В наше «безвременье»,
как принято характеризовать
переходное время, особое значение
приобретают вопросы
государственного устройства России.
Какая нужна нам Россия: страна
толерантности и демократии или же
соответствующая расхожим выражениям
недавнего прошлого — «тюрьма
народов», «страна единого советского
народа»? Создается впечатление, что
Москва еще не знает чего хочет и как
хочет. Потому нам важно знать мнение
известных российских политиков,
ученых о федеративном устройстве
России.
Галина
Васильевна Старовойтова — одна из
самых интересных и неординарных
женщин-политиков России. Она
убежденный сторонник демократии,
человек, многое сделавший и делающий
для утверждения в России
демократических ценностей. Одна из
последних ее акций — участие в
создании Либеральной коалиции
реформаторских сил.
— Галина Васильевна, многие
политологи отмечают, что в
Российской Федерации нет
концептуальной национальной
политики. На Ваш взгляд, какие
существуют точки зрения на
федеративное устройство России?
— Да, я согласна, что подходы к
проблеме менялись. Они еще только
нащупываются за последние 8 лет. Еще в
далеком 89-м году мы с Андреем
Дмитриевичем Сахаровым предложили
Горбачеву проект Союзного договора,
где мы предлагали выравнять статус
субъектов союзной федерации: союзных
и автономных республик, областей. Все
могли бы напрямую выходить на центр.
Это первое. А во-вторых, чтоб сами
могли решать, какой объем полномочий
они делегируют федеративному центру:
экономических и политических. В-третьих,
они могли бы стать субъектами
международного права, международной
торговли. Как сейчас Татарстан или
Республика Саха, учитывая прямые
связи с «De Beers» и т.д. Но тогда это
резко отвергалось, хотя потом жизнь
фактически привела к этому. На
сегодня существуют два полюса, две
точки зрения на федеративное
устройство России. Один полюс —
либеральный, наш с Сахаровым проект,
есть и крайне шовинистический,
озвучиваемый в основном Жириновским,
хотя могут и другие политики
националистического направления
пойти по его пути. Их цель: упразднить
национальные республики, входящие в
состав Российской Федерации,
приравнять всех к губерниям. Это
нереально, слишком далеко зашла
суверенизация. Второй путь, если
попытаются реализовать его в России,
приведет к усилению центробежных
тенденций, социальному взрыву. Мы,
либералы, выступаем против этого.
— Как Вы бы охарактеризовали
сегодняшнее состояние Федерации?
— Здесь достаточно много
вопросов и проблем. Вот, к примеру,
Калмыкия. 350 тысяч населения,
аграрная республика в низовьях Волги.
Но она имела некоторые привилегии до
написания последней Российской
Конституции, по сравнению с
пятимиллионным Санкт-Петербургом,
культурным, историческим,
индустриальным центром. По сути дела
Санкт-Петербург — вторая столица,
окно в Европу. Но прав было меньше. Я
даже не говорю о символике: флаг, гимн,
герб. Было просто меньше прав. Мэр
Собчак так и не пробил разрешения на
свободную экономическую зону. В
итоге по России, по крупным, развитым
в экономическом плане регионам пошли
волнения. Россель провозгласил
Уральскую республику, за что был снят
Ельциным в порядке наказания, чтоб
другим неповадно было. Но народ все
равно выбрал его губернатором именно
за эти цели. И Волгоград, и Вологда, и
тот же Петербург... В результате
пришлось в значительной степени
выравнять статус членов Федерации в
новой Конституции. Наверное, это было
справедливо, если принять во
внимание все эти аспекты. Но надо
найти очень тонкий баланс между
федерализмом и уровнем суверенитета
республик, уровнем их автономии и
сохранения целостности единого
государства.
— Опыт какой зарубежной страны
ближе нам?
— На мой взгляд, в Федеративной
Республике Германия найдена
оптимальная модель. И мы скорее
ориентировались на опыт ФРГ, чем
Соединенных Штатов Америки, где и
уголовный кодекс разный,
соответственно и меры наказания
разные: в некоторых штатах есть
смертная казнь, в других нет. Но Штаты
не имеют опасности раскола страны.
Это в общем-то страна эмигрантов, не
имеющих решающего этнического
большинства ни в одном из штатов. И
только коренное население — индейцы
смотрят на проблему иначе. Они
понимают, как важно для самосознания
народа связь с территорией, землей, с
культурно-хозяйственным типом,
выработанным на протяжении веков
именно на этой территории, ландшафты
этой земли отложились в этническом
самосознании людей. Потому часть
американцев обычно не понимает
нашего подхода. И удивляются: почему
позволяете столько суверенитета
республикам, народам, считают, что
вообще не надо защищать коллективные
права, а только индивидуальные права
человека. Я против этого. Считаю, что
так говорят из-за непонимания
российских реалий. Очень часто
индивидуальные права обусловлены
защитой коллективных прав. И часто
индивидуумы готовы пожертвовать
частью своей свободы, своих
индивидуальных прав ради своей
этнической общности, ради ее
сохранения даже жертвуют своим
физическим существованием. Люди
гибнут, идут на войну, как это было в
Карабахе, Абхазии, Югославии,
Ольстере. Как же мы не можем принять
во внимание такой субъект права, как
этническая группа?! Я всегда выступаю
в защиту прав национальных
меньшинств, но надо еще определить,
кто и где меньшинство, на какой
территории. Есть еще так называемая
проблема несправедливости границ.
Граница — как правило, несправедлива.
Трудно найти прецедент государства,
где бы они были справедливы. Когда
происходят какие-либо изменения,
исторические, как было при распаде
СССР, то последствия этого
оказываются очень болезненными.
Скажем, проблема Крыма, Северного
Кавказа... Следствие этого —
разделенный русский народ, чувство
национального унижения, рост
шовинизма на этой почве, угроза
демократии, фактически угроза правам
тех же национальностей...
— Пример Чечни...
— Война в Чечне — это
преступление, которое никогда не
может быть прощено Президенту
Ельцину и тогдашнему правительству.
— Могут ли в данной ситуации
республики сами предпринять какие-либо
шаги? К примеру, судя по последним
высказываниям, Шаймиев не исключает
подписание прямых договоров с
субъектами Федерации. Или Приморье,
где также сильны центробежные
процессы.
— Если сегодня говорить о каких-то
договорах между республиками, как я
понимаю, речь пойдет по сути о новом
Федеративном договоре. Не исключено,
что договор 92-го года устарел. Но
нельзя ни в коем случае исключать из
переговорного процесса экономически
развитые области с подавляющим
большинством русского населения.
Есть такие общие вопросы, как система
коллективной безопасности,
региональное разделение труда, обмен
кадрами, сложившиеся исторические,
культурные связи и т.д.
Конечно, в Приморье есть
определенное региональное
самосознание. Но в любом случае надо
иметь в виду, что русские Приморья
ощущают себя русскими, европейцами
по психологии, хотя живут на Дальнем
Востоке, в Азии. Все-таки культурные,
исторические, ментальные,
религиозные связи, даже для людей
неверующих, ценностная база этих
связей все-таки очень важна.
— Каково положение России в
геополитике? Сегодня говорят о новых
отношениях: Север — Юг. Это
становится очень важным для всего
мирового развития.
— Россия лежит на перекрестке
направлений Запад-Восток, Север-Юг. И
Россия всегда будет ключевой страной.
Иностранцы это осознали после
некоторого периода вакуума. Поняли,
что с Россией придется считаться в
любой оси геополитических координат.
Россия — ключевая держава
евразийского континента.
Записал О.Сидоров.
г. Новосибирск.