Илин № 3 2005


Лауреат Национальной премии России «Золотой лотос»


Победитель Всероссийского конкурса «Золотой Гонг-2004»

  
    На первую страницу номера

На главную страницу журнала

Написать письмо

Феодосия ГАБЫШЕВА

Государственный билингвизм и полиязычие — основы межкультурного диалога*

Большинство государств планеты, по данным ЮНЕСКО, многонациональны, и, следовательно, важнейшим условием прочности формирования государства становится формирование дружественных межнациональных отношений на основе гибкой национальной политики, в частности, в области образования, так как именно в период школьного обучения закладываются основы мировоззрения и миропонимания личности. В то же время в условиях активного возрождения культуры этносов, развития национального самосознания актуализируется проблема углубления взаимосвязей народов и их культур, толерантности, уважения друг к другу, к людям иной конфессиональной принадлежности.

Культурно-образовательная ситуация современного мирового сообщества определяется двумя основными тенденциями в его развитии: глобализацией и информационно-технической революцией.

Новые формы организации труда, растущий сектор услуг, международная конкуренция и зарождающийся глобальный рынок труда представляют собой реальное последствие этих тенденций. Появляется необходимость развивать в себе способности, которые позволят быстро адаптироваться к изменяющейся ситуации и новым требованиям. Наряду с такими личностными качествами, как гибкость, способность работать в коллективе и т.д., речь идет о культурной и интеркультурной компетенции и знании языков.

Глобальные процессы миграции являются причинами возникновения мультикультурных обществ. Исчезают временные и пространственные препятствия в общении представителей различных культур и народов. Технологические инновации ХХ столетия значительно расширили возможности межкультурного общения людей и стран не только в рамках одного континента, но и между континентами, создали предпосылки для осознания людьми не только принадлежности к своей стране, к определенной цивилизации, но и к общепланетарному культурному сообществу, к осознанию себя не только гражданами определенной страны, территории, представителями определенных социальных слоев, но и гражданами мира.

Однако существует опасность, что глобализация может привести к обезличиванию культур, их унификации, информационному неравенству; в первую очередь, в социально-экономическом, лингвистическом и культурологическом аспектах. Еще в 90-х годах Федерико Майер, Генеральный директор ЮНЕСКО, отмечал, что для создания более человечного мира, в котором ресурсы оказались бы сбалансированными, нужно не допускать также сознательного навязывания чуждых культурных ценностей.

Не случайно Международная комиссия по образованию для XXI века в 1993 году приняла решение о том, что центральной темой ее деятельности должна стать «роль образования в содействии сотрудничеству и солидарности в условиях возрастающей глобализации человеческого общества».

Система образования мобилизует ресурсы и механизмы самовоспроизводства культурной самобытности общества. Понятие «культурная самобытность» было введено на Всемирной конференции ЮНЕСКО по культурной политике в 1982 году и выражает «жизненное ядро культуры», тот динамический принцип, через который общество, опираясь на свое прошлое, черпая силы в своих внутренних возможностях и осваивая внешние достижения, отвечающие его потребностям, осуществляет постоянный процесс самостоятельного развития.

Признана необходимость воспитания человека культуры, способного к самоопределению, творчески мыслящего, духовной личности, доброжелательного к другим людям вне зависимости от национальности, вероисповедания, готового к диалогу культур, основополагающим свойством которого является его способность к культурной идентификации, то есть осознание своей принадлежности к определенной культуре, выбор и осуществление культуросообразного образа жизни.

Положение школ Российской Федерации уникально для реализации взаимосвязи и диалога культур, так как Россия находится в Европе и Азии. В этом смысле среди субъектов России особое, особенное место занимает Республика Саха (Якутия).

Наша республика — один из немногих исторически сложившихся поликультурных регионов Российской Федерации, где веками жили представители разных этнических и культурных групп. Если в Российской Федерации, по данным последней переписи населения, проживает более 130 народов, то в нашей республике — более ста двадцати. То есть, наша республика по своему этническому составу практически является небольшой моделью всей России. Коренными народами являются якуты, эвенки, эвены, юкагиры, чукчи, их численность в республике составляет чуть более половины населения.

В суровых условиях Севера, в вековой борьбе с природой за выживание живущие в Якутии народы как бы объединились в единую систему этнических групп, их можно рассматривать как некий надэтнический социальный феномен. В сходстве исторических судеб, образа жизни, менталитета народов поликультурного региона заложены мощные основы для мирного, толерантного сосуществования. Именно поэтому в Якутии не наблюдается выраженного межэтнического противостояния.

