Лауреат
Национальной премии России
«Золотой Лотос»


Победитель
Всероссийского конкурса
«Золотой Гонг - 2004»


Победитель Всероссийского конкурса «Обложка года 2004»

Историко-географический, культурологический журнал. Издается с мая 1991 года.
  
 

 

На первую страницу номера

На главную страницу журнала

Написать письмо

 

ИЛИН

№ 1 (48) 2006

Историко-географический, культурологический журнал

Окно в Азию

КИТАЙ И ЯКУТИЯ: ГОРИЗОНТЫ СОТРУДНИЧЕСТВА

Дмитрий Осипов. Иван Рожин: "Мне крупно повезло, что посчастливилось работать в Китае"

Госкинохранилищу – 10 лет

Владимир Магидов. Аудиовизуальное наследие Республики Саха (Якутия) в надежных руках

Юрий Заболев. Хранители истории республики

Зоя Рожина.
“В них отражена информация о республике...”

Иван Жараев.
О первых киносъемках в Якутии

Наш фирменный товарный знак

Иван Жараев.
Как создавалось Госкинохранилище

Галина Охлопкова. Нормативно-правовая база

Андрей Зайков. Необходимо сохранить для будущего живые свидетельства…

Ая Яковлева. Хранители кинолетописи республики

Любовь Лобанова. Анализируя каждый кадр

Вера Никифорова. Ценные и особо ценные кинодокументы

Василий Пестерев. Гаранты качества и сохранности

Петр Романов. История развития Музея кинематографии

И будет электронный музей кино

Марфа Борисова. Авторские работы Госкинохранилища

Мария Сивцева. Печатная продукция Госкинохранилища

Ая Яковлева. Популяризация материалов фонда в СМИ

Марина Григорьева, Петр Романов. Создание Республиканского архива воспоминаний якутян – участников, ветеранов Великой Отечественной войны

Любовь Лобанова. Ежегодный республиканский конкурс "КИНОЛЕТОПИСЬ ЯКУТИИ"

Иван Жараев. Киноэкспедиция в Нижнеколымский улус

Любовь Романова. Кинофестивали, Дни кино

Инна Юрганова.
Из опыта работы с аудиовизуальной документацией в Республике Саха (Якутия)

Валентина Самсонова. Свидетели истории республики

Степан Емельянов. Остановленная натура

Юрий Васильев – Дьаргыстай.
При поддержке друзей и коллег

Роберт Донской. Возможность увидеть прошлое

Надежда Маркова. “Решаем все проблемы сообща...”

Василий Пестерев. Работая на будущее

Непреходящее

Анатолий Савинов. Где жили туруханские якуты?

Лена Федорова.
Об Олонхо и Тибете – в Нью-Йорке...

Александра Варламова. "И смешна, и трогательна, и готова на подвиг …"

Олег Сидоров.
Сатери Мусалимос: "Величие России продлится настолько, насколько она будет верна своим корням"

НАШИ ПАРТНЕРЫ,
НАШИ ДРУЗЬЯ


Инна Юрганова

Из опыта работы с аудиовизуальной документацией в Республике Саха (Якутия)

Современное общество не мыслит своего существования без звукозаписи, кинематографа и телевидения, как массовых коммуникативных средств общения, политическая, социальная, культурная и историческая ценность которых неоспорима. Помимо этого необходимо учитывать значимость влияния аудиовизуальной информации на общественное мнение, её роль в популяризации информационных процессов.

Термин аудиовизуальный – "воздействующий на органы зрения и слуха" – получил широкое использование как дефиниция, охватывающая и движущиеся изображения, и звуковые записи всех видов. Аудиовизуальные документы составляют неотъемлемую часть национального культурного достояния народов, входят в состав Архивного фонда Российской Федерации и Республики Саха (Якутия) и обеспечение их сохранности является одной из задач архивов.

Аудиовизуальное архивирование не имеет официальной даты появления, оно выделилось из различных источников, в том числе под эгидой широкого круга научных, общественных и других учреждений – как естественное расширение спектра их деятельности и развивалось параллельно с ростом популярности и доступности кино- и видео артефактов. В конце XIX в. были предприняты первые попытки сбора аудиовизуальных материалов с юрисдикцией учреждений по сбору информации. В 1899 г. в Вене (Австрия) Академией общественных наук был основан Архив программ, предназначенный для сбора этнографических звукозаписей и явившийся первым официальным звуковым архивом в мире, в Лондоне Британский музей предпринимал попытки организации коллекции движущихся изображений в виде архива, Библиотека Конгресса США решала проблемы бумажных отпечатков первых кинопленок, а в Нидерландах в 1917г. был создан Центральный киноархив. Пионеры профессии аудиовизуального архивиста заложили отдельные концептуальные подходы, измененные и обогащенные временем.1

