Василий
Роббек:
“Мир не должен допустить
исчезновения народов”
Сейчас в Якутии
проживают представители пяти
малочисленных коренных народов
Севера: 12532 эвенков, 6391 эвен, 400 чукчей,
612 юкагиров и 1034 долган.
Могут ли они в
ситуации нарастающей глобализации
бороться за свое существование? Что
им делать дальше? Верить ли им миру
рыночной экономики, диктующему свои
жесткие условия во имя промышленного
освоения Севера? В чьих руках
окажется судьба подрастающего
поколения? Будет ли оно бороться за
сохранение обычаев своего народа? За
историю? За традиции? За выживание?
Сумеют ли они отстоять свое право на
существование?
Легко рассуждать о
судьбе своего народа, лишь уповая на
его возрождение. Нужны конкретные
действия.
Сегодня верховная
власть России и Республики Саха (Якутия)
не оставляет проблемы малочисленных
народов без внимания. Проблема
развития оленеводства обсуждается
на уровне президента РФ. Тем не менее,
государственные мужи могут
обеспечить лишь материальную
поддержку. Духовная подпитка должна
исходить изнутри. Нужны лидеры.
Сильные. Бескорыстные. Настоящие
патриоты, которым под силу
отстаивать интересы своего народа.
Иначе процесс постепенной потери
этнических признаков народов Севера
не остановить.
Мне кажется, что
доктор Василий РОББЕК, директор
Института проблем малочисленных
народов Севера СО РАН, является
именно тем человеком, который носит в
себе идеи национального возрождения,
человеком, который действует здесь и
сейчас.
— Василий
Афанасьевич, каждый из малочисленных
народов имеет свою историю, свои
корни. Но нам мало что известно об их
жизни до прихода русских...
— К сожалению,
документы XVII века крайне бедны
сведениями об их численности к
моменту присоединения территории
Якутии в состав России. К приходу
русских юкагирские племена занимали
огромную территорию от низовий Лены
до Анадыря. Служилые люди в 1652 году
определили численность юкагиров
приблизительно в 6 тысяч человек,
численность охотских эвенов
составляла “более 5 тысяч человек”.
А с эвенками Якутии русские служилые
столкнулись в 20-х годах XVII века.
Согласно первой переписи населения
России 1897 года эвенков насчитывалось
11647, юкагиров — 948,
чукчей — 1558 человек.
История народов
Севера еще находится на стадии
исследования. В обозримый период — 370
лет — они всегда жили в составе
других народов. Поэтому истории в
строгом понимании у нас нет. Однако,
есть этническая история. Если же
покопаться в глуби веков, то сегодня
мы имеем неоспоримые данные, что
тунгусские народы имели свое
государство за несколько сотен лет
до создания русского
централизованного государства и
письменность за несколько веков до
создания русской письменности. Я
имею в виду тунгусское государство
Бохай в северо-восточной Азии,
которое просуществовало с начала VII
века по 936 год.
— Сейчас много
спорят о рентабельности
промышленного освоения Севера...
— Северные недра
России богаты полезными ископаемыми.
Здесь сосредоточено от 70% до 90%
разведанных запасов нефти, газа,
апатитов, алюминиесодержащего сырья,
никеля, кобальта, олова, свинца,
золота, многих редких минералов.
Северная земля хранит почти весь
запас российских алмазов. Здесь
проживает 8% населения России. Около 12
миллионов человек. И с гордостью надо
отметить, что эти 8% населения
осиливают 20% общего объема
промышленного производства России.
Сегодня ресурсы Севера — основной
источник валютных поступлений
России. Экспортируются нефть, газ,
цветные металлы, круглый лес и
пиломатериалы, железная руда,
каменный уголь, продукты морского
промысла и пушнина. Это почти 60% всего
российского экспорта. По величине
валового регионального продукта на
душу населения 8 северных регионов
России входят в число первых десяти
субъектов России. Наша республика
занимает третье место после Тюмени и
Москвы.
— Тем не менее
сегодня условия жизни на Севере
близки к экстремальным. Казалось бы,
при таком потенциале невозможно не
развиваться...
— Да, есть у нас
потенциал. А что мешает? А мешает, в
основном, недостаточность правовой
базы. То есть принятые российские
законы не отражают специфику Севера.