Данная ситуация отнюдь не снимает остроту проблемы межкультурного диалога в нашей республике.

Якутия является одним из немногих субъектов Российской Федерации, где установлен государственный билингвизм: утверждены два государственных языка — русский и якутский.

Именно поэтому система образования республики характеризуется как система двуязычного образования, которая очень быстро трансформируется в полиязычную. Языковые цели современной системы образования республики сводятся к следующему: полиязычие и поликультура; понимание и гармония между различными языковыми и культурными группами; овладение в совершенстве другим языком и повышение профессиональных шансов учащихся на международном уровне.

Перспективы развития полиязычного поликультурного образования могут стать более эффективными при условии учета факторов взаимодействия образовательной системы с социумом (социокультурный уровень, позиция по отношению к языкам, социокультурный и социолингвистический контексты).

Создание системы полиязычного поликультурного образования в полиэтнической среде или просто изменение существующей системы — сложное дело, требующее тщательного планирования. Необходимо определить, какого уровня компетентности и пользования каждым из языков мы хотим добиться от учащихся к концу школьного обучения? Какого типа интеграции учащихся в каждую из культурных традиций, выражаемых языками, и в совокупность традиций, присутствующих в данной системе этносов, хотим достигнуть?

Выбор целей зависит от языковой политики и должен быть солидарен с ней. Это — существенное политическое решение, которое, будучи зависимым от языковой и культурной политики страны, является одним из ее главных проявлений. Как всякое долгосрочное политическое решение, определение этих целей отвечает сложившимся культурно-образовательным ситуациям, направлено на решение поставленных проблем путем содействия интеграции внутри республики, страны и облегчения контактов и взаимопонимания с внешним миром.

Международное право выработало ряд принципов языковой политики, обеспечивающей сохранение и развитие языковой этнокультурной идентичности:

— принцип наибольшего благоприятствования каждому из государственных языков;

— принцип максимального удовлетворения языковых потребностей народов и этнических меньшинств;

— принцип обеспечения полноязычия каждому гражданину;

— принцип запрета на любую дискриминацию языков национальных меньшинств;

— принцип всемерного поощрения граждан, стремящихся к высокой культуре двуязычия и многоязычия и специалистов, способствующих достижению такой культуры.

Эти принципы также взяты в основу языковой и образовательной политики нашей республики.

Образование как приоритетное направление государственной политики в Республике Саха (Якутия) оказало значительное влияние на все стороны общественного развития. Языковая подготовка становится частью стратегии. Би- и полилингвизм образовательного процесса, устойчиво сформировавшийся в средних общеобразовательных школах, все же пока недостаточно отвечает возрастающим требованиям к языковой социализации подрастающего поколения в новейших условиях.

Школа запускает базовые процессы самоопределения человека, что позволяет учащимся в дальнейшем целенаправленно выстраивать свое место в жизни. Для этого школа должна строить богатую образовательную среду, используя достижения российской и мировой культуры. Процессы самоопределения строятся при условии участия учащихся в различной общественной практике. Именно опыт индивидуальной и коллективной совместной деятельности является базовым для образовательных процессов.

Исходя из этого, межкультурное взаимодействие через образование осуществляется по следующим направлениям.

1. Определение стратегии образовательной политики
в области языков и культур

Языковая политика РС(Я) в области образования базируется на Законе РС(Я) «О языках в РС(Я», на нормативно-правовых актах, таких как «Государственная программа по возрождению и развитию языков народов РС(Я», Указ Президента РС(Я) «Об объявлении дня родного языка и письменности», Постановление Правительства РС(Я) «О введении государственных языков РС(Я) в делопроизводство государственных органов, предприятий, учреждений, организаций», Постановление Палаты Представителей Госсобрания (Ил Тумэн) РС(Я) от 7.07.99 «О подготовке и принятии законов и постановлений в Госсобрании (Ил Тумэн) на государственных языках РС(Я», Распоряжение Правительства «О создании отдела языковой политики Департамента по высшей школе и науке при Правительстве РС(Я)». В эти дни утверждена Государственная программа языкового строительства на 2005-2008гг.

С 1991 года в республике реализуется Концепция обновления и развития национальных школ в РС(Я), утвержденная постановлением Совета Министров республики. Эта концепция, аналогов которой не было в России, обеспечила реализацию триединой задачи межкультурного образования в школах Якутии: передавать подрастающему поколению богатства языка и культуры родного народа, опыт жизни, традиции и духовно-нравственные ценности, обогащать культурой народов совместного проживания, приобщать к ценностям мировой культуры — синтезу лучших достижений культур различных народов, населяющих нашу планету.

