Об
активизации деятельности этнических
Ассоциаций коренных малочисленных
народов Севера Республики Саха (Якутия)
Доклад
президента Союза Ассоциаций
коренных малочисленных народов
Севера РС(Я) А.В.Кривошапкина на заcедании
Координационного Совета АКМНС
Республики Саха (Якутия) 17 мая 2002 г.
После III съезда
коренных малочисленных народов
Севера Республики Саха (Якутия)
прошло немного времени — год с
небольшим. За это короткое время в
социально-экономической и
общественно-политической жизни
Республики Саха (Якутия) произошло
достаточно много событий. Главное из
них — состоялись выборы Президента
Республики Саха (Якутия).
Безусловно, они заняли
центральное и стержневое место в
общественно-политической жизни
Якутии. Новым Президентом Республики
Саха (Якутия), как вы знаете, избран
Вячеслав Анатольевич Штыров.
В этом году исполнилось
75 лет со дня первого съезда народов
Севера. А недавно произошло событие,
имеющее большое общественное
значение. Я имею в виду съезд Союза
художников Якутии, на котором
председателем Правления избран член
Координационного Совета Ассоциации
коренных малочисленных народов
Севера Республики Саха (Якутия),
выдающийся долганский художник,
лауреат премии Якутского комсомола Ю.В.Спиридонов.
Для всех нас это знаковое событие.
Делегату нашего III
съезда главе администрации
Анабарского улуса Н.Е.Андросову
присвоено звание “Почетный
гражданин Республики Саха (Якутия)”.
В ряду не очень
приятных событий я бы отметил
упразднение Министерства по делам
народов и федеративным отношениям
Республики Саха (Якутия). Надо отдать
должное многогранной деятельности А.М.Ишкова
на посту министра. Мы сегодня вправе
и обязаны сказать ему добрые слова
благодарности за помощь и внимание к
народам Севера.
О
взаимоотношениях Ассоциации с новым
Президентом и Правительством
Республики Саха (Якутия)
Наша республиканская
Ассоциация выполняет основную
установку III съезда — продолжить
конструктивные, деловые отношения с
органами государственной власти
республики, то есть с Президентом,
Государственным Собранием и
Правительством Республики Саха (Якутия).
И этот курс неуклонно будет
проводиться и дальше.
В ходе выборов
Президента Республики Саха (Якутия)
наша Ассоциация, прямо скажем,
проявила созидательную активность.
Ряд членов Координационного Совета
выступили в качестве доверенных лиц
кандидата в Президенты В.А.Штырова.
Во время избирательной кампании
состоялась встреча Вячеслава
Анатольевича с активом
республиканской Ассоциации коренных
малочисленных народов Севера.
Первые сто дней
деятельности В.А.Штырова на посту
Президента Республики Саха (Якутия)
мы оцениваем положительно. По нашему
убеждению, новый Президент
республики твердо настроен внести
позитивные изменения в социально-экономическое
положение коренных малочисленных
народов Севера. В апреле текущего
года состоялась рабочая поездка
Президента по группе Колымских
улусов. Его сопровождали
Председатель Палаты Представителей
Государственного Собрания (Ил Тумэн)
Н.И. Соломов, заместители
Председателя Правительства В.Б.Грабцевич,
И.Н.Долинин, министры, заместители
министров и другие официальные лица.
В состав рабочей делегации входил и
президент Ассоциации коренных
малочисленных народов Севера
Республики Саха (Якутия).
Отрадно, что Президент
лично ознакомился с положением
представителей коренных
малочисленных народов в селах
Нелемное, Березовка и Андрюшкино.
Программа пребывания главы
республики была обширна, затрагивала
все стороны жизни Колымского региона.
Я же буду говорить лишь о ее части,
относящейся к народам Севера.
