Андрей КРИВОШАПКИН-АЙЫНА
«Союзником парфян
одно время было государство Сахастан...»
Римский меч
найден на берегу Лены
Находили
древние мечи на территории Якутии
много раз. Наиболее из них знаменитый
— укуланский бронзовый меч,
найденный на реке Алдан. Он повторяет
по форме шань-иньские кинжалы, но
большего размера. Некоторые
российские ученые, такие как
Окладников и его ученики, считают,
что этот меч был сделан по образцу
китайского оружия местными
мастерами кузнечного дела.
Основанием для этого служит то, что
рукоятка меча, которую китайцы
обычно украшали нефритом, отделана
смолой, а также большие, не
характерные для Китая, размеры этого
оружия.
Доводы не очень серьезные, чтобы
одной такой находкой обосновать
наличие налаженного производства
копированного военного оружия на
Земле олонхо, в Прибайкалье или даже
в Забайкалье.
Во-первых, кому нужно было
производство предназначенных только
для войны мечей на нашей
малонаселенной территории, на
которой, в период с 1600 до 1200 г. до н.э.,
когда существовало Шань-Иньское
государство в Китае, жили лишь
немногочисленные племена охотников
и рыболовов?
Во-вторых, необходимость
использования одного и того же
оружия как для охоты, так и для войны,
привела к возникновению различных
форм длиннодревкового оружия.
Например, батыйа — большой нож,укрепленный
на длинном древке — характерное для
лесных племен Восточной Сибири
оружие, которое можно исользовать
как для охоты, так и, в случае
необходимости, для военных действий.
Это оружие массово применялось на
территории Якутии вплоть до ХХ века.
В-третьих, чужое оружие редко
копируют, так как это связано с
различными магическими
представлениями разных народов, с
культом кузнецов. Поэтому
копирование оружия происходит
только в том случае, когда копируются
традиции и мировоззрение, т.е. в
Древнем мире это означало, что
перенимается религия. В олонхо
указывается, что богатыри нашего
народа заказывали свои доспехи и
оружие китайским мастерам (Кытай
Бахсы). Но это не означает, что мы
перенимали у них религию, скорее,
может быть наоборот. В истории
зафиксировано много китайских
императорских династий, имеющих
степное происхождение. Например,
есть ученые, которые считают, что
государство Шань-Инь в Китае могло
возникнуть только в результате
завоевания: «Внезапное появление
высокоразвитой культуры Шаньского
периода — результат иноземного
влияния. Откуда пришло это влияние,
предположить невозможно, так как не
может быть и речи ни об одной
высокоразвитой цивилизации Ближнего
Востока. Особенно важным с точки
зрения проблемы культурных
заимствований является
существование в Китае боевой
колесницы, очень похожей по виду на
боевые колесницы, обнаруженные по
всему Ближнему Востоку в середине
второго тысячелетия до нашей эры.
Возможно, это ярчайший и вернейший
пример диффузии элемента культуры на
обширных пространствах,
простирающихся от
Средиземноморского побережья до
Желтого Моря».
Логически все правильно, за
единственным исключением, что этой
диффузией является степной кочевой
мир. Кочевники на конных колесницах
— бывшие медные быководы, пересевшие
с воловьей упряжки в боевую
колесницу, скорее всего, были затем
частью вытеснены из евразийских
степей бронзовыми конниками, предки
которых до этого занимались охотой
на диких оленей в сибирской тайге.
Сев на неоседланного коня, человек
освоил средство транспорта, которое
сразу дало ему громадное
преимущество над другими оседлыми
народами, позволив свободно кочевать
по громадной территории,
контактировать со многими, не
связанными с ними до этого, центрами
развития человечества, перенимая у
них изобретения и распространяя это
по всей степи.
В-четвертых, многочисленные
раскопанные мастерские бронзового
литья (в том числе и на территории
областной больницы в г.Якутске) и
находки при них форм для отливки
топоров-кельтов показывают, что
местные кузнецы бронзового века
производили предметы обиходного
спроса для мирных жителей тайги.
Отсутствие же нефрита на рукояти
укуланского меча указывает просто на
то, что при изготовлении массового
оружия китайцы не использовали этот
драгоценный для них минерал. А малые
размеры украшенных нефритом
роскошных шань-иньских кинжалов
указывают на то, что они были
парадным оружием китайских вельмож,
которое практически непригодно для
боя, но может использоваться в
ритуальных магических целях.
Как всегда, наши российские
историки писали по указке политиков.
Укуланский меч пытались превратить в
доказательство того, что северо-восточная
часть России развивалась без прямых
торговых и иных контактов с Древним
Китаем.
Также этим утверждением
закладывалось основание
исторической версии, что связь с
внешним миром наш народ получил
только с приходом русских, которые
стали посредниками между нами («дикими»)
и остальным цивилизованным миром. И
до этого между народом саха
неведомого происхождения и
цивилизованными народами Земли
существовали, по Окладникову, какие-то
неизвестные в китайской истории
бохайцы, монголы и т.д. и т.п., которые
не имели, по мнению его учеников —
российских историков — ничего
общего с народом саха.