По этой проблеме я выступал на
парламентских слушаниях РФ. Нужно
создать северный свод законов как
составляющую часть общероссийского
свода законов. В Госдуме принимают
законы представители южных и
центральных регионов. Южане не могут
проникнуться проблемами Севера,
просто потому что они их на себе не
ощущали. Социальное благополучие
российского Севера напрямую зависит
от правильного использования
минерально-сырьевых ресурсов. Тем не
менее с законом о недропользовании
до сих пор не все ясно. Например,
платежи за пользование недрами нашей
республики в 2001 году составили 6 млрд
рублей. Из них 4,5 млрд рублей
поступили в казну РФ.
— Василий
Афанасьевич, ощущает ли сегодня
Север внимание Центра?
— Местами
отношение Центра к проблемам Севера
несправедливо. В первую очередь, это
объем инвестиций. Отсутствие
транспортных артерий, железной
дороги, развал Северного морского
пути, речного транспорта и северной
авиации — все требует серьезных
финансовых вложений. В прошлом году
из федерального бюджета всему Северу
России было выделено немногим более 3
млрд рублей. В то время как один
только Татарстан получил 12 млрд.
Сейчас перед Россией стоит
судьбоносная дилемма: быть или не
быть Северу? Действительно, поднять
экономику Севера — задача не одного-двух
лет. Это потребует огромных
инвестиций. Но ведь развивающийся
Север нужен не только нам, он нужен
России.
— Недавно в
Якутске прошли Дни Совета Федерации
РФ. Как вы думаете, может ли как-нибудь
повлиять это событие на развитие
коренных малочисленных народов
Севера?
— Это событие будет
иметь исключительно важное значение
в развитии нашей республики и
малочисленных народов Севера. Не зря
Якутия избрана местом проведения
этого грандиозного мероприятия. Во-первых,
потому, что наша республика отражает
всю палитру жизни Севера. Здесь
сосредоточены все виды хозяйств,
промышленность, богатые природные
ресурсы и, самое главное, имеются
человеческие ресурсы,
способные поднять республику на
новую ступень развития. Тем более,
что сегодня у республики есть
солидное руководящее ядро, на мой
взгляд, способное улучшить жизнь
населения. И народ верит ему. Еще
одним поводом для проведения
большого мероприятия на нашей земле
явилось сохранившееся в республике
межнациональное согласие и
стремление народов выйти из
сложившегося социально-экономического
кризиса сообща. Конечно, наивно
полагать, что мы справимся со всеми
проблемами завтра. Наибольшую
проблему метко обрисовал
Председатель Совета Федерации
Сергей Миронов: “Предметом особой
заботы государства является
создание условий для сохранения
традиционных видов деятельности
малочисленных народов Севера”.
— Но ведь именно
эти традиционные виды деятельности
оказались наиболее уязвимыми в
условиях рыночной экономики?
— Малочисленные
народы оказались за чертой бедности.
Не только в нашей республике, но и по
всей России. В чем причина?
Оленеводство, охота и рыболовство —
вот то, на чем Север держался всегда.
Сотни, тысячи лет. В 1990 году Россия
была ведущей оленеводческой
державой мира, имея 2,260 миллиона
оленей. Сегодня же последних
насчитывается всего 1,145 миллиона
голов. В Якутии была 361 тысяча оленей,
сейчас осталось их 143 тысячи. На
сегодняшний день очень сложно
сохранить оленей. Во-первых, из-за
отсутствия условий для кочевья. Нет
даже нормального, добротного
палаточного материала. То, что сейчас
продают, невозможно использовать при
пятидесятиградусном морозе. И, во-вторых,
одолели волки. По данным последних
лет — их уже 30 тысяч. Сейчас они
ничего и никого не боятся. А для
борьбы с волками у оленевода нет
лишних денег, сил и средств.
У нас сложилось
совершенно непрофессиональное
понимание рынка. Мы производим
продукт. Но необходимо наладить сбыт
этого продукта. Представим, что
оленевод в моей родной Колыме забил
оленей. Но сегодня он не может
производить продукт. Продает только
как мясо. Сделать товар, как это
делают в Скандинавских странах, он не
может. Просто этого у нас нет. Если бы
даже производили, то как везти? Нет
транспорта. Нет дорог. А расстояния
большие. От Среднеколымска до самой
ближайшей кочевой родовой общины —
300 километров. Четыре года назад час
на вертолете стоил 19 тысяч рублей, а
туда и обратно — 80 тысяч. Всего лишь
на один спецрейс. В такой ситуации
простому оленеводу невозможно войти
в рынок. Ведь сколько тысяч лет
понадобилось человечеству на
создание рыночных условий?