Северяне поведали Президенту о своих
наболевших проблемах. В
Верхнеколымском и Среднеколымском
улусах создалось катастрофическое
положение в оленеводстве. В
Верхнеколымском улусе осталось
всего 1087 оленей, а в Среднеколымском (в
Березовском наслеге) — 1300. Дальше
думайте сами. Последствия могут быть
самыми ужасными и печальными. Об
оленеводстве я ниже остановлюсь
специально.
У меня осталось
удручающее впечатление после
посещения с.Березовка
Среднеколымского улуса, где в
основном живут эвены. Проблем там
накопилось очень много.
Представляете, на весь Березовский
наслег имеется один трактор ДТ-75, нет
ни одной грузовой автомашины. Связь
исключительно плохая. Село ежегодно
затапливается в период весеннего
паводка. В школе не хватает учителей
по основным предметам, учебников,
дома в очень плохом состоянии,
ассортимент продовольственных
товаров в магазине беден. Президент
сказал жителям, что по Березовскому
наслегу будет принято отдельное
решение. Это правильно. В течение
года Эвенской этнической Ассоциации
(председатель В.Г.Белолюбская)
следует организовать поездку в
Березовку для более углубленного
ознакомления с положением дел и
оказания практической помощи
местному отделению Ассоциации
эвенов.
В ходе встреч с
северянами — нашими сородичами
Президент В.А.Штыров говорил о
необходимости развивать культурное
наследие, создании условий для
нормального развития малочисленных
народов Севера. В с.Андрюшкино
Вячеслав Анатольевич заявил, что
Правительство Республики Саха (Якутия)
твердо настроено решать проблемы
Крайнего Севера. В середине марта В.А.Штырову
мною была направлена записка о
положении коренных малочисленных
народов Севера Республики Саха (Якутия),
в которой затронуты узловые проблемы.
25 апреля Президент
принял меня, и мы обсудили ряд
вопросов, в том числе — о
строительстве Дома народов Севера в
Якутске. Данный вопрос всем хорошо
известен и вы в курсе дела. В местах
компактного проживания народов
Севера в ближайшей перспективе будут
введены филиалы Дома народов Севера
в Якутске, более того, Вячеслав
Анатольевич сказал, что
Правительство с 2003 года примет
участие в финансировании
строительства этого объекта.
Состоялось несколько
деловых, конструктивных встреч с
вице-президентом Республики Саха (Якутия)
А.К.Акимовым. Я дважды встречался с
Председателем Правительства
республики С.Н.Назаровым. Мы
договорились подписать Соглашение о
сотрудничестве между Правительством
Республики Саха (Якутия) и
Ассоциацией коренных малочисленных
народов Севера, а также о новом
утверждении шефства ведущих
министерств над этническими
Ассоциациями.
С вице-президентом
АКМНС РС(Я) А.Н.Слепцовым мы говорили
о подготовке новой редакции проекта
Соглашения с Правительством. Для
того, чтобы уже в июне можно было бы
организовать его официальное
подписание.
О выездном
заседании Координационного Совета
Ассоциации коренных малочисленных
народов Севера, Сибири и Дальнего
Востока
На заседании
Координационного Совета Ассоциации
коренных малочисленных народов
Севера, Сибири и Дальнего Востока,
состоявшемся в феврале этого года в
Москве, высказаны пожелания о
проведении в октябре месяце этого
года очередного выездного заседания
Координационного Совета в столице
нашей республики. Координационный
Совет обратился к Президенту РС(Я) В.А.Штырову
с просьбой рассмотреть это
предложение. Президент 29 апреля
рассмотрел предложение
Координационного Совета
Всероссийской Ассоциации и в
принципе согласился с предложением о
проведении выездного заседания КС в
Якутске и дал поручение
Администрации Президента РС(Я)
рассмотреть вопрос и внести свои
предложения. Наша Ассоциация примет
самое активное участие в подготовке
и проведении этого важного
мероприятия. Сегодня мы примем
специальное постановление по
данному вопросу, выработаем
предложения для представления в
Администрацию Президента РС(Я).