История не является цепью
малосвязанных между собой
исторических событий. Наоборот,
любое из последних имеет системную
связь со всем окружающим миром, в том
числе и древним. И причины
происходящего в данный момент
исторического события могут лежать в
глубокой древности. Так современные
экономические и политические
проблемы, с которыми сталкивается
Россия, имеют причинную связь не
только с династией Романовых,
Октябрьской революцией, сталинским,
хрущевским, брежневским социализмом,
ельцинским капитализмом и т.д., но и с
более древними событиями, которые
происходили тогда, когда на
территории Евразии не существовало
никакого русского государства.
Поэтому не следует искать
возможности выхода нашего
современного государства из кризиса
в ближайшей российской истории. Там
мы можем отыскать только последствия.
А для излечения болезни нужно
отыскать и уничтожить саму причину
болезни. Современное нестабильное
политическое состояние России могло
быть заложено 2500 лет назад, когда в
мире начался очередной виток спирали
истории. Буддисты называют такой
виток истории колесом Дхармы, т.е.
колесом судьбы, которое
поворачивается за 2500 лет.
Находка римского меча у села Кытыл
Дьураа Хангаласского улуса в
сентябре 2003 года является как раз тем
связующим материальным звеном,
которое позволяет нам заглянуть
сквозь века и, систематизируя уже
известное нам, восстановить то, что
было утеряно потомками наших древних
предков. При этом не следует
рассматривать историю Якутии в
отрыве от истории евразийских степей,
так же как историю Рима — в отрыве от
степного мира.
Рим долгие годы воевал с Парфянским
царством. Парфянское царство было
создано в Туркмении выходцами из
западной части Великой степи в 250 г.
до н.э. Это известные из школьной
истории сведения, которые никто из
историков не оспаривает. Но мало кто
знает, что союзником парфян одно
время было государство Сахастан в
Северной Индии.
Бесследно ничто не исчезает. Так, в
крови у 29,1% якутов, исследованных В.В.Фефеловой
в разных районах республики,
обнаружен антиген HLA-A1, встречающийся
только в европеоидных популяциях. Он
у якутов часто встречается с другим
антигеном — HLA-B17. Они вместе
прослеживаются в крови двух народов
— якутов и индийцев-хинди. Наличие
антигена HLA-A1 в крови хинди, бурят-булагатов
и саха является объективным
доказательством того, что с народом
хинди в Индии, с бурятами-булагатами
у нашего народа имеются общие предки
— скифы (саха биис, саки). Можно
придумать разные версии переселения
нашего народа с казахских степей
сначала в Прибайкалье, а затем на
Лену, но несомненно одно — народ саха
сохранял свои традиции и свой язык
неизменными в течение более чем 2000
лет. Привнесенная пассионарность,
поставляемая на окраины евразийским
суперэтносом, поддерживала
достаточное для жизни напряжение
этнического поля, что позволило
освоить суровый северный край,
принеся туда культуру конных
кочевников. Перед тем как
переселиться на новую Ленскую родину,
народ саха прожил около 1000 лет на
территории Прибайкалья и оставил там
следы своей жизни, названные
впоследствии археологами культурой
курумчинских кузнецов.
А.И.Гоголев появление этой культуры
приписывает тунгусам, потомкам
культуры плиточных могил, имевшим
связь с хуннами, а также части
таштыкцев Енисея. Но отмечает, что
появление в Прибайкалье культуры
курумчинских кузнецов
характеризуется появлением традиции
трупосожжения, что нехарактерно для
телесских племен, хотя китайцы и
причисляли курыкан к уйгурам, для
которых характерны другие обряды
погребения.
Неожиданное появление в
Прибайкалье крупного народа
кузнецов, скотоводов и земледельцев,
знавших ирригационное земледелие и
построивших 16 укрепленных крепостей,
в начале нашей эры вряд ли могло быть
результатом развития одних местных
автохтонных племен. Скорее всего, это
результат переселения в начале нашей
эры крупных племен саха из
Турфанского оазиса. Этой гипотезе
соответствуют следующие факторы:
1. Наличие антигена HLA-A1 в крови
хинди, бурят-булагатов и саха.
2. Знание курыканами ирригационного
земледелия, характерного для оазисов
Великого шелкового пути.
3. Наличие большого количества
кузнецов у этого нового в
Прибайкалье народа. Кочевники всегда
переселяли мастеровых, а в данном
случае, по Л.Н.Гумилеву, степь во
времена хуннов получала железо со
стороны Тибета — от тибетцев кянов.
Около 205 г. до н.э. их союзниками стали
жители Турфанского оазиса, после
чего железо потекло в степь широким
потоком. Более древняя культура
плиточных могил характеризуется
наличием первоклассной бронзы, но
малым количеством железа, так что
плиточники никак не могли быть сами
курумчинскими кузнецами.
4. Сюжеты олонхо подтверждают
версию проживания саха в Турфанском
оазисе до переселения в Прибайкалье
и указывают, что в качестве врагов
народа саха в это время выступали
китайцы и огнепоклонники-иранцы, а в
качестве союзников — хунны.