С введением Концепции фрагментарность сменилась системностью, самодеятельность — профессионализмом. Национальная школа стала поистине культурологической. Мы пришли к осознанию того, что движущей силой развития культурной сферы является не только культура как таковая, но, прежде всего, человек как создатель ее и ее творение. В школу пришли народные умельцы и народные мудрецы. Произошла встреча и сотворчество поколений.

Следующее, что внесла Концепция, — природосообразное обучение, внедрение технологий саморазвития, самокоррекции и самоактуализации.

На международной конференции 1993 года в г.Якутске заместитель Генерального директора ЮНЕСКО Колин Пауэр признал международное, мировое значение Концепции, назвав ее «якутским педагогическим чудом».

Также впервые в России в 2000 году в нашей республике была принята Концепция школьного языкового образования, которая провозгласила идеи формирования и развития языковой личности, личности, способной реализовать себя в языке и через язык. Концепция объявила единые подходы в обучении языкам — родному, русскому и иностранным.

Обучение языкам в школах нашей республики имеет свою специфику, связанную с особенностями языковой ситуации, которая характеризуется высокой степенью языкового разнообразия. Общественные функции языков, сферы их применения в жизни контактирующих внутри республики народов различны, неодинаковы их статус, социальная и коммуникативная база их применения.

Актуальность разработки Концепции языкового образования в образовательных учреждениях определяется вышеизложенными факторами и целым рядом других, среди которых можно отметить следующие:

* установка на развитие и саморазвитие личности в контексте подготовки к межкультурной коммуникации;

* социальный заказ современного общества на формирование и развитие личности, способной к созидательной деятельности в условиях полилога культур;

* специфичность языковой ситуации в республике, где функционируют два государственных (якутский и русский), пять официальных (эвенский, эвенкийский, юкагирский, чукотский, долганский) языки;

* переход школы на 12-летний срок обучения; потребность в создании психолого-педагогических условий и средств, методических разработок, в том числе компьютерных программ по формированию и развитию многоязычия.

Структура языкового образования в школах Республики Саха (Якутия) состоит из следующих компонентов:

* обучение родным языкам (русскому, якутскому, эвенскому, эвенкийскому, юкагирскому, чукотскому, долганскому);

* обучение русскому языку как государственному и как языку межнационального общения РФ и РС(Я) в якутских школах;

* обучение якутскому языку как государственному языку РС(Я) в школах с русским языком обучения;

* обучение иностранным языкам.

Основные принципы и направления настоящей Концепции языкового образования в Республике Саха (Якутия) соответствуют положениям проекта ЮНЕСКО «На пути к Культуре Мира» и развивают Концепцию ЮНЕСКО о языковом многообразии и непрерывном многоязычном образовании, сохранении и развитии малых языков, дополняют проекты «Концепции образовательной области «Филология»», «Концепции образования по русскому (родному) иностранным языкам».

В настоящее время в республике создаются условия для того, чтобы каждый пользовался тем языком, какой его устраивает, какой он считает своим родным. Родной язык необходим не только как средство общения и познания окружающей действительности, но и как средство сохранения национальных культурных традиций и приобщения к ним последующих поколений. [Если в 1993 году в дошкольных образовательных учреждениях на родных языках коренных народов Якутии воспитывалось 36% детей в возрасте от 3 до 6 лет, то в 2004 году воспитанием на родных языках охвачено более 50% дошкольников. 86,2% учащихся якутской национальности изучают родной язык саха. Расширяется сфера использования родных языков коренных народов Арктики. Родной язык изучают 44% детей эвенов, 25% эвенков, 70,1% юкагиров, 82,3% чукчей.]

Однако сохраняются сложности в регулировании изучения школьниками родного языка, знания которого значительно разнятся у жителей села и города, в одно- и полинациональной семье, в разнородной по национальному составу школе. В республике функционируют полиэтнические школы, в которых иные дети могут изучать до 5-6 языков. Исходным в организационно-педагогической деятельности полиэтнической школы является обеспечение государственного стандарта образования. Однако реализация государственной языковой и культурной образовательной политики диктует необходимость разработки национально-регионального компонента базисного учебного плана. Это второе важное направление нашей образовательной политики.

2. Национально-региональный компонент

НРК в Якутии — это не просто компонент. Его содержание отражает приоритеты государственной образовательной политики в области языков и культур. Соответственно, наш национально-региональный компонент отличается широким диапазоном учебных предметов, в которые он включен. Помимо традиционных предметов, включающих такой НРК, как язык и литература, история, география, биология, в нашей республике разработан НРК к физической культуре, физике, математике, химии и др. В целом НРК отличается практикоориентированностью, направлен на обеспечение успешного межкультурного общения, понимания и принятия особенностей неродных культур, в первую очередь, на основе государственных языков.

