Значение фестиваля “Табык”, как и
вообще всего явления, именуемого “современной
музыкой народа саха” (или “олонхо-рока”),
до сих пор еще толком не осмыслено и
не оценено, пожалуй, никем, начиная от
простых любителей музыки и кончая
администрацией республики.
Сложилась парадоксальная ситуация:
едва ли не единственный наш
национальный экспортный “продукт” (помимо
пушнины, алмазов и прочих природных
ресурсов), который успешно принимали
как в России, так и на дальнем
зарубежье, оказался практически не
замечен у себя на родине ни
Министерством культуры, ни
организацией под названием “Театр
эстрады”... да фактически никем,
кроме самих музыкантов, исполняющих
этот самый “олонхо-рок”, и
неутомимой Антониды Корякиной.
Подозреваю, кстати, что если бы А.Корякина
не работала все эти годы на разных
руководящих должностях, то и
фестиваль бы этот давно уже заглох и
забылся. Отчего же сложилось такое
странное положение?
Разумеется, и помимо “рок-музыкантов”
в нашем искусстве во все времена были
и есть талантливые артисты, с успехом
выступавшие в разных странах, в
первую очередь тут можно назвать
имена Анегины Ильиной, Ивана
Степанова, Айталины Адамовой – т.е.
оперных певцов и певиц,
прославившихся исполнением
классического, а не национального и
не собственного репертуара.
Разумеется, театр Андрея Борисова –
однако, театральное искусство, в силу
специфики жанра, вообще столь же
недолговечно, как и жизнь бабочки.
Чем еще зарекомендовала себя Якутия
в мировой культуре? Олонхо “Нюргун
Боотур Стремительный” – вот,
пожалуй, и “наше все”.
У всякого народа есть набор
знаковых атрибутов, по которым он
позиционируется в сознании
остального мира. У русских, например,
это: снега, медведи, балалайка, “калашников”
и водка, а в искусстве – главным
образом, Толстой и Достоевский. А
теперь представьте себе следующую
ситуацию: пройдет какое-то
количество лет, прежде чем наши
потомки с изумлением вдруг поймут,
что во всем мире слово “Якутия”
ассоциируется с пресловутыми
алмазами, шаманами, оленями, а в
искусстве – с олонхо и... рок-группой
“Чолбон”. И станут искать по сусекам
чудом сохранившиеся видеозаписи и
неважного качества любительские
аудиокассеты с записями “олонхо-рока”...
Увы, такое вполне возможно, точнее,
могло бы быть возможно, если бы “олонхо-рок”
был бы по-настоящему раскручен.
Объяснение же невниманию со
стороны “властных структур” к нашим
“рок-музыкантам”, скорее всего,
кроется отнюдь не в злонамеренности
и не в ревности со стороны артистов
других жанров, и даже не в “глупости
начальства” (на которое у нас уже
привык ссылаться всякий
недооцененный творческий человек).
Объяснение это довольно простое: рок-музыка
– достаточно молодой жанр, а в наших
краях, как и вообще на территории
бывшего СССР, обретший “права
гражданства” совсем недавно. И ежели
у других жанров музыки существуют
свои многолетние традиции,
отлаженная система государственной
поддержки в виде театров, концертных
организаций и пр., то до рока, видно,
руки еще не дошли. Впрочем, как
показал последний, состоявшийся в
нынешнем году, фестиваль “Табык”,
дело, наконец-то, сдвинулось с
мертвой точки. Однако, все по порядку.
Итак, отгремел еще один “Табык”,
девятый по счету, в четырнадцатую
свою годовщину. Любопытная тенденция:
после каждого очередного фестиваля
люди, побывавшие на нем, дружно
утверждают, что это был самый плохой
фестиваль. Уж как все были недовольны
прошлым форумом, а теперь говорят,
что этот получился еще хуже. На тот,
мол, хоть “Алиса” приезжала, а на
этом и посмотреть не на кого. Своих
ветеранов тыщу раз видели и слышали,
молодежь им в подметки не годится, а
из “метрополий” никто сюда ехать
особо не желает, слишком большие
гонорары все просят (по словам
Антониды Корякиной). Ну, залетели на
денек “Tequilajazzz”, так они и раньше тут
бывали, так же, как “Ят-ха”, а про
москвичей из “Городской культуры” и
Тутту Ларсен из ... русского “MTV” и
вспоминать неохота, нашли кого
приглашать.
