«Первым открытием для нас была
утопающая в зелени Манчжурия.
Удивились отсутствию дорожных
знаков, светофоров. Водители
уступали дорогу пешеходам, машины
машинам. Никто никого не задевал и не
толкал. Сами дороги содержатся в
идеальном состоянии. Не сравнить с
городами России!
В Наньтунь, столицу эвенкийского
национального округа, приехали через
Хайлар. Нас устроили в очень красивую
гостиницу, отделанную черным
мрамором.
Сородичи наши живут
сконцентрировано, в одном хошуне. Их
насчитывается 30 тысяч человек.
Деревянных строений не видел даже в
деревнях. Все дома у них, в основном,
из красного кирпича. Это самый
ходовой материал и в тех местах самый
дешевый, всего 20 копеек, не как у нас
— девять рублей. Хошун стал
автономным еще до образования
Китайской Народной Республики.
Компартия и правительство Китая в
политическом и экономическом планах
очень поддерживают эвенков.
Финансируется строительство, на
государственном попечении — объекты
образования, культуры, медицины.
Много других благ. Все в хошуне живут
безбедно, а эвенки зажиточно. Во
главе всех организаций, от малого
звена до высшего, назначаются эвенки.
Наши сородичи очень гордятся своим
происхождением и держатся весьма
достойно. Эвенк, по их понятиям,
должен быть выше на голову других
этнических групп, населяющих КНР. Не
пить, не курить, не лениться.
Приступают к работе чуть свет и рано
ложатся спать, экономят
электричество. Занимаются
скотоводством и растениеводством.
Содержат верблюдов, коров, лошадей,
баранов. Пастбища богатые и
обязательно огороженные. Рацион
животных составляется очень
грамотно. Оленей же разводят в
северной части Китая, где ягель
растет. Это прерогатива оленных
эвенков, ведущих кочевой образ жизни.
Их насчитывается чуть больше 200
человек.
Делегация российских
эвенков.
В хошуне есть свой государственный
музей. Там нам показали печать
Гантимура, великого эвенкийского
князя, просветителя. Историческое
прошлое эвенков представлено очень
ярко и красочно. Древнейшие
документы свидетельствуют о том, что
Пекин был основан эвенками. Два
последних императора Китая были
эвенками. Эти и им подробные
исторические факты просто ошеломили
нас. Какое поле деятельности для
ученых того же Института по
проблемам малочисленных народов
Севера!
В программу входило наше участие в
эвенкийском празднике «Сэвдэн». В
точности, как у нас, на Бакалдыне,
Сэвдэн начинается с обряда встречи
солнца. Все поднимаются на гору, где
ламы сидят и читают рукописи,
передавая их друг другу. Затем, на
праздничной поляне начинают бить в
барабаны, слышится звон литавров.
Главы кланов окропляют место
празднования молочной водкой, и
начинается торжественная часть. По
времени — в восемь часов утра.
Заносятся два флага — Китайской
Народной Республики (красный) и
Эвенкийский национальный (голубой).
Потом, как некогда у нас, настает
очередь докладов, очень
обстоятельных и докучных. Затем
начинается парад, возглавляют
которые эвенки, за ними идут китайцы,
монголы, буряты и др. представители
этнических групп. Культурная
программа весьма обширна и длится до
глубокой ночи. Проводились различные
спортивные состязания. Для меня
интересным было соревнование по
борьбе — барылдан, очень похожий на
якутский хапсагай. Правило очень
схожее: коснешься земли — проиграл. В
состязаниях участвуют и мужчины и
женщины. Борьба началась утром и
закончилась поздно вечером. Очень
зрелищной была схватка эвенка весом
88 килограмм с баркутом — 130 килограмм.
Эвенк одержал победу. Причем, он
обязан был одержать верх из-за
принятой в хошуне установки: «Если ты
эвенк, то должен быть лучшим».
Параллельно на ипподроме шли
конные скачки и рядом проводились
состязания среди ...коров. По удою.
Буренки у них очень крупные, черно-пегие.