5. Антропологические исследования,
проведенные среди восточных бурят и
западных булагатов, помогли выяснить,
что восточные буряты близки к
эвенкам, а западные булагаты — к
тюркам и европеоидам, что показывает
отсутствие эвенкийского населения в
Прибайкалье в момент проживания там
курыкан. Небольшое количество
эвенкийских слов в языке якутов
также подтверждает, что проживали
они совместно и на новой родине не
очень долго. Надписи на карте
Ремезова, четко разделяющие якутских
оленных — тунгусов от оленных чужой
национальности — «иноземцев
тунгусов», показывают, что освоили
оленеводство тюркоговорящие
самостоятельно.
1. Бронзовый
меч, р. Вилюй.
2. Бронзовый нож, Северный Китай.
3. Нефритовый нож с бронзовой
рукоятью, Китай. 4. То же, с
инкрустированной рукоятью, Китай,
иньское время. 5. Бронзовый меч с
инкрустированной рукоятью,
Якутия, р. Алдан.
|
Железные мечи
скифского времени.
1. Скифский железный меч с
бронзовой рукоятью, Южная Россия.
2, 2а. Железный меч с бронзовой
рукоятью, р.Лена, вблизи Киренска.
3, 4. Рукояти скифских мечей, Южная
Россия.
|
Это подтверждает и Н.К.Антонов,
утверждающий, что оленеводство в
начале нашей эры тюрки освоили
самостоятельно, применив для этого
навыки содержания верблюдов.
6. Идентичность волос в хуннских
погребениях с волосами современных
якутов показывает, что они
находились в довольно близком
родстве, чего нельзя сказать о
таштыкцах, которые были потомками
динлинов и не входили в родовой союз
хуннов.
7. Хозяйкой Земли у народа саха
считается Алахчин хотун, а
Прибайкалье было родиной алакчинов.
Со ссылкой на Г.Е.Грум-Гржимайло Л.Н.Гумилев
помещает страну Алакчин на Ангаре и
подтверждает это археологическими
находками со ссылкой на Дебец. Про
бома, или, по Л.Н.Гумилеву, алакчинов,
в книге «Хунну» в переводе Шаванна
написано следующее:
«Они ведут кочевой образ жизни;
предпочитают селиться среди гор,
поросших хвойным лесом, пашут
лошадьми; все их лошади пегие, откуда
и название страны — Бома (пегая
лошадь).
К северу их земли простираются до
моря. Они ведут частые войны с
хагасами, которых очень напоминают
лицом, но языки у них разные и они не
понимают друг друга. Дома строят из
дерева. Покровом деревянного сруба
служит древесная кора. Они делятся на
мелкие кланы и не имеют общего
начальника». Со ссылкой на Н.Я.Бичурина,
переводившего тот же китайский текст,
Л.Н.Гумилевым указано на некоторые
отличия в переводе: например, масть
лошадей — саврасая, верхом бома не
ездили, а держали лошадей только из-за
молока...
Появление племен саха в
Прибайкалье и освоение ими
оленеводства позволило в начале
нашего века освоить им с целью охоты
и торговли весь лежащий севернее от
Байкала край. Об этом
свидетельствуют китайские летописи,
где указано, что владения курыкан на
севере достигают таких мест, где
солнце летом заходит на время, пока
не сварятся бараньи почки.
Это — широта Жиганска и попадание
туда в летнее время и возврат обратно
на берега Байкала без наличия
верховых оленей, находящих
пропитание в тайге летом и зимой, не
представляется возможным. Находки
мечей и наконечников копий, как видно
на карте археологических находок
бронзового века в Якутии, приходятся
на территорию, где расположены
древние торговые пути, которые и
потом, вплоть до ХХ века,
использовали наши предки.
А.П.Окладников считает, что
употребление железа началось в
земледельческих государствах в 1200-1300
гг. до н.э., а первое упоминание об
использовании железа в летописях
Китая отмечено в III в. до н.э. Китайцы,
конечно, с этим его мнением не
согласны и доказывают, что в
княжествах Чжоу уже в Х в. до н.э. были
крупные металлургические центры.
Утверждать, что степняки первыми в
мире изобрели на Алтае или в
Прибайкалье плавку железа, нет
никакой необходимости. Несомненно,
что передача этого способа получения
металла с Запада на Восток (или
наоборот) не обошлась без участия
степняков. Изобретать новое могли в
любой части Ойкумены, но эти
достижения человеческого гения
передавались через единственное в то
время мировое коммуникационное
пространство — Великую Степь.
Появление крупного центра
производства железа в северо-восточной
лесной части евразийских степей
можно, несомненно, связать с
появлением на Прибайкалье
курумчинских кузнецов, тесно
связанных со степным миром скифо-хуннского
периода.
Находка характерного по форме
лезвия римского меча на территории
Якутии позволяет предполагать
наличие связи жителей нашего края и с
римским миром. Первыми образцами
массового железного оружия можно
считать акинаки (длинные кинжалы или
короткие мечи), которые были сделаны
в середине VII века до н.э. по образцу
ранее существовавших на
Предкавказье бронзовых кинжалов и
достигали сначала в длину 30-40 см.
Форма лезвия предполагает
применение этого оружия в основном
как колющего. Широчайшее
распространение акинаки получили в
степных районах, где они являлись,
кроме всего прочего, важным
социальным показателем в обществе,
обозначая принадлежность владельца
к сословию воинов, военной
аристократии. Часто предназначенные
для массового употребления простые
акинаки выковывались из одного куска
железа, а плоская рукоять
обматывалась ремнем. Считается, что
господствовавшие долгие годы в
Центральной Азии акинаки, будучи
распространены до границ Китая,
оказали влияние на развитие
китайского оружия.
