На первую страницу номера

На главную страницу журнала

Написать письмо

Григорий ИВАНОВ

Экологический подход
в исследовании производительных сил

В советское время сущность производительных сил понималась сугубо как социальное явление. Поэтому в историческом материализме употреблялась категория “общественные производительные силы”. Объясняется это тем, что марксистско-ленинская методология не признавала экологический подход в качестве своего компонента. В этом плане с позиций творчески обновляемой философско-экономической теории под производительными силами следовало бы понимать целостную систему субъектных и объектных компонентов, необходимых для преобразования вещества и энергии природы в форму, пригодную для потребления человека. При этом система производительных сил включает в свой состав искусственно созданные или, как говорил К.Маркс, “приобретенные” компоненты, являющиеся порождением опыта человека, накопленного в процессе овладения производительными силами природы, и по своей сущности представляющие овеществленную силу знания. Другим ее важнейшим компонентом являются так называемые естественные производительные силы, особенностью которых является то, что они сами — часть природы: природное вещество, природные процессы, обладающие естественными свойствами (физическими, химическими, биологическими, механическими). Но сущность естественных производительных сил этим не исчерпывается. Природное вещество, его свойства должны быть сознательно используем обществом в процессе взаимодействия с природной средой. То природное вещество, те силы природы, которые еще не освоены человеком, понятно, не могут быть включены в систему естественных производительных сил. Они являются природным богатством этноса, его потенциальными естественными производительными силами. Только будучи задействованы в материальном производстве, природные ресурсы становятся производительной силой в философско-экономическом понимании этой категории.

Производительные силы природы, задействованные в материальном производстве и получающие определенную социально-экономическую функциональную форму, не могут существовать изолированно от природной Среды, вне естественных связей, сложившихся в течение многомиллионной эволюции биосферы планеты. Следовательно, естественные производительные силы функционируют одновременно в двух подсистемах: экономической и природной. И именно поэтому развитие естественных производительных сил, как факторов материального производства, определяется законами развития, с одной стороны, общественных производительных сил, с другой — законами развития природных систем.

Анализируя объектные компоненты естественных производительных сил, задействованных в процессе материального производства, К.Маркс внешние природные условия экономического развития этноса подразделял на два больших класса: “естественное богатство средствами жизни, следовательно, плодородие почвы, обилие рыбы в водах и т.п., и естественное богатство средствами труда, каковы: действующие водопады, судоходные реки, лес, металлы, уголь и т.д. На начальных ступенях культуры имеет решающее значение первый род, на более высоких ступенях — второй род естественного богатства” [ 2; с.521].

Объектный (предметно-вещественный) компонент естественных производительных сил состоялся из природного вещества, которое вовлечено в материальное производство. Это земля, флора, фауна, полезные ископаемые, водные ресурсы, ресурсы атмосферы и т.д. Относительно самостоятельным компонентом в системе естественных производительных сил выступают природные процессы, например, энергетические: немалая сила животных, сила падающей воды, приливов-отливов, пара, ветра, электричества, атомная энергия, энергия, получаемая от сжигания угля, нефти, древесины, солнечная энергия и т.д. Человек использует механические, физиологические, биологические и другие естественные процессы. Включая естественные процессы в материальное производство, человек превращает их в производственный процесс.

Природные условия создают и материальные условия, необходимые для того, чтобы процесс труда мог совершиться. К первым относятся, прежде всего, земля, а также водная и воздушная Среда.

Все компоненты естественных производительных сил взаимосвязаны, представляют целостную систему, и при выключении не только не могут проявлять свои функции, но деградируют и перестают существовать в данном качестве, т.е. существенной особенностью всех компонентов естественных производительных сил является их органическая взаимосвязь и способность проявлять себя лишь в органическом единстве с природной системой в целом. Такая особенность материально-вещественного компонента естественных производительных сил обусловливает его внутреннюю функциональную нерасторжимость. “Природное вещество в качестве предмета труда и орудия труда всегда представлено в органическом и нерасчлененном единстве, выступает одновременно и в качестве предмета труда и носителя второй важнейшей составляющей естественных производительных сил — природных процессов” [ 3; с.12]. Только так эти природные процессы становятся “орудием жизнедеятельности человека”, с помощью которого человек преобразует другое природное вещество в необходимые для его потребления формы.

