На первую страницу номера

На главную страницу журнала

Написать письмо


В приложении к журналу "Илин" очерк-исследование Ираиды Самоновны Клиориной
"В.В.Никифоров – наш современник"
(экскурс в 1917 год)".

Глава 1. ГОД 1917-й...

1. В якутском союзе "Свобода"

Из-за ультрареволюционных, стереотипно — негативных взглядов и трафаретно — предвзятых подходов в оценке реалий прошлых лет якутяне, и сибирские ученые и журналисты, обычно давали самое очернительское освещение составу и деятельности этого Союза. Или вообще замалчивали его, тем обедняя историю якутского народа. Но не настала ли пора развенчать все регрессивные суждения и встать на позиции историко-гражданской объективности?

Начнем с февральско-мартовской буржуазно-демократической революции 1917 года. О ее свершении в Санкт-Петербурге в Якутске стало известно именно в редакции никифоровской (единственной тогда в городе) газете — "Якутские вопросы". И только утром 3-го марта телеграфное извещение информировало формально якутские власти о свершившемся в России: "вооруженном перевороте и свержении власти, кровавого Николая".

Как известно, по инициативе ссыльных большевиков — Орджоникидзе, Ярославского, Петровского, Агеева и Александровой, — в Якутске сразу же был создан "ревком" — военно-революционный комитет. Для свержения и замены старых органов власти. Вечером он созвал общедемократический митинг. Утром 4-го марта Народное собрание избрало делегацию — из 2-х представителей якутов, 2-х эсеров и 1-социал-демократа. Она должна была потребовать от воинского начальника области — признания созданного в центре "Временного правительства". Вечером же она отправилась в Областное управление, как раз тогда, когда там на паническом заседании растерянно обсуждали ситуацию губернатор со своим чиновничеством и духовенством области, и разогнала их...

Перед тем, днем состоялся городской митинг, проходивший на якутском языке, его накал был столь высоким, возбуждение столь большим, что В.В.Никифоров счет необходимым призвать присутствующих воздержаться от анархических действий, к которым призывали юные воспитанники политического кружка Ярославского и Петровского. Но, как член Президиума этого митинга и искренне приветствовавший свершившуюся революцию, он подписал направленную в Исполком Государственной Думы в Петербург, телеграмму:

"Собрание якутов города Якутска, приветствуя обновление государственного строя в лице избранников народов, выражает непоколебимую надежду, что наступил великий момент освобождения угнетенных национальностей и осуществления их вековых чаяний". ("Вестник Исполнительного Комитета общественной безопасности". Як., 5/III 1917 г. №3).

В тот же день произошло создание областного "Комитета общественной безопасности" (ЯКОБ) во главе с Г.И.Петровским и со специальной "якутской фракцией". В нее-то были избраны В.В.Никифоров, Г.В.Ксенофонтов, С.А.Новгородов и А.Д.Широких — выдающиеся якутские интеллигенты и общественные деятели.

Все они единодушно проголосовали на собрании ЯКОБ за назначение, вместо смещенного губернатора, вице-губернатора и полицмейстера, "Областного комиссара Временного Правительства", в лице большевика Г.И.Петровского.

Но улусно-наслежное население недоверчиво — настороженно отнеслось к слухам о смещении царя, установлении новой власти. Поэтому "Якутская фракция" ЯКОБ отпечатала в типографии 4.000 "Воззваний" на якутском языке и разослала с молодыми агитаторами по всем наслегам и селениям 8-ми трактов, приглашая прислать "представителей" на созываемый 25-го марта "Областной съезд" написав:

"Свободные и равноправные якуты и якутки! Мы призываем вас отнестись вдумчиво и серьезно, в полном сознании огромной важности переживаемых событий и нести ваши гражданские обязанности до тех пор, пока воля всех народностей, населяющих Россию, не создаст более полного органа власти, облеченного всеобщим доверием и могущего дать счастье и свободу, основанные на демократических идеях, согласованных с национальной самобытностью всех народов России". ("Вольная Сибирь", 1918, 7-14, IV).

А на "Первом свободном Съезде якутов и крестьян трех южных округов якутской области (Якутского, Вилюйского, Олекминского)" наш Василий Васильевич Никифоров был единодушно избран "товарищем Председателя". На съезде, продлившемся до 15-го апреля, были приняты исторические решения по 9-ти пунктам. В том числе — об отмене "классной системы" землепользования, передаче всех земель якутских тойонов, монастырей и церквей в распоряжение наслежных Советов. О наделении всего населения одинаковыми земельными наделами. То-есть были реализованы вековечные устремления трудового населения Якутии к ликвидации произвола в земельных отношениях.

Был решен вопрос и о выборе делегатов в Учредительное собрание России, о разработке "Положения об инородцах", Земском самоуправлении, судебной реформе, продовольственной помощи, всеобщем народном и национальном образовании, земской смете. И, наконец, "о сплочении якутского народа". Вот, в связи с ним, и решили создать "Союз Свобода" ("Конул") — или "Партию народной свободы".

Готовясь к этому историческому событию, молодые якутские интеллигенты подготовили "Программу" партии.

"1. Союз... ставит своей задачей обеспечить сохранение отдельных племен, населяющих Якутскую область, путем поднятия их духовного и материального благосостояния. 2. Для подачи голоса со стороны якутского народа в пользу установления демократической Республики и для отстаивания местных интересов населения необходимо отправить ...в Учредительное собрание... в Законодательные палаты (всей России и Сибири) лиц, хорошо знакомых с местными условиями. 3. Союз ставит своей ближайшей задачей Федеративную Автономию Сибири. 4. Якутская Область в этой Автономии должна представлять отдельную Земскую самоуправляющуюся единицу, построенную на самых широких Демократических началах. 5. В целях экономического возрождения Родины и борьбы с кулачеством, необходимо содействовать развитию и осуществлению... законодательных мер, устанавливающих экономические нормы"...

Как видим, юридически подготовленные члены "Якутской фракции" ЯКОБа, составлявшие цвет якутской национальной интеллигенции, лучшие ее просвещенные умы, достаточно искушенные в решении общественно важных для якутского народа вопросов, продемонстрировали в этом Документе высокое гражданское и государственное самосознание.

В "Программе" было уделено достаточное внимание и сфере культуры и науки: "...7. Стремясь к развитию культурных сил Родины... поставить на твердую почву печатное дело и провести в жизнь ВСЕОБЩЕЕ НАЦИОНАЛЬНОЕ образование... преподавание на материнском языке... Русский язык, как язык государственный, должен остаться одним из предметов образования... 8. Нужно создать постоянные научные общества..."

Далее излагались "Задачи" этого мероприятия:

"1. Всестороннее изучение исторических и современных условий быта, природы и культуры... пробуждение среди населения любви к родным местам и стремление к принесению им посильной пользы...

2. Устройство публичных лекций, чтений, выставок, курсов, обсуждений и т.п.

3. Сбор коллекций местной литературы, планов, снимков, для создания будущего якутского национального музея. 4. Печатание материалов по родиноведению... научного и популярного характера... 5. Сохранять памятники древности и красот природы..." ("Вольная Сибирь", 1918, 7-14, IV).

Как видим, в разделе "задач" Программы "Союза Свобода" отсутствуют разработки по земельному, рабочему и прочим важным вопросам, но, тем не менее, все жизненно важные вопросы коренного населения авторы Программы достойно возбуждали и отстаивали, и проводили в жизнь сначала в ЯКОБе, а с мая и в Якутской Городской Думе, куда они вошли по "общесоциалистическому списку".