Дорогие, предназначенные для знати,
кинжалы украшались наборными
насадными или накладными рукоятками
из цветных и драгоценных металлов.
Более поздние скифские мечи также
копировали зауженную к острию форму
лезвия этих кинжалов, но были больше
по размерам, так как использовались
конниками. Рукояти как некоторых
древних акинаков, так и более поздних
скифских мечей имеют одну
характерную особенность — они
заканчиваются подобием рогов.
Кроме вычурных украшений, а также
двойных орлиных и т.п. голов,
встречающихся на Ближнем Востоке, а
также целых фигур животных (в
Центральной Азии), повсеместно
использовались и простые
когтевидные навершия. Но последние с
начала нашей эры уже мало
встречаются. Возможно, за прошедшие
годы изменились некоторые традиции,
появились новые религии, что
моментально отразилось на
оформлении магического сословного
оружия.
У меча, найденного в Кытыл Дьураа в
2003 году, именно такое простое
когтевидное навершие, но лезвие меча
— не зауженное к острому концу, а
ромбовидное, характерное для оружия
римских легионеров. Меч — небольшого
размера, выкован из одного куска
железа вместе с плоской рукоятью,
которая может быть обмотана ремнем.
Для закрепления ремешка имеется
маленькое отверстие с краю рукояти.
При накладной рукоятке меча таких
отверстий должно было бы быть,
минимум, два.
Примечательно то, что такая форма
лезвия и рукояти встречаются у
паразониума — короткого римского
меча — отличительного оружия высших
военачальников и полководцев. Вряд
ли меч с простой рукоятью мог быть
оружием высшего начальства, но такой
меч вполне мог быть оружием какого-нибудь
декана или центуриона пешего
римского легиона, воевавшего с
парфянами. Скорее всего, он попал в
наши края как трофейное оружие и был
утерян при переправе через Лену его
владельца.
У римлян, кроме таких коротких, с
утяжеленными концами, рубящих мечей,
применяемых пешими легионами, были
длинные (до 80 см) кавалерийские мечи
спата с шириной прямого клинка до 5 см.
Эти мечи затем были широко
распространены по всей Западной
Европе и назывались каролингскими,
по названию династии французских
королей. Но на их рукоятках уже не
было роговидных и когтевидных
наверший, головка представляла собой
металлический шарик. До IX-X веков, до
появления тяжелых рыцарских
доспехов, эти мечи использовались в
основном как рубящее оружие. Только в
X-XI веках в Европе мечи стали
заострять и применять как колющее,
разрывающее кольчугу оружие.
Удлинилось и лезвие до 1,5 метра и
более.
Как и всякое другое оружие, мечи
наделялись магическими свойствами.
Не только скифы, как отметил Геродот,
но в последующем и европейские
рыцари молились мечу или
использовали его как магический
предмет, на котором давали клятву.
Интересно, что если внимательно
изучить основные философские
постулаты учения Лао Цзы, то можно их
свести к постулатам учения о выборе
жизненного пути мудреца по лезвию
меча. В Даодэцзин сказано: «Дао
рождает одно. Одно рождает два. Два
рождает три. Три рождает десять тысяч
вещей». Этот основной, сознательно
зашифрованный китайскими мудрецами,
постулат даосизма затем
растолковывается на многочисленных,
заумных для нас, рассуждениях
китайцев, создавая непроходимые для
разума непосвященных дебри. Эти
рассуждения нам малопонятны, потому
что мы обладаем абстрактно-понятийным
мышлением, тогда как китаец мыслит
конкретно-символически. В результате
мы воспринимаем окружающий мир иначе,
чем жители Поднебесной.
Учитывая эту особенность мышления
китайцев с помощью символов (в данном
случае — цифр), и зная также, что
основой их традиционной философии,
кроме понятия Пути-Дао, является
понятие об Янь и Инь, можно было бы
эти постулаты объединить и
попытаться восстановить связь с
древним степным культом меча через
основные термины. Тем более, что
традиционная китайская история
признает: развитие китайской
цивилизации шло с Севера. И
величайшая древность шан гу
находится не в соседней Монголии, а
на Севере, где вечная мерзлота. Тогда
основная суть учения даосизма может
быть высказана на якутском языке
следующим образом:
Дуо ыйытык соіотох, бии курдук
сытыы, хоруй ўєскэтэр. Ый уотугар Бии
икки єрўттээх Им уонна Ай. Им Имэµ
тєрдє. Ай Айыµ тєрдє. Имэµ Айыµ икки
ардынан болот биитэ суолу тутуспут
билии ўєскэтэр.
Билии ўтўмэн єйдєбўлў ўєскэтэр.
Прямой перевод этих предложений на
русский язык ничего не дает. Потому
что многие употребленные здесь слова
на языке саха требуют длинного и
подробного объяснения, так как
русский язык не имеет адекватных
выражений и понятий. Но китайские
религиозно-философские термины дао,
инь, янь, ии и употребляемые и
сейчас в нашем повседневном обиходе
слова дуо, им, ай, ии вполне могут
быть из одного древнего
первоисточника — праязыка степей
Евразии.