Каждой присваивается свой номер.
Лучшей стала корова, давшая за один
удой 45 литров молока. А мы рады и семи
литрам.
На празднике практически все в
национальной одежде. Везде продаются
блюда национальной кухни. Нас же
пригласили на праздничный ужин в
живописном местечке у реки Ил (в
переводе с китайского «Большая река»).
За столом превалировали блюда из
овощей. Чай с молоком и солью мне,
честно говоря, не понравился также
как и их хлеб. Налегал, в основном, на
баранину и рыбу.
В общей сложности мы провели в
хошуне восемь замечательных дней. От
имени Афанасия Васильевича
Мигалкина, руководителя
Департамента по делам народов и
федеративным отношениям РС(Я)
вручили администрации хошуна
приглашение на праздник оленеводов
мира, который состоится в нашей
республике с 17 по 22 марта следующего
года. А эвенки г. Якутска пригласили
сородичей на ысыах 2005 года. Так что
будем готовиться к приему гостей из
Китая.
У реки Ил в день праздника
Сэвдэн.
Из Отчета о научной
командировке в КНР (в Эвенкийский
хошун Холумбуирского аймака
Внутренней Монголии)
сотрудников Института по проблемам
малочисленных народов Севера
Совеременные эвенки-скотоводы (коневоды)
проживают в КНР в районе Внутренняя
Монголия, эвенкийский хошун, с
центром в г. Нантунь. Научных работ в
российской науке по этой группе
эвенков очень мало. Историческая
справка по книге «Народы Сибири», (М-Л,
1956 г., Изд-во АН СССР).
«Эвенков делят на две большие части,
обособленные друг от друга
территориально и различающиеся
направлением своего хозяйства. Это
эвенки-оленеводы части огромной
территории от Енисея до Охотского
моря и эвенки-коневоды и скотоводы, а
также земледельцы, сосредоточенные
сравнительно на небольшой
территории южного Забайкалья, а
также в смежных равнинных участках
северо-восточного Китая и Монголии,
по численности на рубеже ХIХ—ХХ вв.
превосходившие охотников-оленеводов.
По переписи 1897 г. численность эвенков
и эвенов (тунгусов) в России была
определена Паткановым в 64.500 человек,
из которых жило в южном Забайкалье и
занималось сельским хозяйством 33.500
человек. За рубежом, в Маньчжурии.
Эвенков было в начале ХХ в. около 10.500
человек из которых охотников-оленеводов
было не более, и в Монголии, в
бассейне р. Иро, около двух тысяч ( все
коневоды и скотоводы). Таким образом,
можно считать, что к концу ХХ в.
эвенков охотников-оленеводов (вместе
с эвенами) было около 31.000 человек и
эвенков — коневодов и скотоводов
около 45.500 человек.
Перепись 1926-1927 гг. учла в СССР 38.804
эвенка. В это количество не вошла уже
большая часть перешедших на
оседлость эвенков-земледельцев и
скотоводов Забайкалья...».
Мы побывали на национальном
празднике, который носит эвенкийское
название «Сэвдэн» (веселье, праздник,
радость) от эвенкийского Сэвдэке —
радостно, весело. Но название
этимологически связано со словом «сэвеки,
сэвэн» — священное, божественное.
Самым важным моментом явилось то,
что было возможно общение российских
и китайских эвенков посредством
родного языка. Несмотря на то, что
существовал огромный период
разобщения, отсутствие каких-либо
контактов.
Эвенкийский язык может быть
средством общения эвенков двух стран,
вот что самое важное. При
определенных условиях эта роль
эвенкийского языка в международном
общении эвенков может даже возрасти
и сыграть большую роль в сохранении
эвенков как самостоятельного этноса,
народа на земле. Из-за не владения
российскими эвенками китайским,
китайских русским — самый надежный
способ общения эвенков двух
государств — это сам эвенкийский
язык...
Их научная и общественная
интеллигенция является той силой,
которая желает культурного
объединения российских и китайских
эвенков.