Так, в базисный учебный план школ Республики Саха (Якутия) впервые в России была включена русская национальная культура, разработана оригинальная программа этого предмета, вызвавшая огромный интерес и высокую оценку известного ученого, доктора педагогических наук, академика РАО Г.Н.Волкова. Изучается также предмет «Национальная культура народов Якутии» для русскоязычных школ, особенность которого заключается в единстве и синтезе разных учебных курсов, таких, как литература, история, география, музыка, и в том, что она прежде всего ориентирована на человека и человечность. Это приводит к новому философско-педагогическому пониманию образования в контексте общечеловеческой культуры.

Осознание обучающимся многогранности мира, в котором он живет, заложено в уникальных программах воспитания (особенно духовно-нравственного), основанных на принципах этнопедагогики: «Ураанхай Саха о5ото», для девушек — «Кыыс Куо», для юношей — «Урун Уолан». Мы считаем их судьбоносными. Позвольте напомнить изречение древнего философа Платона: «Хотите сохранить нацию — воспитывайте дочерей, хотите сохранить отечество — воспитывайте сыновей». Это так, но помимо того, как сказал русский философ Николай Бердяев: «Человек входит в человечество через национальную индивидуальность, как национальный человек...».

Национальная составляющая культуры реализуется через множество различных культурологических моделей в образовании: от моделей национальной школы и школы «диалога культур» до интегрированных концепций целостно-ориентированного образования.

В Республике Саха (Якутия) также наблюдается широкий спектр моделей образовательных учреждений, который стал возможен потому, что помимо определения целей и содержания культурологического образования была обновлена структура сети образовательных учреждений. И это третье актуальное направление нашей политики.

3. Обновление структуры сети образовательных учреждений

Оно обусловлено спецификой республики, которая характеризуется низкой плотностью населения, удаленностью районных центров от столицы республики, территориальной разобщенностью сельских малокомплектных школ, слаборазвитой транспортной инфраструктурой, низкой наполняемостью классов, повышенной нормой среднегодовых расходов на одного ученика в арктических улусах.

Из 35 улусов в 33 преобладает агропромышленное производство. Из 676 населённых пунктов — 601 сельский населённый пункт (88,9%). Из 665 общеобразовательных учреждений республики 480 расположены в сельской местности, из которых 326 (68.9%) являются малокомплектными, 106 — малочисленными.

Особое место в системе образования республики занимают школы малочисленных народов Севера в местах их компактного проживания. Условия их функционирования, организация в них учебно-воспитательного процесса нестандартны и сложны. Малочисленные народы (около 21 тыс. чел. или 6,2 % населения республики) проживают в 20 улусах. Их традиционными занятиями являются оленеводство, охота, рыболовство. Общее количество детей малочисленных народов Севера школьного возраста по республике составляет 5657 чел., из них детей оленеводов 1809, в том числе в 497 кочевых семьях воспитываются 1230 детей школьного возраста и 579 детей дошкольного возраста.

Специфика системы образования республики в сельской местности характеризуется:

  • низкой плотностью населения — 0,1 чел. на кв. км;
  • удалённостью улусных центров от столицы республики: 15 находятся на расстоянии более 1000 км наземным путём, 8 — более 2000 км наземным путём, 10 — более 1000 км воздушным путём. Средняя удалённость периферийных центров от улусного центра — 173 км;
  • территориальной разобщенностью сельских школ. Слаборазвитостью транспортной инфраструктуры. В период ледостава рек и весеннего половодья большинство населённых пунктов на 4 — 5 месяцев оказываются отрезанными от сообщения наземным (водным) путем;
  • низкой наполняемостью классов. Средняя по республике — 13,5 чел., наименьший показатель в отдалённых сельских и арктических улусах — 5,1 чел.;
  • высоким среднегодовым расходом на одного ученика в сельских арктических улусах — от 27 до 39 тыс. руб. (при общереспубликанском — 18, общероссийском — 7 тыс. руб.).

Сказанное подтверждает, что выбор модели школ зависит не только от интересов, приоритетов участников образовательного процесса, но и от исходных ресурсных условий.

