На первую страницу номера

На главную страницу журнала

Написать письмо

Николай КОЖЕВНИКОВ

Эрос,
информация,
свобода
воли

как фундаментальные параметры относительных равновесий

1. Основные понятия концепции
относительных равновесий в природе

Концепция относительных равновесий сводится к выделению в природе фундаментальных (не сводимых ни к каким другим) равновесий и связыванию природных систем с этими равновесиями. Фундаментальные равновесия можно рассматривать как предельные для всех остальных возможных равновесий. Механизм взаимодействия природной системы с фундаментальным равновесием определенного типа основывается на следующей гипотезе.

Каждая природная система при определенных условиях может образовать два предельных равновесия: относительное и инерционное. При протекании реальных процессов эти равновесия не достигаются, но их удобно использовать в качестве природной системы координат. В относительное равновесие природная система приходит, если ее внезапно изолировать и предоставить самой себе. Часть энергии рассматриваемой природной системы идет на образование ячейки фундаментального равновесия определенного типа, а остальная часть уравновешивает возникшую ячейку с окружающей средой. Можно сказать, что относительное равновесие — это внутреннее равновесие природной системы.

Другое равновесие является инерционным. В нем вся энергия, сосредоточенная в природной системе и в ее связях с окружающей средой, сопоставляется с ячейкой фундаментального равновесия того типа, который система обнаружила в себе, перейдя в состояние относительного равновесия. Это равновесие можно считать внешним и дополнительным к равновесию относительному. Эти два равновесия взаимосвязаны через ячейку фундаментального равновесия, которая может быть выявлена в рассматриваемой природной системе.

Математически эти равновесия могут быть охарактеризованы, во-первых, параметром фундаментального равновесия, который одинаков во всех частях подобной фундаментальной ячейки. И, во-вторых, энергией, связанной с этим фундаментальным равновесием (связанной энергией) — прямо пропорциональной параметру равновесия. Часто бывает удобнее рассматривать приведенную связанную энергию, т.е. частное от деления связанной энергии на параметр фундаментального равновесия.

Фундаментальное равновесие вместе с механизмом, обеспечивающим связь с ним природных систем через относительное и инерционное равновесие этих систем, можно назвать уровнем структурного равновесия соответствующего типа. По нашему мнению, в Природе могут быть выделены следующие структурные уровни: механический уровень (уровень единичных материальных точек), термодинамический уровень, уровень живого вещества, духовный уровень («живое вещество» включает в себя и неживое, если последнее обеспечивает замыкание циклов, обуславливающих существование живого). Выделение именно таких уровней объясняется тем, что им можно сопоставить фундаментальные равновесия, которые хорошо определяются экспериментально и теоретически анализируются. Вопросам, обосновывающим существование подобных равновесий, посвящены многие научные, философские и религиозные труды.

Существуют способы установления связи между природными системами и соответствующими фундаментальными равновесиями. В качестве примеров можно привести инерциальные системы в механике, квазистатические процессы в термодинамике. Для того, чтобы на основе эмпирически установленного фундаментального равновесия образовать структурный уровень, необходимо указать способ определения параметра равновесия P и соответствующей ему приведенной связанной энергии S. Произведения PS = D — связанной энергии для рассматриваемого фундаментального равновесия. Установим, что можно понимать под P и S для перечисленных выше уровней.

Для термодинамического уровня P = T, S = St (T температура, St — энтропия).

Для уровня живого вещества P = Fr, S = I. Где Er — эрос, параметр равновесия живого вещества, живых организмов; I — информация, соответствующая приведенной связанной энергии.

Для уровня сознания P = Fr, S = Sp. Здесь Fr — свобода воли, параметр духовного равновесия, Sp — духовность — приведенная связанная энергия [1].

Перечисленные структурные уровни связаны между собой, поскольку произведения параметров P и S равняются энергии, являющейся общей мерой всех процессов в природе. Но в пределах каждого уровня структурного равновесия перераспределения энергии между природными системами начинают проявляться посредством образования в них многочисленных промежуточных (метастабильных) состояний, для которых введенные выше понятия являются системой координат, т.е. все возможные механические процессы должны рассматриваться относительно инерциальных систем, жизненные процессы — относительно равновесного состояния живого вещества, процессы сознания — относительно духовности и т.д.