По этому поводу следует подчеркнуть, что, по нашему мнению, методологическое значение понятия “естественные производительные силы” состоит в том, что оно отражает необходимость включения предмета труда в качестве объектного компонента системы производительных сил производства материально-экономических благ. Известно, что в отечественной научной литературе по данному вопросу продолжаются острые дискуссии [ 1; с.35—54].

Философско-экономическое обоснование вхождения предмета труда в систему производительных сил производства материально-экономических благ определенного конкретно-исторического типа общества отражено, по нашему представлению, в анализе К.Марксом процесса труда, общими моментами которого являются целесообразная деятельность (живой труд), предмет труда, средство труда. Исключение предмета труда из системы естественных производительных сил означало бы частичное отрицание за средствами производства материальных факторов процесса производства. Поскольку вне предмета труда невозможен процесс труда и производства, постольку производительные силы без предмета труда не могут функционировать.

Введение в научный оборот понятия “естественные производительные силы”, акцентирование внимания на естественно-природном происхождении человека, как личном факторе материального производства, в методологическом плане способствует преодолению технократического толкования понятия “развитие производительных сил”, которое на самом деле связано не только и не столько с развитием техники как таковой, сколько с развитием самого человека, что, в частности, предполагает сохранение и улучшение естественных условий воспроизводства его работоспособности. Однако, исторический материализм, будучи философией “покорения природы”, игнорировал, что человек как неразрывная часть живой природы подчиняется всем требованиям ее функционирования. А это стало глубинной причиной наступившего экологического кризиса на современном этапе развития мировой цивилизации. Объясняется это тем, что марксистско-ленинская методология не признавала экологический подход в качестве своего компонента.

Предметно-объектные компоненты естественных производительных сил для того, чтобы быть включенными в процесс материального производства, должны быть технологически обработаны, но при этом не должны терять своей естественной связи со средой. Непрерываемое пребывание в системе природных связей является обязательным условием функционирования любого элемента естественных производительных сил. Когда эта связь теряется, тогда и исчезает способность воспроизводства природного вещества как части живой природы. Оно может оставаться в системе естественных производительных сил, но уже с ограниченной функциональной ролью (например, умерщвленная река не служит рыбному хозяйству, но продолжает использоваться как транспортная артерия и т.д.). Однако выпадение водоема из экосистемы данного региона неминуемо окажет через некоторое время разрушающее влияние на всю цепочку экологических взаимодействий, обеспечивающих возможность существования остальных элементов естественных производительных сил. Поэтому субъекты природопользования должны исходить из факта функциональной сопряженности естественных производительных сил с воспроизводственными процессами всей биосферы как единого целого. Естественные производительные силы органично включены в систему биосферы, и субъекты природопользования должны считаться с закономерностями развития биосферы как целостной системы.

Земля как всеобщее средство производства, лесные массивы, вода, отдельные виды полезных ископаемых, естественные силы и т.д. — все это природные факторы материального производства. Но при этом они — составные взаимодействующие элементы единой естественной производительной силы Земли. При вычленении отдельных элементов теряется понимание того, что производительная сила природы — ее жизнетворная способность — обеспечивается комплексом физико-химических и биологических взаимодействий всех компонентов биосферы. Почвенный покров, например, не может рассматриваться как элемент естественных производительных сил вне факторов, определяющих его плодородие, а это и широтное положение, и наличие водных источников, характер ландшафтов, породы, образующие основу для почвенного покрытия, весь мир флоры и фауны, на нем обитающий и т.д. Отсюда становится понятным, что естественные производительные силы могут сформироваться лишь как результирующая системного взаимодействия этноса со всем комплексом биогеофизических факторов биосферы. С этим связана такая особенность естественных производительных сил, как их самовоспроизводство. Но эта способность естественных производительных сил теряется, если темпы роста их производственного потребления превосходят темпы их естественного возобновления, и в природных системах рвутся системообразующие связи. И в результате этого возникает антропогенная экологическая опасность. Её можно определить как феномен, вызванный человеческой, в первую очередь, производственной деятельностью, который угрожает связям человека с окружающей средой, обеспечивающей его жизнедеятельность. Образующаяся в результате негативного, нарушающего сложившиеся связи между обществом и окружающей средой, социально значимого изменения Среды экологическая опасность означает такое изменение взаимосвязи этноса с окружающей природной средой, которое нарушает естественную основу жизнедеятельности этноса, ставит под вопрос возможность его дальнейшего существования.

