На первую страницу номера

На главную страницу журнала

Написать письмо

Александра ВАРЛАМОВА

«Она обладает бесценным даром доброты...»

Известно, какое влияние оказывает на слушателя виртуозное исполнение музыканта, однако без теснейшей взаимосвязи исполнительства и педагогики, вообще без педагогики как творческого процесса (искусства) невозможно развитие музыкальной культуры. Становление якутской фортепианной культуры тесно связано с плодотворной деятельностью талантливых педагогов-пианистов. Одним из таких преподавателей, стоявших у истоков фортепианного образования Якутии, является блестящий мастер-педагог фортепианного искусства Майя Ивановна Иванова.

Ее удивительно плодотворная педагогическая деятельность вот уже на протяжении сорока лет связана с Якутским музыкальным училищем, ставшим alma mater для многих профессиональных музыкантов республики. Вместе с другими замечательными педагогами фортепианного отделения Иванова способствовала воспитанию пианистов в духе лучших традиций фортепианного искусства, закладывая фундамент нарождающейся в Якутии пианистической школы.

До прихода в училище Майи Ивановны педагогический коллектив отделения фортепиано нельзя было назвать стабильным. Вообще, при отсутствии сформировавшегося педагогического коллектива, слаженно работающего над едиными задачами, вся колоссальная нагрузка ложится на плечи отдельных преподавателей. Из них и их учеников впоследствии складывается костяк педагогов-единомышленников, именно они задают тот вектор движения, который, пройдя проверку временем, оказывается единственно правильным. Именно таким человеком — яркой личностью, талантливым педагогом — явилась Майя Ивановна Иванова.

Свой путь педагога вернувшаяся на родину Майя Ивановна начала в 1964 г., сразу же с головой окунувшись в работу. Нужно было воспитывать местные педагогические кадры, в которых республика остро нуждалась. В то время, к примеру, пианистов выпускалось не более пяти человек в год...

Методы обучения М.Ивановой направлены на то, чтобы помочь каждому ученику укрепиться в своей самостоятельности, стремиться развить в учащихся уверенность в своих силах. С особым вниманием Иванова воспитывала качества, необходимые исполнителю: волю, дисциплинированность, смелость и, конечно, особенно была заботлива к тем, кто проявлял несомненные способности к исполнительской деятельности. В классе Ивановой воспитывались многие в будущем известные исполнители Якутии, в их числе В.Климин, С.Чжан, Н.Шадрина и др.

Иванова считает, что в ее классе не было профессионально непригодных учеников.

Более того, она брала в класс заведомо «слабых», ей интересно было заниматься с любым учеником, находить в нем крупицу ценного, пробуждать интерес к занятиям, попутно работая над освобождением игрового аппарата и сильно продвигая учащихся в техническом отношении.

Решающим моментом воспитания Майи Ивановны является правильная ориентировка ученика на его будущий «профиль», в котором он будет работать как специалист. Как мы знаем, многие учащиеся мечтают быть солистами, но исполнителями становятся немногие. Чуткость Ивановой как педагога проявляется и в умении помочь ученику определить свой «уклон» и соответственно ему — развитие. Майе Ивановне, Мастеру педагогического дела, удается воспитать любовь к преподаванию у своих питомцев, не случайно почти в каждой музыкальной школе республики плодотворно работают ее выпускники.

М.И.Иванова всегда учитывает индивидуальные особенности своих учеников, их природные данные, помнит трудности работы с учащимися, которые не обладали удобным игровым аппаратом, например, имели маленькие руки. И если «неблагодарные» руки принадлежали музыкально способному ученику, то Майя Ивановна прилагала все силы, чтобы он мог хорошо играть на фортепиано. Ее методическая работа «Некоторые особенности работы над пианистическим аппаратом учащихся с маленькими руками» внесла значительный вклад в фортепианную педагогику Якутии.