— В последнее
время остро стоит вопрос сохранения
кочевого образа жизни....
— Почему у нас
раньше поселков не имелось? Потому
что нужды в этом не было. Был кочевой
уклад жизни. Это все разрушено. В
советское время была даже программа
о переводе кочевого населения на
оседлый образ жизни. Конечно,
советская власть делала это из
хороших побуждений. Хотели, чтобы
северянин жил в хороших отапливаемых
квартирах. Но при этом был разрушен
семейный кочевой уклад жизни. И это
за собой повлекло страшную беду для
народов Севера. Произошел разрыв
поколений. А отсюда — проблема
сохранения языка, традиций, обычаев.
Создалась
чрезвычайная демографическая
ситуация. Естественный прирост
населения сократился в 2,9 раза. Резко
повысились заболеваемость и
смертность, сократилась средняя
продолжительность жизни коренных
этносов. На Севере идет массовая
миграция населения. Это очень
страшно. Например, за последние
десять лет из Булунского улуса
выехала половина населения. А в
Нижнеколымском население
сократилось почти в пять раз.
А кто выезжает?
Экономически активная часть
населения. Люди уезжают вынужденно. В
поисках лучшей жизни. Ассимилируются
с другими национальностями. Все
более усиливающаяся ассимиляция
чревата исчезновением генофонда
отдельных народов вообще. Наиболее
очевидно это проявилось в популяции
юкагиров с. Нелемное
Верхнеколымского улуса, у которых
лишь 7,7% являются прямыми потомками
нескольких юкагирских родов, издавна
обитавших в верховьях Колымы. По
прогнозам, эта группа юкагиров может
раствориться и потерять через одно-два
поколения юкагирский генофонд. Уже
сейчас там нет ни одного ребенка-юкагира
в возрасте до 15 лет, полноценно
сохранившего этнический признак!
Надо над этим серьезно подумать. Я
очень рад тому, что Центр сегодня
повернулся к нам лицом. Все-таки
надеемся, что мир не допустит
исчезновения народов.
— Василий
Афанасьевич, прочитала несколько
ваших выступлений и статей.
Впечатляет масштабность работы
института...
— Наш институт был
организован в августе 1991 года. В
крайне неблагоприятный период —
период развала академической науки в
России. Но правительство и научное
сообщество республики сочли нужным
открыть институт именно в то время. В
новых исторических условиях стало
немыслимым решение комплексных
проблем малочисленных народов
Севера без опоры на научные знания.
Поэтому с самого начала наш институт
стал работать над созданием фундаментальных
научных основ сохранения и
возрождения коренных малочисленных
народов Севера.
Особенность
деятельности нашего института
заключается в двух аспектах. Во-первых,
наши специалисты — представители
самих малочисленных народов Севера.
В чем же преимущество? Чаяния своих
народов мы знаем не понаслышке, а
понимаем нутром. То есть, проблемы
Севера рассматриваются не со стороны
постороннего наблюдателя, а изнутри
— глазами самого северянина. Другая
особенность нашего института — это
комплексный подход к проблеме.
Сегодня у нас разрабатываются
фундаментальные темы: современные
социально-экономические проблемы
коренных малочисленных народов
Севера; памятники фольклора народов
Севера, Сибири и Дальнего Востока;
грамматики и словари языков народов
Севера; коренные народы Севера:
этногенез и история; этническая
культура и ментальность народов
Севера. И это все показывает, что наши
специалисты трудятся в широком
спектре проблем.
Хочу отметить, что к
научной работе приобщаются молодые
наши сотрудники. Мы, старое поколение,
поддерживаем их. Готовим себе
достойную замену.
В этом году я стал
научным руководителем трех девушек-аспирантов,
которые прошли такой
образовательный путь: кочевая школа
— национальная средняя школа —
кафедра северной филологии ЯГУ и
аспирантура в нашем институте. Это
один из примеров внедрения системы
национального образования.
