Лауреат Национальной премии России «Золотой лотос»


Победитель Всероссийского конкурса «Золотой Гонг-2004»

  
 

Действующие лица

На первую страницу номера

На главную страницу журнала

Написать письмо

Александра ВАРЛАМОВА

«По-матерински пестовала будущих звезд...»

История музыкальной культуры Якутии богата славными именами. Но и среди известных деятелей искусства личность Анны Алексеевны Поповой, первой профессиональной пианистки народа саха, заслуженного работника культуры РС(Я), ветерана войны и труда, отличника культуры СССР занимает совершенно особое место. Действительно, имя этого талантливого педагога без эпитета «легендарная» не хочется произносить. Своим творчеством она во многом определила облик фортепианного искусства Якутии, дав путевку в жизнь не одному поколению пианистов, для многих музыкантов став мудрым наставником.

А начинался путь к педагогическому мастерству в далеком 1945 году, на заре становления музыкального образования Якутии — в Республиканской детской музыкальной школе. Как и многие дети-сироты военной поры, она не знала точной даты рождения. Это потом, спустя почти полвека, Анне Алексеевне из архивов удалось выяснить, что в ту пору ей было уже 15 лет. Семилетний курс начального музыкального образования Анна Алексеевна блестяще прошла фактически за 4 года. Потом была специальная школа-десятилетка при Ленинградской консерватории им. Римского-Корсакова. Там она, как самая старшая, по-матерински пестовала своих маленьких земляков, будущих звезд якутской культуры — Лидию Новгородову, Майю Иванову, Марка Слепцова, скрашивала им тоску по родному краю — ведь они на долгие годы были разлучены с национальными традициями, языком. Затем была учеба на кафедре патриарха отечественной пианистической школы А.Б. Гольденвейзера. А.А.Попова — представитель славной плеяды выпускников Московской государственной консерватории 60-х годов прошлого века.

На протяжении десятилетий Анна Алексеевна развивала традиции своих учителей. Она, как никто другой, способствовала эстетическому воспитанию нашего подрастающего поколения, стремясь приобщить к музыке как можно больше молодых пианистов. Но время бежит с неумолимой быстротой. В этом году у Анны Алексеевны двойной юбилей — ей исполняется 75 лет и, соответственно, 45 лет педагогической деятельности.

Трудовой стаж А. А. Поповой всецело связан с развитием профессионального музыкального образования в Якутии. Свою деятельность педагога она начала в Якутском музыкальном училище в 1960 году, параллельно работая и в музыкальной школе. Но с 1964 г. Анна Алексеевна целиком посвящает свою творческую деятельность воспитанию юных пианистов — именно детская педагогика явилась той сферой, в которой с наибольшей полнотой раскрылись многогранные черты ее таланта и выдающиеся качества личности.

Среди общих принципов педагогики Анны Алексеевны основополагающее место занимает систематическая и кропотливая работа над пианистическим аппаратом ученика с первых годов обучения. Помня слова А.Б.Гольденвейзера: «детям свойственно играть слабым звуком, так же как говорить детским голосом, поскольку, если ребенка приучать слишком рано добиваться полного звука, у него от этого получится перенапряжение, и пальцы начнут гнуться», Попова старалась не форсировать «постановку» руки; будучи знатоком детской психологии и физиологии, она терпеливо, раз за разом, от урока к уроку формировала игровой аппарат ученика.

Воспитанная маститыми российскими педагогами, А. А. Попова сумела в своей творческой деятельности реально воплотить все лучшее, что есть в традициях отечественной фортепианной школы. Так, работу над художественным воспитанием учащегося она вела скрупулезно и методично, усложняя требования по мере развития ученика, никогда не упуская из виду принципиального высказывания «не надо стремиться на каждом уроке, на каждой пьесе научить всему на свете. У нас мудрят, дают миллион указаний и в результате запутывают ученика». При работе над выразительностью фразы, Попова долго добивалась, чтобы ученик услышал модуляцию, ощутил блеск пассажа, выразительность кульминации, словом, все то, что впоследствии поможет ему осознать художественный смысл пьесы в целом.

Высшая школа музыки РС (Я) работает по трехуровневой системе обучения, поскольку задачи профессионального музыкального образования требуют подготовки по избранной специальности с раннего детства, а самые первые шаги имеют важнейшее, если не решающее, значение для всего последующего развития пианиста. Поэтому со дня открытия этого учебного заведения педагогический талант Поповой был сразу же востребован. Мне кажется, что Анна Алексеевна в свое время очень мудро поступила, когда перешла работать в область детской педагогики, поскольку поняла, что без надлежащего фундамента, фортепианной школы трудно воспитать подлинного музыканта.

А.А.Поповой присуща глубокая человечность и доброта к детям, все это отражается в особой атмосфере ее класса. Анна Алексеевна умеет быстро устанавливать с учениками крепкую связь, при которой становится невозможным скрывать недостатки работы или быть недисциплинированным в посещении уроков.

За 45 лет педагогической работы через руки Анны Алексеевны прошло более четырехсот учащихся. Многие из них, закончив высшие музыкальные заведения страны, продолжили профессиональный путь любимого учителя. Ученики Анны Алексеевны успешно работают не только в Якутии, но и во многих других регионах России. Среди ее воспитанников есть профессиональные композиторы и музыковеды. Пожалуй, очень показателен тот факт, что ныне в Высшей школе музыки основной костяк преподавателей отделения специального фортепиано составляют ее бывшие ученики — А.И.Герасимова, В.А.Ларионова, О.Р.Гаврильева.

Непрерывным трудом наполнена жизнь этого музыканта, очень плодотворно работает Анна Алексеевна и сегодня — в Высшей школе музыки. Она передает свой богатый опыт на уроках педагогической практики молодым пианистам, с увлечением ведет класс общего фортепиано. Ее жизненный путь — это воистину Гражданский подвиг.

Мы, коллеги, горячо поздравляем дорогую Анну Алексеевну с двойным юбилеем, думаю, ко мне присоединятся и все музыканты республики. Также в дни всенародного празднования 60-летия Победы коллектив Высшей школы музыки от всей души поздравляет наших ветеранов войны и труда Анну Алексеевну и ее коллегу, старейшего педагога республики, светлого человека — Надежду Ильиничну Федотову, желает им и дальше находиться в строю, показывая молодым пример беззаветной любви к своей профессии.


Александра Васильевна Варламова, преподаватель ВШМ РС(Я), отличник культуры РС(Я).

Hosted by uCoz