На первую страницу номера

На главную страницу журнала

Написать письмо

«Наши китайские сородичи имеют древние корни»


Памятник конным эвенкам. Государственный национальный музей в г. Нантунь.

В первом номере нашего журнала за этот год была опубликована статья под заголовком «Меня интересует жизнь эвенков в России» о приезде в нашу республику писателя, председателя Ассоциации эвенков Эвенкийского хошуна Холумбуирского аймака Внутренней Монголии Китая У Жэрту.

После этого визита в июле 2004 г. вице-президент Ассоциации эвенков г. Якутска, председатель Правления Ассоциации коренных малочисленных народов Севера Иван Михайлович Атласов, доктор филологических наук Галина Ивановна Варламова (Кэптукэ) и сотрудник Института по проблемам малочисленных народов Севера Кирилл Намсараевич Стручков получили приглашение администрации округа Эвенкийского хошуна на национальный праздник «Сэвдэн» в г. Наньтунь — столицу округа. Это приглашение было организовано писателем и ученым У Жэрту. Он был в числе встречающих российскую делегацию в Китае.

Вот что нам рассказал о своей поездке Иван Атласов: «Первым открытием для нас была утопающая в зелени Манчжурия. Удивились отсутствию дорожных знаков, светофоров. Водители уступали дорогу пешеходам, машины машинам. Никто никого не задевал и не толкал. Сами дороги содержатся в идеальном состоянии. Не сравнить с городами России!

В Наньтунь, столицу эвенкийского национального округа, приехали через Хайлар. Нас устроили в очень красивую гостиницу, отделанную черным мрамором.

Сородичи наши живут сконцентрировано, в одном хошуне. Их насчитывается 30 тысяч человек. Деревянных строений не видел даже в деревнях. Все дома у них, в основном, из красного кирпича. Это самый ходовой материал и в тех местах самый дешевый, всего 20 копеек, не как у нас — девять рублей. Хошун стал автономным еще до образования Китайской Народной Республики. Компартия и правительство Китая в политическом и экономическом планах очень поддерживают эвенков. Финансируется строительство, на государственном попечении — объекты образования, культуры, медицины. Много других благ. Все в хошуне живут безбедно, а эвенки зажиточно. Во главе всех организаций, от малого звена до высшего, назначаются эвенки. Наши сородичи очень гордятся своим происхождением и держатся весьма достойно. Эвенк, по их понятиям, должен быть выше на голову других этнических групп, населяющих КНР. Не пить, не курить, не лениться. Приступают к работе чуть свет и рано ложатся спать, экономят электричество. Занимаются скотоводством и растениеводством. Содержат верблюдов, коров, лошадей, баранов. Пастбища богатые и обязательно огороженные. Рацион животных составляется очень грамотно. Оленей же разводят в северной части Китая, где ягель растет. Это прерогатива оленных эвенков, ведущих кочевой образ жизни. Их насчитывается чуть больше 200 человек.


Делегация российских эвенков.

В хошуне есть свой государственный музей. Там нам показали печать Гантимура, великого эвенкийского князя, просветителя. Историческое прошлое эвенков представлено очень ярко и красочно. Древнейшие документы свидетельствуют о том, что Пекин был основан эвенками. Два последних императора Китая были эвенками. Эти и им подробные исторические факты просто ошеломили нас. Какое поле деятельности для ученых того же Института по проблемам малочисленных народов Севера!

В программу входило наше участие в эвенкийском празднике «Сэвдэн». В точности, как у нас, на Бакалдыне, Сэвдэн начинается с обряда встречи солнца. Все поднимаются на гору, где ламы сидят и читают рукописи, передавая их друг другу. Затем, на праздничной поляне начинают бить в барабаны, слышится звон литавров. Главы кланов окропляют место празднования молочной водкой, и начинается торжественная часть. По времени — в восемь часов утра. Заносятся два флага — Китайской Народной Республики (красный) и Эвенкийский национальный (голубой). Потом, как некогда у нас, настает очередь докладов, очень обстоятельных и докучных. Затем начинается парад, возглавляют которые эвенки, за ними идут китайцы, монголы, буряты и др. представители этнических групп. Культурная программа весьма обширна и длится до глубокой ночи. Проводились различные спортивные состязания. Для меня интересным было соревнование по борьбе — барылдан, очень похожий на якутский хапсагай. Правило очень схожее: коснешься земли — проиграл. В состязаниях участвуют и мужчины и женщины. Борьба началась утром и закончилась поздно вечером. Очень зрелищной была схватка эвенка весом 88 килограмм с баркутом — 130 килограмм. Эвенк одержал победу. Причем, он обязан был одержать верх из-за принятой в хошуне установки: «Если ты эвенк, то должен быть лучшим».