Времени остается мало,
поэтому нам надо наметить четкий
план действий на порученных участках.
Мы предложим, во-первых, утвердить
оргкомитет под председательством
заместителя Председателя
Правительства и введем наших
товарищей в состав оргкомитета, во-вторых,
наметим примерный план пребывания
делегации Всероссийской Ассоциации.
А пока Всероссийская Ассоциация
предлагает такой проект повестки дня
заседания КС: во-первых, должен быть
заслушан доклад о положении коренных
малочисленных народов Севера в
Республике Саха (Якутия). Мне
думается, с основательным докладом
по данному вопросу должен выступить
Председатель Правительства
Республики Саха (Якутия) С.Н.Назаров
или один из его заместителей,
поскольку это вопрос большой
политики.
Планируется заслушать
доклад о Концепции развития коренных
малочисленных народов Севера. С
докладом должен выступить директор
Института проблем малочисленных
народов Севера, доктор
филологических наук В.А.Роббек. Также
будут обсуждаться вопросы о
Парламенте народов Севера, о первой
сессии Постоянного форума коренных
народов в системе ООН и ряд других
вопросов. Мы должны подготовить
хорошую культурную программу с
показом гала-концерта, посещением
музеев и других памятных мест города.
Выездное заседание
Координационного Совета проводится
не ради галочки, а с тем чтобы оказать
моральную и практическую помощь,
поддержку нашим северным народам.
О подготовке к
выборам в Парламент республики
В декабре этого года
состоятся выборы в Парламент
республики. В Конституцию РС(Я)
внесена поправка об образовании
избирательных округов в 12
арктических улусах с местностями
компактного проживания коренных
малочисленных народов Севера.
Имейте в виду, товарищи,
что это не квоты. Нам предстоит
серьезная борьба за мандат народного
избранника. Ставится задача
выдвинуть представителей МНС
кандидатами в депутаты во всех 12
арктических округах. Но необходимо
добиться того, чтобы в каждом округе
не выдвигалось по несколько
представителей малочисленных
народов Севера, а путем
согласительных процедур в каждом
округе выдвинуть по одному кандидату
от МНС и помогать им. Там, где
возможно, надо практиковать
делегирование полномочий и другим
кандидатам в депутаты, которые
способны отстаивать и защищать
интересы малочисленных народов
Севера.
До начала
избирательной кампании еще есть
время подумать. Еще не приняты Законы
Республики Саха (Якутия) “ О
Государственном Собрании (Ил Тумэн)
Республики Саха (Якутия)”, “ О
выборах народных депутатов
Республики Саха (Якутия)”.
Мы обращаемся к
Государственному Собранию (Ил Тумэн)
с просьбой решить вопрос о выделении
двух квот представителям коренных
малочисленных народов Севера на
выборах в Госсобрание республики.
Это обеспечило бы гарантированное
представительство северных этносов
в Парламенте Якутии.
О некоторых
вопросах оленеводства
На III съезде многие
делегаты остро поднимали проблемы
оленеводства. В течение года мы
постарались обратить внимание
Президента, Правительства и
Государственного Собрания (Ил Тумэн)
к проблемам оленеводства. Были
опубликованы в средствах массовой
информации ряд статей, интервью,
информаций на заданную тему. На одном
из заседаний Координационного
Совета Ассоциаций с участием
народных депутатов Республики Саха (Якутия),
широкого круга научных работников,
специалистов сельского хозяйства и
актива коренных многочисленных
народов Севера специально обсудили
вопрос о мерах по стабилизации
оленеводства в республике. По
данному вопросу был заслушан доклад
первого вице-президента Ассоциации Б.А.Николаева.
Рекомендации Координационного
Совета были направлены в органы
государственной власти республики.