Модель 1. Кочевая школа — Кочевой детский сад (кочевая школа-сад, кочевая начальная школа, кочевая основная школа). Это тип школы, по структуре и содержанию соответствующий кочевому образу жизни, создающий условия для приобщения детей к культуре, обычаям, традициям родного народа, для привития трудовых навыков в процессе совместного повседневного общения с родителями. Таким образом, кочевая школа способствует укреплению семьи, преемственности поколений, сохранению и восстановлению традиционного хозяйствования и уклада жизни коренных малочисленных народов. Кочевая школа создается на базе производственного поселения оленеводов, охотников, рыболовов или непосредственно кочует с оленеводческим стадом.

Первые кочевые школы нового поколения в нашей республике открылись в начале 90-х годов в Момском, Анабарском, Оленекском, Алданском улусах. В 1993 году были разработаны и утверждены учебный план «Программа обучения и воспитания детей в духе предков» для кочевых школ, проект Типового положения о кочевой школе, которые способствовали организованному образовательному процессу в экстремальных условиях.

Модель 2. Общинная школа. Этот тип школы по структуре и содержанию соответствует стационарной малокомплектной школе. Она является единым, неотделимым целым с социумом населенного пункта компактного проживания малочисленных народов. Основным отличием являются родственные связи членов общины, что накладывает свой отпечаток на организацию учебно-воспитательного процесса.

Модель 3. Гувернерская школа. Тип школы, когда учитель выезжает в тайгу и обучает детей в таежных условиях, находясь непосредственно в семье своих воспитанников. Первый эвенский гувернер работал в начале 90-х в местности Буркатымтан Момского улуса на территории промысловых угодий кадрового охотника.

Модель 4. Таежная школа. Школа, в которой детей как консультанты-тьюторы обучают сами родители-таежники. Таежные блоки обучения сочетаются с сессиями в опорной школе. Пример: Иенгринская таежная школа.

Модель 5. Стационарно-кочевая школа. Тип школы, учащиеся которой на определенный срок выезжают в оленеводческое стадо, где обучаются предметам этнокультурной направленности и по основным предметам с национально-региональным компонентом. Примером является Тополинская средняя школа.

Модель 6. Воскресная школа. Подобные школы могут функционировать в городах и поселках, где нет достаточного количества учащихся для открытия школ иных типов. Основная их цель — обеспечение этнокультурного образования.

Модель 7. Летняя школа предназначена для погружения в среду родного языка и культуры учащихся, не владеющих родным языком.

Для стимулирования новых поисков и поддержки культурно-образовательных инициатив сельских школ принимается система мер, среди которых можно отметить создание Сети Президентских школ, Ассоциированных школ ЮНЕСКО, Союза агропрофилированных школ, разработку региональной нормативно-правовой базы, в том числе Закона РС(Я) «О сельском образовательном учреждении», региональных нормативов финансирования, Концепции кочевой школы.

Вопрос поддержки и развития сельских школ очень важен прежде всего потому, что, во-первых, 70% образовательных учреждений республики находятся на селе; во-вторых, создание оптимальной модели воспитания подрастающего поколения, сочетающей в себе как современные тенденции воспитания, так и вековой опыт предков, изучение национальных традиций наиболее органично именно в сельском социуме. Российская система воспитания ставит своей целью воспроизводство этничности в духовном контексте, но подчас отходит от историко-культурных традиций этнопедагогики.

Воспитание народов Севера тесно связано с высокой нравственностью, которая издавна ценилась у всех народов. В то же время нравственное совершенствование личности невозможно представить без воспитания национального достоинства, которое предполагает, с одной стороны, чувство ответственности за достоинство народа, с другой, толерантность к другим нациям и культурам. Народная педагогика бескомпромиссна и последовательна в вопросах нравственности, и для этого существует целый комплекс различных воспитательных средств: легенды, мифы, предания, сказки, песни, пословицы. У народа саха выдающимся литературным памятником народного творчества, образцом фольклора, обладающим высоким воспитательным воздействием и демонстрирующим философское национальное мировоззрение, теологические представления, традиции народного воспитания является эпос «Нюргун Боотур Стремительный», рассматриваемый ЮНЕСКО для включения в сокровищницу мировой культуры.

Осознавая огромный потенциал народной педагогики в гармонизации межнациональных отношений, активизации диалога культур, коллективы образовательных учреждений направляют свои усилия на то, чтобы формировать на этнопедагогических традициях у обучающихся социокультурные знания, которые могут служить защитным механизмом от языковой и культурной ассимиляции и развития инкультурации.

В республике 18 экспериментальных площадок культурологической направленности.

Социальный заказ сахаязычных родителей: Лингвокультурологическая среда «Эйгэ» для сахаязычных детей г. Якутска. Во многих муниципальных администрациях созданы координационные советы по направлению работы таких многообразных общественных объединений и организаций, как Советы отцов, ветеранов, клубы бабушек и дедушек, семейные клубы, центры сотрудничества, родительские комитеты и университеты, школы здоровья, клубы многодетных.