Тут следовало бы отметить, что
некоторые специалисты-языковеды
языки выходцев из евразийского
континента делят на пять групп:
полисинтетические, изолированные,
агглюнативные, флективные,
аналитические. Если
полисинтетические языки, к которым
относятся, например, чукотский,
эскимосский, языки индейцев Северной
Америки не имеют письменности, то
изолированные языки — китайский,
бирманский, вьетнамский, тайский,
тибетский — имеют иероглифическую
письменность.
Считается, что праязык Евразии
обладал агглюнативной структурой. Из
агглюнативной основы возникли
флективные языки, из флективных —
аналитические. К агглюнативным
относятся тюркские, угро-финские,
монгольский, корейский,
австралийские, все кавказские языки.
Флективное семейство языков состоит
из семито-хамитских, иврита,
арабского, индоевропейских,
армянского, иранского, индийского,
русского, немецкого, балтийских. К
аналитическим относятся англо-американский,французский.
Как известно, английская латиница
состоит из 22 букв, кириллица — из 33 (до
революции имела 36 букв). Древняя
кириллица состояла из 43 слов-слогов.
Из них 19 слов были гласные, а сейчас
осталось всего 5. Похоже, упрощение
флективного языка и приведение его к
аналитическому происходило с
выбрасыванием части слов, в
большинстве, гласных.
А переход от агглюнативных языков к
флективным был обеспечен переходом
от слоговой письменности через
азбуку к алфавиту. Из истории
известно, что этот процесс начался за
700 лет до н.э. — по изобретении
древнегреческого алфавита. Хотя он,
похоже, не был чистым алфавитом —
некоторые буквы представляли собой
отдельные слоги. Также и наиболее
древние флективные языки имеют еще
полуслоговую письменность, например,
сохранившиеся до нашего времени
арабский, иврит. Из агглюнативных
языков корейский и японский, хотя и
употребляют китайскую иероглифику,
тем не менее используют слоговые
иероглифы.
Тогда предположение о том, что
народ саха имел раньше слоговую
руническую письменность, имеет под
собой веское основание. В свое время
Радлов сказал о том, что якутский
язык состоит из 1/3 тюркских, 1/3
монгольских и 1/3 слов неизвестного
происхождения. Но Г.В.Попов доказал,
что эти «слова неизвестного
происхождения» являются якутскими.
Сейчас считается, что якутский язык
на 2/3 состоит из тюркских слов.
Если учесть, что для
употреблявшегося в Китае времен
Хубилая имперского языка три раза в
течение нескольких десятилетий
придумывали разные письменности, то
можно утверждать, что в этот момент
монгольский язык собственно и был
создан — как новый язык из смеси
тюркских, маньчжурских, тибетских и
китайских наречий.
То есть радловское предположение о
том, что якутский язык на 1/3
монгольский, можно понять наоборот: в
монгольском языке встречается 1/3
слов якутского лексикона. А
грамматика, как монгольская, так и
тюркская, создаются учеными и никто
не даст гарантии, что раньше была
именно такая грамматика. Ведь
тюркское руническое письмо многие
ученые считают алфавитом. И на базе
такого неправильного
первоначального предположения
возникла целая новая наука —
тюркология. И у нас в университете
учат студентов древнетюркскому
языку, которого никогда в природе не
было.
А якутский язык, наравне с
чувашским языком, считается
специалистами наиболее древним из
тюркских языков. То есть
предположить, что якутский язык
сохранил много слов из
первоначального языка евразийских
степей, это не значит идти против
истины, нарушая законы логики.
Косвенным доказательством этого
является и применение древними
китайцами терминов, имеющих смысл на
языке саха. Учение Лао Цзы было
создано ранее конфуцианства,
примерно в момент развала
государства Шань Инь и возвышения
княжества Чжоу.
Находка укуланского меча,
сохранение в неизменности слов-китайских
философских терминов означает
только то, что наши предки имели не
только торговые, но и культурные
контакты с Древним Китаем. Примерно
за 1200 лет до нашей эры племена
коневодов, жившие вокруг Байкала,
двинулись на Запад. Вызвано это было
изменением климата. Это их называли
греки потом скифос (саха биис), а
персы — саки (саха). В начале нашей
эры при помощи своих родственников
хуннов часть саха вернулась в
Прибайкалье, о чем и свидетельствует
находка римского меча.
Можно было бы привести объективное
доказательство родственности саха с
хуннами. Об этом свидетельствуют
данные, приведенные в монографии А.И.Гоголева
«Якуты»:
«Профессор судебной медицины А.Д.Григорьев
показал сходство химического
состава и формы волос хуннов из
княжеских погребений в Ноин Улы с
волосами современных якутов».
Бумага все терпит. Но высказывания
некоторых якутских журналистов о том,
например, что Эллэй был русским
казаком, ничем не отличаются от
рассуждений их московских коллег:
Ярослав Всеволодович был де
Чингисханом, а Александр Ярославич-Невский
— ханом Батыйа. Конечно, многие
исторические события можно
трактовать по-разному. И человек не в
силах отойти от своей природы, будет
всегда субъективен в некоторых
оценках. Но данные о родственности
крови индийцев-хинди, бурят-булагатов
и саха, полученные методами
иммуногенетики, и данные о
тождественности волос хуннов и саха,
полученные в результате
судмедэкспертизы, являются
объективными доказательствами,
которые могут быть подтверждены в
любое время любым иммуногенетиком
или судмедэкспертом. То есть все наши
субъективные раздумья, независимо от
национальности, должны отвечать этим
подтвержденным методами точной
науки объективным данным.