Кроме того, новому
Президенту Республики Саха (Якутия) В.А.Штырову
в начале февраля текущего года были
вручены предложения Ассоциации
коренных малочисленных народов
Севера по проблемам оленеводства.
В настоящее время
серьезно готовится Республиканская
Программа развития села, где
вопросам развития оленеводства
определено значительное место.
Данная Программа проходит пока
стадию обсуждения, после чего будет
представлена Президенту и
Государственному Собранию РС(Я). Мы,
естественно, примем участие и в
обсуждении Программы парламентом.
Сегодня хотелось бы остановиться на
некоторых вопросах дальнейшего
развития оленеводства. Так, как я сам
их вижу и представляю себе.
Один из важных, на мой
взгляд, резервов сохранения и
увеличения поголовья домашнего
оленеводства кроется в том, чтобы в
корне изменить отношение к оленю. Мы
привыкли, как лозунги, использовать
крылатые фразы “Нет оленя — нет
эвена”, “Нет оленя — нет эвенка”.
Это верная мысль. В самом деле, без
оленя не было, нет и не будет такого
понятия, как малочисленные народы
Севера. Олень — это основа, уклад,
образ жизни коренных малочисленных
народов Севера. Для наших северных
народов оленеводство — это не
отрасль сельскохозяйственного
производства. Очень важно, чтобы это
запомнили раз и навсегда и в
Правительстве, и в Министерстве
сельского хозяйства, и в улусах.
Катастрофическое падение
оленеводства в республике ставит под
угрозу само сохранение северных
этносов. На карту поставлена, таким
образом, жизнь или смерть народов
Севера. А как изменить отношение к
оленю?
Прежде всего, и это
главное, основополагающее —
восстановить бережное отношение к
оленю, относиться к нему так, как
относились наши предки. А они, это
доподлинно известно, обращались с
оленем как со святым существом. В
отношении оленя не должно быть таких
понятий, как “мое” и “не мое”, “моя
личная собственность” и “государственная
собственность”. Нам надо укрепить,
наполнить реальным содержанием
такие понятия, как “олень — моя
судьба”, “олень — это благополучие,
счастье и полновесная жизнь народов
Севера”. И через это самим научиться
дорожить оленем, учить этому своих
детей, передавать это святое чувство
от поколения к поколению.
В последние два-три
года в Якутске стали проводить слеты
оленеводов. Сейчас я не стану
говорить о том, надо или не надо
проводить такие мероприятия. Меня, к
примеру, непременно волнуют после
подобных слетов такие жизненно
важные вопросы: все ли оленеводы —
участники слета живы-здоровы, не
забрала ли кого-нибудь из них милиция,
не избили ли кого-нибудь на улице? И
второй вопрос, тоже очень жизненный:
всех ли оленей живыми и невредимыми
вернули в родные пастбища, не забили
ли оленя на мясо, не продали ли в
живом виде какому-нибудь ловкачу?
Ведь последний тут же, не моргнув
глазом, забьет оленя на мясо...
Нужно усилить учет
каждого оленя. Для сохранения и
возрождения оленя необходимо внести
поправку о его правовой защите в
Закон Республики Саха (Якутия) “Об
оленеводстве” или же разработать
новый Закон. Пусть он будет небольшим,
в несколько статей, но действующим,
эффективно работающим. Это очень
серьезные вопросы. Этническим
ассоциациям надо вплотную
заниматься их содержательной
стороной: все оленеводы-участники
слета, должны чувствовать на себе
внимание и заботу, и олени,
привезенные из улусов, должны все до
единого возвращаться в родные края.
А пока проведенные в
Якутске слеты носили откровенно
развлекательный характер для сытых
горожан. Если продолжить проведение
таких мероприятий, то их следовало бы
основательно готовить, чтобы была
польза от них, чтобы все знали: во имя
чего, с какой целью их проводить.