При этом надо отметить сугубо уважительное их отношение к центральному правительству революционной России, хотя и объявленному "Временным".

2. Временное правительство и якуты

Как известно, в него вошли и кадеты и другие представители революционных, социалистических партий, вкупе с промышленниками. Но они сразу же постановили созвать, по примеру "Земских соборов" Руси, "Всероссийское Учредительное собрание".

О нем, избранном "всеобщим, прямым, равным и тайным голосованием", мечтали еще декабристы, затем — народовольцы. И все социалистические партии — от эсеров до меньшивиков и большевиков — включили его в свои "Программы". О нем говорилось в Программе "Союза якутов" В.В.Никифорова в 1905 г.

Временное правительство созвав "Особое совещание" объявило, что "первейшим вопросом" Учредительного собрания будет "земельная реформа". Для ее разработки был создан особый Комитет.

Вот почему все крестьянство России, народы ее окраин, стали с нетерпением ждать это "Учредительное собрание" и с большой симпатией и доверием относиться ко всем мероприятиям "Временного правительства".

А первые шаги его деятельности всех весьма порадовали: оно сразу же признало Конституцию Великого Княжества Финляндии, затем — независимость Государства Польского. Возбудило и вопрос об окончании мировой войны и заключении "справедливого мира". А 20-го марта — отменило все "национальные и вероисповеденческие ограничения", веками существовавшие в России. Так что у народа России были все основания окончательно поверить в наступление подлинно демократических свобод и скорое получение самых широких прав!

"Советы крестьянских депутатов" стали составлять для Учредительного собрания "Наказ о земле", сформулированный из 242-х требований с мест об установлении всенародной собственности на землю с правом "владения ею теми, кто ее обрабатывает и кормится своим трудом".

Вот почему веря в незыблемость наступивших революционных преобразований, якутская интеллигенция так единодушно проголосовала за "Областного комиссара Временного правительства" — Г.И.Петровского, бывшего "члена IV Государственной Думы".

Но каково же было их удивление, когда возглавивший с 23-апреля "Совет рабочих депутатов" бывший ссыльный большевик М.Губельман — директор Якутского Краеведческого музея, возглавивший редакцию газеты "Социал демократ", стал открыто говорить о "шаткости Временного правительства", грядущем "втором этапе Революции", "Социалистической революции".

Г.И.Петровский в "Вестнике ЯКОБ", видно не случайно 10-го марта написал: "...Первая борьба закончена, предстоит вторая — еще большая — это борьба за Социалистическую Республику"!

Но 17-го Губельман написал в статье, что: "...долго будет длиться борьба... на пути... к царству социализма". Так что будущая "социалистическая революция" показалась якутянам чем-то далеким, иллюзорным и они как-то не обратили внимание на сообщение о возвращении в Петроград из эмиграции вождя большевиков — В.И.Ленина и его выступлении 4-го апреля с "Тезисами", в которых он призвал к "продолжению революции", "недоверию к Временному правительству". К тому же это происходило во время работы их первого "Свободного съезда..."

К этому времени в Якутске, как и в остальных городах Сибири — Иркутске, Новони-колаевске, Томске и других, сложилось позитивное отношение к "Временному правительству", в чем, в известной мере были повинны такие крупные большевистские деятели, как Канский — Л.Б.Каменев и Туруханский — И.В.Джугашвили (Сталин).

Последний, выступая в "Петроградском Совете рабочих депутатов", заявил, что "Временное правительство" является "Закрепителем завоеваний революции" и призвал: "оказывать условную поддержку Временному правительству". Он же заявил, что "не совсем согласен с резолюцией Бюро ЦК о Временном правительстве от 22-го марта" ("Вопросы истории КПСС", 1966, № 5, с. 112).

1-го апреля он, на партийном совещании, содействовал принятию резолюции: "Об объединении с меньшевиками" и вошел вместе с Каменевым в комиссию по переговорам с ними.

На вышеупомянутом обсуждении "Тезисов" В.И.Ленина оба открыто выступили с их категорическим неприятием. А Каменев 6-го опубликовал в центральном большевистском органе — газете "Правда" статью "Наши разногласия" (№ 27), где заявил: "Резолюции мартовского совещания остаются нашей платформой, которую мы будем отстаивать, как от разлагающего влияния "революционного оборончества", так и от критики т.Ленина".

Но Ленин оказался упрямым и настойчивым, он заявил членам Петербургского Комитета РСДРП: "Вы ... относитесь доверчиво к Временному правительству. Если так, нам не по пути! Пусть лучше останусь в меньшинстве..." (В.И.Ленин. Соч. т. 36, с. 398-99, 403).

Почему Ленин пошел на открытую конфронтацию с товарищами по партии? Почему так резко и непримиримо требовал замены "Временного правительства" — "единственно возможным правительством" — "Советами рабочих депутатов"?! (Там же). Этого ни петербуржцы, ни члены ЦК большевиков, ни, тем более, якутяне — понять не могли. Да и мы с вами — читатели партийной прессы, воспитанники партийных историков, свято верившие в гениальную прозорливость и мудрую принципиальность Вождя партии, не совсем четко и безошибочно могли разобраться.

И вот только в 1992 году все мы были потрясены новыми публикациями архивных документов из которых явствовало, что Ленинские упрямые выступления против так называемых "оборонцев" за продолжение войны с Германией, рьяные требования вступления "во второй этап борьбы за революцию" объяснялись предложенными германским правительством 2000000 золотых марок Ленину и ЦК РСДРП — "на нужды революции", на пропаганду лозунга: "Свобода и мир"!

В 1917 году русская военная контрразведка стала выяснять источники поступления этих денег и выявила ряд документов, в том числе Циркуляр Отдела печати при Министерстве Иностранных дел Германии от 23-го февраля 1915 г. своим послам в нейтральных странах о создании специальных контор для организации пропаганды, которая "коснется возбуждения социальных движений и связанных с последними забастовок, революционных вспышек... и гражданской войны, а также агитации в разоружении..." ("Сов. секр." 11, 1993).

9-го же марта того года Германия приняла Меморандум о выделении средств, для: подготовки революционного переворота в России, прекращения войны с Германией, высвобождения ее войск, для наступления на Европу и Английские позиции". ("АиФ", № 3, и от 29 — 30 авг. 1992 г.).

Инициатором этого стал выходец из России, ставший гражданином Германии и активным деятелем ее социал-демократии, — Александр Гельфанд (Парвус) — сторонник с 1905 г. свержения царского самодержавия, инициатор, с Троцким, создания Петроградского Совета рабочих депутатов и его первый председатель. Вот он-то в 1915 г. и предложил германскому правительству "сломить военно-политическую мощь воющей России" организацией массовых революционных в ней выступлений. План его был одобрен кайзером Вильгельмом и в декабре Парвус получил от германского посланника в Копенгагене первый миллион "для поддержания революционного движения в России". Ленин направил за ним в Копенгаген доверенным лицом Якова Ганецкого.

Не удивительно, что весной 1917 г. Германия с такой готовностью разрешила оформление переезда через свою, воюющую с Россией, страну пломбированного вагона с большевистскими и бундовскими эмигрантами из Швейцарии, во главе с Лениным, намеревавшим "свершить социально-революционный переворот в России".

