На первую страницу номера

На главную страницу журнала

Написать письмо

Галина КЭПТУКЭ

Этыркэн*

Рассказ

Посвящаю памяти моих родителей

Он жил теперь только в своих снах. И только во снах была теперь его настоящая жизнь. Зря говорят, что в старости к человеку приходит бессонница. У него было наоборот — теперь он очень любил спать, и спал спокойно и подолгу. Спал большую половину дня, почти всю ночь. Спал много потому, что только во сне теперь мог встречаться с теми, с кем прошла его жизнь, с кем кочевал по тайге, с кем охотился и жил. Во сне он жил, как и прежде, с той, которая родила ему детей, на руках которых он теперь и жил. Да и жил ли он теперь по-настоящему? Он был вынужден существовать в этом мире лишь по одной важной причине — сама смерть не приходила к нему. Отчего она не приходила к нему, было известно только где-то на небесах. К своим семидесяти с лишним годам он был еще довольно крепок. У него не болели ни сердце, ни печень, все в порядке было и с желудком, с легкими. Удивительно, но нелегкая жизнь охотника-кочевника с ее ежедневным риском оставила его к этому возрасту здоровым и крепким. Он бы с огромным удовольствием ушел из этой жизни туда, куда ушли все, кого он знал и с кем жил когда-то. Но смерть не торопилась к нему. Иногда он подолгу думал об этом, ища причину, по которой ему надлежало еще жить. А поскольку склад его мыслей и взгляд на жизнь были взглядом человека, родившегося в тайге, это его теперешнее пребывание на земле должно было быть оправданным. Что же еще не выполнено в этой жизни его, что было и еще что-то впереди такое, что предназначено ему судьбой Маин? По начертанию его судьбы Маин требовалось, по его понятиям, жить ему и дальше. Но к чему и зачем нужно было ему жить теперь: все дети вышли в люди, вот уже и все внуки встали на ноги. Он же был лишь приложением к жизни детей и внуков. Его жизнь теперь не была чем-то самостоятельным и важным. И прожив жизнь человека-кормильца, он никак не хотел мириться с тем, кем был сейчас. Он понимал, что старость на то и старость, чтоб в бездельи доживать спокойно на руках своих детей. Нечего было и возразить своей судьбе — он доживал свою жизнь благородно: в достатке и сытости, в окружении детей и внуков. Многие из его поколения не имели этого. Жизнь и судьба были благосклонны к нему. Но все-таки доживал свою жизнь он теперь вынужденно, поскольку нить его судьбы еще не оборвалась. Порвать же ее своими руками, наложить на себя руки он не мог — это считалось, как считал и он сам, большим грехом, запретом Оде.

* * *

Такие мысли пришли в голову бывшему охотнику-эвенку, когда он проснулся и лежал в постели, покуривая свою трубку. А за окном гудел город, было уже позднее утро, он был в доме один. Дочь с зятем работали, а внуки были уже семейными и жили отдельно. Он встал, пошел справлять нужду в теплый туалет, который не любил и до сего дня. В первые месяцы, когда дочь привезла старика к себе, он вообще не мог делать этого дома — как можно справлять нужду в жилище, где ты живешь, ешь и пьешь? Он даже попервости замучил своих домашних тем, что им приходилось идти с ним на улицу и искать деревянный туалет. Хорошо еще, что в этом городе было много таких домов, где не было домашних туалетов, а посему деревянных и видавших виды строений этого типа было предостаточно. Только через полгода он, в душе все-таки неприемля это, стал ходить дома.

Он поставил чайник на газ. Да, теперь он, старый эвенк-охотник, привык к городским удобствам. Но именно из-за того, что здесь не нужно было ни пилить, ни рубить дрова, ни топить печку, ни носить воду, жизнь была прямо-таки тунеядская. Поверни ручку газовой плиты и вот тебе готов огонь, поверни ручку крана — вот тебе и готовая вода, нужду и ту справляешь тут же!