Этнические ассоциации эвенов,
эвенков, долган, чукчей и юкагиров
должны быть в числе активных
участников таких мероприятий, а не
быть посторонним наблюдателем.
Подготовку и проведение слетов надо
поставить так, чтобы после подобных
мероприятий у самих оленеводов и
руководителей всех рангов появилось
неукротимое желание увеличить
поголовье оленей, улучшить условия
жизни и быта самих оленеводов. Вот
что главное.
В этом году в
Верхоянске провели фестиваль “Полюс
холода”. Как говорят очевидцы,
праздник украсили оленеводы Эвено-Бытантайского
национального улуса. И призы были
приличные, вплоть до снегоходов “Буран”.
Словом, праздник там удался. В
следующий раз данный фестиваль надо
сделать не только традиционным, но и
зональным — пусть участвуют на
оленьих гонках оленеводы Себяна и
Томпо. И потом, как можно проводить
фестиваль “Полюс холода” без
оленеводов из настоящего “Полюса
холода” Оймякона? Словом, за этим
фестивалем большое будущее. Наша
республиканская Ассоциация и все
этнические ассоциации в будущем
должны помогать по мере сил
организаторам таких фестивалей.
Давайте вместе подумаем и внесем
свои предложения в администрации
Президента и Правительства по слетам
оленеводов и фестивалю “Полюс
холода”. Максимально нужно
использовать потенциальные
материальные и интеллектуальные
возможности таких мероприятий — в
интересах подъема оленеводства и
улучшения условий жизни оленеводов.
Теперь несколько слов
об отношении собственников к оленям.
Разумеется, мы всячески стремимся к
тому, чтобы оленей в частном секторе
становилось как можно больше. Вот, к
примеру, я не раз говорил М.П.Погадаевой
о том, что не лучше ли заниматься
организацией Союза оленеводов-собственников?
Как мне кажется, Союз оленеводческих
народов мира — понятие какое-то
растянутое, без конкретики. Но Мария
Петровна, видимо, остается при своем
мнении. Это ее право. Ни я, ни кто-либо
другой не можем оспаривать это ее
право в условиях, когда реально
существует Международный Союз
оленеводческих народов.
Но давайте всерьез
подумаем над созданием Союза
оленеводов-собственников. И пусть
соревнуются Союз оленеводов-собственников
с одной стороны, и ГУПы, МУПы, с другой,
за сохранность взрослого поголовья
оленей и деловой выход тугутов.
Польза от такого соревнования будет
налицо в виде реального увеличения
поголовья оленей и улучшения условий
жизни оленеводов.
Как должен относиться
собственник к своим оленям? Тут
должны быть особые отношения. Прежде
всего, очень важно, чтобы сам
оленевод изменил свою
частнособственническую психологию,
чтобы перестал думать об олене так:
хочу — забью на мясо, хочу — продам
любому.
Приведу два примера. Те
оленеводы, у кого достаточно много
собственных оленей, сами их забивают,
затем оленину продают, а на
вырученные деньги покупают
подержанные автомашины. Конечно, они
поступают так не от хорошей жизни. О
быте оленевода теперь никто особо не
заботится, его семье дров не подвозят,
вот он и вынужден покупать за счет
собственных оленей грузовую
автомашину, на которой сам себе возит
дрова. Бывает, вырученные деньги и
пропивают.
Другой пример. Один
оленевод купил у предпринимателя дом
за сто живых оленей. Предприниматель
же этих оленей забил всех до единого,
а мясо продал в городе. Надо
решительно бороться с таким
отношением к оленю, пусть даже к
собственному. Если многие пойдут по
такому пути, как можно сохранить
оленей? Да никак. В скором времени
изведем всех. В данном случае
оленевод пошел на продажу своих
оленей из-за трудных жилищных
условий. Выход в таких случаях может
быть один: чем позволить оленеводу
продавать собственных оленей
всякого рода предпринимателям, лучше
улусным администрациям, ГУПам и
МУПам самим покупать этих оленей и
сохранять их в живых, одновременно
помогая оленеводу решать насущные
проблемы, в том числе жилищные.