Параллельно на ипподроме шли конные скачки и рядом проводились состязания среди ...коров. По удою. Буренки у них очень крупные, черно-пегие. Каждой присваивается свой номер. Лучшей стала корова, давшая за один удой 45 литров молока. А мы рады и семи литрам.

На празднике практически все в национальной одежде. Везде продаются блюда национальной кухни. Нас же пригласили на праздничный ужин в живописном местечке у реки Ил (в переводе с китайского «Большая река»). За столом превалировали блюда из овощей. Чай с молоком и солью мне, честно говоря, не понравился также как и их хлеб. Налегал, в основном, на баранину и рыбу.

В общей сложности мы провели в хошуне восемь замечательных дней. От имени Афанасия Васильевича Мигалкина, руководителя Департамента по делам народов и федеративным отношениям РС(Я) вручили администрации хошуна приглашение на праздник оленеводов мира, который состоится в нашей республике с 17 по 22 марта следующего года. А эвенки г. Якутска пригласили сородичей на ысыах 2005 года. Так что будем готовиться к приему гостей из Китая.


У реки Ил в день праздника Сэвдэн.

Из Отчета о научной командировке в КНР (в Эвенкийский хошун Холумбуирского аймака Внутренней Монголии)
сотрудников Института по проблемам малочисленных народов Севера

Совеременные эвенки-скотоводы (коневоды) проживают в КНР в районе Внутренняя Монголия, эвенкийский хошун, с центром в г. Нантунь. Научных работ в российской науке по этой группе эвенков очень мало. Историческая справка по книге «Народы Сибири», (М-Л, 1956 г., Изд-во АН СССР).

«Эвенков делят на две большие части, обособленные друг от друга территориально и различающиеся направлением своего хозяйства. Это эвенки-оленеводы части огромной территории от Енисея до Охотского моря и эвенки-коневоды и скотоводы, а также земледельцы, сосредоточенные сравнительно на небольшой территории южного Забайкалья, а также в смежных равнинных участках северо-восточного Китая и Монголии, по численности на рубеже ХIХ—ХХ вв. превосходившие охотников-оленеводов. По переписи 1897 г. численность эвенков и эвенов (тунгусов) в России была определена Паткановым в 64.500 человек, из которых жило в южном Забайкалье и занималось сельским хозяйством 33.500 человек. За рубежом, в Маньчжурии. Эвенков было в начале ХХ в. около 10.500 человек из которых охотников-оленеводов было не более, и в Монголии, в бассейне р. Иро, около двух тысяч ( все коневоды и скотоводы). Таким образом, можно считать, что к концу ХХ в. эвенков охотников-оленеводов (вместе с эвенами) было около 31.000 человек и эвенков — коневодов и скотоводов около 45.500 человек.

Перепись 1926-1927 гг. учла в СССР 38.804 эвенка. В это количество не вошла уже большая часть перешедших на оседлость эвенков-земледельцев и скотоводов Забайкалья...».

Мы побывали на национальном празднике, который носит эвенкийское название «Сэвдэн» (веселье, праздник, радость) от эвенкийского Сэвдэке — радостно, весело. Но название этимологически связано со словом «сэвеки, сэвэн» — священное, божественное.

Самым важным моментом явилось то, что было возможно общение российских и китайских эвенков посредством родного языка. Несмотря на то, что существовал огромный период разобщения, отсутствие каких-либо контактов.

Эвенкийский язык может быть средством общения эвенков двух стран, вот что самое важное. При определенных условиях эта роль эвенкийского языка в международном общении эвенков может даже возрасти и сыграть большую роль в сохранении эвенков как самостоятельного этноса, народа на земле. Из-за не владения российскими эвенками китайским, китайских русским — самый надежный способ общения эвенков двух государств — это сам эвенкийский язык...