Он изнывал от безделья, все его спасение было теперь в том, чтоб побольше спать и видеть сны, жить в своих снах... Реальность и сны теперь поменялись в его жизни местами. Его проживание в городской квартире было жизнью, равной жизни в тюрьме. Жизни в каталажке, как называют тюрьму эвенки. Но что было делать — он был стар для того, чтобы жить одному в тайге. Чайник закипел, открыв холодильник, он поискал то, что теперь помогало ему спать больше — винцо. В своей той, самостоятельной жизни он не пил много, лишь изредка, выходя из тайги в поселок. А теперь выпивал рюмку-другую, когда был один, чтоб городская квартира не казалось ему тюрьмой-каталажкой. После этого, по обыкновению, настроение у него улучшалось, одиночество понемногу как-то рассеивалось, он начинал вспоминать свою жизнь в вольной тайге. При этом он рассуждал о чем-либо вслух. Иногда разговаривал сам с собой, говоря за себя и за своего собеседника. Чаще всего это был ежедневно воображаемый разговор-беседа со своей женой, матерью его детей. Происходило это тогда, когда случались важные события в жизни детей и внуков. Он докладывал ей обо всем: родился ли внук, о том, что старшая внучка этой осенью пойдет в школу, а уж читать и считать умеет давно, что у среднего внука очень голубые глаза...

Так он коротал свои дни. Потом он опять спал и видел сны, где он жил той, своей настоящей, жизнью.

* * *

Еще одной отдушиной кроме снов были в его жизни два его внука. Старший Санкэ, Саша. О, он гордился им! Еще бы, Санкэ работал в большой городской конторе. Как понимал старик, внук его был каким-то начальником, к которому приходили люди, которым он как-то и чем-то помогал. Они приносили ему свои заявления на бумаге, о чем-то просили, и его внук им помогал, в этом заключалась работа внука. Дед понимал, что его Санкэ не такой уж и большой начальник, но ведь его любимец был еще так молод. Он еще полностью не достиг того возраста, когда эвенки говорят, что ум его наполнился зрелыми мыслями, суставы и жилы окрепли настолько, чтоб назвать его самостоятельным человеком.

Старик улыбнулся сам себе и сказал вслух:

— Однако семьдесят пять...

Это была их закодированная фраза с внуком. Еще маленьким, приезжая к нему в гости в тайгу, Санкэ, когда хотел услышать рассказ о прошлой жизни, всегда спрашивал:

— Дедка, сколько тебе лет?

— Однако семьдесят пять, — ответил он ему однажды. И с тех пор остановил счет своих лет. С тех пор он ежегодно отвечал внуку неизменно так. На семидесяти пяти годах жизни он остановил свой отсчет прожитых лет. Почему это произошло — об этом нужно было рассказывать долго. Для этого нужно было рассказать и о другой стороне его жизни, о которой знали лишь немногие — его жена, его дети и два старших внука.

— Однако семьдесят пять, — сказал сам себе старик, когда в двери повернулся ключ и вошел Санкэ.

— Привет, деда!

— Э, Санкэ...

Внук быстро придвинул к себе табуретку и сел.

— Дед, у меня идея! Дед, давай купим оленей! Километрах в пятидесяти от города будем держать их. В общем, сделаем эвенкийский туристический табор.

— А? Как это? — удивился старик.

— Купим оленей, будем жить как эвенки, а городские пусть приезжают смотреть на них, кататься на них. За деньги, дед. Пусть приезжают смотреть на наших оленей за свои деньги.

— Ок! Оленей купить?! — наконец-то дошло до старика. — Как тут держать?!

— Люди съедят! — с сожалением сказал старик.

Но эта мысль — купить оленей — понравилась ему, хотя была уж совсем сумасшедшей. Никто и никогда еще, в этом он был уверен, не держал оленей так близко от города.

— Нет, дед, это реально! — стал доказывать внук. — Ягеля по Вилюйскому тракту хоть завались! Корма хватит. Мы сделаем свое семейное предприятие. Мы будем новыми эвенками.

— Э, Санкэ, разве можно держать оленей около города? Людей много, машин. Запросто съедят! — сказал старик, ставя ударение на первом “о”, он всегда произносил это слово так — “запросто”.

— Дед, это дело верное. Мы будем первые, кто осуществит такое дело. Конкурентов у нас не будет.