По убеждению Ивановой, клавиатура приспособлена к человеческой руке, и задача педагога заключается в том, чтобы добиться ее подчинения более простыми, логичными путями. Замечания и советы Майи Ивановны, касающиеся работы над техникой, помогали найти верное движение, точный прием и были вызваны желанием облегчить процесс обучения игре на инструменте. Со своим особым пристрастием к законченности и чистоте отделки добивалась она значительных результатов там, где, казалось бы, ждать почти нечего.

По мнению М.И.Ивановой, «ученик берет планку репертуара сам», то есть педагог дает ученику то, на что тот «делает заявку» своей работой, способностями, склонностями, успехами. Как актеры имеют свое амплуа, так и пианист может иметь свою сферу, в которой он особенно силен. Только единицы могут охватить весь диапазон фортепианной литературы. Например, Иванова в работе с учеником, обладающим маленькими руками, отдает предпочтение при выборе произведений сонатам Скарлатти, Гайдна, Моцарта, таким произведениям, как «Вечное движение» Вебера, «Экспромты» Шуберта, Концертштюк Шумана и т.д. Конечно же, такой индивидуализированный подход к каждому своему учащемуся продиктован стремлением выявить его лучшие пианистические качества и был бы невозможен без досконального знания всей классической фортепианной литературы. И, возможно, в такой постановке вопроса кроется решение всей методической проблемы репертуара.

В общении с учениками Майю Ивановну отличает большое чувство такта и доброты, в каждом ученике она всегда стремится подчеркнуть его лучшие стороны. «...Не перестаю удивляться ее таланту общения с учащимися, умению раскрыть в каждом музыкальную одаренность. Может быть, разгадка в том, что будучи высокопрофессиональным педагогом, она обладает бесценным даром доброты», — писала Л.К.Потапова о педагогике Ивановой.

Майя Ивановна обладает даром превращать уроки фортепианной игры в уроки музыки, прививая ученикам широту музыкальных интересов. Имея большой педагогический опыт, Иванова дает всем ученикам, независимо от уровня одаренности, твердую основу музыкальной культуры, большой объем практических знаний, навыки самостоятельной работы. Потому немало ее выпускников стали впоследствии специалистами в разных областях музыкального искусства: это и композиторы, и музыковеды, и органисты и т.д.

За педагогическую деятельность М.И.Иванова воспитала в республике самый многочисленный (более 200 выпускников) отряд пианистов. Сегодня ее ученики, многие из которых закончили различные вузы страны, ведут активную концертную деятельность за рубежом и в России, стали ведущими педагогами высших учебных заведений, музыкального училища и многочисленных школ республики. Так, с 70-х годов приступила к работе в училище одна из ее первых учениц А.Герасимова, а с 80-х годов подавляющее большинство преподавателей отделения специального фортепиано являются учениками Ивановой — В.Климин, Л.Титова, Г.Захарова, А.Чжан и др.

И сегодня творческий потенциал Майи Ивановны направлен на воспитание тех, кто завтра будет работать на ниве якутского музыкального просвещения и осуществит преемственную связь поколений, образующих в целом то, что с гордостью будет называться якутской пианистической школой. Кроме своего любимого училища, Майя Ивановна вот уже десять лет преподает в Высшей школе музыки, являясь доцентом кафедры специального фортепиано. Вместе с другими талантливыми педагогами вуза Иванова растит качественно новый профессиональный уровень будущих блестящих интерпретаторов якутской фортепианной литературы, которые смогут вывести якутский пианизм на мировой уровень.

К сожалению, я не являюсь ученицей Майи Ивановны, но феномен этого Человека таков, что она не делит людей на «своих» и «чужих». К ней всегда можно подойти с проблемой как профессионального, так и чисто житейского плана, потому что опыт Майи Ивановны учит не только педагогическому творчеству, но и отношению к жизни, этике искусства: твердости воли, не сгибающейся в тяжелых испытаниях, принципиальности и последовательности в проведении творческих идей.


Александра Васильевна Варламова, преподаватель ВШМ РС(Я), отличник культуры РС(Я).

Hosted by uCoz