Лауреат Национальной премии России «Золотой лотос»


Победитель Всероссийского конкурса «Золотой Гонг-2004»

  
 

 

На первую страницу номера

На главную страницу журнала

Написать письмо

Владимир Топорков:

«Сегодня можно говорить о положительной динамике развития и экономики, и социальной сферы...»

Третий год улусы и районы Республики Саха (Якутия) живут в условиях местного самоуправления — важнейшего института гражданского общества. Два с половиной года новой, напряженной работы для глав и депутатов муниципальных образований, для всех, кто постигает основы жизни гражданского общества самостоятельно и под свою ответственность. Как в условиях местного самоуправления живет Усть-Майский район? Об этом — беседа с главой муниципального образования «Усть-Майский улус (район)» Владимиром Топорковым.

— Владимир Васильевич, совсем недавно вы держали отчет перед жителями района о работе главы и управлений Администрации в условиях местного самоуправления. Как проходил диалог между местной властью и населением, какие оценки давали избиратели работе органов местного самоуправления?

— Сегодня и глава муниципального образования, и другие органы местного самоуправления в своей деятельности подотчетны и ответственны, прежде всего, перед населением. Поэтому второй год мы практикуем широкие отчеты перед населением сел и поселков района, публикуем подробнейший отчет в районной газете, выступаем по местному телевидению. Около полутора тысяч человек пришло в этот раз в населенных пунктах района на отчет главы муниципального образования. Более ста человек высказали свое мнение о работе местной власти, о проблемах развития района.

Диалог получился конструктивным и полезным. Главное — люди видят эту планомерную работу, которую осуществляют и местная власть, и Президент, и Правительство республики по динамичному развитию экономики и социальной сферы, и сами принимают активное участие в этой работе, в формировании политики развития района и республики. Во всех населенных пунктах, где мы побывали, сходы граждан поставили работе районных властей оценку «хорошо». Так же была оценена и работа органов исполнительной власти Республики Саха (Якутия), отчет которой представила в районе правительственная группа во главе с заместителем Председателя Правительства РС(Я) А.Н.Алексеевым.

Мы понимаем, что такая оценка — это еще и аванс доверия избирателей на будущее. Ведь в ходе отчетов перед населением поднималось немало проблемных вопросов, касающихся работы ЖКХ, строительства социальных объектов, круглогодичной дороги Усть-Мая-Мая — Амга, возрождения Якутско-Аянского тракта и другие.

Все проблемы, критические замечания, высказанные в ходе отчетов, учтены. По их реализации принято постановление за подписью главы района.

— Коль скоро в ходе отчетов поставлена такая высокая оценка, значит, сегодня мы можем говорить о положительных итогах развития Усть-Майского района.

— Мы, действительно, можем сегодня говорить о положительной динамике развития и экономики, и социальной сферы района. Назову только некоторые цифры. Так, в 2004 году район поднял заготовку деловой древесины почти в два раза, доведя ее до 50 тысяч кубов. Еще 5 лет назад мы производили 7 тысяч кубометров. А уже за 4 месяца нынешнего года заготовлено 17 тысяч кубометров леса. Вот такие темпы! Лесная отрасль начинает играть все более важную роль в экономике района. К 2007 году заготовку деловой древесины мы должны довести до 180 тыс. куб. метров.

Ежегодно район увеличивает производство потребительских товаров как продовольственной, так и непродовольственной группы. За прошлый год их произведено на 44,4 млн. рублей. Наращиваем объемы платных услуг. За 2004 год их оказано на 50 млн. руб., рост по сравнению с 2003 годом — 6,4 миллиона. В районе начала развиваться сфера гостиничных, транспортных, информационно-вычислительных услуг, оказываемые, малым бизнесом. Это позволяет создавать новые рабочие места, увеличивать занятость населения. Неплохих показателей удалось добиться и в сельском хозяйстве. Поддержка сельских товаропроизводителей в рамках Президентской программы позволила увеличить производство картофеля в два раза (собрано 3302,8 тонны), увеличить производство мяса со 180 до 216 тонн, вырастить 916 тонн овощей, надоить 1213 тонн молока.

Рост экономических показателей повлек за собой рост среднемесячного размера оплаты труда на 24,3%, в 2004 году по району она составила 8302,7 рублей в месяц.