Сейчас ученые выявили в фонде Ленина в архиве ЦК КПСС (ныне "Российский центр хранения и использования документов новой и новейшей истории" — РЦХДНИ) ряд документов об этом. Например, переписку начальника германского генерального штаба генерала Люддендорфа с начальником военной разведки Николаи. Она подтверждает, что идея переправки В.И.Ленина через Германию и Швецию исходила от канцлера Германии Гельвега, а штаб не противодействовал ей, так как ее осуществление способствовало бы "подрыву мощи России"!

Подсказал же это германскому послу в Дании — Парвус.

Николаи же, еще в марте 1917 г., после свержения царя, подтвердил: "После революции канцлер в Вене ...придерживался решения не мешать политическому перевороту в России военными мерами... он и Министерство Иностранных дел одобрили разложение русского народа и армии путем поддержки выступающих за мир левых радикалов...". А в марте 1921 г. он засвидетельствовал: "... о Ленине мне было только известно, что живет в Швейцарии, как политический эмигрант "Ульянов", который доставлял ценные сведения моей службе о положении в царской России, против которой он боролся". ("Сов. секр.", № 11 1993 г.).

А вот бывший начальник разведпункта внутренней разведки в Берлине — майор Штерн засвидетельствовал в 1927 г., что предложение об отправке Ленина в Россию и последствия этого оказались "наиболее успешными в действиях военной разведки Германии..." (Там же, с. 6),

Выявить подоплеку всей этой скандальной ситуации захотел глава Временного правительства — А.Ф.Керенский. Следствие повел летом 1917 года известнейший юрист, близкий коллега приезжавших в Якутск в 1905 г. адвокатов Зарудного и Бернштамма, — П.А.Александров. Вот он-то и предъявил Ленину и большевистскому ЦК обвинение, что они: "вошли с агентами названных государств в соглашение — содействовать дезорганизации русской армии и тыла для ослабления боевой способности армии и тыла, для чего на полученные от этих государств денежные средства организовали пропаганду среди населения и войск с призывом к немедленному отказу... против неприятеля действий, а также в тех же целях в период с 3 по 5 июля 1917 г. организовали в Петрограде вооруженное восстание против существующей в государстве верховной власти..."

Но Ленин, как известно, сумел успешно скрыться, а следствие выявило, что немецкие деньги на революционные цели получали и эсеры! И эсер Керенский тихо "спустил дело на тормозах".

Александров же, после октябрьского переворота был арестован, судим, а в сентябре 30-х годов — расстрелян!.. А тогда, в апреле 1917 г., о событиях, связанных с приездом в Россию В.И.Ленина, стал регулярно доносить своему правительству шифрованными телеграммами — германский посол в России — граф фон Мирбах, которого вскоре после вооруженного переворота застрелил чекист Яков Блюмкин — член эсерской партии...

Но народ о тех телеграммах ничего не знал, свято верил в непогрешимость большевистского лидера, призывавшего к "прекращению войны" с немцами, готов был вместе с ним пойти на совершение новой революции...

А ведь с каким возмущением относились к разоблачениям Ленина буржуазными газетами рядовые члены болшевистской партии, когда те открыто называли вождя будущей революции, и всех приехавших с ним в спецвагоне, — "немецкими шпионами". А восторженный рабочий класс не мог понять негодование и злобу русского армейского офицерства, усмотревшего в выдвинутом Лениным лозунге: "Мир!", "Прекращение империалистической войны" — предательство интересов России и посему требовавших на всех углах — "суда над Лениным".

Да и мы все 70 лет с глубоким удовлетворением и радостью, даже с восхищением, воспринимали его сокрытие от властей "Временного правительства" в Петроградском подполье, спасение, вместе с Г.Зиновьевым, в шалаше Разлива...

И вот теперь появились разоблачения австрийской писательницы Элизабет Хореш, неожиданно для себя нашедшей в архивах Министерства Иностранных дел Германии в Бонне — телеграфную переписку...

"От Госсекретаря из Берлина от 1-го апреля 1917 года: "Срочно. Секретно. Министерству Иностранных дел для политической пропаганды в России надлежит выделить 5 миллионов марок..."

От Генерального Штаба, Отдела политики Германского Главнокомандования от 21-го августа сообщавшего о телеграмме из Стокгольма от 17-го апреля: "Въезд Ленина в Россию удался. Он работает полностью по нашему желанию. Немецкое правительство работой Ленина довольно".

От Госсекретаря Германии от 9-го ноября 1917 года: "Министерству Иностранных дел в соответствии с договоренностью с Премьер-Министром Шредером для политической пропаганды в России надлежит выделить 10 миллионов марок..."

Все эти факты были изложены и в телепередаче "За Кремлевской стеной" 12.05.1992 года, а потом, зафиксированные в киноленте "Ленин ... Поезд", демонстрировались 7-го и 8-го ноября 1993 г. по 1-му каналу "Останкино".

Ленин тогда требовал полного обособления большевистской партии от других партий: "...Никакого сближения с другими партиями — для меня ультимативны!"

Но как же так?! Ведь члены других социалистических партий также боролись с монархией, также мучились в тюрьмах, на каторгах, в ссылках. Только единицы смогли отсиживаться в эмиграции, остальные, все 7 лет после провала Революции 1905 — 06 гг., вели активнейшую борьбу с самодержавием, революцинизировали рабочий класс и крестьянство России...

...А Ленин в Таврическом дворце 2 часа говорил "об отношении к войне и буржуазному Временному правительству". Он требовал: "Ни тени доверия и поддержки правительству..."

Там же, на общем заседании с меньшевистскими делегатами, он раскрыл свои планы: "Не парламентская, даже самая Демократическая Республика, а именно рожденные революционным творчеством народа, - СОВЕТЫ - ГОСУДАРСТВЕННАЯ ФОРМА ДИКТАТУРЫ ПРОЛЕТАРИАТА! (Ленин. ПСС, т. 31, с. 31, 114, 115).

Вот когда родилась идея "ДИКТАТУРЫ"! Ее "творчество" народ России потом познал полной трагической мерой! Когда разгул люмпенствующего, и еще невежественного в своем развитии, рабоче-крестьянского пролетариата перерос в слепое подчинение партаппаратчикам, который стремительно превратился в "партноменклатуру", одержимо взявшуюся за внедрение в стране казарменного "социализма"..

А ведь еще тогда Лев Троцкий прозорливо предупредил всех: "Диктатура пролетариата ПРИВЕДЕТ К ДИКТАТУРЕ НАД ПРОЛЕТАРИАТОМ!

А большевик Гольденберг ("Мешковский") правильно объяснил ситуацию: "Ленин предлагает гражданскую войну в среде революционной демократии".

Увы! Не только в этой среде. Во всей России!

Но никто тогда, в апреле 1917 года, не прислушался к этим словам. Даже тогда, когда, умница Плеханов назвал двухчасовые "Тезисы" Ленина — "Бредом!" (в своей газете "Единство"). Л.Каменев, в центральном органе партии — газете "Правда" (8/IV) официально заявил: "Тезисы — личное мнение Ленина, ни Бюро ЦК РСДРП, ни "Правда" их не разделяют". Он изложил единственно правильный взгляд: "Буржуазно — демократическая революция еще не закончилась и рассчитывать на переход к социалистической революции — недопустимо!" Он официально объявил: "Резолюции мартовского совещания остаются нашей платформой, которую мы будем отстаивать".

