Лауреат Национальной премии России «Золотой лотос»


Победитель Всероссийского конкурса «Золотой Гонг-2004»

  
 

 

На первую страницу номера

На главную страницу журнала

Написать письмо

Дмитрий Апросимов
и другие «самородки» Кюпского наслега

Есть в с. Кюпцы заветный уголок, куда с трепетом душевным ходят сами жители и с гордостью приглашают гостей. Это музей имени Дмитрия Нестеровича Апросимова — подлинная сокровищница духовной жизни наслега. Заведует музеем Светлана Степановна Кривошеина.


Дмитрий Нестерович Апросимов.

Светлана Степановна — уроженка этого наслега, мать пятерых детей. В 2005 получила диплом менеджера социально-культурной деятельности. На работу в музей была приглашена бывшим начальником управления культуры Усть-Майского улуса Амалией Андреевной Атласовой, которая при поддержке главы улуса Тамары Егоровны Варламовой начала 10 лет назад работу по созданию музея Д.Н.Апросимова с... выбивания здания под музей. Теперь здесь есть еще и балаган, в проекте строительство урасы. Мы попросили рассказать о музее Светлану Степановну Кривошеину:

— Нашей особой гордостью является эвенкийский поэт, писатель, художник, прозаик и фольклорист — Дмитрий Нестерович Апросимов. Его поэзия продолжает радовать нас из глубин прошедших времен, как непревзойденная «Саския» великого Рембранда — картина, которой когда-то очень восхищался наш знаменитый поэт.


Писатель Д.Н.Апросимов с двойняшками Айталиной, Платоном и сыном Андреем. с. Мэйик Верхневилюйского района. Фото из семейного альбома.

Вот краткие вехи его биографии: родился 10 марта 1929 года в Кюпском наслеге Усть-Майского улуса. Его отец Нестор Ильич был одним из лучших колхозников, мать, Мария Кардашевская, родом из Чурапчи, умерла в 1939 году. Из одиннадцати детей выжили только трое — Егор, Дмитрий, Екатерина. Егор, закончив Алданский горный техникум, ушел добровольцем на фронт в 1941 году. В звании старшего лейтенанта командовал ротой. Погиб 28 февраля 1943 года. Похоронен в Орловской области.

Отец всю свою жизнь не мог выбраться из нужды, потому и отдал свою трехлетнюю дочь Катю на воспитание русской семье Апальповых. Екатерина выросла вдали от родных мест, вернулась с дипломом инженера-технолога в 1963 году. Живет в Якутске.

Дмитрий после долгих лет тяжелого труда колхозника, шахтера, накопив денег, в 1951 году поступил учиться в Музыкально-художественное училище — на отделение живописи. Там он активно участвовал в работе литературного кружка, которым руководил преподаватель Семен Данилов, позднее — народный поэт Якутии. В это же время встретил свою любовь — Екатерину, с которой начал свою трудовую жизнь в Верхневилюйске (село Мэйик), где о нем тепло вспоминают, т.к. его руками был обновлен памятник семнадцати комсомольцам, погибшим в гражданскую войну.

Первые его стихи печатались в районной газете Верхневилюйска, там он познакомился с такими писателями, как Семен Руфов, Петр Тобуроков, Николай Габышев, Василий Гольдеров, с которыми его связывала крепкая дружба до конца жизни. Так с 1957 года началась его профессиональная деятельность как поэта.

В семье Апросимовых родилось шестеро детей. Старший сын Александр женат, имеет двоих дочерей, работает в Департаменте по делам народов и федеративным отношениям РС (Я) в г. Якутске. Филипп окончил Суздальское реставрационно-художественное училище, затем учился в Москве. Живет также в Якутске. Андрей воспитывает двоих сыновей, продолжает дело отца. Пишет стихи, хорошо рисует. Остальные трое детей рано ушли из жизни.