Современное аудиовизуальное архивирование, как академическая дисциплина, начало оформляться только в последние десятилетия ХХ в., когда появилась литература, включающая практическое руководство и исследования, базирующиеся, в том числе, и на поддержке ЮНЕСКО, рассматривающего его в качестве единой и отдельной специальности,2 попадающей под стандартные определения профессий сбора информации в Программах, Рекомендациях и Соглашениях ЮНЕСКО, по защите и доступу к документальному культурному наследию.3 С конца ХХ в. действуют международные федерации и ассоциации аудиовизуальных архивистов, представляющие собой многоуровневые форумы для сотрудничества.4

Обращаясь к проблемам изучения современного состояния кино- и видеонаследия Якутии, с позиций архивиста необходимо заметить, что это понятие многогранное и многостороннее, охватывающее все ценное и значимое, связанное с историей республики, так как съемка, фиксируя отдельные факты и события, является отражением исторического прошлого и настоящего республики. Архивные источники свидетельствуют, что первые сведения о кинематографе в Якутском крае относятся к началу прошлого века и связаны с проведением синематографических сеансов в здании Областного музея.5 Затем в городе появляются кинематографы П.И.Никулина и В.П.Приютова. В июле 1915 г. на одном из заседаний Городской Думы рассматривался вопрос о приобретении "за счет города кинематографа".6 Вопрос об "открытии действия городского кинематографа" обсуждался 21 декабря 1915 г. на комиссии "по делу о доставлении населению г. Якутска разумных развлечений" при участии городского головы.7

Власть советов, претворяя в жизнь изречение своего вождя о том, что "важнейшим из искусств является кино", всеми мерами способствовала распространению кинематографа на территории Якутской АССР, а учреждение в Якутске радио- и телестудии позволило создавать свою аудиопродукцию, по мере накопления которой возникла потребность её сбора, упорядочения и хранения.

Возникновение государственного хранилища кинодокументов в Якутии неразрывно связано с именами старейшин кинематографии республики и авторитетов в мире якутского кино И.С.Жараева и В.А.Томского, так как во многом благодаря их усилиям и увлеченности своим делом кинохранилище отмечает свой уже десятилетний юбилей. Тогда, в середине 90-х гг., в сложной экономической ситуации вопрос о создании подобного учреждения, требующего, кроме прочего, и специального материально-технического оснащения, казался нереальным, но инициатива ветеранов нашла поддержку и у Президента, и у Правительства республики.

В 1996 г. было образовано Государственное национальное хранилище кинодокументов о Республике Саха (Якутия).8 Руководство ГНХ изначально определило приоритеты своей профессиональной деятельности, одним из которых стало создание нормативно-методической базы аудиовизуального архивирования в Якутии. Аудиовизуальные документы являются объектом правового регулирования в различных сферах общественной жизни и если уважение к документам на традиционном носителе – бумаге воспитывалось веками, то по отношению к аудиовизуальным материалам такие традиции отсутствовали и зачастую кино- и видеосъемка вообще не воспринималась как документ.

В современной России действуют девять правовых актов федерального уровня, отражающих вопросы создания и хранения аудиовизуальной документации. С 1997 г. вступил в силу Закон Республики Саха (Якутия) "О кинематографии", затем были приняты Программы "Создание и развитие Госкинохранилища 1997-2000 г.", "Внедрение международных стандартов хранения и качества кинодокументов в РС(Я) на 2001-2005 г.", "Создание условий для духовного развития граждан РС(Я) на 2005-2010 г.", отражающие современные требования, предъявляемые к кинодокументации. В 2005 г. подписан республиканский Закон "Об аудиовизуальном наследии РС(Я)", не имеющий аналогов в Российской Федерации. Уместно отметить, что опыт организационно – правовой деятельности ГНХ во многом уникален, так как центры хранения (архивы) специализированной документации имеются только в общероссийском масштабе – Российский государственный архив кинофотодокументов, Российский государственный архив фотодокументов, а регионы, как правило, комплектуют кино-видео материалы в ведомственных архивах телестудий, музеях и государственных архивах (исключение составляет Республика Татарстан, где в 1999 г. был образован самостоятельный архив аудиовизуальной документации).

Квалифицированную помощь по проблемам методического обеспечения и координации вектора развития ГНХ оказывает Национальная Ассоциация аудиовизуальных архивов России, деятельность которой направлена на объединение архивных и других организаций, заинтересованных в обеспечении сохранности этих документов и их эффективного использования в интересах общества. Председатель Ассоциации, один из основателей отечественного аудиовизуального архивирования В.М.Магидов посетил Якутск в 2001 г. и с тех пор является постоянным наставником и добрым ангелом коллектива кинохранилища.