«Развитие мотивации обучения родному языку на этнопедагогической основе» — Березовская национальная средняя школа Среднеколымского улуса, «Школа — этноцентр в сельском социуме» — Ючюгяйская средняя школа Оймяконского улуса, «Воспитание личности юкагира в полиэтнической среде» — Нелемнинская средняя школа Верхнеколымского улуса, «Национальная школа в поликультурной среде» — Андрюшкинская юкагирская национальная средняя школа Нижнеколымского улуса, «Национально-региональный компонент в обучении и воспитании детей в полиэтнической среде» — Золотинская эвенкийская национальная средняя школа Нерюнгринского улуса, «Формирование этнической толерантности детей малочисленных народов в условиях диалога культур в сельском социуме» — Хатыстырская эвенкийская средняя школа Алданского улуса, «Школа — этноцентр эвенкийской культуры» — Сюльдюкарская средняя школа Мирнинского улуса, «Создание модели межрегиональной школы — гимназии для народов Севера (федеральная экспериментальная площадка) — ССШИ «Арктика» г. Нерюнгри.

Поиски педагогов в межкультурном образовании не ограничиваются только построением моделей школ. С целью удовлетворения все возрастающих образовательных потребностей и социального заказа общества министерством реализуется профильное обучение — четвертое актуальное направление образовательной политики.

4. Введение профильного обучения

В настоящее время профилизация осуществляется через сеть многопрофильных (поликультурных) школ, разработку содержания элективных курсов, в том числе культурологической направленности, определение индивидуальной траектории обучения и др. Создана сеть школ, реализующих принцип «От родного порога — в мир общечеловеческих ценностей», широкое распространение получили школы, направленные на возрождение, сохранение и развитие традиционной материальной культуры народа — земледельческие, фермерские, агрошколы; школы стали использовать мировой педагогический опыт, в том числе прогрессивных и новаторских систем Марии Монтессори, д-ра Ховарда, Селестена Френе, Рудольфа Штайнера, отечественные концепции и модели развивающего обучения Д.Б. Эльконина — В.В. Давыдова, Л. В. Занкова, КСО В.К. Дьяченко и др. Ряд инновационных школ создает принципиально новые модели образования, в которых содержание и технологии образования определяются исходя из выбранных ими базовых принципов образовательной деятельности.

Школа развития (СШ №13 г.Нерюнгри), Школа здоровья (Майинская школа I ступени), «Школа самоопределения «Ай-тал» (Куокуйская СШ Кобяйского улуса), Школа развивающего обучения (СШ № 27 г.Мирного), Школа развития «Гармония» (Сунтарская СШ №3), Школа интеллектуального развития личности (ГНПШ № 2 г.Якутска), Школа ноосферно-экологической системы образования (Эльгяйский комплекс «Детский сад-школа»), Школа с театральной атмосферой (Мирнинская СШ №2) и др. Школы-лаборатории, призванные интегрировать образовательную и научную деятельность (Черкехская СШ Таттинского улуса, Сатагайская СШ Амгинского улуса, СШ № 29 г.Якутска и др).

Многопрофильные школы во многом решают проблемы восстановления, реставрации, реконструкции народами своей культуры, овладения родным языком, углубленного изучения языков, в том числе иностранных.

Школа в данном вопросе является социальным институтом нации, выступающим как фактор сохранения культуры, языка и духовности, интеллектуального и физического здоровья, возрождения и развития. Каждый педагогический коллектив в период разработки собственной технологии воспитания и обучения стремился создать такую программу развития учащихся и учителей, которая помогла бы создать и реализовать в жизни модель выпускника и модель творчески работающего учителя. Основным направлением для поиска наиболее оптимальных ориентиров для ее создания стали слова бывшего министра образования Франции Жака Делора и его коллег: «школа как социальная институция готовит молодого человека не к поступлению в ВУЗ, а делает его способным жить в развивающемся обществе, поликультурном мире». Если к 15 годам «человек ХХI века» не станет человеком среди людей, среди общества, гражданином государства и мира, всей его «научной подготовке — грош цена: мы получим «образованного варвара». Кроме того, речь идет о межкультурном образовании самих учителей.