В порядке предложения
хотел бы сказать вот о чем. Может быть,
на какой-то определенный срок
объявить мораторий на массовый забой
и продажу собственных оленей?
Оленеводу-собственнику лучше помочь
материально за сохранение поголовья
стада. Это тоже один из путей вывода
оленеводства из кризисного
состояния...
Предлагаем учредить
почетное звание “Заслуженный
оленевод Республики Саха (Якутия)”. И
это звание присваивать не за годы
работы в оленеводстве, поскольку всю
жизнь можно пасти оленей без видимых
достижений, а за конкретные высокие
показатели, скажем, за сохранение
взрослого поголовья оленей на 95-98%, за
деловой выход оленят не менее чем в
75%. Не бойтесь, что эти показатели
слишком высокие. В годы Советской
власти таковы были показатели
среднего стада. Но это почетное
звание, в отличие от тех, что уже есть
в настоящее время в республике,
должно иметь очень высокое
материальное содержание — или в виде
автомашины, или в солидном денежном
выражении. Этого требует
катастрофическое положение
оленеводства. Ради подъема
оленеводства и спасения
традиционного образа жизни коренных
малочисленных народов Севера
необходимо предложить Президенту и
Государственному Собранию (Ил Тумэн)
Республики Саха (Якутия) учредить
такое почетное звание.
Надо ежегодно
проводить в ноябре — декабре улусные
и республиканские слеты детей-оленеводов,
то есть тех детей, которые наравне со
взрослыми пасут оленей в весенне-летний
период. И премировать их очень
достойно. Морально и материально
поощрять родителей юных оленеводов
за приобщение своих детей к вековым
традициям предков.
В каждом
оленеводческом улусе ежегодно
необходимо проводить конкурсы
оленеводов — на лучшую выучку и
выращивание транспортных оленей.
Общеизвестно из многовекового опыта,
что олени хорошо сохраняются там, где
серьезное внимание уделяется
транспортным животным. В республике
должен быть установлен культ
верхового оленя, вьючного оленя,
грузового оленя на нартах, гоночных
упряжных оленей, ездовых оленей на
нартах, используемых при дальних
переездах и кочевках.
Далее. В конце августа
прошлого года я побывал в одной из
кочевых общин Эвено-Бытантайского
национального улуса. И знаете, как я
был взволнован, увидев более десятка
дойных важенок, стоящих в одной
связке. Народная мудрость давно
определила: там, где много дойных
важенок, оленье стадо пасется кучно.
Предлагаю самым
серьезным образом поощрять
оленеводов за содержание дойных
важенок, предусмотреть значительную
доплату за это. Оленье молоко
отличается высокими целебными
качествами. И пусть оно помогает
нашим сородичам в укреплении
здоровья.
В этом году
администрация Эвено-Бытантайского
национального улуса в период
отелочной кампании за каждым стадом
и общиной закрепила конкретные
организации и предприятия для
оказания необходимой помощи. Тоже
неплохое начинание. Везде нужно
проявлять какую-то инициативу,
застрельщиками которых выступали бы
активисты нашей Ассоциации.
Теперь несколько слов о
кочевых родовых общинах (КРО). Мы
сегодня можем четко сказать об их
становлении. Появились такие
стабильно работающие общины, как “Нутендли”,
“Турваургин” в Нижнеколымском, “Омолой”
в Усть-Янском улусах.
В общине “Турваургин”
(глава Г.И.Вельвин) содержится 8300
голов оленей, взрослое поголовье
сохранено на 92,7%, а деловой выход
тугутов составляет 78,1%. Община “Омолой”
ряд лет стабильно содержит 1500 оленей,
да еще занимается нетрадиционной
отраслью — добывает золото, тем
самым создает дополнительные
рабочие места, содержит свою
инфраструктуру.