Эвенки Китая призывают нас к
конкретным общим усилиям по развитию
и сохранению традиционной
эвенкийской культуры, хотят для
этого наладить прочные связи со
всеми странами, где живут эвенки. Они
готовы послать приглашения всем
эвенкам, желающим посетить своих
сородичей в Китае, приглашают на их
ежегодный «Сэвдэн» (18 июня) с
двухдневным содержанием в
праздничные дни.
Они обязуются во всем
содействовать и поддерживать
будущую научную экспедицию нашего
института в 2005 году на своей
территории: обеспечение бесплатного
переводчика, предоставление
транспорта в поездках, помощь в
размещении в семьях эвенков.
На основе краткого, но
результативного общения с эвенками
Китая нами собраны интересные факты
и сведения о них, малоизвестные
эвенкам России, а также ученым-эвенковедам.
На территории Китая проживает, по
их данным, 30.000 эвенков. Они делятся на
две группы: эвенков-оленеводов и
эвенков-коневодов и скотоводов.
Численность последних намного
превышает численность эвенков-оленеводов.
В центре эвенкийского хошуна Нантунь
— 2.500 эвенков. Многие живущие рода те
же, что и у российских: сологоны,
киндигиры, чулигир и др., всего 26
родов. Оленные эвенки называют себя «эгдэе
эункил» — лесные эвенки, от
эвенкийского «эгдэн» — горная тайга.
Язык оленных эвенков легко понятен
российским эвенкам. Среди них
имеются выходцы с российской
территории, ушедшие в Китай до
революции 1917 года, 20—30 годах и даже в
40-е годы прошедшего столетия, которые
сохраняют русские фамилии и имена:
Кудрина Маня, Кудрин Сережа и т.д. Они
проживают по бассейнам рек Алагуя,
Аргунь.
Язык исконных эвенков-коневодов и
скотоводов развивался в период с
революции 1917 года до настоящего
времени обособленно от языка эвенков-оленеводов.
Однако и с ними можно общаться
непосредственно через сам
эвенкийский язык, если учитывать
следующие отличия:
1. основным препятствием при
общении на эвенкийском языке
является интонация: у эвенков-скотоводов
восходящая, у российских, как и в
русском, нисходящая;
2. эвенки Китая сохранили древнюю
огласовку согласного «В» — эwунки. У
российских под влиянием русского он
перешел в губно-зубной «В» — эвенки;
3. множество отличных от российских
эвенков характерных для них
словообразующих суффиксов;
4. сохранение древних форм, сходных
с эвенкийскими: редукция гласных,
оглушение согласных там, где это не
происходит в языке российских
эвенков. «Т» у них тукин (письмо,
письменность), у нас — дукин;
5. сохранение и наличие звуков O, Y,
чего нет у российских эвенков. Но, к
примеру, в эвенкийском сохраняется О
и др.
У эвенков Китая нет государственно
принятой письменности на
эвенкийском языке. Эвенки обучаются
на монгольском, бурятском и
китайском языках. Основная масса
оканчивает 9 классов (в нашем
понимании) и остается жить и
хозяйствовать, как и их родители,
либо коневодами, либо оленеводами. Но
определенная часть получает
образование, составляя эвенкийскую
интеллигенцию.
В последнее время государство
строит поселки для кочевников, где (как
и у нас) могут жить оседло члены семей
кочевников. Например, селение Алагуя
у оленных эвенков и др. Хотя обучения
на эвенкийском языке в школах нет, он
сохраняется на бытовом уровне: его
знает не только старшее поколение, но
и молодое. К примеру, молодая
эвенкийка из группы скотоводов Чимге,
получившая высшее образование в
Монголии, владеющая китайским,
монгольским, русским и эвенкийским
языками, родной выучила в семье — три
поколения ее семьи владеют
эвенкийским (бабушка и дедушка,
родители и она сама)...
В этой краткосрочной поездке нами
собран немалый языковой, фольклорный
материал по современной этнографии
эвенков данной группы.
Материал подготовила к
печати Изабелла Степанова.