Старик согласно кивнул головой. Хоть слово “конкурент” он, кажется, слышал впервые, но смысл его сразу усек. Кто сможет держать оленей около города?! Никто. Если и возможно это, то... Может быть, и попробовать? Попробовать именно ему с внуком... “Ну, однако, — далее мелькнуло в его голове, — чо-то совсем небывалое дело задумал его Санкэ...”.

— Постой, зря ведь купим, съедят люди... Санкэ, деньги зря пропадут.

— Ну, а ты-то на что?! — Спросил внук. — Ты же был шаманом! Дед, тебе можно снова начать “Это” и хранить души наших оленей. Ты же сам мне много что рассказывал и говорил.

— Ты же сможешь, дед? — почти умоляюще произнес внук.

— Ну, деда! Ты же сможешь ведь? Почему тебе не вернуться к “Этому”?

Намек внука на “Это” был ясен старику. “Это” означало то, что он был шаманом. Но в 75 он делал это в последний раз. Его младшая дочь заболела и умерла, не оправившись после операции. Он тогда камлал, но не смог вытащить ее из болезни, не смог укрепить и продлить ее нить судьбы. И он решил, что ослабел, что шаманская сила ушла от него, духи перестали слушаться его, а он уже не может управлять ими. Тогда он пошел на заветное место и повесил на священное дерево все свои атрибуты. Он решил доживать свою жизнь обыкновенным человеком. Он знал, что теперь его заберут в город. А в городе камлать невозможно.

От безделья он частенько смотрел телевизор и удивлялся тому, как сильно изменилась жизнь. Шаманов теперь любили, говорили о них — только ведь настоящих-то теперь и не было. Очень удивляло его и то, что быть шаманом, либо хоть чем-то походить на шамана стало модно. По якутскому телевидению то и дело кто-нибудь объявлял себя шаманом или шаманкой. Показывая свои сеансы, они заунывно и странно ревели, выли, выплясывая что-то невообразимое... Тогда он выключал телевизор и долго плевался:

— Навоетесь, напляшетесь на свою голову, будто это так просто — стать и быть шаманом. Ни куя не понимают! — подытоживал он.

Времена изменились сильно, иногда он даже жалел — эх, ему бы жить молодым и крепким в такое время. В его-то время все было не так. Он вынужден был быть шаманом только своей семьи, и не мог камлать даже для родственников, а тем более для других эвенков, все равно нашелся бы кто-то, кто донес бы на него. Поэтому шаманил он тайно, камлал только для своей семьи. Даже не открылся когда-то одному ученому, приехавшему к нему, что-то и где-то прослышав о нем. Он наотрез отказался показать, что умеет что-то.

— Иде купис-то, оленей?

— Поеду в Алдан, недалеко и дорога хорошая, на машине привезу. Я, деда, все по телефону узнаю. Есть у меня знакомые, кто держит оленей. Я это дело уже обмозговал. Землю нужно сейчас взять в аренду, бумажки всякие оформить. Это уж я знаю, я же хоть и мелкая сошка, но чиновник. Как надоела мне эта чиновничья жизнь! Хочу чего-то настоящего, своего дела. А ты, деда, думай, думай. Без тебя нам не обойтись. И без твоего дара тоже!

Санкэ многозначительно поднял палец и смотрел на старика. Они хорошо понимали друг друга. С малых лет старик внушил внуку веру в особый мир и способности избранников Неба, кем были такие как он. Его высокообразованный внук верил во все это и верил, как понял он сейчас, в него.

Когда внук ушел, старик налил себе стопочку и начал рассуждать.

— Санкэ молодес, — говорил он сам себе. — Санкэ хоть и молодой, да усэ начальник. А чо? И прамда землю возмет, и прамда оленей купит! Вот едриттэе мат, и прамда купит!