Наличие у народа собственного
языка и письменности предполагает
наличие государства. А наличие
государства — своей собственной,
отличной от других, религии. Религии
отличаются друг от друга
применяемыми символами, магическими
предметами. Если сама религия какого-то
народа могла и не сохраниться, то
магический предмет, оставшийся от
этого народа, может многое
рассказать об исчезнувшей религии. В
империях, в которых силой оружия
собраны многие народы, обычно
проповедуют множество разных
религий. Римская империя не была
исключением. Как раз во времена войны
с парфянами в римских легионах
широко распространился культ Митры
— бога Солнца. Считается, что римляне
переняли эту религию на Востоке, и
вместе с традиционными римскими
богами Митра почиталась много веков.
В основном, солдатами. Некоторые
исследователи так и называют Митру
солдатским богом. Не является ли
тогда найденный в Кытыл Дьураа
римский меч магическим предметом
культа Митры?
Ответ
на этот вопрос мы находим также на
территории Якутии. Древняя Святая
Русь молилась, как и весь остальной
степной мир, Георгию Победоносцу —
всаднику на белом коне и чтила косой
евразийский крест Андрея
Первозванного. Вспомним также, что
Андрей Рублев — современник Дмитрия
Донского и Сергия Радонежского,
государственных мужей, стоявших у
истоков создания Московской Руси (наследницы
одновременно Византии и империи
Чингисхана) — написал икону «Троица»,
изображая триединство окружающего
нас мира. Этому триединому миру
молились все наши далекие степные
предки. Тюрки называли Троицу Таµара,
а славяне — Триглав.
На отрицании основных принципов
Московской Руси строилась, по мнению
первых евразийцев, романовщина,
антинациональная монархия,
двухсотлетнее романо-германское иго.
В России во времена первых Романовых
— выходцев из Восточной Пруссии — к
власти пришли европейцы. И уже в
период правления второго царя из
династии Романовых — Алексея
Михайловича — из Западной Украины
пришла новая, никонианская
христианская религия взамен
привычного для Древней Руси симбиоза
старообрядчества и староверия. С
победой никонианства была
переписана не только вся история
Российского государства, но были
также изменены каноны и обряды
православия. Появился распятый Сын
божий из чужой, европейской религии,
появились символы чужой религии,
чужая речь зазвучала вместо родного,
меняя стереотипы сознания
российского народа, иссушая его душу,
приучая вольный народ к рабской
покорности, к кабацкому застолью,
зловонному табаку, к горькому
подневольному хлебу, к потере смысла
жизни и чувства достоинства. Но даже
из переписанной чужими руками
истории нашего Отечества известно,
что староверы-раскольники, соратники
неистового Аввакума сжигали себя на
кострах, не желая принимать чужую
веру рабов, уходили в таежную глушь в
поисках страны Беловежья и
кержацкого счастья, выступали с
оружием в руках в многочисленных
восстаниях против царской власти,
гибли непокоренными на дыбе и на
плахе, после наказания кнутом
ссылались на каторгу, на вечное
поселение в Сибирь.
Как указывает П.Л.Казарян в своей
книге «Якутия в системе политической
ссылки России 1826-1917 гг.», во второй
половине XVII века территория нашей
республики превратилась в место
ссылки непокорных раскольников,
делившихся на старообрядцев и
староверов. Вот мнение некоторых
исследователей древней религии
славян: «Старообрядцы — это
христиане, придерживающиеся старого
обряда, а староверы — это не
христиане, а люди другой старой веры
— язычества» (тенгрианства. А.К.).
Одними из первых, посаженных при
воеводе Фоме Бибикове в 1679 году на
цепь в яму Якутской тюрьмы, были
бывшие церковные служители —
раскольники и мятежники пономарь
Сенка Алексеев и Васка Новгородцев.
Это были старообрядцы, не согласные с
изменениями канонов православия. Но
даже содержание в течение пяти лет в
холодной земляной тюрьме не смогло
заставить этих людей отречься от
своих убеждений. Из отписки воеводы М.О.Кровкова
от 16 мая 1684 года видно, что
допрошенные заново церковниками, они
не покаялись. Ходить впредь в церковь
Божию, на исповедь к отцам духовным и
святых Христовых Тайн причащаться
раскольники отказались. За что были
обратно посажены на цепь и взяты под
крепкий караул. Как указано в
воеводской отписке: «...чтобы никто к
ним не приходил и злого учения у них
не принимал...».
Кроме этих бывших служителей
церкви, обвиненных в расколе, в
одиночных камерах земляной тюрьмы
основанного в 1663 году Спасского
монастыря сидели и обвиненные в
чернокнижничестве. Любопытна запись,
приведенная П.Л.Казаряном: «сосланного
на вечное заточение, за общение с
нечистою силою, посадить в темную
каюту на цепь и отнюдь не давать ему
воды, ибо он, Максим Мельник, многажды
уходил в воду». Возможно, речь идет о
старовере-тенгрианце, который умел
делать то, что умеют делать некоторые
шаманы.