Подобные положительные тенденции можно проследить по многим отраслям экономики района.

— Кстати, об одной из них. В последние три года в районе появилось много новостроек. Хватит ли у местной власти сил и воли, чтобы продолжить это доброе начинание?

— Новостройки, это отмечено верно, стали приметой дня в сегодняшней жизни района. В 2001-2003 годах нам удалось завершить строительство ряда практически «замороженных» из-за отсутствия финансирования объектов, социально значимых для района. Среди них — интернат при школе села Петропавловск, он сдан в эксплуатацию в 2002 году за счет средств местного бюджета. Больничный комплекс в п. Усть-Мая, строительство его завершили в 2003 году. В том же году сдан в эксплуатацию мост через реку Сахара. Параллельно в районе велось и новое строительство. Отстроены борцовский зал в с.Кюпцы, 12-квартиный дом в Эльдикане, здесь же — гаражный комплекс на 30 стояночных мест, современная дизельная электростанция. Из последних новостроек — двухквартирные дома для ветеранов в Петропавловске и Эльдикане, двухэтажное административно-техническое здание филиала «Сахателеком». Введен ряд других объектов.

Немало запланировано на этот и на следующие годы. 2005 станет пусковым для тренажерного зала в Усть-Мае, школы в Усть-Миле, спортивного зала в Эльдикане. Все эти объекты мы строим за счет местного бюджета и внебюджетных источников, а это порядка 12-15 миллионов рублей. За счет республиканского инвестиционного бюджета начато строительство школы на 120 мест в селе Эжанцы, ветлаборатории в Усть-Мае, финансируются изготовление ПСД для строительства водозабора и канализационной системы в райцентре, берегоукрепительные работы в с.Кюпцы.

На 2005-2007 годы намечено изготовление ПСД и строительство моста через реку Аллах-Юнь, типовых школ в Петропавловске и Усть-Мае. Эти объекты сегодня крайне изношены. В планах также монтаж цифровых АТС в Усть-Мае и Петропавловске в 2005 году, проектирование и строительство ЛЭП Сулгачи—Кюпцы—Усть-Мая, строительство нескольких социальных объектов в районном центре. Работы по этим объектам уже ведутся. В районе начаты геофизические работы на предмет наличия нефти и газа. Словом, задач у местной власти очень и очень много.

— Владимир Васильевич, а как районные итоги 2004 года выглядят в республиканском масштабе? Удалось упрочить свои позиции на фоне других муниципальных образований? Ведь все познается в сравнении.

— Ваш вопрос, действительно, к месту. И хотя будет несколько суховато, ответить на него я могу только цифрами. О чем говорят республиканские статданные? Взять ту же заготовку деловой древесины — по итогам 2004-го район занял третье призовое место в республике. По добыче золота мы стабильно идем на 4-ом месте среди восьми золотодобывающих районов. Район в 2004 г. вышел на второе место по заготовке пушнины. По вводу жилья на 1000 жителей с 27-го места переместились на 18-е. По обороту розничной торговли на душу населения — с 31-го на 13-е. Вот этот показатель об очень многом говорит. Значит, люди богаче стали жить, могут позволить себе покупать больше, делать крупные покупки. А деньги, как известно, из воздуха не берутся, их надо заработать: что-то произвести, оказать какие-то услуги...

И еще одну цифру назову, которая для меня очень многое значит. Уровень задолженности по заработной плате в 2003 году у нас был настолько высок, что район находился в самом хвосте списка, на 29-м месте. В 2004 году мы — уже на восьмом. Это значит, что благодаря поддержке Президента и Правительства, нам удалось снять многолетнее критическое напряжение по выплате заработной платы. Что это значит для настроения людей — и объяснять не надо.

— 2004-й год отмечен еще одним важным событием для района — республиканским Экономическим советом утверждена программа развития муниципального образования «Усть-Майский улус (район)» до 2007 года. Какие основные задачи предстоит решить в ходе ее реализации?

— Значимость подобных программ для муниципальных образований трудно переоценить. Сегодня мы ясно видим цели, знаем, по каким направлениям будем развиваться, источники финансирования, исполнителей тех или иных задач. Можем четко спланировать каждый шаг на три года вперед.