Можно, конечно, подумать, что
объелась наша публика. Но, скорее,
дело в другом. В том, что “Табык” у
нас один, другого такого масштабного
фестиваля в республике нет, ждут его
всегда с нетерпением как большое
событие, долго ждут (целых 4 года), а в
результате получают... Даже приезд “полуразложившихся”
Макаревича с Гребенщиковым
вспоминается сейчас с ностальгией. И
слова А.Корякиной о больших
гонорарах как-то не убеждают. Не знаю,
кого именно они пробовали пригласить,
но в той же Москве есть ряд культовых
групп, не раскрученных шоу-бизнес-структурами
(как практически вся некоммерческая
музыка): например, “Фут-боллз”
Сергея Рыженко, “Выход”
легендарного Сергея “Сили”
Селюнина и др.
|
ЧОЛБОН |
|
ЯТ-ХА |
Итоги фестиваля. “Лучшие группы”:
“Дапсы”, “Мортемирус”, “Тихос”. “Открытие
года”: “Ургэл Сулус”. Десять групп
отобраны для телевизионного проекта
“Табык-рейтинг”: “Клевер”, “Апостол”,
“Пятница”, “Герои и Злодеи”, “Хроники
Харона”, “Норма Джин” +
вышеназванные лауреаты. Кроме того, в
номинации “фольклор”: ансамбль А.Кардашевской
и ансамбль “Абстракция”; в
номинации “классика”: несколько
учащихся Высшей школы искусств. Это
официальные итоги, но понятно, что у
каждого зрителя были свои приоритеты.
“Чолбон”, “Ай-Тал”, Хатылаевы +
Марио из Москвы (гостивший у нас на
прошлом “Табыке” в составе
молдавского “Тригона”), “-72°С”, “Иэхэй-Чуохай”
п/у В.Татаринова – все эти
заслуженные ветераны выступали,
разумеется, вне конкурса, как и
Чыскыырай – звезда последних лет,
стремительно шагнувшая из “открытий”
и “надежд” в статус примадонны.
Разговаривая недавно с известным
мелодистом Аркадием Алексеевым, я
услышал от него сетования на
отсутствие у нас объективной критики:
“Приглашенные журналисты только
хвалят артистов. Про недостатки ни
слова. Вот и получается, что у нас все
только хорошие. А такого, на самом
деле, не должно быть. Все не могут
быть хорошими”. Вообще-то, А.Алексеев
имел в виду вовсе не рок-музыкантов. А
то, что пишут в наших газетах, в
частности, про “Табык” – бывает,
бывает, и часто, что ругаются, однако,
вся эта “критика”, как правило,
отношения непосредственно к музыке
не имеет (типа: кому-то выступить
толком не дали, конферансье, мол,
мекал-бекал и т.п.). Но подобная
ситуация типична не только для нас,
но и для всей рок-музыки. Процитирую в
этой связи бывшего друга “олонхо-рока”
А.Троицкого:
|
МОРТЕМИРУС |
|
ПОДСНЕЖНИКИ |
“Да, БЫЛО время, когда умная,
аналитичная, идеологически
заряженная музкритика была нужна.
Это было время, когда рок и
андерграунд оказались ареной
глобального мировоззренческого
дискурса, когда музыка была больше,
чем музыкой, была ПОСЛАНИЕМ (“месседжем”,
скромно выражаясь) и, соответственно,
абсолютно необходимы были свои
апостолы-евангелисты, которые бы
описали, сформулировали,
оттрактовали и изложили на бумаге
это расхристанное послание от
косноязычного Хендрикса, пьяного
Моррисона, безумного Баррета,
заумного Заппы, шифрованного
Башлачева, горячечного Мамонова,
маниакального Бифхарта,
бессловесных CAN и многих других..
Святое дело!.. С тех пор музыка сильно
хуже НЕ стала, а в каких-то отношениях
(разнообразие, технологичность...)
стала даже интереснее. А вот СИЛОВОЕ
ПОЛЕ такого напряга, что она там
искрила и светилась, исчезло напрочь.
Рок и прочие радикальные
звукоизыскания превратились в
просто музыку и песни. А писать про (просто)
музыку, как известно – это то же
самое, что танцевать про архитектуру.”
Итак, я начну свой обзор с того, что
“Чолбон” у нас принято только
хвалить. Критиковать их и впрямь,
вроде, не за что (см. предыдущий абзац),
как всегда все остались довольны.
Хотя, от них давно уже хочется чего-то
новенького... авось, дождемся когда-нибудь.
“Ай-Тал” постепенно
перевоплощается в сольный проект
Юрия Спиридонова (с псевдонимом Сиэн
Тиитэп). Горловое пение в его
исполнении действительно впечатляет
– не хуже, чем у хваленого тувинца
Альберта Кувезина, а может, и получше.