Сегодня, в начале XXI в., Государственное национальное кинохранилище выступает в качестве научно-исследовательского учреждения культуры по киноведению, фильмографии республиканского значения. В 2002 г. оно было передано в ведение Министерства культуры РС(Я). Сотрудниками ГНХ проведена большая работа по собиранию и популяризации кинонаследия Якутии, в его фондах собраны кинодокументы, созданные на протяжении восьмидесяти лет различными киностудиями и авторами, составляющие свыше 4 тыс. ед.хр., в том числе уникальных и особо ценных, как, например, киносюжет 1926 г. о съезде советских тюркологов в г.Баку, позволяющий увидеть лица И.Барахова, А.Софронова и Иванова-Кюндэ. Большинство фильмов о Якутии, произведенных за её пределами, благодаря поисковой работе сотрудников ГНХ, стало собственностью республики. Работа по отбору и приёму документов на постоянное хранение имеет несколько направлений и основана на творческих началах и плодотворном сотрудничестве.

Кинохранилище является организатором ежегодного республиканского конкурса "Кинолетопись Якутии", престижность участия в котором постоянно возрастает, предоставляя возможность выявления имен новых талантливых режиссеров и операторов. Помимо этого, проводится инициативное архивирование для создания киновидеолетописи республики, работа с держателями личных коллекций и организационно-разъяснительная работа в средствах массовой информации по вопросам приема кино- и видеопродукции. Сотрудники ГНХ целенаправленно участвуют в формировании современного фонда кинолетописи Якутии, организуя и проводя съемки всех значительных событий политической, общественной и культурной жизни города и республики. В хранилище создана постоянно действующая экспертная комиссия, оценивающая историческую значимость документов.

Важное значение для полноценной работы ГНХ имеет качественный уровень научно-справочного аппарата, совершенствование которого носит постоянный характер, что в итоге должно позволить оптимизировать учетную и поисковую систему для популяризации документального массива и введения его в научный оборот. За 1996 – 2006 гг. издано шесть каталогов документов ГНХ, опубликованы книги и сборники документов по истории кинематографии Якутии и ежегодно увеличивается количество обращений – запросов к кино- и видеофондам. В 2001 г. при хранилище был создан Музей кинематографии Якутии.

За десятилетний период приобретено необходимое оборудование, так как любой киноархив – это, прежде всего, научно-техническая база: дорогостоящее оборудование, требующее постоянного обновления и пополнения. Технические возможности хранилища не совершенны и, конечно, есть ещё значительное количество новинок, о которых приходится только мечтать, но в ГНХ созданы достаточные условия для качественного хранения и использования кинодокументов.

Юбилей – это время подводить итоги и обобщать накопленный опыт, уникальный в отношении хранилища кинодокументов, все достижения и успехи, все удачи и взлеты которого – итог деятельности небольшого коллектива единомышленников – сотрудников ГНХ. Творческий потенциал их огромен – идеи, замыслы, проекты, они всегда в движении, всегда в поиске. Экспедиции, съёмки, издательская деятельность – это лишь некоторые из видов профессиональной деятельности "киношников". Их увлеченность и преданность позволила Государственному национальному хранилищу кинодокументов о РС(Я) за небольшой десятилетний отрезок времени занять свою достойную нишу в ретроспективном информационном пространстве республики.

Пройдут годы и когда-нибудь далекий потомок, вглядываясь в кадры старой кассеты, вспомнит о тех, чьими руками и теплом души была сохранена память о нашей республике, о нас… 

Литература и источники

1. Эдмонсон Р. Аудиовизуальное архивирование: философия и принципы. – Париж: ЮНЕСКО, 2004. – С.2-6.

2. Там же. – С.7.

3. Например, "Рекомендации по охране и сохранению движущихся изображений" (1980); "Соглашения по охране неосязаемого культурного наследия" (2003); Память Мира: Общие рекомендации по охране документального наследия" (2002) и др.

4. Эдмонсон Р. Аудиовизуальное архивирование…- С.15 -16.

5. Документы кинематографии Якутии (из фондов Национального архива Республики Саха (Якутия)/ авт. – сост. И.С.Жараев. – Якутск, 2005. – С.6 – 15.

6. Национальный архив Республики Саха (Якутия) (далее НА РС(Я). Ф.165. Оп.1.Д.3232. Л.53-53(об.).

7. Там же. Л.66.

8. Далее – ГНХ.


Инна Игоревна Юрганова, к.и.н., зам. директора Национального архива РС(Я).

Hosted by uCoz