12-го апреля он опубликовал вторую статью: "О Тезисах т. Ленина", в которой также твердо и последовательно разнес постатейно "Тезисы". Делегат Москвы на УП Апрельской конференции — известнейший старый большевик, активный борец с царизмом — А.И.Рыков, нашедший "Тезисы" Ленина — "крайне максималистской программой", попробовал внедрить в сознание здравую мысль: "Рассчитывать на сочувствие народных масс социалистической революции в такой мелкобуржуазной стране, как Россия — невозможно!.. Она не поддержит курс партии на нее, а это приведет к отрыву партии от масс".

То-есть, он повторил то, о чем говорил Л.Б.Каменев: "У нас нет сил, объективных условий для этого" ("Седьмая Всероссийская конференция РСДРП". Протоколы. М., 1958, с. 106-107).

Весь этот разброд партийных мнений, несогласие в высших эшелонах партии сказался на низовой партийной массе, которая не знала, к какой революционной тактике присоединиться. Ну, а население окраин и тем более было в недоумении, склоняясь больше к приверженности Временному правительству. Так оказалось и в далекой Якутии. Хотя газета социал-демократов активно выступала против "правительства Гучковых и Милюковых", которое: "не может отказаться бесповоротно от своих завоевательных планов империалистической политики". Утверждали, что: "Победит социальная революция"! Ем. Ярославский, открыто славивший "гениального вождя русского и международного пролетариата" (на заседании "Совета рабочих депутатов" 23 (IV), утверждал в "Социал-демократе": "Только социалистическая революция положила бы конец войнам и заложила бы основы Нового строя — социалистического".

Ну, а якутяне отнеслись к этому, как подрыву политики Временного правительства, тем более, что Милюков 18/IV подписал правительственную ноту: "Продолжать империалистическую войну до победного конца". И когда в центре, подстрекаемые большевиками солдаты и рабочие, вышли 20 — 21-го апреля на улицы города с лозунгами: "Долой войну!", "Вся власть Советам!", а члены ЯКОБ предложили 24-го послать в "Петроградский Совет" телеграмму с выражением: "чувства восхищения и благодарности мужеству и мудрости стражей русской революции..." члены Якутской фракции и представители не большевистских партий воспротивились этому: "такая телеграмма поддерживает ленинцев, дискредитирует Правительство!".

...Только сейчас невольно поражаешься подспудной их интуиции, удивительно мудрой оценке политических событий в стране, реалистичному провидению. А ведь все они "ни сном, ни духом" не ведали и не предполагали на какие и чьи деньги стала активно развертываться в стране первая всенародная большевистская агитация за прекращение войны, за мир, за недоверие Временному правительству, за свершение новой революции. Это только российская военная контрразведка осенью 1917 года отыскала (см. ф. Ленина в РЦХДНИ) уличающие документы!.. Это письмо Парвуса от июня 1917 г. в Стокгольм о "переводе 180.000 марок", а "остальной суммы": — "на агитацию против Англии и Франции"! И письмо в Финляднию от 18 июня: "...со счета ... списано на счет г. Ленина в Кронштадте 315.000 марок...". Письмо в Кронштад из Стокгольма от 12 сентября 1917 г.: "Поручение исполнено. Паспорта и указанная сумма 207.000 марок по ордеру Вашего господина Ленина упомянутым в Вашем письме вручены".

Из Стокгольма от 21 сентября: "Контора банкирского дома ... открыла ... счет для предприятия товарища Троцкого ... Укажите ... доверенное лицо для вручения требуемой товарищем Троцким суммы". И от Я.Фюрстенберга (Ганецкого) от 2 октября 1917 г.: "...Поручение товарища Троцкого исполнено. Со счетов синдиката и министерства ... 4000.000 крон сняты и переданы..."

Ну, а 22-го декабря 1917 г. в ставке германского главнокомандующего состоялось совещание с 10-ю представителями советского правительства, — на котором присутствовал и Парвус! — принявшее отказ России от вмешательства в польские дела и согласие на свободную покупку немецкими банками российских ценных бумаг, признавшее участие Германии в разработке и развитии главных отраслей промышленности, их контроль за состоянием русской экономики.

В благодарность за согласие, Рейхсбанк телеграфировал 2-го марта, что требования денег, подписанные Лениным, Зиновьевым, Каменевым, Троцким и др. "должны удовлетворяться".

А 3-го марта, по категоричному настоянию Ленина, был подписан позорный Брестский мир с Германией.. ("Сов. сек." № 11).

Но вернемся к весне 1917 г. и Якутии. Временное правительство, как раз, решило тогда демократически расширить свой состав, за счет ввода "представителей от социалистических партий", чтобы сделать его "коалиционным".

Когда ЯКОБ, 7-го мая, получил об этом телеграмму и огласил ее на заседании — одобрение было всеобщим. В.Н.Соловьев произнес приветственную речь: "...Министры из социалистических партий сцементируют революционные социалистические силы народа". Член Исполкома — Г.С.Охнянский назвал новое правительство: "первой формой и опытом диктатуры пролетариата и крестьянства". Только Ем.Ярославский и его друг по партии — А.В.Агеев, будущий левый перегибщик! — стали разоблачать и клеймить так называемых "вождей народа" — меньшевиков и эсеров, мол, — "во вступлении этих социалистов в правительство не видят никакой победы". И подчеркнули, что "они берут огромную ответственность и должны поднять знамя социализма и объединить массы во имя социальной революции!"

Третий большевик — Г.К.Орджоникидзе был примирительнее, сказав: "К новому правительству нужно отнестись с доверием, поскольку оно углубляет революцию", но отметил, что оно "должно находиться под давлением народных масс и чувствовать на себе это давление".

Против этого члены ЯКОБ — якутские интеллигенты не могли возражать. Они вообще с почтением и уважением относились ко всем ссыльным социалистам, отбывавшим поселение в тяжелых и нищенских условиях.

И когда 11-го мая Г.И.Петровский объявил о своем выезде в центр, то все они единогласно выбрали новым Областным Комиссаром — члена эсеровской партии — В.Н.Соловьева. Поскольку же с группой ссыльных уезжал и председатель ЯКОБ — Г.С.Охнянский, то вместо него выбрали меньшевика же — П.Ю.Перкона. Когда уехал и он — заменили его тоже меньшевиком — Н.Е.Олейниковым.

Поскольку все ссыльные большевики покинули область, то на выборах в Городскую Думу из 50 гласных выбрали 30 членов меньшевистской и эсеровской партий, вошли 20 депутатов от казаков, учителей, мусульманской и еврейской общин, и 9 — от "Якутского Союза "Свобода".

3. "Демократически-социалистический блок"

Таким образом в Якутии укрепился демократически-социалистический блок. Особенно, когда 21-го мая, на первом заседании Городской Думы, был избран Председателем — один из главных руководителей "Союза "Свобода" — адвокат Г.В.Ксенофонтов. И когда в Городскую управу избрали члена "Свободы" — Р.И.Оросина, а ее председателем стал эсер И.Н.Эверстов, остальными членами — эсеры Н.А.Ожигов, Е.М.Мезенцев и П.Н.Филиппов.