Взаимосвязь языка и культуры несомненна, несомненно и их соизучение, основная цель — понимание ценности каждого языка и культуры. Овладение межкультурной коммуникацией — постепенный процесс, требующий больше времени и подготовки, в условиях современной школы может быть решен путем интеграции культуроведческих сведений из различных областей знаний. Наша республика участвует в числе 12 регионов России в Пилотном проекте по разработке «Европейского Языкового портфеля». В Саха-канадской школе изучается интегрированный курс «Основы межкультурной коммуникации». Он включает в качестве компонентов следующие предметы общеобразовательного цикла: «Изобразительное искусство», «Трудовое обучение», «Национальная культура народов Якутии» в I-V классах, «Музыка» в I-IV классах, «История» в VI-ХI классах, «Национальная культура народов Якутии», «Мировая художественная культура», «История» в Х-ХI классах. Целью такого курса является формирование межкультурной компетентности.

Конечный результат работы многопрофильных школ во многом соответствует той модели современного молодого человека, которую некогда обрисовал Владимир Константинович Бацын: «В идеале из ребенка должен вырасти Человек компьютерной эпохи, умеющий добывать любую информацию, знающий три языка, один из них желательно восточный. Этот человек должен уметь контактировать с людьми разных культур». Опыт названных школ показывает — чтобы воспитать такого человека, школа должна быть открытой системой, выйти за рамки родной культуры.

5. Информатизация образования

Наряду с тем, что учащиеся получают образование на родном языке, делается многое и для того, чтобы национальная школа не была школой национальной замкнутости, а строилась на принципах единства национального, интернационального и общечеловеческого.

В этом плане особая роль отводится информатизации образования как общественному институту, аккумулирующему и воспроизводящему социокультурный опыт в последующих поколениях.

Информационно-технические и технологические инновации, тенденция развития от цивилизации информационного общества к цивилизации образовательного общества, выдвигают на первый план, как главенствующий, принцип сообразности человеку и культуре, что означает приоритетность и поддержку тех процессов в сфере информатизации, которые способствуют развитию культуры и человека, а не закрывают или препятствуют такому развитию. В Республике Саха (Якутия) по целевой программе компьютеризации образовательных учреждений каждая школа обеспечена компьютерным оборудованием, которые подключены к сети Интернет- и Интранет.

— Вместе с тем мы понимаем, что новейшая информационная техника позволяет не только подключиться каждому, но и выключить каждого из процессов жизни, деятельности и мышления. Компьютеризация может привести к тому, что досуг, личная жизнь, мышление, поведение, настроение и все человеческие проявления оказываются жестоко и принудительно нормированными, что отмечается психологами. В конечном итоге это может привести к аккультурации, отдельные проявления которого наблюдаются уже сейчас. Это:

— американизация мышления, культуры, языка подрастающего поколения, поклонение перед западными стандартами и образом жизни;

— возникновение опасности утери этнической самобытности народов вследствие утери связи между поколениями ввиду различия опыта молодых и старших.

Исходя из этого, мы стремимся к сохранению традиционных культурных ценностей в содержании инфо-коммуникационных технологий и, в частности, дистанционного обучения. В противном случае возникает прецедент, когда между молодым поколением, выросшим на потреблении новых информационных ресурсов, наполненных иным, не присущим данной культуре, содержанием, и, соответственно, получившим иной жизненный опыт, возникает разрыв со старшим поколением, чей социокультурный опыт сложился под влиянием этнических традиций народа. Последствия этого предсказуемы: утрата этнических традиций, культуры, нравственных устоев, национального достоинства всего народа.

Именно этим обусловлена усиление внимания к интенсификации внедрения информационных и педагогических технологий в образовательный процесс в межкультурном контексте.

Таким образом, Культура есть особый феномен в формировании, развитии личности и социализации ребенка, проявляющийся в ходе взаимодействия в системе воспитания и образования.

В каждой культуре имеется два уровня: первый — «поэтический», это источник и душа каждого народа, понятный лишь обладающему чувством этнокультурной идентичности с этим народом; второй — универсальный, доступный всем и каждому. Образовательный и воспитательный процесс нацелен на воспроизводство культурных ценностей в соответствии с этими уровнями и имеет отличающие цели и задачи.

Первый уровень направлен на создание условий преемственности и творчества культурных ценностей. Известно, что важнейшие ценности и достижения в жизнедеятельности народа формируются и сохраняются в его культурном наследии.

Второй уровень направлен на создание условий межкультурного взаимодействия, диалога, толерантности, согласия, взаимопонимания. Это базовый уровень культуры, предполагающий эффективную социализированность человека: культура жизненного самоопределения обеспечит молодому человеку успешно реализовать свой унаследованный потенциал; политическая, демократическая и правовая культура дадут ему адаптационный механизм взаимодействия с социумом; нравственная, экологическая, художественная и физическая культура создадут условия для гармоничного сосуществования с окружающей средой, культура межнационального и семейного общения обеспечит воспроизводство человеческих ресурсов.