Конечно, не всех сосланных
старообрядцев и староверов сажали в
земляную тюрьму на цепь. Большинство
из них было поселено в посаде г.
Якутска. По оценкам Ф.Г.Сафронова, с
которыми П.Л.Казарян в принципе
согласен, в 1651—1700 гг. в Якутию было
сослано 860 человек, из них в Якутск —
более 340. Это не считая членов их
семей. Старообрядцев также могло
быть много и среди служилых казаков.
Например, первая христианская
церковь в Якутском остроге — Церковь
Животворящей Троицы — была
построена казаками. Во времена Петра
Первого, с 1722 года, по царскому указу
раскольников перестали ссылать в
Сибирь, так как они участвовали во
всех выступлениях против властей: «И
впредь расколщиков в Сибирь отнюдь
не посылать, ибо тама и без них
расколщиков много».
В конце 1681 года произошло восстание
под руководством Дженика, где
главную роль играли кангаласские
племена. Кроме якутов в восстании
участвовали русские служилые люди и
ссыльные раскольники. По
сохранившимся преданиям, идейным
руководителем последнего восстания
тенгрианцев народа саха и
присоединившихся к ним русских
раскольников-древлеправославных был
последний белый жрец Эргис. Как
известно, этнограф и историк Г.В.Ксенофонтов
не признавал сохранившийся к началу
ХХ века черный шаманизм якутов за их
истинную веру: «Нужно признать
бесспорным положением, что
современное якутское шаманство не
есть народная вера и представляет из
себя остаток древних суеверных
приемов народной медицины — лечение
болезней заклинаниями, заговорами,
молитвами, жертвоприношениями и т.д.
До христианства же господствующий
класс придерживался культа так
называемых белых шаманов и их
светлых духов айыы».
Религия белых жрецов народа саха и
русское древлеправославие были,
скорее всего, очень похожи, несмотря
на то, что древлеправославие
Московской Руси носило в себе
некоторые византийские изменения. В
противном случае вряд ли тенгрианцы
и раскольники выступили бы вместе с
оружием в руках против царской
власти за свою древнюю истинную веру.
То, что это крупное восстание не
отражено в сохранившихся архивных
документах и что воевода Приклонский
после победы велел поставить на горе
памятный крест, показывают, что
восстание это было не простым
мятяжом, а вооруженным выступлением
за восстановление древней веры. Как
особо важные, документы по восстанию
могли быть затребованы в Москву
церковниками и потому сведений по
ним нет в архивах воеводы. А рядом с
этим крестом, поставленным во время
Покрова, построил затем свой выселок
Спасский монастырь.
После поражения восстания не
захотевшие покориться воеводской
власти кангаласцы и русские
раскольники ушли на Вилюй.
Позолоченный серебряный крест, на
котором с одной стороны изображены
символы христианства, а с другой —
тенгрианства, мог принадлежать
одному из этих раскольников (или
является более поздним изделием кого-то
из их мастеров). На это указывает то,
что некоторые символы тенгрианства,
изображенные на кресте, не совсем
типичны для народа саха. Также
надпись на кресте «IНЦI» — «Иисус
назареянин царь иудейский»,
говорящая о том, что Иисус — не сын
божий, а только один из пророков. За
головой Верхнего божества (Триглава)
нарисован треугольник — символ
Троицы показывает, что крест вряд ли
относится к признававшимся
официальной никонианской церковью.
Скорее всего, эти символы можно было
бы отнести к несторианству — течению
христианства, широко
распространенному в степи во времена
Чингисхана. Также золочение и
чернение серебра не характерны для
изделий якутских кузнецов.
Как известно, тенгрианство —
религия духовного развития человека.
Обычно рассказывается о девяти
уровнях развития. Так, известный
знаток традиционной религии народа
саха Б.Ф.Неустроев-Мандар развитие
разума и сознания человека делит на
девять последовательных уровней.
Первый уровень — сознание
новорожденного. Ребенок получает его
до рождения, т.е. находясь еще в
Нижнем мире. Достижение последующих
семи уровней зависит от самого
человека. Он может,
самосовершенствуясь, достигнуть при
жизни в Среднем мире восьмого уровня,
но девятый для него — недостижим. Это
коллективное сознание — Таµара,
которое находится в Верхнем Мире.
1. Начальный разум (дается при
рождении).
2. Разум-основа (до 7-9 лет).
3. Разум прорубей тела (7-14 лет).
4. Логический разум (14-21 год).
5. Интуитивный разум (уровень воинов).
6. Предвидение (уровень шаманов и
мастеров).
7. Пророчества олонхо и осуохай (земные
пророки).
8. Использование божественных сил (повелители
мира).
9. Коренной Разум (недостижим для
человека).
Изображение девяти ступеней
развития человека встречается и на
древнем наскальном рисунке шамана
при впадении реки Кэтэмэ в Лену.
Летящий шаман с поднятыми вверх
руками нарисован рядом с тремя
кружочками, изображающими Нижний,
Средний и Верхний миры, и девятью
вертикальными черточками. При
внимательном изучении черточек
видно, что две крайние черточки
нарисованы не так отчетливо, как
остальные семь. Таким образом, семь
уровней развития человека в Среднем
мире характерны для тенгрианства.