В ЯКОБ, Думу и Управу не вошли только члены партии "Народной Свободы ("кадеты"). И якутская городская Дума сразу же протелеграфировала свое "Приветствие" Временному правительству. И она, и ЯКОБ, а позднее "Совет солдатских депутатов", "Совет военных депутатов", и "Совет крестьянских депутатов" — находились, в основном, в руках эсеров. У меныиивиков же, таких ее деятелей, как Перком, Охнянский, В.Д.Виленский, Н.С.Ершов укрепились позиции и в "Совете рабочих депутатов", и в ЯКОБ, в органах печати. Летом к ним присоединился, специально приехавший из Петрограда, член Агитационно-литературного отдела "Совета рабочих депутатов" меньшевик М.Т.Попов, якут по рождению. Все они, вместе с эсерами говорили о "красных знаменах Временного революционного правительства", что оставшиеся в нем "представители буржуазии" — "будут вынуждены играть там социалистическую музыку". Они ратовали за ускорение созыва "Учредительного собрания", призывали "взять в свои руки контроль за выбором депутатов от Якутии", предлагали даже: "отложить решение аграрного вопроса" до этого собрания.

Эсеры же убеждали всех, что: "Революция в России завершена!", что отныне она: "будет развиваться, как свободная, буржуазно-демократическая Республика!".

Поскольку обе эти партии активно поддерживали и содействовали подъему национально — освободительного движения якутов и до революции, и вообще старались защитить национальные интересы якутского населения, то якутская интеллигенция с большой симпатией и доверием относилась к их членам. Тем более, что они всегда поддерживали и помогали становлению либерально — демократических национальных органов и всяких культурно-просветительских обществ.

С февральско-мартовской революции они вошли и стали сотрудничать с якутами в "Крестьянско-Инороднической комиссии" ЯКОБ, с мая стали помогать введению в Области "Земского самоуправления", о чем в марте вынес решение "Первый съезд якутов и крестьян трех южных округов" (на 77 лет ранее наших сегодняшних разговоров о полезности внедрения именно "земских учреждений"). И якутская интеллигенция активно подключилась к пропаганде в улусах и наслегах "Временного положения о Земском самоуправлении в Якутской области". С увлечением составлялись избирательные списки по выборам в Земства, а с особым подъемом — в "Учредительное собрание".

4. Общество "Саха-Аймах"

В разгар этой гражданской деятельности активисты и руководители "Свободы" решили, для реализации упоминавшегося нами выше 7-го пункта своей "Программы", — создать культурно-просветительское общество с широкими планами прогрессивной деятельности. Они решили назвать его: "Якутское племя".

Потом оно сыграло огромную роль в формировании и объединении первых литературных сил якутского народа, присоединении к международной фонетической транскрипции и использовании ее в развитии якутского национального языка, создании оригинального печатного слова. Но на первых порах Общество начало обучать неграмотных в специально созданных "Школах грамоты". Для владеющих ею — читать лекции, делать доклады. Для интеллигенции — читать рефераты. Общество стало с большим успехом устраивать "Литературные вечера", проводить занятия в различных организованных кружках.

Руководителями же этого общества стали выдающиеся и талантливые художники слова, истинные просветители, деятели общественной жизни: Артамонов, Кулаковский, Леонтьев, Никифоров, Оросин и Софронов. А активистами Общества — их ближайшие единомышленники, члены Правления: С.А.Новгородов (возглавивший потом "Переводческую секцию"), Т.А.Слепцов, Н.Е.Васильев, И.П.Гермогенов, Ф.Г.Дьяков, П.Д. Яковлев и др. Поэтому к этому Обществу вскоре стали притягиваться все прогрессивные и культурные силы народа. А участие в текущей работе приняли К.О.Гаврилов, Платон Слепцов и т.д.

Для приобретения и оборудования своей национальной типографии "Саха Аймах" создало денежный фонд из пожертвований и весной 1918 года направило С.А.Новгородова в Читу заказать там национальные шрифты в открывшейся словолитне, а также закупить международные шрифты. Общество задумало издать якутский Букварь, Хрестоматию на якутском языке. К тому времени учащиеся "Кружка якутской грамоты" под руководством С.А.Новгородова уже издавали рукописный литературный журнала.

Большим событием было устройство силами драмкружка Общества постановки на Литературном вечере комедии В.В.Никифорова "Алгасаабыппыт" (в одном действии), а также других пьес.

Однако, несмотря на явно прогрессивную деятельность "Саха Аймах" юные якутские большевики, взращенные в кружке Ярославского на идеологии непримиримой классовой борьбы и обретшие самостоятельность только весной 1917 г. и еще ничего не сделавшие для родного народа, не вложившие ничего в копилку его творчества, не ударившие палец о палец для его творческого развития, сумели только углядет в обществе его "классово-чуждый состав". Молодые якутские большевики пока что только умели разбираться в основах классовой борьбы. Вот они и увидели, что деятели Общества "вышли из тойонско-купеческих слоев". Непримиримый нигилист, семинарист Аммосов так написал своим друзьям об Обществе: "Навербовали тойонов, кулаков, дармоедов... Жаль, очень жаль некоторых порядочных товарищей, которые вошли туда и сидят рядом с Артамоновыми, Никифоровыми и пр. К0... Чем дальше, тем ярче будет становиться эта организация, как защитница имущих... Необходимо всем защитниками неимущих выступить на борьбу с ними". (Г.Г.Макаров, "Октябрь в Якутии". Я., 1980, с. 74.)

Вот поэтому и оказалась судьба этого Общества столь драматичной. После "раскрытия" ретивыми якутскими чекистами в 1920 г. так называемого "августовского заговора", якобы, во главе с Р.И.Оросиным, они с готовностью отрапортовали о ''причастности" некоторых членов "Саха Аймах" Оргбюро Якутского Обкома РКП(б): Аммосову, А.Попову, Исидору Иванову. Мол, "заговорщики, объединившись с группой русских белогвардейцев, подготавливали вооруженный мятеж, использовав для прикрытия Общество "Саха Аймах", которое, хотя именовалось культурно — просветительским" на самом деле являлось политической организацией".

Такова была уже имперская, великодержавная нетерпимость к свободомыслию, гражданской самостоятельности, к национальной самобытности.

Аммосов немедленно доложил об этом "заговоре" в Сиббюро ЦК РКП(б), добавив, что: "заговорщики считали коммунистов своими врагами и предполагали свергнуть Советскую власть в Якутии с помощью японских сил". (В.А.Демидов. Октябрь и национальный вопрос в Сибири. 1917 — 1923 гг. Новосибирск, 1978, с. 258).

Бюро же Обкома 14-го августа 1920 г. постановило:

"На основании точных данных обнаруженных Чрезвычайным Комитетом о политической контрреволюционной деятельности общества Саха Аймах, прикрываемой под видом культурно-просветительной работы, Оргбюро постановляет предложить Райревкому объявить Саха Аймах... распущенным". (ПА ЯОК, ф. 2, оп. 1, д. 78, л. 17 об.).

Его имущество передали Отделу Народного образования. Постановление Оргбюро переслали в ЦК РКП (б), и в августе получили телеграмму об утверждении решения. (ПА ЯОК, ф. 2, оп. 1,д. 133, л.8).

Только спустя два года, на "Всеякутском Учредительном съезде Советов ЯАССР" якутские интеллигенты отважились во всеуслышание заявить, что: "Закрытие общества "Саха Аймах", конфискация его библиотеки, в связи с заговором, без данных об участии этого общества в заговоре, — производят впечатление незаконности. Вообще общество "Саха Аймах" стерто февральским заговором" (Из выступления Г.Г.Сивцева. "АЯ", 1923, 5/1, № 3).

О незаконности этого акта, и в отношении Общества и "заговора", возглавивший Сиббюро Ем.Ярославский догадывался. Прежде всего, он лично хорошо знал Р.И.Оросина. Поэтому он, на обороте телеграммы Аммосова, написал рекомендацию Якутбюро: "смягчить дело о заговорщиках", дабы не обострять отношений с нацинтеллигенцией — "восстановить культурно-просветительское общество".

