Антология
эвенского фольклора
Павлова Т.В.
Образцы музыкального фольклора
эвенов Якутии. Рис. Е.А.Боголепова;
Эвенские тексты и перевод на
русский язык Даниловой А.А. —
Якутск. Нац. кн. изд. «Бичик». 1996. —
88 с.
Победитель конкурса
печатных работ «Молодежь и наука»
РС(Я) за 1996 год в области
гуманитарных наук
|
Вышел в свет сборник, включающий
тридцать семь образцов эвенского
музыкального фольклора,
представляющий собой первый в
музыкознании опыт
систематизированной демонстрации
музыкального творчества этого
этноса.
Фольклор народов Севера таит в себе
немало загадок и неоткрытых сокровищ.
Выход в свет настоящего сборника —
своего рода антологии эвенского
фольклора — можно считать событием в
музыкальной фольклористике, которое
непременно имело бы резонанс, если бы
не малый тираж этого регионального
издания.
Продумана структура сборника.
Собственно нотная часть обрамлена
вступительной статьей и
комментариями. Концентрированная по
мысли вступительная статья содержит
массу интересных сведений из истории
бытования, собирания и изучения
эвенского фольклора. Вступительная
статья воспринимается как эскиз к
будущей монографии, посвященной
традиционной музыкальной культуре
эвенов — настолько статья глубока и
многоаспектна. Особый интерес
представляет список литературы,
приведенный в конце статьи. В
комментариях в органичном сочетании
представлены контекст бытования
песни, условий ее функционирования в
традиции — с одной стороны, и анализ,
обобщение ее музыкально-стилевых
особенностей — с другой. Удачно
составлена таблица (с. 72)
взаимосвязей структур имманентно
музыкальных и внемузыкальных,
сюжетных. Украшает сборник
завершающая его галерея портретов
исполнителей. Этим самым автор
отдает дань уважения и благодарности
народным музыкантам, донесшим до нас
память многих поколений. Вообще в
таком отношении исследователя
традиции к ее носителям проявилась
набирающая в последние годы силу
тенденция к антропоцентризму, т.е.
когда в центре внимания оказывается
человек, творящий искусство. Этика
отношения Т.В.Павловой к
традиционным музыкантам проявилась
и в том повышенном внимании к
народной терминологии, которым
отмечена вступительная статья.
Пожалуй, одним из самых больших
достоинств сборника является
уровень нотировки музыкального
материала. Т.В.Павловой удалось
решить сверхсложную задачу, с
которой в той или иной степени
сталкиваются все исследователи
неевропейских традиций, — задачу
нотирования ненотируемого. Как
известно, во многих традиционных
культурах тембровая сторона
исполнения, связанная с
многообразными придыханиями,
вскриками, скольжениями голоса,
шумовыми эффектами,
звукоподражаниями и т.д., играет едва
ли не более существенную роль, чем
собственно звуковысотная,
методическая сторона. В науке
разработана целая система условных
обозначений, дополняющих нотную
запись, и позволяющих, насколько это
возможно, запечатлеть в транскрипции
традиционный звукоидеал.
Существующая система знаков
существенно дополнена обозначениями,
предложенными автором и
представленными в общей сводной
таблице, предваряющей нотировки.
О высоком профессиональном уровне
автора свидетельствуют
многоголосная транскрипция (№ 36), в
которой точно зафиксированы
тончайшие гетерофонные расхождения
голосов, а также изложение всех
нотаций с учетом принципов
структурно-аналитической графики,
введенной в научно-фольклористический
обиход и наиболее последовательно
разработанной профессором Е.В.Гиппиусом.
Сборник вводит в научный обиход
уникальный материал, представляющий
ценность для этномузыковедов,
фольклористов и этнографов,
занимающихся не только культурой
эвенов, но и исследователей, интересы
которых выходят за пределы
эвеноведения. Своим появлением
сборник отвечает и на запросы
исполнительских коллективов,
вводящих в свой репертуар
аутентичные образцы традиционного
музыкального искусства.
Мария РОДИТЕЛЕВА,
кандидат искусствоведения.
Санкт-Петербург. |