Их научная и общественная интеллигенция является той силой, которая желает культурного объединения российских и китайских эвенков.

Эвенки Китая призывают нас к конкретным общим усилиям по развитию и сохранению традиционной эвенкийской культуры, хотят для этого наладить прочные связи со всеми странами, где живут эвенки. Они готовы послать приглашения всем эвенкам, желающим посетить своих сородичей в Китае, приглашают на их ежегодный «Сэвдэн» (18 июня) с двухдневным содержанием в праздничные дни.

Они обязуются во всем содействовать и поддерживать будущую научную экспедицию нашего института в 2005 году на своей территории: обеспечение бесплатного переводчика, предоставление транспорта в поездках, помощь в размещении в семьях эвенков.

На основе краткого, но результативного общения с эвенками Китая нами собраны интересные факты и сведения о них, малоизвестные эвенкам России, а также ученым-эвенковедам.

На территории Китая проживает, по их данным, 30.000 эвенков. Они делятся на две группы: эвенков-оленеводов и эвенков-коневодов и скотоводов. Численность последних намного превышает численность эвенков-оленеводов. В центре эвенкийского хошуна Нантунь — 2.500 эвенков. Многие живущие рода те же, что и у российских: сологоны, киндигиры, чулигир и др., всего 26 родов. Оленные эвенки называют себя «эгдэе эункил» — лесные эвенки, от эвенкийского «эгдэн» — горная тайга.

Язык оленных эвенков легко понятен российским эвенкам. Среди них имеются выходцы с российской территории, ушедшие в Китай до революции 1917 года, 20—30 годах и даже в 40-е годы прошедшего столетия, которые сохраняют русские фамилии и имена: Кудрина Маня, Кудрин Сережа и т.д. Они проживают по бассейнам рек Алагуя, Аргунь.

Язык исконных эвенков-коневодов и скотоводов развивался в период с революции 1917 года до настоящего времени обособленно от языка эвенков-оленеводов. Однако и с ними можно общаться непосредственно через сам эвенкийский язык, если учитывать следующие отличия:

1. основным препятствием при общении на эвенкийском языке является интонация: у эвенков-скотоводов восходящая, у российских, как и в русском, нисходящая;

2. эвенки Китая сохранили древнюю огласовку согласного «В» — эwунки. У российских под влиянием русского он перешел в губно-зубной «В» — эвенки;

3. множество отличных от российских эвенков характерных для них словообразующих суффиксов;

4. сохранение древних форм, сходных с эвенкийскими: редукция гласных, оглушение согласных там, где это не происходит в языке российских эвенков. «Т» у них тукин (письмо, письменность), у нас — дукин;

5. сохранение и наличие звуков O, Y, чего нет у российских эвенков. Но, к примеру, в эвенкийском сохраняется О и др.

У эвенков Китая нет государственно принятой письменности на эвенкийском языке. Эвенки обучаются на монгольском, бурятском и китайском языках. Основная масса оканчивает 9 классов (в нашем понимании) и остается жить и хозяйствовать, как и их родители, либо коневодами, либо оленеводами. Но определенная часть получает образование, составляя эвенкийскую интеллигенцию.

В последнее время государство строит поселки для кочевников, где (как и у нас) могут жить оседло члены семей кочевников. Например, селение Алагуя у оленных эвенков и др. Хотя обучения на эвенкийском языке в школах нет, он сохраняется на бытовом уровне: его знает не только старшее поколение, но и молодое. К примеру, молодая эвенкийка из группы скотоводов Чимге, получившая высшее образование в Монголии, владеющая китайским, монгольским, русским и эвенкийским языками, родной выучила в семье — три поколения ее семьи владеют эвенкийским (бабушка и дедушка, родители и она сама)...

В этой краткосрочной поездке нами собран немалый языковой, фольклорный материал по современной этнографии эвенков данной группы.

Материал подготовила к печати Изабелла Степанова.


В день заседания представителей эвенков России и Китая
по вопросам культурного обмена.

Hosted by uCoz