Пришлось Губбюро разрешить воссоздание общества, но уже под названием "Саха омук" (Якутская нация) и с обязательством всем коммунистам и кандидатам в партию — "вступать в него" (ПА ЯОК, Ф 2, оп. 1, 133 л. 9).

Но учредителями его стали все же нацинтеллигенты: В.Борисов, Г.Андреев, Т.Слепцов, Г.Михайлов, К.Гаврилов, А.Софронов, П.Слепцов. ("Культурная революция в Якутии", Сб-к докладов. Я. 1968, с. 39).

5. Преждевременные люди — "Трудовой союз федералистов".

Но вернемся к Союзу "Свобода". Еще в апреле 1917 г. он постановил "своей ближайшей задачей" поддержать создание, образование — "федеративной Автономной Сибири", в которую Якутская Область входила бы, как некая земская единица. Посягать на собственную "территориально-национальную" Автономию она, из-за отсутствия достаточного количества культурных сил, могущих справиться с самоуправлением", не могла, а вот ввести земское самоуправление смогла бы.

Но идею полной своей автономии члены "Свободы", отнюдь, не оставляли. Поэтому и подумывали о доработке политического раздела своей "Программы", для утверждения которой стали готовить специальный созыв Областного Съезда. Но вместо него состоялась Конференция. Она прошла с 25-го июня по 30-е. Помимо обсуждения дальнейшей тактики "Союза" и выдвижения кандидатов в депутаты Учредительного Собрания руководители "Кенул" предложили изменить свое название, дабы не было ассоциации с "Партией Народной свободы" (кадетов), оставшейся враждебной февральско-мартовской революции и Временному Правительству.

Решили переименоваться в "Трудовую народно-социалистическую партию", но, конечно, с новой Программой. Поскольку она отстаивала "Федеративное устройство России", то решили уточнить название: "Якутский трудовой Союз федералистов". Программу же, насчитывающую уже 29 пунктов, издали отдельной брошюрой. В ней было отражено вековечное стремление якутского народа к полному самоопределению и самоуправлению. К "самостоятельному устройству и управлению во внутренних делах". К обретению подлинно демократических прав и свобод. То — есть к полной культурно-национальной Автономии. С развитием национальной культуры, родного языка, созданием национальных школ, союзов, учреждений, собственной оригинальной литературы т.е. всего того, что отражало бы подлинно национальный характер.

Но, конечно, "Программа" предусматривала и полную передачу земли в пользование трудового народа — на уравнительных принципах, введения 8-ми часового рабочего дня и т.д.

Интересно, что "устав" облегчал вступление в партию — трудового народа одним только признанием Программы. Т.е. осуществлял предложение и идею Ю.О.Мартова на II Съезде РСДРП по поводу 1-го пункта Устава.

Конференция выдвинула кандидатом в депутаты Учредительного собрания близкого друга В.В.Никифорова, всеми почитаемого и пользовавшегося в народе огромной популярностью и авторитетом — Г.В.Ксенофонтова. ("Вольная Сибирь", 1918, 7/IV).

Был избран и ЦК партии, который обратился к родному народу с воззванием:"К дорогим согражданам, братьям-якутам", призывая их вступить в Союз: "весь трудовой народ Сибири и России организовывается в партии и союзы, для защиты своих интересов, завоевания лучшего будущего, установления равенства, свободы и братства, справедливого распределения материальных и духовных благ..." призывалось поддержать Временное правительство, состоящее: "из опытных кормчих, лучших сынов государства".

"Федералисты" намеревались продолжить цели и задачи образованного в июне общества "Саха Аймах", которое должно было: "содействовать всеобщему национальному образованию, внедрению в школах национального языка, организации печатного дела, издания газет и книг на якутском языке", поэтому в него и влились все лучшие, культурные, образованные силы якутского народа, лучший его генетический фонд.

Хотя "Союз федералистов" считал себя "объединением якутской интеллигенции" ("Якутский голос", 1917, 4/ХII), выдвинутые им лозунги были столь демократичны, что стали близки улусному и крестьянскому населению Якутии, все более привлекая их симпатия. Популярность и влияние его в народе росли все больше и вскоре он вырос до 1198 членов, а в улусах и наслегах сформировалось до 20 местных его Комитетов ("Вольная Сибирь", 1918, 7-14 апреля).

К началу ноября "Союз" смог наладить выпуск своего собственного печатного органа — газеты "Якутский голос". ("Вольная Сибирь", 1918, 10/IV).

Хотя "федералисты" выступали против большевиков, к русским вообще они относились с большой симпатией и уважением и всемерно стремились к установлению: "мирного сожительства русского и якутского элемента и культурного их преуспеяния". ("Якутское обозрение", 1917, 16/IX).

А вот "с социал-демократами нам не по пути!" — заявил на первом же митинге "федералистов" Г.В.Ксенофонтов в июле 1917 г. Видимо потому, что те открыто выступали: "против Федерации вообще и против Сибирской Федерации в частности". ("Якутский голос", 1917, № 1).

Союз же "федералистов" хотел опираться на такую социалистическую партию, которая стояла бы за федеральное устройство всей России. А единственной такой партией была тогда партия социалистов-революционеров. Ибо социал-демократы открыто заявляли, что: "национальное движение, как препятствие интернациональному, должно быть признано вредным для дела пролетариата, почему каждый правомерный социал-демократ обязан противодействовать развитию национального движения". ("Якуты и социал-демократы" — "Якутский голос", 1917, № 1).

И далее заявляли: "Лучшим способом достижения Интернационала признается централизованная система управления. Наоборот, децентрализованная система управления вредна для Интернационала". (Там же).

Вот посему "федералисты" и решили контактировать только с той партией, опираться только на такую, которая отстаивала бы административную свободу всех Российских окраин и защищала бы политическую Автономию не только Сибири, но и ее национальных областей.

Кроме того, якутским "федералистам" внушало недоверие и опасение то, что большевики ставили: "выше всего интересы лишь одного рабочего класса... внушая при этом рабочим, что они могут в том виде, в каком они находятся в настоящее время, без образования, без знаний, руководить государственным строительством". ("Якутский голос", 1917, 7/XI).

Но в Якутском-то крае рабочего класса, в полном смысле этого слова, не было. Ибо не было и промышленности. Было несколько десятков черно-рабочих якутов в городе, да еще абсолютно темных и невежественных хамначитов в наслегах... Вряд ли большевики стали бы держать курс на них.

Да и якутским сельским массам, живущим в феодально-родовых отношениях были "совершенно чужды всякие идеи социализма". ("Социал-демократ", 1917, 2/XI).

Исходя из этого "федералисты" считали, что: "большевикам не должно быть места в Якутии". Таковы факты! "Против них — не попрешь". Но это еще не основание объявлять "федералистов" — контрреволюционерами...

6. Г.В. Ксенофонтов— лидер "федералистов"

А ведь до нынешних дней главенствовало только такое классово-партийное идеологическое утверждение. Видимо, нам следует вычленить все прогрессивные начала в действиях и планах "Трудового Союза федералистов", преемника "Союза якутов" 1905 — 06 годов. А начать надо с выступления 26-го марта, на открытии "Областного съезда якутов и русских крестьян", его председателя — Г.В.Ксенофонтова, заместителем которого был избран наш В.В.Никифоров. Кстати, осенью, когда "федералисты" наладили выход "Якутского голоса" — Г.В.Ксенофонтов, избранный председателем "Союза", дал в его 1-й номер — передовицей — это выступление. Цитируем:

"...Обновленная Россия не на словах только, а на деле показала, что она для нас не суровая мачеха, а любящая мать, не делающая различия между отдельными детьми, не взирая на разницу в их положении, удельном весе и развитии каждого из них.