Общины встают на ноги.
Не случайно Указом Президента РС(Я) В.А.Штырова
Вячеславу Кемлилю (КРО “Нутэндли”)
присвоено почетное звание “Заслуженный
работник сельского хозяйства РС(Я)”,
Василию Барабанскому (КРО “Омолой”)
— почетное звание “Заслуженный
работник народного хозяйства РС(Я)”.
Еще на II съезде кочевых
родовых общин было принято решение
отказаться от создания мелких общин.
Их время прошло. В новых условиях
надо приступить к созданию крупных и
крепких КРО, то есть идти путем
кооперации. Но ни в коем случае
нельзя идти на упразднение общин или
изменение их формы. Еще раз повторяю:
главное достижение КРО — это решение
проблемы земельных отношений.
Мелких и слабых КРО у
нас больше, чем достаточно. В
условиях дикого рынка им в одиночку
не выжить. Их следовало бы объединять,
для чего убедить членов общин в
выгодности кооперации.
Где-то затерялось
решение Координационного Совета о
проведении Республиканского
конкурса кочевых родовых общин и
выработке его положения. Принимаемые
решения надо выполнять в интересах
общего дела. Только так мы можем
облегчить нелегкое положение наших
сородичей.
На III съезде была
поставлена задача максимальной
активизации деятельности как
республиканской, так и этнических
Ассоциаций.
К сожалению, эта задача
нами выполняется очень слабо.
Этнические Ассоциации не сумели
наладить системную работу. На
улусном уровне их работа не заметна,
они не сумели стать защитниками прав
и интересов народов Севера. Я прошу
вас, уважаемые лидеры, взглянуть на
себя со стороны критическим взглядом.
Прошло больше года, а
эвенская, долганская, юкагирская
Ассоциации до сих пор не
зарегистрированы в Управлении
юстиции. Раз нет регистрации, значит,
невозможно даже открыть счета в
банке. Сколько можно говорить,
напоминать вам об этом, уважаемые
руководители Ассоциаций?
Я понимаю, что работа,
которую мы делаем, общественная. Тем
не менее, нельзя забывать о наших
народах, которые надеются и верят нам.
Если мы им не поможем, то кто их
поддержит тогда? Кто им
посочувствует хотя бы? Уверяю вас,
никто им не поможет. Это доказано
жизненной практикой. Сегодня, с
избранием Президентом Республики
Саха (Якутия) В.А.Штырова, может быть,
дается последний шанс хотя бы на
некоторые улучшения социально-экономического
положения коренных малочисленных
народов Севера. Давайте попытаемся
максимально использовать этот шанс.
Вносите ваши предложения Президенту
и Правительству по решению
этнических проблем в области
социальной, экономической и
культурной политики. Проявляйте
больше инициативы и энтузиазма в
этих вопросах. Ведь никто не
подавляет ваши инициативы. Активнее,
смелее боритесь за будущее народов
Севера. Мы будем поддерживать любую
вашу инициативу.
Товарищи, по-прежнему
пьянство и алкоголизм губят наши
народы. Какая работа проводится
этническими Ассоциациями по
искоренению этого социального
бедствия? В ноябре прошлого года в п.
Черском прошел Съезд циркумполярных
народов, посвященный проблеме
здорового образа жизни. Что дал нашим
народам этот съезд? В плане встреч и
общения между представителями
коренных народов Севера съезд,
безусловно, сыграл позитивную роль. А
по части результативности борьбы за
здоровый образ жизни данный съезд,
конечно, ничего не дал, поскольку он
был организован под определенные
политические цели и задачи,
связанные с выборами президента
Якутии.
В борьбе против
пьянства и алкоголизма, таким
образом, мы ничего не добились. Все
остается по-старому. Пьянство
процветает.