Перечисленные выше понятия мы выбрали исходя из того, что им присущи два свойства, являющиеся характеристиками фундаментальных равновесий природы. Это полнота рассматриваемых явлений и квазиравновесность в их изменениях. Параметры P и S для двух последних фундаментальных равновесий нуждаются в уточнении. Для этой цели мы используем результаты их исследования в естествознании, философии, а также используем идеи концепции, о которой говорилось выше.

2. Основы подхода к анализу параметров,
характеризующих фундаментальные равновесия

При исследовании основных параметров фундаментальных равновесий будем исходить из следующего:

1. Структурные уровни фундаментальных равновесий образуются в природе посредством самоорганизации следующим образом. В природной системе случайно возникает квазиравновесие, формально соответствующее фундаментальному равновесию. Для произвольной природной системы это состояние случайное, оно то появляется, то исчезает. Но однажды возникнув, подобное состояние начинает перестраивать природную систему на устойчивую взаимосвязь с относительным и инерционным равновесиями, которые могут быть образованы природной системой в процессе ее взаимосвязей с окружающей средой. Последние, являясь экстремальными квазиравновесиями системы, энергетически более выгодны. В процессе такой перестройки система становится частью структурного уровня. При этом меняется взгляд и на систему, и на происходящие с ней изменения. То есть каждая такая природная система участвует в образовании некоторой естественной системы координат и затрачивает часть своей энергии на то, чтобы обеспечить взаимосвязь с этой системой координат. В самом деле, более естественно рассматривать механические процессы с точки зрения диссипационной их части, термодинамические процессы — с точки зрения естественным образом образованной связанной энергии — анергии [2], а жизненные и духовные процессы — с точки зрения страданий: физических и духовных. Именно физические страдания приводят к духовности, а духовные страдания — к Богу. Но почему-то природа устроена так, что нужно некоторое напряжение, «противоестественное усилие», чтобы, например, человеку встать на точку зрения естественной системы координат. Человек, как правило, стремится все рассматривать как раз с точки зрения благополучия, его интересуют активные незакомплексованные личности, в механике и термодинамике его интересует активная часть энергии, эксергия. И это определяет конкретные представления в различных сферах человеческой деятельности.

2. Параметры фундаментальных равновесий, о которых говорилось выше, исследовались многими мыслителями. При этом мало они рассматривались в свете предельных состояний человека или других природных систем. Например, через смерть. Если исходить из концепции относительных равновесий, то такой подход представляется нам вполне естественным. Подчеркнем, что и параметр равновесия Р и приведенная связанная энергия S возникают в результате уравновешивания ими всех возможных взаимодействий, существующих в природной системе и характеризуют соответствующее фундаментальное равновесие. Эта особенность понимается как некоторый структурный энергетический предел, и именно в качестве подобного предела эти параметры только и могут иметь место в природных системах.

3. Наиболее простой способ исследования уровня фундаментального структурного равновесия заключается в выделении единственного структурного уровня и внешней к нему окружающей среды. Стремление создать подобную конструкцию можно обнаружить и в Евангелиях и в механике Ньютона и у многих других выдающихся мыслителей. При этом часто выделенный подобным образом структурный уровень абсолютизировался вместе с соответствующими ему параметрами фундаментального равновесия. Например, пространство объявлялось основной характеристикой материи и время связывалось только с ним, или Природа заполнялась Духом и все происходящие в ней процессы объяснялись его саморазвитием. На роль универсального параметра природы до сих пор претендуют и энтропия и информация. В реальных условиях одновременно существуют фундаментальные равновесия различных типов. И если в Природе выделяется один структурный уровень, то это означает прежде всего выделение природных систем определенного качества и , кроме того, означает, что любой из упомянутых выше структурных уровней может рассматриваться в качестве уровня, выделенного как «единственный».

Используя сформулированные выше характерные черты параметров фундаментальных равновесий, проведем последовательный анализ таких понятий, как «живое вещество», «информация», «эрос», «свобода воли». Что касается «духовности», то представляется целесообразным посвятить ей специальную работу.

