Лауреат
Национальной премии России
«Золотой Лотос»


Победитель
Всероссийского конкурса
«Золотой Гонг - 2004»


Победитель Всероссийского конкурса «Обложка года 2004»

Историко-географический, культурологический журнал. Издается с мая 1991 года.
  
 

 

На первую страницу номера

На главную страницу журнала

Написать письмо

 

ИЛИН

№ 1 (48) 2006

Историко-географический, культурологический журнал

Окно в Азию

КИТАЙ И ЯКУТИЯ: ГОРИЗОНТЫ СОТРУДНИЧЕСТВА

Дмитрий Осипов. Иван Рожин: "Мне крупно повезло, что посчастливилось работать в Китае"

Госкинохранилищу – 10 лет

Владимир Магидов. Аудиовизуальное наследие Республики Саха (Якутия) в надежных руках

Юрий Заболев. Хранители истории республики

Зоя Рожина.
“В них отражена информация о республике...”

Иван Жараев.
О первых киносъемках в Якутии

Наш фирменный товарный знак

Иван Жараев.
Как создавалось Госкинохранилище

Галина Охлопкова. Нормативно-правовая база

Андрей Зайков. Необходимо сохранить для будущего живые свидетельства…

Ая Яковлева. Хранители кинолетописи республики

Любовь Лобанова. Анализируя каждый кадр

Вера Никифорова. Ценные и особо ценные кинодокументы

Василий Пестерев. Гаранты качества и сохранности

Петр Романов. История развития Музея кинематографии

И будет электронный музей кино

Марфа Борисова. Авторские работы Госкинохранилища

Мария Сивцева. Печатная продукция Госкинохранилища

Ая Яковлева. Популяризация материалов фонда в СМИ

Марина Григорьева, Петр Романов. Создание Республиканского архива воспоминаний якутян – участников, ветеранов Великой Отечественной войны

Любовь Лобанова. Ежегодный республиканский конкурс "КИНОЛЕТОПИСЬ ЯКУТИИ"

Иван Жараев. Киноэкспедиция в Нижнеколымский улус

Любовь Романова. Кинофестивали, Дни кино

Инна Юрганова.
Из опыта работы с аудиовизуальной документацией в Республике Саха (Якутия)

Валентина Самсонова. Свидетели истории республики

Степан Емельянов. Остановленная натура

Юрий Васильев – Дьаргыстай.
При поддержке друзей и коллег

Роберт Донской. Возможность увидеть прошлое

Надежда Маркова. “Решаем все проблемы сообща...”

Василий Пестерев. Работая на будущее

Непреходящее

Анатолий Савинов. Где жили туруханские якуты?

Лена Федорова.
Об Олонхо и Тибете – в Нью-Йорке...

Александра Варламова. "И смешна, и трогательна, и готова на подвиг …"

Олег Сидоров.
Сатери Мусалимос: "Величие России продлится настолько, насколько она будет верна своим корням"

Петр Романов

История развития Музея кинематографии


Сивцева М.Г.


Жараев И.С., Сивцева М.Г.


Томский В.А.

Появление кинематографа в Якутии в начале ХХ в. стало играть важную роль в просвещении масс, воспитании зрителей, кино становится и театром, и книгой. Как выразился В.И. Ленин: "Из всех искусств важнейшим для нас является кино…". Именно через кинематограф не умеющее читать и писать, не знающее русский и другие языки население впервые приобщилось к мировой, русской культуре, ознакомилось с жизнью и бытом других стран. В этом состоит огромный вклад и общественное значение работы первых киномехаников и последующих поколений киноработников. С целью воздать должное кинематографу Якутии и его служителям, сохранить и воссоздать историческое наследие работников кино, был организован Музей кинематографии в Якутии.

Первое предложение о создании Народного музея кинематографии РС(Я) было отражено в Программе создания Госкинохранилища, разработанной И.С.Жараевым и утвержденной постановлением Правительства РС(Я) от 10 апреля 1996 г. № 157 "О создании Государственного национального хранилища кинодокументов о Якутии Управления кинофикации и киновидеопроката Министерства культуры Республики Саха (Якутия)". Впоследствии пункт о создании Музея кинематографии народов РС(Я) включен в Положение Госкинохранилища (п.4.15), разработанное В.В.Пестеревым и В.А.Томским и утвержденное постановлением Правительства РС(Я) от 5 декабря 1997 г. № 333 "Вопросы Государственного национального хранилища кинодокументов о Якутии". Для организации Музея было заключено соглашение между Государственным национальным хранилищем кинодокументов о Республике Саха (Якутия), Государственным фондом кинофильмов РС(Я), фирмой "Сахакинотехника", Союзом кинематографистов РС(Я), Организацией ветеранов кино РС(Я) от 14.01.1999 г. Договор был открыт для вступления в него с согласия первых создателей Музея заинтересованных организаций и предприятий.