В новом мире культура становится наиболее сильным объединяющим и в то же время разъединяющим инструментом, определяя судьбы народов с различными культурными идентификациями. По мере того, как уходит мир от господства технократии, ценностей технократической цивилизации, развивается интерес к полилогу и эстетике экологических культур.

В Республике Саха (Якутия) межкультурное образование подрастающего поколения, в целом, сводилось к тому, чтобы поддерживать позитивную и четкую этническую идентичность у народов, населяющих республику. Сегодня наши дети практически с дошкольного возраста испытывают влияние различных национальных культур. Поэтому для равноправного развития и жизнедеятельности в обществе учащиеся нуждаются в мультикультурном образовании, которое поможет понимать других людей и адаптироваться к условиям жизни в многонациональном обществе.

Перед коллективами педагогов мы ставим задачу формирования культуры мира, которая представляется нам как целостная система, состоящая из двух звеньев:

— развитие национального самосознания учащихся на базе своей культуры и языковой среды;

— овладение достижениями мировой культуры, системой общечеловеческих ценностей.

Образование в духе взаимопонимания приобретает сквозной характер, проникая во все учебные дисциплины, а также систему дополнительного образования.

Можно утверждать, что целью современного воспитания является: развитие в процессе обучения нравственной, творческой личности учащихся как субъекта деятельности, субъекта общения, культурно-исторического субъекта, приобщаемого к иной культуре и, соответственно, к лучшему осознанию своей собственной культуры.

Недостаточно ориентировать молодых людей только на подготовку к специфическим навыкам определенной профессии. Важно в наше время развитие общечеловеческих способностей, которые всегда и в любой ситуации создают основу для решения жизненных проблем.

Благоприятным условием для формирования личности, ее общечеловеческих и профессиональных качеств, ее саморазвития, раскрытия индивидуальности является культуротворческое образование, так как «личность живет культурой, и культура созидается личностью».

Подытоживая сказанное, можно выделить следующие положительные результаты межкультурного образования:

— формируется и развивается культурологическая компетенция учащихся (умение сравнивать и сопоставлять культуру разных народов, их особенности и общие черты);

— расширился страноведческий кругозор (знание дополнительных сведений о стране изучаемого языка, обычаях, традициях, известных людях, современных политических и культурных событиях);

— четко проявляется мотивация изучения языков, связанная с будущей профессией;

— повысилась общая культура (в том числе коммуникативная).

В своем Послании Федеральному Собранию Российской Федерации от 25 апреля 2005 года Президент России В.В.Путин отметил, что «выстраданные и завоеванные европейской культурой идеалы свободы, прав человека, справедливости и демократии в течение многих веков являлись для нашего общества определяющим ценностным ориентиром». Президент также подчеркнул, что «в течение трех столетий мы вместе с другими европейскими народами рука об руку прошли через реформы просвещения..., в чем-то отставая, а в чем-то иногда опережая европейские стандарты». Сказанное в полной мере отражает многие процессы, происходящие в системе образования, когда повсеместно в России разрабатываются новые совместные проекты, в частности, по введению европейских измерений в образовании, по апробации различных моделей билингвального обучения (еврошкола, канадская, люксембургская, каталонская, бакская школы, проект Фойер), по реализации Европейского Языкового портфеля и др.

Наша Республика Саха (Якутия) является одной из активных участниц международных проектов, за последние 12 лет мы провели 5 крупных международных мероприятий в г.Якутске, которые в определенной степени отражают приоритеты развития системы образования нашей республики, ценности, лежащие в основе государственной образовательной политики республики. Проведены в Якутске:

— в 1993 году — международная конференция под эгидой ЮНЕСКО и Совета Европы «Национальная школа: концепция и технология развития»;

— в 1997 году — международный семинар Совета Европы по стандартам образования;

— в 2001 году — международная конференция «Республика Саха и международная образовательное пространство»;

— в 2003 году — IX Международная конференция партнеров в образовании циркумполярного Севера;

— в 2005 году — международный семинар Совета Европы «Межкультурный диалог через образование».

Мы ожидаем дальнейшего взаимного обмена мнениями в поиске оптимальных путей развития взаимодействия и взаимообогащения культур в образовании.


* Статья написана на основе выступления на международном семинаре Совета Европы «Межкультурный диалог через образование» в г.Якутске 19 мая 2005 г.

Феодосия Васильевна Габышева, доктор педагогических наук, министр образования Республики Саха (Якутия).

Hosted by uCoz