Заметки с выставки

На первую страницу номера

На главную страницу журнала

Написать письмо

«Белый квадрат»
Юрия Спиридонова

Юрий Васильевич Спиридонов — председатель правления Союза художников Республики Саха (Якутия), заслуженный работник культуры РС (Я), директор Арт-галереи “Ургэл”. Летом-осенью этого года в “Ургэле” прошла его персональная выставка, посвященная 370-летию города Якутска.

...Нарты, медный чайник, хорей, капкан-чаархан — инсталляция “Мой путь”. Что-то забытое, но сохраняющее тепло и запахи Севера. Мира чистого и хрупкого. А мир вокруг нас другой. За стенами галереи — действительность жестче, а может быть, круче. Кому как нравится...

Юрий Спиридонов. Инсталляция "Мой путь", 2002 г.

Реальное воплощение каждой вещи инсталляции всегда рассчитано на эмоциональное отражение нашей жизни. И в этом Юрий Спиридонов не первооткрыватель. Но насколько он удачно воплотил в инсталляции “Мой путь” смысл и идеи своего творчества, можно было убедиться тем, кто посетил его персональную выставку в Арт-галерее “Ургэл”. Когда видишь нарты стоящие в современном интерьере, то понимаешь, до чего они совершенны и безукоризненны. Вещь, необходимая в хозяйстве, становится предметом совершенно новым и несущим в себе другую, свежую информацию. Информацию, недоступную современному человеку, который уже постепенно становится рабом всего электронного вокруг себя, новых медиа — компьютера и видео.

Вторая инсталляция — по мотивам картины “Могилы предков”. Вот белая ткань — как белый снег, на нем следы протекторов — как будто черные полоски и их никогда уже не отстираешь. И не зарастет, не зазеленеет здесь летом трава. А вот и бочки. Жестяные. И их живое воплощение рядом. Тут же валяются, ненужные никому, рога оленя. Вот трагедия века. Прошедшего. А новый что нам готовит? Это экологическая инсталляция.

Инсталляция — это когда художник, наряду с искусственными, придуманными, использует элементы повседневной реальности, возвышая их до символа времени или идеи. Скажем, ржавые бочки. До боли знакомые атрибуты советской действительности, промышленного освоения северного пространства. Остались сегодня как памятники, как немой укор прошлому и людской безалаберности, бесхозяйственному государственному управлению.

Могилы предков. 1990 г.

* * *

Там, на Севере, высокое голубое небо и белый, белый чистейший снег. Невозможно не восхититься этим и не постараться это передать на холсте. Но так, как сделал Юрий Спиридонов, еще никто не делал. Белый квадрат. Мы его видим на его первой, ставшей одной из самых знаменитых, картин. На этюднике еще чистый холст. Это “Мой путь”. И вот появился на недавней выставке “Белый квадрат”. Эта картина материализовалась. Но это не фон для инсталляции и не грунтовка, а отдельное произведение искусства, самоценное и несущее идею. Прекрасное продолжение “Моего пути”, кстати, с названием очень многозначным и многообещающим. “Белый квадрат” на этой выставке, вдруг, оказался неким символом нового понимания искусства Севера. Не просто, что это квадрат, белый, а потому, что это путь художника и его не только творческое, но и жизненное кредо, человека творящего. Конечно, есть знаменитый “Черный” и менее известный шокирующий современный “Красный” квадраты. Есть еще другие, менее известные — тот же “Белый” Малевича, но менее прокрученный. “Черный” стал неким символом и манифестом целого мира, целой эпохи. А второй и все другие — всего лишь эпатажем, а может, со временем приобретут другое значение, более глобальное.

Но мы сегодня констатируем “Белый квадрат” Юрия Спиридонова, выразителя красоты и философии вечного мира — Севера. “Белый квадрат” — белый, как снег. Пройдешься по снегу — оставишь следы. Потом потомки по твоему следу будут читать, каким ты был человеком, какую жизнь прожил.

Север нельзя понять, Север надо постигать и пережить. Юрий Спиридонов в своих картинах и всем своим творчеством доказывает это, и заставляет своего доброжелательного и понимающего зрителя последовать за ним.

Юрий Спиридонов. Он очень разный. В одной из своих картин — это последователь Рокуэлла Кента, а в другой — это человек, совершивший свой прорыв в понимании национального, не только своего местного, но и постигающего и передающего народное искусство других стран и народов. Посмотрите его мотивы “Эскимосские”. Посмотрите и восхититесь.

* * *

Есть картины и есть художники, ставшие символами не только своего времени, но и особого восприятия мира. Удивительно, что наш Якутск, наверное, не отстает по количеству приходящихся на 1000 своих жителей творцов искусства, и притом различного направления, от некоторых традиционных центров культуры и искусства. Да, сегодня мы живем в мире, который называют глобальным. Стираются границы и грани. И в том числе, в искусстве и культуре. Как все это влияет на традиционное, но на самом деле, национальное, сложно ответить.

Есть творцы и картины, которые становятся символами эпохи, а значит, и изменения не только вкусов общества (по сегодняшнему — потребителей), но и самих ценностей в искусстве. А может, такая же судьба ждет и эту картину Юрия, “Белый квадрат”?

Юрий Васильевич организует неожиданные выставки в руководимой им Арт-галерее “Ургэл”. Здесь любят выставляться молодые художники. Экспериментаторы. Это единственная в Якутске галерея, в том ее современном понимании, когда галерея — это не просто выставочный зал, а живой организм, реально влияющий на творчество, выявляющий новые имена и т.д., один из очагов современного искусства.

Жизнь жестче, чем на картинах Юрия, он романтик ищущий. Искусство Юрия Спиридонова жизнеутверждающе и чисто, как небо, которое у него получается высоким и бездонным как в самой жизни.

В этом, возможно, сказывается его природа человеческая, что в него было вложено родителями и миром Севера, где он родился. Для него падающее с черного неба разноцветье полярного сияния, езда по бескрайней тундре не пустые слова или экзотика. Он это знает с детства.

Север суров, но он любит людей целеустремленных и верных слову. Таких, как Юрий.

На снимке: часть инсталляции “Мой путь”.

Олег АМГИН

Hosted by uCoz