Ярче всех, бесспорно, была
Валентина “Чыскыырай” Романова с
группой “Тўўµµў Хаар”. Ее мы тоже
раньше сильно хвалили, cлов нет, поет
она замечательно, очень любопытная
музыка, но все портили непонятно
зачем демонстрировавшиеся на экране
кадры, где насиловали маленькую
девочку – возможно, это и
соответствовало тексту песни (разобрать
слова было сложно), но впечатление
производило отвратительное и скорее
отвлекало от музыки, чем дополняло ее.
Говорят, всю музыку у них делает
клавишник Андриан Егоров. Не знаю,
кто у них делает “шоу”, но вряд ли ей
стоит шокировать народ таким
способом (уже после фестиваля я
слышал, что они собираются
продолжать снимать “экстремальные”
клипы) – подобная “чернуха”, в общем-то,
выглядит как инородный элемент в
сочетании с ее музыкальным стилем и
сценическим имиджем.
Самым большим событием для
любителей контркультуры было
явление Виталия Андрианова – лидера
полузабытой ныне первой якутской
панк-группы “Твари”. Новая его
инкарнация называлась “Подснежники”
(что общего у панка с цветами? хотя, “подснежниками”
на милицейском жаргоне называют
также трупы, появляющиеся по весне из-под
тающего снега): сам Виталий + двое
молодых ребят (один из которых читал
стихи почему-то на испанском, вроде
бы, языке), которым подыгрывали
инструменталисты из “Мортемируса”.
Такой вот союз панков и металлистов.
Впрочем, есть мнение, что “Подснежники”
– это просто временный, для
фестиваля собранный проект. Что ж,
видимо, музыка панк уже не в моде даже
в наших вечномерзлотных краях, где
ничего не портится, даже древние
музыкальные стили вроде олонхо. В “Табык-рейтинг”
Андрианова не удостоили взять (или не
рискнули – понятно, что тварь эта
явно не ручная), как говорится, и на
том спасибо, что разрешили сыграть, в
былые годы им вообще ведь не давали
выступать (кроме одного раза)! В какой-то
газете однажды даже написали, что “Тварей”
не пустили на фестиваль “за плохое
поведение”. Когда я процитировал эти
слова Антониде Корякиной, ее одолел
приступ смеха. Теперь уже и пускают, и
не смеются. Однако, хотя зрители
шутили, что, мол, “панк не умер, он еще
воняет”, но всем бывшим “тварям”
уже, похоже, не до него, а сам
Андрианов занят учебой на отделении
журналистики в ЯГУ, говорят, хорошо
пишет. Короче, жару “главная тварь”
дала, по энергетике это было одно из
лучших выступлений, его безумные
глаза и шоу “с обнаженным торцем”
наверняка всем запомнились. Корневой
человек, что тут скажешь.
Не снискала признания жюри и “Хардыы”.
Когда-то эти парни подавали большие
надежды, их даже приглашали
записаться в Москве на студии “Звуков
Му” А.Липницкого, но всевозможные
личные причины, в том числе и
пресловутая любовь к “чаю”,
помешали этой группе сантехников и
кочегаров достигнуть серьезных
высот. Хотя играли они четко, сырой
драйв так и пер из каждой ноты, однако
умудрились так сильно расстроить “маму”
фестиваля А.Корякину своим
поведением, что она про них теперь и
слышать не хочет.
|
КЛЕВЕР |
Лучше всех на сцене двигался “Клевер”
– дуэт раскованных ребятишек,
демонстрировавших ловкие прыжки и
эффектные стойки и смотревшихся на
фоне иных зажатых участников весьма
впечатляюще. На Гала-концерте их
почему-то не было (три мои знакомые
девушки-студентки даже специально
пришли в последний день фестиваля,
чтобы посмотреть на них и “Подснежников”,
и были разочарованы, не увидев ни тех,
ни других). Минус дуэта – в том, что
они пели под “минусовку” (т.е.
фонограмму); если ребята найдут себе
приличный аккомпанирующий состав, то
могут стать группой № 1 для
подростков города Якутска.
Многих умилили “Герои и Злодеи” –
жатайские школьники (средний возраст
участников ансамбля 14 лет). Даже
музыканты “Tequilajazzz” их похвалили,
мол, пацаны врубают не хуже взрослых.
Второй командой, выступавшей под “фанеру”,
была “Амон-Ра”, представшая перед
публикой на сей раз без грима и без
Андрея Надькина (которого забрали в
армию), что, впрочем, никак не
отразилось на их звучании. “Они
всегда играют одинаково”, – сказал
сидевший рядом со мной парень. “Да,
тяжелая музыка”, – вздохнул его
приятель. Единственным реальным
достижением Сергея Амон-Ра (как он
сам себя называет) за время,
прошедшее с прошлого “Табыка”,
можно назвать то, что, в результате
своих занятий пауэрлифтингом, он
стал настоящим “шварценеггером”.