3. Живое вещество и информация

Уточним некоторые понятия, использованные выше при определении различных типов уровней структурного равновесия.

Понятие живое вещество введено В.И.Вернадским. Он много писал об этом понятии в своих работах, допуская различные вариации в даваемых формулировках. Но основной акцент сделан на взаимосвязи в функционировании живого и неживого. В частности, Вернадский писал: «Между косной безжизненной частью биосферы и живыми веществами, ее населяющими, идет непрерывный материальный и энергетический обмен... Этот обмен выражается закономерно меняющимся, непрерывно стремящимся к устойчивости равновесием [3]. Можно сказать, что живое вещество представляет собой планетарную систему, в котором устойчивость живых организмов обеспечивается посредством циклических процессов с косной (неживой) окружающей средой. Живое, выхваченное из природы, не может быть устойчивым, не может быть связанным с фундаментальным равновесием (как его элемент). А живое вещество существует в виде устойчивой оболочки.

Определения информации [I] многочисленны и достаточно запутанны, поскольку первоначально I была введена для технических систем, благодаря своему формальному сходству с энтропией Больцмана [4]. И уже потом определена для живых организмов [5].

Информация, согласно функциональному (функционально-кибернетическому) подходу, присуща лишь самоуправляемым системам, составляющим биологическую и социальную форму движения.

Согласно атрибутивному подходу, информация мыслится как свойство всех материальных объектов (или как свойство всей материи), то есть предполагается, что она является свойством всех неживых (физических и химических) объектов [4].

В рамках представлений концепции относительных равновесий, информация является приведенной связанной энергией для уровня живого вещества. Поскольку уровни структурного равновесия устроены по общей схеме, то и между соответствующими приведенными связанными энергиями есть общее. Но основные параметры структурных равновесий должны рассматриваться, прежде всего, каждый на своем уровне. Для приведенных связанных энергий это означает, что энтропия должна рассматриваться на термодинамическом структурном уровне, информация — на уровне живого вещества, духовность — на уровне духовного фундаментального равновесия. А уже потом, в случае необходимости, эти понятия могут использоваться на соседнем структурном уровне. Тогда становится ясно, что энтропия Клаузиуса относится к термодинамическому уровню, а энтропия Шеннона-Больцмана представляет собой конструирование понятия информации с точки зрения соседнего термодинамического уровня. Среди первоначальных определений информации (К.Шеннона, Л.Бриллюэна, Р.Фишера) наиболее наглядным является определение Бриллюэна, согласно которому с точностью до постоянного множителя количество информации I совпадает со статистическим определением энтропии по Больцману. Это формальное обстоятельство послужило основанием для введения понятия «энтропия источника сообщений» [6]. Здесь именно постоянный множитель разделяет понятие «информации» и «энтропии». Если разномерность k [Дж/град], то это будет энтропия, если [бит], то — информация. Использование аналогий с термодинамикой запутало в данном случае существо вопроса. Понятие информации и другие подобные ему фундаментальные понятия должны определяться для соответствующего ему фундаментального равновесия одновременно с параметром этого равновесия.

Именно информация играет определяющее значение для живых организмов, писал, отождествляя ее с негэнтропией, Э.Шредингер [7] и обосновывали это утверждение многие другие авторы, исходя из его идей. Действительно, все протекающие на жизненном уровне процессы так или иначе связаны с информацией, начиная с генетического кода до выбора живым организмом модели поведения. Если же не определять информацию постулатом, как основную характеристику живого вещества, то трудно охватить все многоообразие этого понятия. Как отмечал известный советский математик А.Н.Колмогоров, едва ли удастся охарактеризовать информацию во всех случах с помощью одной числовой величины, поэтому любой подход к ее количественной оценке представляет собой по существу ту или иную форму ограничения общего понятия. Известный советский ученый Н.Н.Моисеев пишет об информации так [8]: «Смысл этого термина вряд ли может быть объяснен достаточно точно. Я думаю, что его следует относить к числу «первопонятий», подобных материи, духу, о которых можно писать книги, но дать их однозначное определение невозможно! Используя подобные понятия, я стараюсь следовать принципу лезвия Оккама: не употребляй сущностей без надобности. В физике и химии при описании процессов, протекающих в веществе, можно обойтись без понятия «информация». Это очень верные, по нашему мнению, мысли, подтверждающие связь понятия информации с фундаментальным равновесием, соответствующим живому веществу.