Субъект естественных производительных сил не раб и не господин природы. Вот почему одинаково ошибочны как полное и беспрекословное “повиновение” природе, так и претензия на безграничное господство. Законная гордость человека, овладевающего силами природы, не должна перерастать в самонадеянное желание вырваться из рамок природного детерминизма. Стремление “покорить” в буквальном смысле природу наносит ущерб как природе, так и самому человеку. Она беспощадно “наказывает”, если субъекты природопользования не считаются с ее объективными законами, что и произошло в результате глобальной промышленной экспансии на исконные территории (земли) коренных малочисленных народов Севера.

Природная Среда этноса выступает естественным местом размещения производства, источником и условием хозяйственной деятельности людей, а совокупность природных благ образует (природный) экологический потенциал экономического развития этноса. Природная Среда выполняет важнейшую непроизводственную функцию, являясь физической средой обитания людей, источником отдыха, творчества и т.д. Природа предоставляет человеку жизненно важные средства существования, “человек живет природой” (К.Маркс), будучи ее органической частью, подчиняясь действию ее законов. Исходя из этого, можно утверждать, что природопользование в широком смысле — это есть полезная общественная деятельность различных социальных субъектов, проявляющаяся в процессе взаимодействия общества и природы, в результате которой удовлетворяются общественные, материальные, духовные, эстетические и прочие потребности индивидов этноса. Природопользование в узком смысле — это есть органический компонент процесса материального производства, элемент экономической системы общества.

В современной философско-экономической литературе употребляется трактовка категории природопользования как совокупности производительных сил, производственных отношений и соответствующих организационно-экономических форм и учреждений, связанных с первичным присвоением субъектом экономической деятельности объектов окружающей природной Среды. Особенностью процесса труда в этой сфере считается отсутствие созданного в предыдущем производственном процессе предмета труда и то, что продукт труда, получая определенную функциональную форму, еще не существует отдельно от природной Среды, а находится с ней в неразрывном единстве [ 3; с.16].

Процесс природопользования, как экономический феномен, не ограничивается лишь природопотреблением. К нему целесообразно отнести весь комплекс отношений по хозяйственному освоению природных ресурсов и преобразованию их в процесс производственного использования, а также по воспроизводству (воспроизводимых) ресурсов и предотвращению негативных явлений хозяйственной деятельности человека на окружающую природную среду. Отличительным связующим признаком всего этого комплекса отношений является непосредственный производственный контакт с природными ресурсами, естественными силами и процессами при условии неразрывности их связи с природной средой, в диалектическом единстве с которой они образуют задействованные человеком естественные производительные силы.

Природные ресурсы и другие материально-вещественные элементы производительных сил не могут быть использованы иначе, как в системе определенных производственных отношений, в пределах которых осуществляется процесс преобразования природного вещества в потребительную стоимость.

Следовательно, природные ресурсы, а иначе, естественные блага подлежат обязательному политэкономическому исследованию не только как первое условие развития производительных сил, но и как объект экономической деятельности, по поводу которого складываются специфические экономические отношения — отношения субъектов экономической деятельности к природе. Отношение к природе, как момент материального производства, всегда выступает в конкретной социально-экономической форме, и как специфический элемент входит в систему производственных отношений определенного общества.

Объектами отношений субъектов экономической деятельности к природе могут быть естественные компоненты, их качество, потребительная стоимость, полезность естественных ресурсов и условий, а также экологический потенциал в целом. Субъектами отношений к природе выступают этносы, классы, группы людей, индивиды определенного общества.

Поскольку производство можно представить как сферу целесообразного воздействия людей на материальный мир и его силы с целью изменения вещества природы, то с очередным возобновлением производственного акта непременно воспроизводится и отношение к природе. При исследовании моментов процесса труда К.Маркс, характеризуя элементы окружающей природной Среды (земля, вода), ввел в оборот термин “всеобщее средство труда”. Аналогично этому правомерно определить отношения природопользования как всеобщие, ибо они присутствуют везде, где осуществляется процесс материального производства.

 

ЛИТЕРАТУРА

1. Капелян Е.Х. Главная производительная сила общества: Сущность, прогресс, перспектива (Теоретико-методологический аспект). — Минск: Наука и техника, 1985.—123 с.

2. Маркс К. Капитал. Т.1.// Маркс К., Энгельс Ф. Соч.2-е изд. Т.1—784 с.

3. Сухорукова С.М. Экономика и экология. — М.: Высшая школа, 1988.—111 с.


Григорий Андреевич Иванов, с.н.с. ИПМНС СО РАН, кандидат философских наук.

Hosted by uCoz