Дмитрий Апросимов работал учителем рисования и черчения, заведующим сельской библиотекой, клубом в Верхневилюйском, потом Усть-Майском районах. Обремененный большой семьей, больной туберкулезом легких, он не прерывал творческой работы: писал стихи, очерки, сказки. Им было издано несколько сборников стихов и прозы на якутском языке, книга стихов в московском издательстве «Современник». Дмитрий Нестерович был удивительным человеком, его красили доброта и чуткость, трудолюбие, упорство и сила воли, нежность и любовь к природе и к окружающим его людям. Умер Дмитрий Апросимов 29 января 1983 года. Перед смертью написал несколько строк своим друзьям, назвав письмо «завещанием»: «...будущим летом погостите у моих домашних, поднимите их дух, посетив мою могилу, возложите на нее цветы...»

Дмитрий Нестерович Апросимов прожил короткую, но яркую жизнь, оставил след как художник и поэт, подарив нам свое творчество.

Нынче цветы на могилу возлагают не только друзья, но и многие почитатели его таланта. В родных местах о нем не забывают, заботятся о его близких, увековечивают память и устраивают литературные праздники, связанные с его творчеством.

Важным шагом стало открытие в декабре 1995 года в Кюпцах Литературного музея имени Дмитрия Нестеровича Апросимова. Благодаря слаженной работе собрано большое количество фотоматериалов, экспонатов. Это живопись, графика, скульптура, изделия прикладного искусства, предметы археологии, этнографии, есть оружие, предметы истории, документы. Общая площадь территории музея составляет 0,12 га, экспозиционная площадь — 100 м2.

Центральное место в музее занимают материалы о жизни и деятельности, творчестве поэта Д.Н.Апросимова — сына эвенкийского народа. Многочисленные фотографии, документы, рукописи, принадлежавшие ему вещи, бюст поэта, его картины, книги, письма друзей раскрывают многогранную деятельность писателя. Центральное место выделено в зале Древу родословной Апросимовых, также картинам, написанным его рукой, стендам, витринам, стеллажам.

Во II разделе оформлен стенд, посвященный поэту и переводчику, учителю, другу Д.Н.Апросимова Семену Титовичу Руфову. Здесь фотографии, книги, рассказывающие о большом творческом пути поэта, чьим именем гордится наша республика.


Сыновья Д.Н.Апросимова Александр и Андрей
в Кюпском музее.


Художник Роберт Абрамов.

Из воспоминаний С.Т.Руфова о Д.Н.Апросимове: «Я редактировал его сборник стихов на якутском языке «Три родника» по его настойчивой просьбе и теперь очень жалею, что при работе над рукописью позволял себе слишком часто пройтись по стихам рукою «опытного» человека: боялся, что шероховатости и угловатости стиха сочтут за недостатки и огрехи поэтической техники. Теперь понимаю, что эти кажущиеся шероховатости стиля и формы были достоинствами его поэзии — они естественно отражали движение его души. Они напоминали причудливое сочетание каменных фигур, которое создает природа за тысячелетия из горных пород, и если их выточить и привести в какой-нибудь порядок, то очарование природной первозданности и оригинальной естественности сразу пропадет. Будущим составителям его стихотворных сборников это, по-моему, следует учесть.

Подрастающее поколение должно знать о своих поэтах и писателях, о хранителях своей национальной культуры. Якутские писатели обязаны помочь общественности улуса в издании литературного наследия поэта истинного, таланта большого — Дмитрия Апросимова».

В III разделе — стенд, посывященный литературе малочисленных народов: книжная выставка, папка с газетными вырезками, портреты поэтов и писателей.

