На первую страницу номера

На главную страницу журнала

Написать письмо


Олимпийский чемпион Павел Пинигин, главный судья Игр «Дети Азии»

«Дон Жуан» в Якутске

На протяжении двух столетий музыка Моцарта, изобилующая сложностью вокальных партий, оркестровой партитуры, считается вершиной музыкального исполнительства. «Дон Жуан» — жемчужина оперного творчества Моцарта, одна из самых трудных опер для исполнения, и немногие берутся за ее постановку. Тем не менее, в Якутском государственном театре оперы и балета им. Д.К.Сивцева — Суоруна Омоллона американские режиссер Элизабет Фолк и дирижер Мартин Пьецух рискнули и поставили.

Элизабет Фолк, имеющая немало постановок, просто и гениально подошла к сценографическому решению спектакля, которое великолепно воплотила художница Екатерина Шапошникова. Госпожа Фолк разделила вертящийся круг сцены на четыре части, каждая из которых при вращении круга представляла зрителям то гостиную Дона Жуана, то кладбище, садик или парадное крыльцо дома Донны Анны. Обычно огромное пространство сцены поглощало или подавляло артистов, делая их скованными, статичными. А это небольшое пространство придавало камерность спектаклю, динамически развивало ход событий, позволяя персонажам переходить из одной части сцены в другую, актеры чувствовали себя при этом свободное и раскованно.

К премьере готовились два состава солистов. Героями этой постановки стали: Юрий Баишев — Дон Жуан, Валерий Касаткин, Владимир Павлов — Лепорелло, Дора Шахурдина, заслуженная артистка республики Марина Силина — Донна Анна, Прасковья Герасимова, Ольга Чемпосова — Донна Эльвира, Саргылана Павлова, Екатерина Машукова-Церлина, Борис Алексеев, Александр Емельянов — Мазетто, хор и оркестр театра.

Примечательно и то, что открыть премьеру Элизабет Фолк, Мартин Пьецух доверили молодым солистам.

И спектакль удался! Зрители получили удовольствие, солисты, хор, оркестр прошли хорошую школу освоения моцартовской музыки, сложно моцартовской стилистики.

Мы встретились с Элизабет Фолк после премьеры.

— Это ваша первая оперная постановка в России?

— У меня был дебют в Санкт-Петербурге в сентябре прошлого года.

А как драматический режиссер в первый раз я поставила Шекспировского «Гамлета» в Лондоне в знаменитом «Глобусе». Это было в 1996 г. Потом были постановки в Америке, в штатах Калифорния, Аризона.

— Мартин Пьецух — дирижер всех ваших оперных постановок? Как давно вы работаете вместе?

—Мы часто встречались на постановках, а три года тому назад нас соединила постановка оперы «Ян Линь» в «Кеннеди — центре» в Вашингтоне. С тех пор все проекты — совместные.

— Как вами был выбран Якутск для постановки «Дона Жуана»?

— После постановки «Бориса Годунова» на Днях культуры Якутии в Москве у нас состоялся разговор с Андреем Борисовым о возможности постановки оперы в Якутске. И выбор пал на «Дона Жуана» Моцарта. Был подписан контракт и вот мы здесь.

— Вы работали много с разными труппами, в чем особенность работы артистов нашего театра?

— Огромное стремление работать, работоспособность такая! Обычно у меня нет практики приглашать на репетиции более 2 раз в день, тут я столкнулась с непривычной для меня готовностью работать с утра допоздна.

— Потому что эта постановка новая, артисты соскучились по новым интересным постановкам?

— Возможно, да, и что меня еще удивило — столько прекрасных голосов и еще... эта открытость, восприимчивость к новому стилю. Ведь «Дон Жуан» — постановка необычная, все действие перенесено в Голливуд в 30—40-е года. Но страсти — ревность, любовь — вещи непреходящие, одинаково современны во все времена. Думаю, нам удалось соединить музыку Моцарта со стилем Голливуда сороковых.

— Что было для вас главным в выборе солистов?

— Поскольку постановка оперная, то главный критерий, конечно, же голос. Артистизм. И, конечно, же внешность. Вот такая вот формула — V.A.L. Что переводится, как Голос, Артистизм, Внешность — я, этим и руководствуюсь. Солисты — Юрий Баишев, в котором все — и голос, и внешность, и драматические способности. Все в нем есть для звезды. Гриша Петров — в нем заключен такой потенциал для развития. Валерий Касаткин — характерный актер. Паша Герасимова — очень гламурная актриса. Ее появление на сцене сразу приковывает к себе внимание. Церлина Саргыланы Павловой — это такой шарм! Владимир Заболоцкий — все солисты, я думаю, мирового уровня.

— Хотели бы вы еще поставить оперный спектакль в Якутске?

— Конечно, с удовольствием. Мне понравилось работать с артистами.ами. Прекрасно работал оркестр, со мной полностью согласен Мартин, который и работал с музыкантами. Хочу сказать добрые слова о Наталье Шадриной. Кроме того, что она — профессиональный музыкант, прекрасная пианистка, она все это время была с нами, помогала входить в отношения с людьми в качестве переводчика.

— В вашей постановке столько красивых артистов.

— Все мои актеры — как мои дети. Я отношусь к ним с одинаковой теплотой, а как режиссер, стремлюсь к тому, чтобы каждый артист мог блеснуть, не позволю ни одному актеру выглядеть на сцене плохо. Опера— это же праздник.

— Что вы хотели бы пожелать театру?

— Для театра в будущем необходимо расширить инструментарий. С полным составом оркестра театр мог бы достичь мирового уровня.

— Это не последняя ваша работа в театре?

— В 2006 г. ожидается постановка оперы «Волшебная флейта». Так что, до встречи!

Лариса ДОНСКАЯ,
Лена ЗАХАРОВА

Hosted by uCoz