Ни на сантиметр не
сдвинулась жилищная проблема
коренных малочисленных народов
Севера. Эта проблема особо
отмечалась на III съезде, а через год
мы вынуждены констатировать, что
ничего не изменилось в лучшую
сторону, жилищная проблема не
решается органами исполнительной
власти, она еще более усугубляется.
Мы обращаемся к новому Президенту В.А.Штырову
с просьбой специально рассмотреть
эту жгучую проблему, наметить меры по
ее решению и приступить к их
реализации.
Руководителям
этнических Ассоциаций, несмотря на
материальные трудности и дефицит
времени, надо постараться чаще
бывать в улусах и на месте
знакомиться с работой местных
организаций, с социально-экономическим
положением наших сородичей.
Оказывать им практическую помощь,
проводить семинары, учить, как
налаживать работу Ассоциаций. Если
трудно с проездными, можно же
использовать возможности
шефствующих министерств. Вот недавно
В.Г.Белолюбская съездила в с.
Тополиное Томпонского улуса. Она с
ужасом рассказывает о трудной жизни
эвенов Томпо.
Еще раньше не раз об
этом говорила и писала М.П.Погадаева,
обращалась в Правительство. Никаких
мер по письмам М.П.Погадаевой
Правительством в 2000—2001 гг. принято
не было.
Выдающиеся
представители ...
Государственные
и общественные деятели
|
Роман
Иванович Шадрин (1893 — 1934),
крупный организатор и
общественный деятель, яркий
представитель эвенского
народа. В 1929 году был
награжден орденом Боевого
Красного Знамени. Член ЯЦИК,
председатель Комитета по
содействию народностям
северных окраин (КСНСО) при
ЯЦИК. Занимал пост
заместителя председателя
ЯЦИК при Платоне
Алексеевиче Ойунском. На VI
Всесоюзном съезде Советов
Роман Иванович был избран
членом ВЦИК.
31 марта 1934 года,
в возрасте всего лишь 40 лет,
Р.И. Шадрин скончался в
Москве от туберкулеза.
|
|
Николай
Васильевич Шемяков (1913 —
1967), крупный организатор и
общественный деятель,
родился в Хатыгинском
наслеге Жиганского улуса в
семье охотника. В 1936 году
ударник труда, охотник
Николай Шемяков в составе
якутской делегации
участвует на февральской
сессии Всесоюзного
Центрального
Исполнительного Комитета в
Москве. В декабре следующего
года он избирается
депутатом в Совет
Национальностей Верховного
Совета СССР первого созыва.
В 1939 — 1953 годах работает
председателем Жиганского
районного Совета. |
|
Николай
Иванович Таврат (1923-1986),
крупный организатор и
общественный деятель,
заслуженный работник
народного хозяйства Якутии.
С1965 по 1985 годы
работал председателем
исполнительного комитета
Нижнеколымского районного
Совета. Николай Иванович 8
раз избирался депутатом
Верховного Совета Якутской
АССР, а в 1959 году был избран
депутатом Верховного Совета
России. Был награжден
орденами Октябрьской
революции и “Знак почета”.
Н.И. Таврат
много делал для сохранения
природы края, выступал за
бережное отношение к
природным богатствам, был
одним из инициаторов
создания заказника “Чайгуургино”.
|
|
Анна
Николаевна Мыреева,
кандидат филологических
наук, заслуженный учитель
Республики Саха (Якутия),
заслуженный ветеран СО АН
СССР, кавалер ордена “Знак
Почета”.
Она автор трех
книг по диалектологии,
монографии по
взаимодействию
эвенкийского и якутского
языков, двух сборников
эвенкийского фольклора.
4 августа 2002
года А.Н. Мыреевой
присуждена Государственная
премия Российской Федерации
в области науки и техники
как составителю I тома
эвенкийского фольклора в
серии “Памятники фольклора
народов Сибири и Дальнего
Востока” — “Эвенкийские
героические сказания”.
|
|
|