Необходимость
государственной охраны святилищ и
ритуальных мест коренных народов
Севера
Выступление
на VIII Генеральной Ассамблее
Циркумполярной конференции инуитов
президента Ассоциации коренных
малочисленных народов Севера, Сибири
и Дальнего Востока Российской
Федерации Сергея Николаевича Харючи.
Нуук, Гренландия. 29 июля 1998 года
Уважаемые
друзья, коллеги!
Предлагаемая вашему
вниманию тема выступления
представляет, на мой взгляд, один из
важных элементов той огромной работы,
которая направлена на устойчивое
развитие Арктического региона. Если
по всем направлениям работы,
проводимой в северных широтах с
целью изучения состояния природы и
животного мира Арктики,
концентрируются усилия национальных
правительств и научных сил, то
совершенно выпадает из их поля
зрения изучение состояния и
организации государственной охраны
святилищ и ритуальных мест коренных
народов Севера.
Дело в том, что до
недавнего времени этот деликатный
вопрос никто серьезно не ставил ни на
государственном, ни на международном
уровнях. Во всяком случае, в России
это было оправдано, т.к. пропаганда
религии на официальном уровне не
одобрялась и, более того, культовые
учреждения народов разрушались и
осквернялись.
Сегодня с изменением
политической ситуации в мире и в
стране, с улучшением (будем надеяться)
нравственной атмосферы складывается
благоприятная обстановка для
реализации поставленных задач в
отношении коренных народов и
национальных правительств. Однако
прежде мы должны определиться с тем,
— что понимается под
изучением состояния и организации
государственной охраны святилищ и
ритуальных мест коренных народов
Севера?
— что собой
представляют святилища и ритуальные
места и какова их роль в
жизнедеятельности коренных народов
Севера?
— для чего территории
их расположения необходимо включить
в перечень особо охраняемых
природных комплексов?
— какую работу
необходимо провести, чтобы придать
этим территориям особый статус?
Чтобы более доступны и
понятны были вам мои ответы на
поставленные вопросы, я постараюсь
раскрыть их на примере территории
проживания ненцев, одного из
коренных малочисленных народов
Российской Федерации, проживающего (кочующего)
на Арктическом побережье от Белого
моря до реки Енисей.
В частности, на
Гыданском полуострове проведено
исследование (неполное) и
зафиксированы места нахождения
святилищ и ритуальных мест ненцев
данной территории. Если посмотреть
на приложенную карту, показывающую
маршруты кочевой гыданской группы
ненцев, то легко можно убедиться, что
святилища и ритуальные места
находятся на местах постоянного
проживания и хозяйственной
деятельности аборигенов.
Гыданскому полуострову
и его обитателям, можно сказать,
повезло. Данной территории решением
органов государственной власти
Ямало-Ненецкого автономного округа и
с согласия федеральных органов
власти придан статус особо
охраняемой этно-природной
территории, на которой разрешены
только традиционные формы
хозяйствования. Такие случаи, к
сожалению, единичны на Российском
Севере.
Что касается мест
расположения и состояния святилищ и
ритуальных мест, то такой системной
работы вообще не проводится, хотя
необходимо ее организовать в срочном
порядке. Однако без помощи
государственных органов власти нам
не обойтись, поскольку требуются
определенные финансовые затраты на
проведение научных экспедиций,
составление карт (схем) их
расположения, разработку законов,
определяющих их статус, и на их
восстановление.
Святилища и ритуальные
места (национальные захоронения)
наших народов были и остаются
многофункциональными. Они являлись
памятниками духовной культуры. Они
служили и укрепляли связь времен и
поколений. Они несли в себе наши
нравственные ценности и помогали
сохранять и закреплять их. И, наконец,
они служили и являлись охранными
паспортами для наших родовых,
племенных земель и промысловых
угодий. Всегда располагались и
располагаются на уникальных
природных образованиях и всегда там,
где водится и размножается зверь,
птица и рыба, а значит, они служат
охранными паспортами заповедных
территорий.
Святилища и ритуальные
места коренных народов Севера
представляют собой самые
разнообразные формы и виды, в
зависимости от того, в какой
географической среде проживает
народ и каким основным видом
деятельности занимается. Они
подразделяются на родовые и
межродовые, племенные и межплеменные,
мужские и женские. При этом
необходимо учитывать, что, несмотря
на внешнее сходство, у каждого народа
они имеют свои особые назначения,
строгий регламент их посещений и
запретов.
В представленных мной
материалах изображены виды святилищ
и ритуальных мест коренных народов
тундровой, Арктической зоны — ненцев.
По границам расположения святилищ и
ритуальных мест коренных народов
Севера легко определить заповедные
охранные территории и территории
традиционного использования
аборигенов Севера.
Исследовав и составив
карты расположения святилищ и
ритуальных мест коренных народов
Севера с прилегающими к ним
территориями и закрепив их
соответствующим законом,
правительства стран-членов
Арктического Совета решают
несколько задач: защищают ареал
коренных народов Севера, а значит,
способствуют сохранению древних
культур; создают дополнительные
охранные территории для сохранения
флоры и фауны северных территорий в
своих странах; способствуют созданию
предпосылок для устойчивого
развития Севера.
Поставленный мной
вопрос о необходимости включения
территорий святилищ и ритуальных
мест коренных народов Севера в
систему охранных территорий имеет
большое нравственное значение как
для наших народов, так и для всего
северного сообщества. Мы, коренные
народы Севера России, радуемся тому,
как восстанавливаются церкви и
мечети в стране, как народы
возвращаются к своим духовным
истокам.
Вместе с тем в
отношении наших ценностей
государством (государствами),
виновным в осквернении святилищ, не
предпринимается никаких действий.
Все еще встречаются факты
осквернения и следы вандализма на
святых землях северных коренных
народов. Такая практика
сосуществования двух культур никак
не может способствовать
установлению доверия и уважения
между народами, а значит и
способствовать устойчивому развитию
Арктики.
|