Кстати, слушая их песни, я подумал,
что им, наверное, стоило бы сделать
шоу в “космическом” духе – нечто
вроде клипа Laibach с переработкой
битловского “Across The Universe”. Мрачная,
гипнотически-монотонная пульсация
их музыки с текстами про
бесконечность вполне бы подошла под
эту форму.
Впрочем, настолько ли серьезно
относятся ребята к своим занятиям
музыкой, чтобы “поставить жизнь на
рок-н-ролл”, замахиваться на
масштабные проекты, или же это просто
хобби, увлечение молодости, которое
со временем тихо сползет на нет?
Понятно, что Якутск – не лучшее место
для музыканта с серьезными амбициями.
Глядишь, пройдет несколько лет, и тот
же физик Амон-Ра станет каким-нибудь
“член-кором” (он уже преподает в
университете, там же учит студентов и
вокалист “Льюиса Кэрролла”), а
бывший панк Андрианов придет на
очередной “Табык” (куда его когда-то
не пускали), чтоб написать репортаж
для газеты, и лишь покрывшиеся пылью
самопальные компакт-диски и
пожелтевшие фотографии, да плюс еще
сломанная гитара на антресолях будут
напоминать им о веселой молодости.
Еще один пауэрлифтер – Роман
Жданов, лидер группы “Хроники Харона”
– демонстрировал публике могучие
бицепсы под бешеное мотание гривой
ухоженных волос. Да и другие “хроники”
выглядят вполне конкретными мэнами и
выдают горячий speed metal; вообще, у них
было, по-моему, больше всего
поклонников, каждый раз просивших
добавки, даже во время Гала-концерта
их не хотели отпускать со сцены,
кричали “К бою!” (название главного
хита), но увы... Кстати, по слухам,
Роман служит юристом в каком-то
министерстве (в дополнение к теме
предыдущего абзаца).
Еще один солидный человек –
известный в городе гинеколог
Бордонский, лидер "Нормы Джин",
игравшей в стиле ска, модном в начале
80-х, а сама группа – по сути, это
аккомпанирующий состав Валентины
Романовой.
“Мортемирус” известен у нас давно,
даже где-то за границей успел
поиграть, и было понятно, что звания
лауреатов мужики заслуживали хотя бы
за “выслугу лет”. Впечатление от их
выступлений было двояким. Стараясь
соответствовать стилю (death metal!!!),
музыканты выходили в зловещих масках,
певец фигурировал в камуфляжных
штанах и натянутой на лицо черной
вязаной шапочке с прорезями для глаз
и рта (“Ваххабит!” – кричали из зала),
однако эффект от этого маскарада
получился прямо противоположным.
Грозный рев гитар, утробные рыки
вокалиста, устрашающий внешний вид...
но едва очень длинный и очень худой “ваххабит”
принимался, обреченно ссутулясь,
кивать головой в такт музыке, как в
зале начинался хохот. Весь этот
спектакль выглядел скорее как добрая
пародия на этот самый death metal, и за
весь фестиваль никто так не
повеселил народ, как эти страшные
монстры.
“Дапсы” – интересная группа,
делающая тонкую, хорошо
сбалансированную музыку, однако
долго слушать подобное
музицирование тяжело – по той
причине, что энергии в их вещах
маловато. Вряд ли это можно назвать
недостатком – это такой стиль.
Интровертный, камерный (они и играют,
сидя на стульях) вариант “современной
музыки народа саха”.
|
УРГЕЛ СУЛУС |
|
НОРМА ДЖИН |
“Ургэл Сулус” назван “открытием
фестиваля”. Певец группы по имени
Еркен поет действительно неплохо –
это неудивительно, если учесть, что
он сын Алексея и Екатерины Егоровых.
Посмотрим, что они покажут в будущем,
а по паре песен судить пока сложно.
Между прочим, странные метаморфозы
происходят с иными бывшими “рок-певцами”,
едва они ступают на путь сольной
карьеры. Те же супруги Егоровы, после
распада “Чороона”, запели весьма
мелодичные, но сугубо эстрадные
песни. Другой пример – Аскалон
Павлов из того же состава “Чороона”.