Из воспоминаний Улуро Адо о Д.Н.Апросимове: «Человек думает и размышляет на том языке, на котором он разговаривает. Таким языком для Дмитрия Апросимова был якутский, обретенный им еще с детства. Он знал не только разговорный якутский язык, а очень сложный и образный язык сказителей и олонхосутов. Поэтому некоторые товарищи вполне обоснованно говорили, что Дмитрий является якутским писателем. Конечно, его можно было бы представить и как якутского писателя, но как особенного и неординарного, внесшего в якутскую литературу совершенно новую струю, насквозь пропитанную и пронизанную эвенкийским духом. И таким образом творчество Д.Апросимова заняло бы свое особое место в богатой якутской литературе. Однако он был и остается эвенкийским поэтом по своему прирожденному духу и натуре, по кровному долгу перед своими предками, перед матерью и отцом. К тому же, судя по стихам, он в детстве воспитывался в стихии родной эвенкийской речи, эвенкийских мелодий, обрядов, поверий. Жаль только, что эта счастливая связь с окружающим миром у Дмитрия со временем была утеряна. Об этом он признается в стихах «Люди сюда вернутся...» Он сначала сообщает, что:

«Тайга родная встретила угрюмо,

Не пожелала признавать меня,

Одни деревья в старческие думы

Ушли, другим я вовсе не родня».

И далее — о недалеком прошлом:

«А здесь и мой отец весь век трудился,

И мать пропела песню не одну.

И брат мой, что с войны не воротился,

Отсюда отправлялся на войну».

И, наконец, — открытое признание:

«Здесь столько было связей с тайным миром

Природы! Их потом я утерял...»

Эта утеря всего исконно первородного и, в особенности, родного языка стала страшной трагедией для многих представителей северных народов. Это явление особенно трагично для людей талантливых, т.к. они, оказавшись на обочине двух культур, обычно не проявляют в полной мере то, что в них заложено... В преодолении этого сложнейшего препятствия Д.Апросимову, очевидно, помогло его природное предназначение. Природный дар Д.Апросимова тоже не мог находиться в вечном плену онемевшей эвенкийской души поэта, и он вырвался наружу при помощи якутского языка. В этом — уникальность творчества Д.Апросимова».

Также в этом зале отведено место нашим местным авторам. Принимая творческую эстафету, они посвящают свои стихи родной природе — описывают загадочную синеву бездонного неба, и притягательный шепот родной тайги, и сладкий для слуха всплеск родной речушки, радости первой любви, слова благодарности отчему дому, клятвы любви, надежды и радости бытия.

Этих творческих людей собирает вместе литературное объединение «Мэккэ сарыала» при музее имени Дмитрия Нестеровича Апросимова. Их произведения печатаются в местной газете «Усть-Майский вестник». Объединение организовано в 1983 году — в год смерти поэта. У истоков его стояли писатель А.И.Егоров, Е.С.Лугинов — член Союза журналистов России, А.Д.Конникова — ветеран труда, библиотекарь.

Пятый раздел рассказывает о жизни и творчестве писателя Андрея Илларионовича Егорова-Чокуур.

А.И.Егоров родился 7 сентября 1922 г. в наслеге Малыкай Нюрбинского улуса.

Мать писателя всю свою жизнь посвятила любимым детям, она стала светлым лучом в воспоминаниях о трудном детстве писателя. Несмотря на большие трудности, родители постарались дать своим детям образование.

В 1941 г. окончив Нюрбинскую среднюю школу, Андрей начал работать учителем начальных классов в родной школе. В 1942 г. он поступил в пединститут. Чтобы заработать деньги на обучение, работал диктором Якутского радиокомитета. В 1945 г. окончил институт. Андрей любил писать и эпизодически печатался в газетах с детства, а во время учебы перевел Гимн Советского Союза, за что был награжден премией. По окончании института работал директором школ в Уянди и Казачьем. В эти годы встретил он прекрасную эвенкийскую девушку Варю Апросимову, прибывшую после училища работать фельдшером. В этом далеком селе, где свила свое гнездо их любовь, появились дочери Амалия, Валерия, Надежда.

На I учредительном съезде ассоциации «Литераторы Якутии» А.И.Егоров-Чокуур был удостоен звания «Писатель Якутии». Кропотливый труд, талантливые произведения оценены по достоинству.