Нам предоставлено право на представительство в Учредительном собрании, призванном разрешить основные вопросы государственного устройства России, тем более, конечно, будет обеспечено и участие в постоянном законодательном органе Государства.

Далее, представляется нам право на самое широкое самоуправление во внутренних, местных делах, уже осуществляемое теперь повсеместно в области введения Земских учреждений.

Таким образом, без труда, без хлопот с нашей стороны дается нам то, чего мы так тщетно добивались при прежнем строе, что еще вчера казалось нам отдаленной и несбыточной мечтой (...). Новая революционная Россия, тяжелой и упорной борьбой вырвав из рук павшего самодержавия блага народоправства, не ставит нам (...) лицемерные вопросы о развитии, о достаточности наших общественных сил, она заранее, авансом, оказывает нам полное доверие. И мы обязаны оправдать это доверие революционной России, развив широкую общественную работу и самодеятельность для своего же благополучия (...). Нельзя забывать того факта, что широкая якутская масса, не просветленная светом знания, косна и привыкла придерживаться обычаев и заветов отцов и дедов, освещенных историческими воспоминаниями (...) Нам представляется (...) безусловно необходимым привлечение помощи и совместная, согласованная работа с лучшими представителями русского населения (...)

Спасение своего народа мы видим не в узко национальном обособлении, а в культурном воссоединении с великим братским русским народом, увлекающим нас к далеким идеалам человечества мощным порывом своей творческой мысли (...) Высокие идеалы русского народничества, выработанные им методы оценки и намеченные пути развития общественных явлений не чужды лучшим представителям якутской интеллигенции (...) В дальнейшем углублении и развитии этого направления общественно-политической мысли — "якутского народничества" среди нашей интеллигенции, по нашему глубокому убеждению, заключается залог и оздоровление якутской общественной жизни (...)

Получив возможность влиять на свои собственные судьбы, беря на себя ответственность за дальнейшее развитие своей общественной жизни, мы, инороднические племена Сибири, не можем обойти молчанием суровый приговор, вынесенный над нами исторической наукой о неизбежности нашего вымирания. Мы не верим в это, не можем и не должны верить (...)

Теперь, когда великая революция освободила скованные силы народа и дала широкий простор общественному творчеству, наше неверие превращается уже в твердое убеждение (...) Теперь, когда в нашем общем отечестве — Великой демократической России раздался клич к новой жизни, является в нас горячая вера в настоящее, воскресает и надежда на светлое будущее. Итак, за работу, вперед!"

Что-ж, вполне достойное, в духе первых месяцев Великой Революции выступление! Несколько идеалистичное, но честное и искреннее.

Важно то, что даже тогда, 77 лет назад, якуты усмотрели в "федерации" — единственный путь государственного устройства и стали добиваться его всеми силами и способами, несмотря на последующие гонения и преследования, когда само слово "федералист" стало у большевиков не только бранным, но и своеобразным политическим, криминальным ярлыком.

7. Учредительное собрание и якуты

Но еще до того, как власть в Якутии перешла в их руки, а особенно в первые месяцы вооруженного переворота, "федералисты", да и все грамотное население Области с особым нетерпением ожидало обещанного (даже большевиками!) созыва "Учредительного собрания". Оно мечтало о нем еще с 1905 года, после пропаганды "Союза якутов", как об учреждении Верховном, которое одно только может разрешить все национальные и земельные вопросы, предоставить свободу всем угнетенным русским царизмом народам, улучшить их жизнь и быт. Ну, а теперь, в 1917 году, было обещано, что именно "учредительное собрание" примет "важные законы о земле и мире", принесет народу России спокойствие, правопорядок и самые широкие Свободы!

Вот поэтому, сразу же после свершения февральской революции якутяне с таким волнением выдвинули кандидатом в депутаты Собрания, бывшего своего политссыльного, депутата IV Государственной Думы, избранного ими же на пост Областного Комиссара Временного Правительства — Г.И.Петровского. Когда же он уехал в центр, главенствующие в "Социал-демократе" члены меньшевистской партии развернули активную агитацию за прибывшего из центра якута М.Т.Попова, специального посланца ЦК их партии. Они и на собрании Объединенной организации РСДРП, обвиняя и разоблачая политическую линию большевиков, предлагали снять кандидатуру Петровского и заменить его Поповым.

А вскоре в Якутск пришло сообщение о развернувшихся в Петрограде 4-го июля волнениях... Шумных демонстрациях, даже перестрелках... Как потом выяснилось, вождь большевиков В.И.Ленин счел тогдашнюю трудную экономическую ситуацию в стране — отсутствие товаров, продовольствия, безработицу, — весьма подходящей для организации массового выступления народных масс. И заявил товарищам по партии: "От разрухи нельзя спастись иначе, как революционными методами!" Хотя деятели меньшевистской и эсеровской партий в своих возваниях: "К крестьянам!", "Ко всему населению!" утверждали, что Временное Правительство вскоре прекратит всякую "смуту" и бесповоротно улучшит жизнь народа и спокойно доведет его до созыва "Учредительного собрания", которое: "передаст землю трудовому населению". Посему они, "во имя спасения революции", предлагали всем, а особенно членам "Советов рабочих депутатов", доверять Временному правительству и не превышать свои "революционно-контролирующие" его деятельность функции.

Но вот ЦК РСДРП(б), подбитый Лениным к активизации, развернул среди матросов и солдат подрывную агитацию, а его орган — газета "Правда" стал пропагандировать среди рабочих петроградских заводов и фабрик лозунги против "буржуазно — соглашательского правительства".

3-го июля все они вышли на улицы с тайными планами захватить арсенал, вокзалы, банки, почту и телеграф, военный штаб...

Вечером вооруженный пулеметами автомобиль подъехал к дому князя Г.Е.Львова, возглавлявшего "Временное правительство", и вооруженные люди потребовали у него выдачи всех, находившихся в квартире министров: почт телеграфа — Церетелли, сельского хозяйства — В.Чернова, Некрасова и других, объявили о реквизиции автомоторов Временного правительства и увезли один, стоящий у подъезда. ("Известия Петроградского Совета рабочих и солдатских депутатов", 1917, 4/VII).

А ведь еще накануне орган эсеровской партии — "Воля народа" — предупредил: "Большевики открыто идут против революционной демократии!"

Поэтому, когда 4-го июля на улицы Петрограда вышло уже 100.000 демонстрантов и угроза переворота стала ощутимой, их встретили вооруженные матросы и солдаты из верных "Временному правительству" войск. Но среди демонстрантов оказалась люмпенизированная шпана и отряды анархистов, начавшая стрельбу, разбой в городе...

Эта "мирная", как утверждали потом большевики и повторяла печать, а за ними и более поздние учебники, "демонстранция" была разогнана. Но до того было ранено и убито несколько сотен рабочих, солдат, матросов, женщин и детей! Ибо шедший в рядах демонстрантов 1-й Революционный полк сразу же открыл стрельбу по шеренге заграды...

Не только рабочие стали потом осуждать своих незадачливых организаторов, но и Сталин (в докладе о "Текущем моменте") признал: "Взять власть 3-го и 4-го июля мы могли (...). Но вопрос в том, могли ли мы удержать эту власть. На нас бы поднялись фронт, провинции, Советы. (...) Взятием власти при таких условиях мы оскандалились бы".