Или Никифор Семенов, “фронтмэн” “Чолбона”,
– сколь далеки были его поздние поп-шлягеры
от того неистового “шаманского
камлания”, что звучал в программе “Чолбона”
“Уhуктуу”! Не хватало только, чтобы
еще и Степанида Борисова записала
музыку для дискотек. Впрочем, это не
столь уж странно, если знать, что
лучшие вещи “Чороона” и “Сэргэ”
были написаны Михаилом Тумусовым, да
и первым руководителем “Чолбона”
был именно он. Выходит, без Тумусова
никакого “олонхо-рока” и не было бы?
И едва любой певец перестает
исполнять его “тойуки”, как
выясняется, что сам по себе он не
имеет отношения к данному жанру, так
что ли?
Кстати, недавно по НВК показали
фрагменты концертов “Табык-90” –
выступления “Чороона” и “Сэргэ”.
Так вот, друзья, по энергетике (я имею
в виду эмоциональную энергетику, а
вовсе не интенсивность гитарного
чёса) ни одна из действующих групп (и
старых, и молодых) и рядом не стоит с
теми удивительными составами. Их
длительные (в несколько раз длиннее
песен того же “Дапсы”), на первый
взгляд, неимоверно растянутые,
наполненные жутковатым, пробирающим
до дрожи экстатическим зарядом
композиции повергают всякого
способного чувствовать слушателя в
такой сильный эстетический шок, что
сразу понятно, отчего эти группы так
хорошо принимали и в Москве (как
говорила устроитель фестивалей “Сырок”
Наталья “Комета” Комарова: “Услышав
“Чолбон”, я была просто в трансе”), и
за границей. Не важно, что они не
понимали якутские слова, музыка –
язык универсальный, мгновенное
эсперанто, понятное в любом уголке
мира.
В этой связи знаменательным
выглядит сообщение оргкомитета о том,
что на 15-ю годовщину они собираются
пригласить все группы, выступавшие
на том самом первом фестивале. Кроме
того, как упоминалось выше, будет
создана телепередача “Табык рейтинг”
для раскрутки и молодых, и известных
групп (не только по телевидению).
Понятно, что надо как-то развивать
идею “Табыка”, поддерживать молодых
ребят. Но не поздно ли спохватились?
Не попытка ли это успеть на поезд,
ушедший 10 лет назад? Что общего у этой
“молодой шпаны” с музыкой той
великой плеяды? Ну, разве что,
темпераментная Чыскыырай и, в
меньшей степени, тихое “Дапсы”, да
смачно пролетевший мимо кассы “Хардыы”
– вот, пожалуй, и все, кто имеет какие-то
данные, чтобы подхватить падающий
флаг “олонхо-рока”.
И напоследок вкратце об
организационной части. Кажется, для
всех подобных мероприятий стало
очень “комильфо” начинать концерты
с получасовым опозданием.
Незадачливых конферансье уже успели
попинать в прессе, так что не будем
добавлять. Как всегда, отличилась
грубостью охрана. О моде
демонстрировать на больших экранах
всякие клипы, фотографии или же
просто крупным планом дублировать
происходящее на сцене: дело, конечно,
хорошее, но, как и многое у нас,
делается через пень-колоду,
изображение то сползало в сторону, то
начинало транслировать почему-то в “инфракрасном”
свете, и даже на закрытии фестиваля,
во время торжественного спича
Виталия Власова, на большом экране
вдруг возникла вещающая о чем-то с
несчастным лицом Лолита Милявская, к
большому веселью народа... А хуже
всего то, что никто из зрителей
толком не знал расписания концертов.
Ну, висела на колонне в фойе
маленькая бумажка, где значилась
общая программа (на нее вообще мало
кто обратил внимание), и все.
Результат: после открытия фестиваля,
когда ведущие попрощались с публикой
“до завтра”, публика повалила на
улицу – часть оказалась просто не в
курсе, что в этот вечер еще состоится
выступление “Tequilajazzz”, да и те, кто
знали, были дезориентированы этим “до
завтра” и сильно сокрушались
впоследствии... В итоге, концерт,
замышлявшийся быть “гвоздем” всего
форума, прошел при неполном зале. А на
второй день кто-то пустил слух, что
сегодня будут играть только “якутскоязычные
ансамбли”, и некоторые мои знакомые
молодые люди не пошли именно по этой
причине... Вывесили бы большую афишу
со списком всех выступлений перед
входом в здание, и не было бы подобных
недоразумений.
Итак, что же нас ожидает в будущем?
Дальняя дорога или пустые хлопоты? С
надеждой на лучшее оставляю вас на
сей раз, дорогие читатели. Возможно,
что-то достойное из услышанного нами
на этом фестивале все-таки вырастет,
и молодая поросль еще скажет свое
слово.