Писатель А.И.Егоров, якут по национальности, пишет о жизни и быте эвенков и эвенов, прекрасно изучив их обычаи, быт и традиции, активно знакомит читателей с древней культурой якутского народа. Андрей Илларионович ввел в жизнь наслега элементы национальной культуры саха, приобщая односельчан к олонхо, сам являлся хорошим исполнителем-сказителем. Тяжелая болезнь — слепота. Но всегда рядом была его верный друг и помощник, любимая жена и личный секретарь — Варвара Филипповна. После тяжелой и продолжительной болезни А.И.Егоров-Чокуур ушел из жизни весной 1999 года, оставив свои замечательные, поучительные произведения грядущему поколению.

Шестой раздел представляет жизнь и деятельность инженера-конструктора космических аппаратов, ветерана ВОВ и труда Ефрема Ильича Апросимова. Ефрем Ильич родился в январе 1922 г. на уч. Тумул Кюпского наслега Усть-Майского района в многодетной семье, шестнадцатым, последним ребенком.

Окончив Кюпскую начальную и Эжанскую семилетнюю школы, начал работать учителем. В 1943 году добровольно ушел на войну. Вернулся с войны с двумя орденами: орденом Славы и орденом Отечественной войны, тремя медалями: «За боевые заслуги», «За победу над Германией» и «За победу над Японией». После войны с отличием окончил два высших учебных заведения: Пятигорский пединститут (отделение физики и математики) и Таганрогский радиотехнический институт. Стал первым выпускником — специалистом по космической радиосвязи и телемеханике.

Работал ведущим инженером в закрытом городе Красноярск-26. Был непосредственным участником производства и запуска самых первых военных баллистических ракет дальнего радиуса действия, затем работал по выпуску многосерийных космических спутников Земли серии «Космос», «Буран», спутников связи и телевидения типа «Молния», «Радуга» и «Экран». Он был главным специалистом, а затем главным экспертом по новым спутникам связи в своем производственном объединении. Многократно был на Байконуре — на испытаниях своих спутников связи, встречался со многими учеными, был лично знаком с Сергеем Павловичем Королевым и с академиком Андреем Дмитриевичем Сахаровым. Об этом, о других его заслугах мы, земляки, к сожалению, узнали только после его смерти. В 1992 году, выполняя его последнюю волю, друзья и коллеги привезли тело Е.И.Апросимова на родину в с.Кюпцы, а также его награды и производственные характеристики. В одной из них говорится: «...Его отличали глубокие знания, завидная любознательность, неистощимая энергия и высокая работоспособность. Свой богатый опыт он передавал молодым, многие из которых стали ведущими специалистами в области проектирования космических аппаратов. За высокую эрудицию, справедливую требовательность и одновременно готовность прийти на помощь при решении сложных инженерных задач все, работающие рядом с Ефремом Ильичем, уважительно звали его «Учитель».

Ефрем Ильич был награжден 13 орденами и медалями Родины и 4 почетными знаками за профессиональные достижения, многими Почетными грамотами и Благодарственными письмами.

Вот такой весомый вклад внес наш земляк Ефрем Ильич Апросимов в развитие великой страны — СССР. Пусть светлая память о нем живет в сердцах людей!

Седьмой раздел рассказывает о кавалере ордена Ленина Егоре Васильевиче Атласове. Е.Атласов родился в марте 1917 г. С ранних лет отличался исключительным трудолюбием. Преодолевать и побеждать было девизом всей его жизни. В труде был он лучшим из лучших. О нем ходили легенды, на него равнялись, с него брали пример. Соцсоревнование придавало особый задор труду сельских жителей. 40-летие Великого Октября он встретил с наилучшими достижениями, накосил 40 тонн сена, обработал и сдал государству 40 первосортных лисьих, более 2000 ондатровых шкур, не считая шкур других пушных зверей. За трудовой вклад в честь 40-летия Октября был награжден орденом Ленина. Егор Атласов всей своей жизнью доказал, что труд — это великое счастье, что именно труд возвышает человека, поднимает его на высокий пьедестал славы, на каком бы поприще он ни работал.

Восьмой раздел представляет достижения тружеников полей и ферм колхозно-совхозного строительства.