— В прошлом году
институт отметил свое десятилетие.
Что сделано за эти десять лет? Каковы
первые плоды ваших трудов?
— Можно с гордостью
сказать, что за эти годы ни одно
постановление, ни один закон
правительства РФ и РС (Я) по проблемам
народов Севера не был подготовлен
без участия наших специалистов.
Совместно с
Институтом филологии Сибирского
отделения РАН мы замахнулись на
капитальный труд: шестидесятитомную
серию памятников фольклора народов
Севера, Сибири и Дальнего Востока.
Это грандиозный труд мирового
значения. Наш институт взял
ответственность за выпуск 12 томов. В
этих томах будут не только
фольклорные тексты, но и аудио- и
видеозаписи. Пока мы издали два тома.
Серия была начата уникальным томом “Эвенкийские
героические сказания”. Том получил
высокую оценку специалистов, и его
составитель — Анна Николаевна
Мыреева — в 2001 году стала лауреатом
Государственной премии РФ в области
науки и техники. А в
2000 году вышел том “Фольклор долган”.
Сейчас подготовлены “Фольклор
юкагиров” и “Обрядовая поэзия и
песни эвенков”. В будущем планируем
еще четыре тома: “Эпос эвенов”, “Сказки,
мифы и предания эвенов”, “Предания,
легенды и сказки эвенков” и “Фольклор
чукчей”.
Одним из основных
направлений работ наших филологов
является лексикология и составление
многотомных двуязычных словарей
юкагирского, эвенского и
эвенкийского языков. Вышел “Юкагирско-русский
словарь” доктора филологических
наук Г.Н. Курилова. И впервые в
истории народов и на практике
российской науки подготовлен “Эвенкийско-русский
словарь” (кандидат филологических
наук А.Н. Мыреева). Филологи также
работают над созданием многотомных
грамматик эвенского, эвенкийского и
юкагирского языков.
Сегодня в мире не
знают, что помимо европейской,
американской, японской и других
цивилизаций есть и северная
цивилизация. Мы должны доказать, что
на Севере существовала и существует
культура, ничем не уступающая
всемирно известным ее очагам. Из
обломков некогда существовавшей на
Севере культуры и частично
сохранившихся материалов мы должны
создать общую картину.
С этой целью мы
выступили с инициативой создания “Памятников
культуры народов Севера и Арктики”.
Проект включен в Комплексную
программу Национального Комитета РФ
по организации и проведению 10-летия
коренных народов мира.
Нашим институтом
подняты ранее малоисследованные
проблемы этнической культуры.
Изучаются уклад жизни народов Севера
в XX веке, материальная культура
народов, неизученный аспект
традиционной культуры — игры и
состязания аборигенов. В сфере
материальной и духовной культуры
эвенов и юкагиров открыты совершенно
новые темы, как, например, тема “Традиционное
питание эвенов”.
Археологами
института прослежено генетическое
единство культур позднего неолита и
эпохи бронзы, выдвинута гипотеза об
особом пути развития культуры
северных племен, начиная, по меньшей
мере, с конца II тысячелетия до н.э.
Сейчас наши археологи работают в
долинах рек Индигирка и Колыма, где
они нашли более 11 тысяч предметов
древней истории наших народов. Пока
предварительный итог таков, что в
Заполярье еще 4-5 тысяч лет назад жили
народы, которые имели свою культуру.
Впервые в системе
образования народов Севера мы
создали Центр по подготовке нового
поколения учебников и учебных
пособий на языках народов Севера.
Открыли кафедру северной филологии в
ЯГУ и в Черске — колледж народов
Севера, готовящий хозяина и хозяйку
кочевой и родовой общины.
Еще одно достижение
института — это организация
экспериментальных площадок и
кочевых малокомплектных школ для
приобщения молодого поколения к
культуре и традициям своих народов.
По поручению
президента РФ разработана “Концепция
об основах государственной политики
Российской Федерации в районах
Крайнего Севера и приравненных к ним
местностях”. В числе авторов и наши
специалисты. Этот проект одобрен на
научно-практической конференции
Совета Федерации.
Впервые в истории
народов Севера мы разработали “Концепцию
развития коренных малочисленных
народов Севера, Сибири и Дальнего
Востока Российской Федерации в
первой четверти XXI века: проблемы и
перспективы”.