Он стал вспоминать своих оленей. Вначале своих седовых. Последним у него был Васька. Это был крупный олень горно-таежной породы. На Ваське он ездил 12 лет. Какой это был верный седовой! Старик улыбнулся, вспоминая, а улыбаться было чему. Выезжая в поселок за продуктами, он, Лазарев Иван Андреевич, конечно же, выпивал по случаю встречи с кем-нибудь из знакомых. Захмелев, сразу начинал собираться домой в тайгу, пока не пьян. Он ловко вскакивал на седло, опираясь на посох-тыевун. При этом четушечка у него всегда была припасена за пазухой. Отъехав от поселка, сидя верхом на Ваське, он то и дело прикладывался к ней. Когда содержимое четушки доходило до середины, он начинал петь. Ехал верхом и пел. Как бы он ни был пьян, он никогда не вываливался из седла. Наоборот, теперь он будто врастал в седло, а седло в свою очередь — в Ваську. И Васька, и седло на Ваське, и хозяин на седле — это было что-то единое и монолитное. Так он доезжал до дома. Вернее, до своей палатки. Но бывало и по-другому. Не рассчитав свои силы, Иван Андреевич сразу пьянел. И в таких случаях сразу запрыгнуть в седло не мог. Он делал одну попытку, вторую и третью... Тогда он легонько толкал Ваську плечом, надавливая правым локтем на седло. Васька все понимал — ложился на землю. Тут хозяин основательно устраивался в седле, опираясь правой рукой на тыевун. Васька поднимался, а хозяин всегда удерживался в седле.

А когда уж хозяин сидел в седле, то уж никакая сила не могла вышибить его из этого седла. Еще бы, посиди-ка, да поезди на олене с полутора лет, и проведи-ка большую часть своей жизни на верховом, и не так еще научишься ездить! Старик налил себе еще рюмку, хорошо закусил. Хорошо закусывать при выпивке научили его русские друзья, оттого он и не был выпивохой по жизни. А большинство эвенков просто не могут есть, когда пьют — оттого и пьянеют быстро, болеют наутро, так он заключил в своем уме. Подумав об этом, старик опять переключился на воспоминания о Ваське. Далее они уже были грустными.

Ему опять стало тоскливо и плохо. Он заморгал глазами — стар стал, слезы навернулись против его воли. Он вытер их рукой, тяжело вздохнул, будто это было только вчера...

Его Ваську убили и съели. Это был 1967 год. Прииск, около которого жил и кочевал он со своей семьей, закрыли. Пришлось перекочевывать за 300 километров к другому поселку. Он выбрал маленький поселок на реке Зее—Журбан. Там не было эвенков, русских охотников-промысловиков тоже, территория для охоты и кочевья была свободной. Сдав пушнину под новый год в свой зверпромхоз, он купил дом в Журбане — то была старая школа. Это тоже была уже закрытая деревня, зато рядом, в 12 километрах, была Филимошка, поселок заготовителей леса. Там были новые дома в две просторные и длинные улицы, магазин, школа, медпункт, контора лесозаготовителей. А название свое поселок получил от того, что когда-то давным-давно на высоком берегу Зеи основал свое зимовье дед Филимон — кликали его по большей части Филимошкой.

Валить лес приехал разный народ: шофера со всего района, чтоб заработать деньги (здесь они зарабатывали много), специалисты по лесу и другой народ. Много жило в бараках и людей, отбывавших срок на поселении. Был даже большой барак, где жили тунеядцы — здесь они работали не по своей воле. Барак тунеядцев имел плохую славу среди местных старожилов — вечерами шли пьянки, случались драки. Милиционера-участкового на Филимках (так окрестили жители поселок по-своему) не было, милиция находилась в 80 километрах от поселка на старом и большом прииске Дамбуки.

Так что, в отличие от прииска, где базировался Иван Андреевич раньше, народ здесь был другой, не весь старожильческий, который издавна контактировал с эвенками. На Филимках никто раньше не видел оленей, а уж о самих эвенках многие и вовсе не знали до его переезда в лесозаготовительный поселок. Лесовозы свозили нарубленный и напиленный лес на берег Зеи, летом его отправляли плотами вниз. Зимние лесовозные дороги уходили вглубь тайги к делянам, где валили лес.

— Васька, Васька... мой седовой... — старик опять вздохнул и прикрыл глаза рукой, так легче думалось и вспоминалось. — Ты вышел на одну из этих лесовозных дорог и тебя убили. Закинули в лесовоз и увезли, как мясо. Для них ты был дармовым мясом, для меня же верным седовым...

Две слезинки вытекли из-под ладони и упали на стол. Он сидел за столом один, в городской квартире... Но на самом деле он лишь присутствовал здесь только своим телом, душа и мысли его были в далеких 60-х годах, когда он был крепок, и было ему не больше сорока лет от роду. В двери опять повернулся ключ, а старик спал за столом, положив голову на руки.

