск. — 2002. — 238 с.
Клиорина И.С. Возвращение Никифорова. — // Ж. Илин. — 1991. — № 2. — С. 7 — 8.
Клиорина И.С. Эпопея «Союза якутов» (дек. 1905 — июль 1908 гг.) — Якутск. — 1992. — 81 с.
Копырин Н.З. Родоначальник якутской национальной интеллигенции. — В.В.Никифоров (Кюлюмнюр) — человек и личность. — Якутск, 1997. — С. 58 — 61.
Малькова А. Василий Никифоров. События. Судьбы. Воспоминания. — Якутск, 1944. — 270 с.
Российский либерализм: идеи и люди. Под общ. ред. А.А.Кара-Мурзы. — М.: Новое издательство, 2004. — 616 с.
Степанова С.В. Из истории Союза инородцев-якутов. (Выступление крестьян Мальжегарского наслега Олекминского округа). — //Ж. Наука и образование. — Якутск, 1998. — С. 96 — 98.
100 лет Якутской ссылки. Сб. Якутского землячества Всеросс. О-ва политкаторжан и ссыльнопереселенцев. — М. — 1934. — С. 208 — 219.
Попов Н.И. В.В.Никифоров в вопросах народного образования в 1918 — 1919 г. — //В.В.Никифоров — человек и личность. — Якутск, 1997. — С. 49 — 53.
Попов Н.И. О поездке Никифорова на Госкомсовещание в Омск и встрече его с Колчаком. — //Ж. Илин, 1991. — № 2. — С. 9.
Федоров В.И. Якутия в эпоху войн и революций (1960 — 1919 гг.). — Кн. перв. — М., 2002. — 26 с.
Яковлев Э.М. Никифоров и вопросы введения земства в Якутии. — //В.В.Никифоров — человек и личность. — Якутск, 1997. — С. 24 — 31.

Источники

1. НА РС(Я), ф. 12, оп. 2, д. 2963.
ф. 40, оп. 1, д. 90
ф. 288, оп. 1, д. 4.
2. В.В.Никифоров. Солнце светит всем. Статьи, письма, произведения. Подг. к печати И.Е.Федосеев — Доосо. — Якутск, 2001. — 567 с.
1. Российский либерализм: идеи и люди. Под общ. ред. А.А.Кара-Мурзы. — М.: Новое издательство — 2004. — 616 с.
2. См.: Федоров В.И. Якутия в эпоху войны и революций (1900 — 1909). Книга первая. — М.: Academia, 2002. — с. 42 — 135.
3. Копырин Н.З. Родоначальник якутской национальной интеллигенции. В.В.Никифоров (Кулумнуур) — человек и личность. — Якутск, 1997. — С. 3.
4. Там же.
5. Малькова А. Василий Никифоров. События, судьбы. Воспоминания. — Якутск, 1994. — С. 85 — 86.
6. Малькова А. Василий Никифоров. —С. 101.
7. Малькова А. Василий Никифоров. — С. 108 — 119.
8. Федоров В.И. Якутия в эпоху войны и революций. — С. 160.
9. НА РС(Я), ф. 12, оп. 2, д. 2963 — лл. 10 — 11, 90 — 105.
10. Красный архив. — М.: 1936. — № 3. — С. 79 —81.
11. НА РС(Я), ф. 40, оп. 1, д. 4 — лл. 3 — 4.
12. Красный архив — с. 79.
13. 100 лет якутской ссылки. — С. 243.
14. НА РС(Я), ф.288, оп. 1, д. 90 — л. 144.
15. Степанова С.В. Из истории «Союза инородцев — якутов». (Выступление крестьян Мальжегарского наслега Олекминского округа) — //Наука и образование. — Якутск: 1998. — № 3. — С. 96 — 98.
16. Красный архив. — С. 70.
17. Там же.
18. Клиорина И.С. Эпопея «Союза якутов». — С. 53.
19. Клиорина И.С. Василий Никифоров. — С. 167 — 168; В.В.Никифоров. Солнце светит всем. — С. 107.
20. Клиорина И.С. Возвращение Никифорова. — // Илин, 1991. — № 2. — С. 7.
21. Дьяконова Н.Н. Якутская интеллигенция... — С. 149.
22. Яковлев Э.М. В.В.Никифоров и вопросы введения земства в Якутии. — //В.В.Никифоров — человек и личность. — С, 30.
23. Попов Н.И. В.В.Никифоров в вопросах народного образования в 1918 — 1919 г. — //В.В.Никифоров — человек и личность. — С. 49 — 53.
24. Подробно см.: Попов Н.И. О поездке Никифорова на Госэкономсовещание в Омск и встрече его с Колчаком. — // Ж. Илин, 1991. — № 2. — С. 9.


Сахая Васильевна Степанова, канд. ист. наук, доцент ЯГУ.

Hosted by uCoz