Лауреат Национальной премии России «Золотой лотос»


Победитель Всероссийского конкурса «Золотой Гонг-2004»

  
 

 

На первую страницу номера

На главную страницу журнала

Написать письмо

Поэту Д.Апросимову посвящается

Откуда мы пришли

Рассказ-легенда

Изображения, предназначенные для проведения обряда синкелаун.

По рассказам стариков, однажды в тайге случился великий мор, пали все домашние олени, собаки. Не стало в тайге всякого зверя и начался великий голод среди кочевого народа. Люди стали умирать семьями, родами. И собрал тогда старейшина кочевого племени большой совет, созвал всех, кто мог приехать.

Когда все, кто мог, собрались в Большом чуме, старейшина Боко держал свою последнюю речь:

— Братья. Настали для нас черные дни. Духи Огня забыли нас, духи Гор и Тайги отвернулись от нас, они забрали всех зверей! Чем мы провинились перед ними, я не знаю. Знаю одно, оставаться нам здесь нельзя. Пока есть силы, спускайтесь по боковым речкам до Великой Эбэ (р. Алдан). Там в среднем течении, говорят, имеется множество озер. В озерах должна быть рыба, по берегам озер и Великой Эбэ живут оседлые люди. Вам надо стать оседлыми людьми, учиться у них обрабатывать землю, держать скот и питаться озерной рыбой. Только так мы сохраним свой род, иначе все погибнем. Надо поскорее выйти из тайги. Известите всех об этом. И кто первым найдет хорошее место, пусть сделает знак «сурук» на берегу Великой Эбэ.

И стали спускаться с верховьев рек эвенки на плотах, берестянках, байдарках из шкур сохатого.

Первая группа из рода Эжан остановилась между речками Аллах-Юнь и Хампа и сделала «сурук» — знак из бересты, закрепленной на большой лиственнице, так, чтобы было видно издалека. Эта местность и поныне называется «Суруктах».

Вторая группа из рода Кюп проехала чуть дальше и остановилась у устья речки Нотора. Отсюда произошли названия сел Эжанцы и Кюпцы.

Рассказывают, что через некоторое время знак из бересты (сурук) упал, и последние группы проехали дальше, до Лены и остановились в Жиганском районе, там и поныне есть местность под названием Кюп-Эжан.

Как и предвидел старейшина рода Боко, пришлые люди-эвенки породнились с местными жителями якутами и соседними амгинскими, чурапчинскими, таттинскими улусами. Приняли их образ жизни, стали заниматься скотоводством, земледелием. Постепенно начали забывать охотничьи навыки, язык эвенкийский; живя в окружении якутов, приняли якутский язык, якутские обычаи.

По тогдашним обычаям и законам их начали крестить, давать имена и фамилии, а также назначали местных князьков. Так возникли по родам фамилии, в Эжанцах — Абрамовы, Атласовы, Винокуровы, в Кюпцах, в основном, Апросимовы, Андреевы, Илларионовы, Ягодины.

Первым кюпским князем был Ивашка Грозный Апросимов (Уордаах Уйбааскы). Грозным прозвали его за грубый, жестокий характер. Говорят, он был довольно богатым, имел много скота, держал несколько батраков-хамначитов, которых жестоко бил и заставлял работать. Все имел Ивашка Грозный, только бог детей не дал. Три раза заставлял он местного колдуна-шамана Ленкоя шаманить и просить у духа рода Апросимовых детей, но шаман ничего не мог поделать.

В последний раз три ночи подряд шаманил Ленкой и под конец сказал: «Благодаря моим стараниям, духи согласились дать тебе одного сына, только хотят узнать, какой тебе сын нужен? Дают тебе на выбор одного из двух: один умом слаб, будет исправно помогать по дому, по хозяйству, делать то, что скажут, жить будет долго. Второй, острый на язык и ум, сам будет управлять всем, добр к людям, в общем, всем хорош, только не долго будет жить. Кого выбираешь?

Ивашка Грозный долго думать не стал, сразу крикнул:

— Зачем мне сын — дурак, давай второго, умного.

Говорят, так появился на свет Николай Апросимов, впоследствии второй князь кюпский. Вопреки предсказаниям шамана Ленкоя жил долго, имел более десяти детей. В противоположность отцу Николай-князь был очень добрым, отзывчивым человеком. От него и пошел весь род Апросимовых.

Рассказывают, что однажды он в местности Кэрэхтэх убил черно-бурую лисицу и подумал, что это счастливое место, решил на том месте большой дом построить.

Решил прославиться и построил восьмигранный большой русский дом. Очень долго строили тот дом, когда закончили, не смог Николай-князь в нем зимовать, так как якутские камельки не могли прогреть такой большой дом. Зимовал рядом в маленьком балагане.

Говорят, все богатство отца истратил на постройку этого дома, да и детей стало больше.

Рассказывают, под старость так обнищал, что как следует не мог принимать богатых гостей из соседних улусов. Заранее договариваясь со старухой, перед гостями разыгрывал целые спектакли.

Князь Николай, сидя за столом, просил старуху угостить гостей всякими разными богатыми блюдами: оладьями, жирным мясом и т.д. А старуха, по разным причинам, во всем отказывала. А гости сидели, удивлялись только скупости старухи. И всегда уходили с мнением, что Николай-князь очень хороший, щедрый человек, только вот жена попалась плохая — скупая.


Скульптура мамонта сэли
из обряда сэвэкан.


Общий вид декорации обряда синкелаун.

* * *

Такие легенды существуют о первых Апросимовых села Кюпцы. От этих Апросимовых идет род эвенкийского поэта Дмитрия Апросимова. Он очень любил всякие рассказы, легенды. При жизни его я не успел ему рассказать эту легенду. Пусть сыновья его узнают, откуда мы пришли.

Николай ДЬЯЧКОВСКИЙ (НОТАР).

Hosted by uCoz