— Отец, ами, иди, ложись, — сказала дочь, вернувшаяся с работы. Ее престарелый отец поднял голову, очнулся от сна и вдруг сказал:

— Улена, ты Ваську помнишь?

— Какого Ваську?

— Ну, оленя моего, седового?

— А, конечно помню.

— А помнишь, его Курилко съел. Его съел этот приезжий Курилко. Мне потом люди сказали. На Филимошке не один Курилко жил, были и хорошие люди.

— Улена, Санкэ оленей купить собирается, — сказал старик.

— Да знаю я. Только вот что из этого выйдет, не знаю. Правда, и я на пенсию вот-вот ухожу. Если все получится, будем с тобой жить в лесу, оленей смотреть. Да боязно очень, слишком город близок. Он же хочет по туризму национальному что-то сообразить. Знаешь, чтоб люди приезжали отдыхать, на оленях кататься. Эвенкийский базу-табор организовать. Мы уже давно об этом думаем, только уж больно рискованно это. Удержим мы тут оленей, если купим, отец? Купим, привезем, а они опять в Алдан сбегут. Сбегут или нет? Если смотреть хорошо, может и привыкнут, не сбегут, да ведь? Пап, может и вправду рискнуть?

— Санкэ партовай, должно повезти. Мосно, мосно, однако, — ответил старик. — У Толяе мосно два-три взять, я им своих пять оставлял.

— Да уж Толяе давно, наверное, пропили твоих оленей, — сказала дочь. — А может и не пропили, может и размножились. Да туда далековато ехать.

— А денга-то есть? — спросил старик.

— На оленей 10 хватит. Больше 10—12 нам и не нужно пока. Шесть упряжек хватит на первое время, чтоб посмотреть, что выйдет. Мне тоже город надоел, отец. Хочется как в детстве пожить в лесу, имея оленей. Ездить на них зимой, доить летом важенок... Надоело каждый день ходить на работу, приходить домой под вечер. И так всю жизнь. Хочется ни от кого не зависеть, а жить самой по себе. Работать-то нам придется охо-хо как, не на дядю, а на себя. Как мы раньше жили, отец. Будь что будет, купим оленей! Я свое детство очень хорошо помню, вернуться бы в него... Вот и вернусь на пенсии. Ваську я хорошо помню. И помню как после того, как Ваську съели, кто-то с собаками наших оленей гонял. А ты потом перестрелял всех собак на Филимках. Помню все как сейчас. Ту зиму жили мы в своем доме на Журбане, а в школу ходили на Филимки — Толя, Женя и я должны были ходить в школу. А ты, мама и маленькая Надя уехали в тайгу по первому снегу. Тебе ведь нужно было охотиться, чтоб кормить нас. А нам учиться. Господи, разве можно сейчас найти таких самостоятельных детей, какими были мы. Написать бы об этом рассказ — как мы выживали...

 

*Старик (эвенк.).

 


Галина Ивановна Варламова, член Союза писателей России, доктор филологических наук. 


Выдающиеся представители народов Севера Якутии

В области литературы

Тарабукин Николай Саввич (1910—14.12.1950) — основоположник эвенской литературы.
Степанов Платон Афанасьевич-Ламутский (13.11.1920—25.12.1986) — эвенский поэт и прозаик. Заслуженный работник культуры РС(Я). Член СП СССР с 1962 г.
Лебедев Василий Дмитриевич (20.02.1934—21.02.1980) — эвенский поэт и ученый-филолог. Член СП СССР с 1965 г.
Курилов Семен Николаевич (09.09.1935—06.04.1980) — юкагирский писатель. Лауреат Государственной премии РС(Я) имени П.А.Ойунского. Член СП СССР с 1969 г.
Кривошапкин Андрей Васильевич (17.10.1941) — эвенский писатель, государственный и общественный деятель РС(Я). Лауреат Республиканской литературной премии им. Эрилика Эристина. Член СП СССР с 1982 г.
Курилов Николай Николаевич (11.06.1949) — юкагирский писатель, профессиональный художник. Член СХ СССР с 1982 г. Член СП СССР с 1988 г. Заслуженный деятель искусств РС(Я).

Hosted by uCoz