Отмеченные сегодня
достижения — это еще не полный
перечень работы института. Мы
трудимся. Прилагаем все свои усилия
ради того, чтобы наши народы не
остались на краю бездны.
— Василий
Афанасьевич, слышали, что институт
участвовал в создании нескольких
международных проектов...
— С 1994 года наш
институт активно участвует в
деятельности Комиссии по правам
человека. Наверное, знаете, что
сейчас проходит Международное
Десятилетие коренных народов мира на
период с 1994 по 2004 годы, объявленное
ООН. В рамках этого десятилетия наш
институт разработал фундаментальный
труд —”Научные основы
Государственной программы социально-экономического
и культурного развития
малочисленных народов Севера
Республики Саха (Якутия) на период
международного Десятилетия коренных
народов”.
Также совместно с
республиканской Ассоциацией
коренных малочисленных народов
Севера была разработана “Декларация
свободного развития коренных
малочисленных народов Севера”,
которая больше известна как “Якутская
декларация”. В 1999 году эта
декларация была принята в качестве
рабочего документа ООН.
Плодотворное
сотрудничество института с
Комиссией ООН по правам человека
продолжается по сей день.
Институт ПМНС СО
РАН получил 25 сентября 2002 года письмо
от Комиссии ООН по правам человека. В
письме выражена благодарность
институту за активное участие в
создании постоянного Форума по
вопросам коренных народов.
Комиссия ООН по
правам человека просит институт
представить свои рекомендации по
реализации резолюции Экономического
и Социального Совета 2000/22 от 28 июля 2000
г. “Создание Постоянного Форума по
вопросам коренных народов” и
решения Экономического и
Социального Совета 2001/316 от 16 июля 2001
г., а также свои комментарии.
Цель
Экономического и Социального Совета
— сделать работу Постоянного Форума
более эффективной.
Беседовала
Сардаана БАРАБАНОВА.
Василий
Афанасьевич Роббек — 1937 г.р. Родом из
Байдунского наслега
Среднеколымского района.
Заслуженный деятель науки РФ и РС (Я),
отличник просвещения РФ, академик АН
РС (Я) и Академии Северного Форума.
Доктор филологических наук.
Институт
проблем малочисленных народов
Севера СО РАН
Институт проблем
малочисленных народов Севера
Сибирского отделения Российской
Академии наук является учреждением,
аккредитованным в системе СО РАН (21
мая 1998 г., свидетельство № 110), ведет
комплексные фундаментальные
исследования по научным
направлениям, утвержденным
Президиумом СО РАН (Постановление №
284 от 25.08.97 г.), “Национальный
менталитет и общественно-исторический
процесс: “Циркумполярная
цивилизация народов Арктики и Севера”.
В рамках основного
научного направления коллектив
проводит следующие фундаментальные
исследования:
6.1.2. Коренные народы
Севера: Этногенез и история;
6.2.1. Этническая
культура и ментальность народов
Севера;
6.5.8. Грамматика и
словари языков народов Севера;
6.5.3. “Памятники
фольклора народов Сибири и Дальнего
Востока”;
6.3.4. Современные
социально-экономические проблемы
развития коренных малочисленных
народов Севера (согласовано с
Отделением литературы и языка РАН
20.12.2000 г., утверждено Президиумом СО
РАН 11.01.2001 г.).
В институте работает
всего 86 человек, в т.ч. научных
сотрудников — 46, из них молодежь до 33
лет — 16 чел., что составляет 35% от
числа научных сотрудников. Кадровый
состав: 3 доктора наук, 19 кандидатов
наук, 25 сотрудников не имеют ученой
степени.
Структура Института в
целом соответствует основным
направлениям исследований и состоит
из 6 секторов и трех научно-вспомогательных
подразделений:
Сектор тунгусо-маньчжурской
филологии;
Сектор палеоазиатской
филологии;
Сектор социально-экономических
проблем;
Сектор оленеводства и
промыслов;
Сектор истории,
археологии и этнографии;
Сектор этнокультуры и
философии;
Центр научно-технической
информации;
Библиотека-архив;
Этнографический
комплекс “Бакалдын”.
Директор, д.ф.н.,
академик АН РС(Я) и АСФ В.А.Роббек.
И.О. ученого секретаря В.А.Петрова.
|