А "Известия..." 6-го июля написали: "Они добились гибели 4-х сот., погибших во время панической бесцельной стрельбы вооруженной толпы. Они добились разгрома и ограбления ряда частных квартир, магазинов... Они добились попыток захвата контрразведывательного отделения, где хранятся все сведения о германском шпионаже". Узнав в Якутске из телеграмм обо всем этом, якутские интеллигенты впали в шок... А эсеровские и меньшевистские деятели, получившие сообщение "Краевого Комиссара Временного правительства" об "инспирированной большевиками демонстрации... попытке свержения Временного правительства", отреагировали крайне болезненно. На заседании Совета рабочих депутатов 9-го июля меньшевики В.Виленский, Н.Олейников, Чаплинский обвинили большевиков в "попытке сорвать мирное течение революции" и в том, что "их акция приведет революцию к гибели". Принятая Резолюция гласила: "...выступления в Петрограде расшатывают мощь и силу революционной России" ("Известия Якутского Совета РСД". 1917, 23/VII).

Эсеры же — Соловьев, Геллерт, Бондалетов и другие выступили на городском открытом митинге. Они открыто обвиняли большевиков и их вождя — В.И.Ленина, требуя его ареста и предания суду!

Меньшевики, реорганизовав "Совет" (председателем его был избран В.Д.Виленский, заместителями — Н.Олейников и К.Медницкий, членом — тоже меньшевик — В.Бик, секретарями — Д.Титов и Н.Ершов) — постановили основную власть передать ЯКОБу и "Областному Комиссару Временного правительства".

Да и в центре — ЦИК "Советов рабочих и солдатских депутатов" и ЦИК "Советов крестьянских депутатов" тоже обратились к населению с призывом: "отдать все силы и средства Временному правительству".

8. В.В.Никифоров — председатель "Якутского национального комитета"

В августе вспыхнул военный мятеж Корнилова — Главнокомандующего войсками Временного правительства, поведшего войска на Питер. В Якутске, после получения телеграммы от А.Ф.Керенского и Министра внутренних дел — Авксентьева о начавшейся борьбе с корниловщиной и с призывом принять "решительные меры против беспорядочных выступлений масс", был 30-го августа созван массовый митинг. На нем члены эсеровской, меньшевистской партий, "Трудовой Союз федералистов" единодушно выступили в защиту "Временного правительства". 4-го сентября ЯКОБ официально "приветствовал" Правительство и выразил ему "восхищение непомерной стойкостью" и надежду, что оно: "пресечет все корни контрреволюции".

Вот в этот момент якутская, уже многочисленная интеллигенция решила создать "Якутский национальный комитет", во главе с В.В.Никифоровым, а также А.Д.Шадриным, Р.И.Оросиным, И.Г.Корниловым и М.И.Шадриным. Вот он-то и стал, с этих пор, возглавлять и руководить в Якутской области деятельностью всех национальных организаций. Вскоре ЯКОБ, Городская Дума, Совет военных депутатов, Совет крестьянских депутатов, Центральный Комитет "Союза федералистов", Комитет партии эсеров, а также "Якутский Национальный комитет" и Земские управы решили составить, для защиты Временного правительства и завоеваний февральско-мартовской революции, коим еще предстояло далее развиваться и крепнуть, "Объединенную демократию якутской области". Этот "левый блок" организовал и издание своего печатного органа: газеты "Якутское обозрение". В главе его встал Н.Е.Афанасьев и бывший ссыльный — М.Сабунаев. Передовица (1-го №) от 13-го сентября гласила: ''Русская демократия ведет беспрестанную борьбу с разрушительными, дезорганизующими влияниями слева и справа... Большевизм крайних левых течений несет гибель России — позор поражения на фронте и братоубийственную гражданскую войну в тылу..."

Вот так они 77 лет назад поняли то, к чему мы с трудом пришли спустя десятилетия: "большевизм и истинная демократия — несовместимы!"

Поэтому все они с таким нетерпением и надеждами ожидали открытия Учредительного собрания. 2-й состав Временного правительства назначил его созыв на 30-е сентября, 3-й состав подтвердил эту дату. Время шло, а созывом и не пахло! Похоже было, что Правительство пугало преобладание среди депутатов крестьянства, которое могло выдвинуть нежелательные радикальные требования...

Ленин решил этим воспользоваться. "Правда" статью за статьей стала помещать его "требования" об "ускорении созыва Учредительного собрания". В разгар борьбы с корниловщиной он выдвинул лозунг: "Вся власть Учредительному собранию!" Большевики, и на митингах и в печати, стали нападать на "Временное правительство", изобличая причины его оттяжки и нерешительности и постепенно нагнетая недовольство народных масс. Благодаря этому большевистская партия сумела за короткий срок заполучить большое количество голосов за большевистских депутатов.

Однако, Ленин видел, что основная масса голосов была отдана именно эсеровской партии, как отстаивавшей интересы крестьянской массы России. И он решил не рисковать! В его голову пришла вероломная мысль захватить власть в России до созыва Учредительного собрания! Силами большевистской партии! Да, да, не силами рекламированных и пропагандированных "Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов", а именно "партии"!

Так он написал в письме к членам ЦК РСДРП(б), все еще обманывая их идеей Учредительного собрания: "Только наша партия, взяв власть, может обеспечить созыв Учредительного собрания". Но он не скрывал иезуитскую подоплеку своей мысли: "...и, взяв власть, она обвинит другие партии в оттяжке и докажет обвинение."

Но через неделю он не счел нужным скрывать набор своих карт и прямо заявил: "Ждать до Учредительного собрания, которое явно будет не с нами, бессмысленно, ибо это значит усложнять нашу задачу!"

То-есть захват власти большевистской партией!

Активно противодействовать этому стал бывший близкий друг Ленина — Ю.О.Мартов, лидер левых меньшевиков. Он считал, что нужно ждать, пока Временное правительство реализует и разрешит все выдвинутые буржуазной революцией задачи: преобразует разрушенное хозяйство страны, удовлетворит насущные нужды общества, узаконит дарованные революцией права. А социал-демократическая партия должна только играть: "роль официальной оппозиции", заниматься политическим воспитанием народных масс.

Как видим, это был наиболее разумный и правильный взгляд на задачи и политическую расстановку сил. Если бы он возобладал — мы бы избежали установления партийной диктатуры!

Мартов был весьма щепетильным и нравственным человеком. И его крайне пугала и настораживала неисправимая захватническая агрессивность Ленина. Он предвидел, что, в результате его неуступчивого честолюбия возникнет только: "красный террор, считающих себя большевиками, но на деле настроенных просто пугачевски". Так он написал остававшимся в Швейцарии единомышленникам.

Вот поэтому он, еще в июле 1917 г., выдвинул предложение: "мирного развития революции", "единения всех миролюбивых сил", создания затем "однородного социалистического правительства из представителей всех партий".

Увы, правые меньшевики и эсеры успели, для противовеса большевикам, составить "блок" с кадетами и другими буржуазными партиями и были полны эйфорических надежд на свою победу. Поэтому предложение Мартова не поддержали.

Ну, а большевики с явной отдачей бросали в массы зажигательные лозунги: "Мир!", "Хлеб!", "Земля!" И те готовы были ради их претворения в жизнь идти на вооруженный переворот!

Далее

Hosted by uCoz