4. Эрос

Эрос (гр. Eros) — чувство любви, понимаемое как сила, организующая хаос и праматерию и выступающее источником их развития. Отождествляется с богом любви древнегреческой мифологии Эротом. Эрос [Er] характеризует любовь, толерантность. Определить его можно как параметр равновесия живого вещества, обеспечивающий способность некоторого его объема переработать информацию, необходимую для воспроизводства живого вещества. То есть этим подчеркивается фундаментальное свойство живого — способность к размножению. Другим фундаментальным свойством эроса является его тесная связь с информацией. Эти понятия могут быть введены только одновременно, одним постулатом. Аналогично, например, тому, как в термодинамике энтропия и температура вводятся одним принципом — вторым началом термодинамики.

Понятие «эрос» сформировалось в греческих мифологии и философии. Эрос был подробно исследован Гесиодом и орфиками. Не вдаваясь в различия, присущие этим учениям, отметим, что эрос понимался в них как космическое начало, животворящее и всепроникающее. Этот Эрос организует мир и объемлет его. «Однако греки знали еще и другого Эроса: лирического, Эроса индивидуального влечения» [9]. Этот Эрос воспет поэтами и трагиками, его чтут и боятся.

Наиболее полно, в эпоху античности, Эрос был исследован Платоном. Эта тема развивается в «Федре», «Пире», затрагивается в диалоге «Лизис». Платон представляет Эрос как влечение к сверхестественному миру идей. В диалоге «Пир» Платон пишет, что бог Эрот, «разлитый» во всей природе, во всем сущем, олицетворяет жажду целостности и стремление к ней [10]. У Платона Эрос означает существенную и несводимую функцию души, функцию стремления, уходящую в бесконечность и многообразную по содержанию, но всегда направленную на возрастание бытия, на его «валоризацию» [11]. (Валоризация (фр.) означает повышение, сублимацию. Сублимация — это возведение к высшему, возвышение, поднятие, облагораживание).

Платон также связывал Эрос с влюбленностью в жизнь, жаждой полноты и полноценности, рождения в красоте, жаждой вечной жизни. Он считает, что тендирующее движение Эроса направлено на наиболее возвышенное и высокое. Используя Эрос, Платон понимает тайну любви как состояние, «которое хоть на время дает общение с чужой душой и через то воссоединение с потерянным всеединством» [10]. Платон выделяет четыре стадии как элементы одного и того же Эроса (эрос прекрасных тел, эрос душ и их порождений, обширное море красоты всего мира, то первично-прекрасное, которое ни рождается, ни погибает, ни увеличивается, ни оскудевает — высшая стадия Эроса). У Платона культура также является свободным саморазвитием эроса.

Эрос тесно связан с человеческим сердцем: «...сердце есть центр любви, а любовь есть выражение глубочайшей сущности личности. Мы любим не умом, не познанием, а сердцем. И даже самый этот ум и само познание мы любим сердцем». Кроме того «сердце есть озаряющий центр, но вместе с тем тяготеющий центр. Сердце есть умное видение, но вместе с тем умное делание! Сокровенное я есть знание и любовь, гносис и агапэ, свет логоса и тепло любви — в нераздельном единстве» [12].

В эллинистических философских системах Эрос низводится до уровня опасной «страсти» (патос). Он угрожает квазиравновесным состояниям мудрецов того времени: апатии стоика, атараксии эпикурейца.

В «ниспровержении» Эроса активное участие приняло христианство. В Ветхом завете имеет место естественное совмещение стремления человека к основным фундаментальным природным равновесиям. Новый завет начинает с выделения одного уровня структурного равновесия — духовного. И любовь здесь соответственно рассматривается как духовная. «Христианство дало Эроту, — как остроумно писал Ф.Ницше, — выпить яду: он, положим, не умер от этого, но выродился в порок».