Это позволяет предполагать, что
символы на оборотной стороне креста
— тенгрианские, если там есть
изображение семи уровней развития.
На кресте эти семь уровней
нарисованы в виде лестницы с семью
ступеньками. Лестница расположена за
спиной стоящего у камелька жреца в
высоком головном уборе. Это
показывает, что мастер знал: на спине
человека расположен энергетический
канал СуЇумньу. По тенгрианству, чем
выше по этому каналу поднимается сўр-жизненная
сила, тем выше считается духовное
развитие человека (сўрдээх киЇи —
духовно сильный человек).
Также мастер знал, что на нижних
ступенях развития человек общается с
духами. В данном случае он общается с
духом огня. Расположенное справа от
камелька изображение кривой сабли с
крестообразной рукояткой показывает
пятый уровень развития — уровень
воинов. С этого уровня начинается
общение с предками. В религии народа
саха — это уровень Хотой Айыы (Бог
Орел). Сабля не является традиционным
оружием саха, скорее всего, она
является оружием казаков. Якутский
кузнец вырезал бы на этом месте
батыйа-клинок на длинной деревянной
рукоятке. На рисунке ниже сабли,
возможно, изображены две сплетенные
руки — матери и ребенка. Тогда это
соответствует уровню Иэйиэхсит —
разуму ребенка до семи лет, начальной
ступени развития человека в Среднем
мире. Идущему после уровня воинов
шестому уровню святых (святой-сўбэтэй-советник)
в тенгрианстве соответствует Хара
Суорун — Черный Ворон. Вместо него на
кресте изображена птица Феникс. Зная,
что в западной части великой степи
ворона, почитая за его мудрость, все-таки
воспринимали как падальщика, можно
понять и замену этого символа. А
неведомая птица Феникс,
возрождающаяся после смерти из пепла,
вполне подходящий символ для
изображения шестой ступени развития
человека, после которой, по канонам
тенгрианства, он может возродиться в
виде своего салгын кут.
На перекладине креста изображены
справа рука шамана и колотушка бубна
— былаайах. Слева изображены молот,
клещи и нагайка — атрибуты ремесла.
Посредине — вода, ограниченная с
двух сторон узорчатой полосой. (У
народа саха есть определение
красноречия — «устар ууну
сомоіолуур тыллаах». Буквально:
красноречием собирает разлившуюся
воду). Таким образом, на перекладине
изображены характерные для шестого
уровня тенгрианства персоны: шаман,
кузнец и человек, овладевший
мастерством слова. Из стрелок,
указывающих путь наверх, более
толстая и светлая поднимается от
средней части, которая символизирует
мастера слова. По тенгрианской
иерархии, мастер слова ценится выше
кузнеца и черного шамана. Также
наличие трех стрелок указывает на то,
что при переходе с шестого на седьмой
уровень развития начинается
непосредственное общение с
божественными силами. Три
четырехугольника выше стрелок
указывают на наличие на седьмом
ярусе тенгрианских небес древних
богов Билгэ, Таµха и Дьыліа. Эти
божества открывают пророкам будущее.
При помощи Билгэ пророк узнает о
событиях, которые могут скоро
произойти. Таµха помогает
предсказывать далекое будущее. А
Дьыліа может изменить грядущее.
На восьмом небе — уровне
Повелителей мира, который нарисован
в виде двух рук, высунутых из облака,
располагаются Одун биис и Чыµыс хаан
— степняки, изменившие в свое время
решительными действиями направление
развития современной мировой
цивилизации.
Так при Одуне был создан строй
союза воинов-степняков и податных
земледельцев, который мы сейчас
называем феодализмом. Власть в мире
перешла к воинам. Эту власть наши
предки называли «баЇыр». А при
Чингисхане стали неуклонно
соблюдаться международные законы,
написанные людьми, и послы получили
право неприкосновенности. И мир
получил возможность перейти к новому
общественному строю, в котором
соблюдаются экономические законы,
основанные на мнимых ценностях,
придуманных людьми. Власть в мире
перешла к экономистам. Эта власть
называется «баЇыл».
Девятый уровень на кресте вырезан в
виде темного грозового облака.
Вполне подходящий символ для
изображения яруса громокипящего
грозного неба, которого смертный не
может достигнуть.
Примечательно то, что и во многих
других древних религиях имеются
аналоги якутских божеств Одун и
Чынгыс. Это греческие братья-близнецы
Кастор и Поллукс, римские Ромул и Рем.
Также и Митру изображали с братом-близнецом
или с женой. То есть Митра тоже был
двойным богом.
Таким образом, навершие римского
меча, имеющее две когтевидные фигуры,
две головы орла российского герба,
бараньи закрученные рога на шлеме
Александра Македонского и на
скифских мечах, две руки на
тенгрианской стороне серебряного
креста имеют одно магическое
значение. Они обозначают верхнюю
ступень развития духовности
человека. И наши степные предки
молились мечу, у которого острие
лезвия, воткнутое в землю, изображало
темный Нижний Мир. Светлое лезвие
отображало путь воина-баЇырса в
Среднем Мире, а богатая рукоять
соответствовала развитию человека с
уровня вождя-баЇылык до уровня
Повелителей мира-баЇыµса.
|