Финансовая составляющая программы — 1 млрд. 765 млн. рублей. Это не так мало для района. Финансируется она из четырех источников: федеральный бюджет — 1,9%, республиканский бюджет — 61,7 %, бюджет МО — 9,8% и внебюджетные источники — 26,6% от общих вложений.

Внебюджетные, то есть инвестиционные средства, будут привлечены на разработку золоторудного месторождения Дуэтское в Югоренке, что позволит снять социальную напряженность в этом поселке, возникшую после закрытия рудника «Юрский». Инвестиции в электроэнергетике пойдут на строительство ДЭС и линий электропередач, главный наш партнер здесь АК «Якутскэнерго». В отрасли связи средства направляются на строительство цифровых АТС и модернизацию оборудования, что позволит значительно улучшить качество электросвязи. В этой сфере мы тесно работаем с ОАО «Сахателеком». Привлекаться средства будут также для модернизации жилищно-коммунального хозяйства, строительства объектов сельхозназначения: коровников, конебазы, птицефермы и других. Значительные средства республиканского бюджета запланированы на завершение строительства круглогодичной дороги Усть-Мая — Амга — Якутск. Переломным станет 2006 год, на который выпадет финансирование в размере 580,8 млн. рублей, а всего на строительство и содержание дорог за три года будет направлено 623,6 млн. рублей. Предусмотрены ассигнования и на жилищное строительство, развитие объектов культуры здравоохранения, образования.

В экономическом плане реализация задач программы позволит выйти на новые рубежи в горнодобывающей, лесозаготовительной, перерабатывающей отраслях.

В целом реализация программы позволит добиться устойчивого развития всех отраслей экономики и создать прочную основу для социального и материального благополучия населения района.

— Владимир Васильевич, органы местного самоуправления еще только-только становятся на ноги. В республике формированию этого института гражданского общества уделяется самое серьезное внимание. А как эта работа продвигается в Усть-Майском муниципальном образовании?

— Федеральным законом не случайно определен переходный период для создания и становления местного самоуправления в течение 2003-2008 годов. Работа в этом направлении предстоит титаническая. В Республике Саха (Якутия) работает План совместных действий органов государственной власти и органов местного самоуправления по реализации федерального Закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». В рамках этого Плана наше муниципальное образование и ведет работу. Главной задачей 2004 года для нас стало формирование экономической основы местного самоуправления. Документально оформлен и принят в муниципальную собственность жилой фонд района, представляющий собой 504 объекта общей площадью 139 тысяч кв. метров. В течение года велась работа по передаче имущества и земель в муниципальную собственность. Арендная плата от этих объектов и должна составить основу бюджета МО. Гражданам и предприятиям на правах аренды предоставлено 250 земельных участков. И уже в этом году мы получим в бюджет от них 980 тысяч рублей.

В связи с вступлением в силу Земельного кодекса, ведется работа по переоформлению 18 земельных участков, ожидаем получить в местный бюджет еще 1 млн. рублей.

В 2004 году приступили к активному законотворчеству на местном уровне. Депутаты районного Собрания утвердили Положение об управлении муниципальной собственностью. После широкого обсуждения приняты Правила застройки и землепользования на территории МО, ряд других документов. Разработаны Уставы образовательных учреждений и они перерегистрированы в муниципальные, их учредителем стал глава МО. Все учреждения прошли лицензирование на право предоставления образовательных услуг.

Главной задачей 2005 года становится проведение выборов глав и депутатов на поселенческом уровне, разработка прогнозов развития и бюджетов поселков и сел на 2006 год. Основная организационная работа, конечно же, ложится на структуры районного муниципального образования.

Должен заметить, как председатель Союза глав муниципальных образований РС(Я), что в 2004 году органами государственной власти республики, Президентом В.А.Штыровым, Вице-президентом А.К.Акимовым, Правительством РС(Я), Государственным Собранием РС(Я) проведена исключительно огромная работа по развитию муниципальной реформы в Якутии. Без столь существенной поддержки государства муниципальные образования, конечно же, не смогли бы достигнуть сегодняшнего уровня развития.

2005 год ставит перед нами новые, не менее сложные задачи. И мы готовы решать их вместе с республиканскими органами власти.

Беседовал Николай МОЛЧАНОВ.

Hosted by uCoz