Во втором здании музейного комплекса — «УраЇа» — организована галерея произведений местных художников и мастеров прикладного искусства, там же выставлена работа народных мастериц по бересте.

Объединение местных художников «Сўўрээн» (руководитель Роберт Абрамов) работает с 1995 года. Часто проводятся выставки художественных работ в наслеге и за ее пределами — по улусу. Традиционные выставки-продажи картин проводятся по Апросимовским дням. А сколько красивых картин отправлены за пределы улуса в виде подарков! У нас хорошо рисуют и школьники, проводим постоянно выставки на темы: «Край мой любимый», «Космос — это будущее». Призовые картины остаются в музее. С проведением таких мероприятий улучшается техника рисунка, идет эстетическое воспитание подрастающего поколения, развивается наблюдательность, тяга к Прекрасному.

У нас жил и работал Юрий Илларионович Дягилев. Ю.Дягилев являлся самобытным художником, его картины настолько оригинальны и реалистичны, что кажется — вот-вот они оживут. Есть у него картина «Охота на тигра», которая бы украсила любую художественную выставку. Эта большая картина настолько жива, настолько динамична, что к ней поближе подходишь с опаской, как к живому тигру. Картина создана по документальным событиям далекого 1905 года — из Уссурийских лесов полосатый зверь держал путь в наш улус, через сопки седого Джугджура. Этого тигра убили местные охотники н.Эжанцы, его чучело долгое время экспонировалось в Республиканском музее им.Е.Ярославского.

В этом же здании выставлены экспонаты из бересты народных мастериц. Ведет кружок Мария Федотовна Рахлеева, человек активной жизненной позиции. Она, несмотря на преклонный возраст, ведет общественную работу в наслеге, передает безвозмездно свой богатый опыт молодому поколению. Работы наших мастериц экспонируются на выставках в улусном центре, в столице республики и за ее пределами.

В стенах музея постоянно проводятся уроки истории, национальной культуры, литературы, встречи школьников с известными людьми, с лидерами молодежи. Дети постоянно посещают декады, посвященные Апросимовским дням, дням А.Егорова, космонавтике, где сами школьники являются активными участниками конкурсов и выставок. Ведется большая работа по патриотическому воспитанию, проводятся лекции, КВН, встречи с ветеранами ВОВ. Уроки проходят доступно и интересно. Уделяем большое значение культуре народов, проживающих в нашем наслеге, поскольку население интернациональное — наш наслег испокон веков являлся центром соприкосновения трех культур: эвенкийской, якутской и славянской.

В стенах музея проходят Рождественские вечера, авторские выступления мелодистов, поэтов, действуют музыкальная гостиная «Лейся, песня!» и литературная гостиная «Я помню чудное мгновенье». Устраиваются вечера, посвященные матери — «Восславим женщину, чье имя мать!», беседы с молодыми матерями «Рождение ребенка — это дар Всевышнего», Круглый стол со старейшинами «Передача мастерства от поколения к поколению». Творческие объединения выезжают на гастроли по улусу с целью пропаганды местных талантов, ведется плановая работа по пропаганде здорового образа жизни. Постоянно ведется сбор документальных материалов о жизни и деятельности поэта Д.Апросимова. С целью патриотического воспитания планово читаются лекции на различные темы: «Наши предки: кто и какие они», «Родственные узы», «Страницы истории Якутии», «Лучшие люди из эвенков», «Поэт и художник», «Освоение золотой промышленности», «Пионер космической навигации». Постепенно приобретаем технические средства. Имеем компьютер, ксерокс, фотоаппарат, музыкальный центр, магнитофон, для работы по дереву достали необходимые инструменты.

Многие проблемы разрешаются, но еще больше задач и проектов предстоит решить и осуществить.


Народная мастерица М.Ф.Рахлеева.


Участники народного ансамбля «Чээчэбил»
со своим руководителем Л.Н.Павловой.


Светлана Степановна Кривошеина.

Hosted by uCoz