На начальном этапе становления разрабатывалась концепция и тематическая структура музея, над которой скрупулезно работал идейный вдохновитель и талантливый организатор кинообслуживания населения республики Жараев Иван Спиридонович, являвшийся вначале (на общественных началах) директором Народного музея кинематографии. Он писал: "Будущий музей и его идейно-художественный замысел должен опираться на четыре основных объекта кинематографии: производство фильмов, их прокат, кинообслуживание и человека. Все они внутренне взаимосвязаны, взаимозависимы. Весьма условно схема экспозиции сводится к следующему: кинематограф и человек, человек и кинематограф. Кинематограф без зрителей не бывает, в то же время без создателей, без прокатчиков, без показчиков кинематограф не существует. Тенденция их отношений должна быть определяющей сутью и содержанием экспозиционной работы Музея".

В 1998-1999 гг. сотрудниками Госкинохранилища разрабатывалась научная концепция и тематико-экспозиционный план Музея кинематографии, был начат сбор экспонатов. Определились основные цели:

  • сохранить для будущих поколений историю развития кинематографии в Якутии;
  • воссоздать историческое наследие кинематографистов Якутии;
  • собрать в единый центр экспонаты, связанные с развитием кино в республике и ввести их в государственный фонд музеев, дать возможность посетителям ознакомиться с богатейшим фактическим материалом истории кинематографии Якутии.

Тематическая структура музея по первоначально разработанной программе должна была состоять из девяти разделов (тем):

  • первые шаги кино в Якутии (1911-1917 гг.);
  • создание самостоятельной государственной отрасли культуры в республике и ее развитие (1928-1957 гг.), распространение звукового кино, кино до и в период Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. и в годы восстановления народного хозяйства;
  • внедрение новых видов кинематографа и использование его в работе среди населения (1957-1985 гг.);
  • кино в годы перестройки и реформ (1985 г. – настоящее время);
  • кинематографисты – бесценное богатство кино Якутии;
  • будущее кинематографа в Якутии;
  • кинематограф в литературе и искусстве Якутии;
  • создание Музея кинематографии с "Домашним кинотеатром" и залом для просмотра фильмов;
  • в отличие от других Музей кинематографии в своей работе должен широко использовать различные технические средства (кино, видео, голографию, фото, лазерную запись и т.д.).

Обозначались основные направления деятельности Музея:

  • сбор, создание и обновление фонда и экспозиции;
  • культурно-просветительская деятельность;
  • научно-исследовательская деятельность;
  • издательское дело;
  • некоммерческая и финансово-хозяйственная деятельность.

Это было только начало, впереди было еще много работы, идей, видоизменений и различных дополнений. На первоначальный этап формирования музея ушли годы, за это время было просмотрено и изучено множество специальной литературы, получено немало консультаций от специалистов музейного и архивного дела по организации и созданию такого типа музеев. Это было время приобретения профессионального опыта. По всей республике начался активный сбор сохранившейся кинопроекционной аппаратуры, оборудования и документальных материалов по истории экранного искусства Якутии. 10 апреля 2001 г. в День пятилетия Госкинохранилища в фойе Театра юмора и сатиры была развернута первая выставка из собранных к тому времени экспонатов Музея кинематографии.

1 августа 2001 г. за № 06/48 был издан приказ о создании Музея кинематографии Государственного национального хранилища кинодокументов о Республике Саха (Якутия) (сокращенно "Музей кино"). Было окончательно разработано Положение Музея. Положение рассматривает музей как научное, просветительское, учебное и сохраняющее, восстанавливающее наследие кинематографистов Якутии учреждение. Директором Музея кино была назначена Сивцева Мария Гаврильевна, которая активно взялась за работу по сбору и комплектованию экспонатов. Планомерно началась пропагандистская, рекламная работа среди работников кино и населения, комплектование личных архивов работников кино, кропотливая работа с фотофондами, издание воспоминаний ветеранов кинематографии, воссоздание письменного и изобразительного наследия из Государственных архивных фондов. Но основной проблемой для надлежащей работы музея до сих пор остается отсутствие постоянного экспозиционного помещения, по причине которого фонды Музея скрыты от широких масс.

В октябре 2005 г. Музей кинематографии присоединили к вновь создавшемуся Историко – издательскому отделу Госкинохранилища.

Надо отметить, что на сегодня ни один музей в республике не располагает музейными коллекциями и музейными предметами, отражающими процесс становления и развития кино в Якутии. Наш музей необходим для будущих поколений, чтобы воссоздать пройденный исторический этап возникновения, становления кино в республике. Его необходимость диктуется самим временем.


Петр Петрович Романов, начальник историко-информационного отдела. 

Hosted by uCoz