Но уже в эпоху патристики Дионисий Ареопагит, Максим Исповедник (V в.н.э.) продолжили платоновское обобщение Эроса. Дионисий в «Небесной Иерархии» разработал грандиозную систему восхождения от низшего к высшему, осуществляемую силою Эроса. Он выделяет «эрос физический, эрос душевный, эрос духовный (умный), эрос ангельский, эрос божественный». По нашему мнению, подобные уровни могут рассматриваться как этапы восхождения от одного промежуточного равновесия к другому и в конечном счете — восхождению к фундаментальному природному равновесию. Таким образом, Дионисий Ареопагит и Максим Исповедник как бы распространяют понятие «эрос» на все квазистатические процессы, существующие в пределах живого. Максим Исповедник понимал под эросом божественную силу, стягивающую и связывающую воедино весь космос и всякую вещь. Из любви Бог связал ее воедино со своей собственной Ипостасью, чтобы «остановить ее беспокойство» и привести ее к себе. Во времена этих авторов уже появилось понятие «агапэ», которое выделяли из эроса, но Максим Исповедник считал понятие эроса более общим и, по-видимому, более удобным.

Эросом интересовались и представители немецкого классического идеализма. Фихте называл Эрос «аффектом бытия». Если исходить из концепции относительных равновесий, то здесь можно увидеть нечто общее с античными представлениями об Эросе как об алогичном пути к Абсолюту. Шеллинг допускал существование знания мистического рода, источником которого является интеллектуальное созерцание, единое с эросом в его страстном стремлении к вечности.

На рубеже XIX—XX веков к проблеме Эроса обратился З.Фрейд. Он жил в эпоху господства реальности, в эпоху, когда реальность имела репрессивный характер. Поэтому Эрос у Фрейда количественно и качественно разрастается и служит средством противодействия репрессивному в реальности [12]. Он выступает защитой от хаоса, окружающего человека, способом приближения человека к относительным природным равновесиям.

В этих представлениях переосмыслено и значение смерти. С одной стороны смерть противостоит эросу, а с другой — связывает его со свободой. «Жизнь как целое, свободу можно «испытать», только положив на весы собственную жизнь. Смерть и тревога ... как страх за собственное «бытие вообще» — суть необходимые пределы человеческой свободы и удовлетворения» [13].

С некоторых общих позиций эротическое и духовное рассматривает В.В.Розанов. Его подход к этой проблеме поражает своей необычностью и глубиной. Многие страницы его произведений как бы посвящены исследованию параметров относительных равновесий.

Розанов пишет о феноменах, когда сильнейшие эротические стремления соединяются с проявлением религиозного восторга. «Но если мы допустим, что пол и действительная истинная религия имеют не только корневую близость, но и корневое тождество, единство, слияние или, точнее, целость одного и того же существа, то все эти феномены не только объясняются, но мы о них скажем, что «иначе и не могло быть». ...Ясные и спокойные явления двух этих порядков текут не только рядом же, но это есть даже одна текущая река, одни воды, дающие в одной части спокойную и ясную религию, как наше отношение к Богу, как связь Небом, как чувство Судьбы и Провидения, как мистику и трепет перед «миром Иным», «миром Еще», поверх эмпирической, наличной действительности, и в другой части влекущее... к жизни бесконечной здесь на земле...»

Люди, у которых сексуальность уравновешена другими энергетическими взаимодействиями с окружающей средой, формировали систему координат для человечества. Жизнь этих людей можно представить в виде последовательной смены квазиравновесных состояний. В рассмотрении этих людей Розанов переносит акценты на исследование взаимосвязей их с окружающей средой. «Мечты длинны, мечты бесконечны... Все существование — кружевное, паутинное, точно солнышко здесь не играет, точно это зародилось и существует в каком-то темном, не освещенном угле мира. Тайна мира. В характере много лунного, нежного, мечтательного; для жизни, для дел — бесплодного; но удивительно плодородного для культуры, для цивилизации. Именно паутина, и именно — кружево, с длинными нитями из себя, завязывающимися со всем» [14].

Из вышесказанного можно заключить, что разными мыслителями в разные эпохи эрос рассматривался как своеобразный путь к Абсолюту, как способ постижения бытия. Он, также как «живое вещество», отличается от всех других понятий, характеризующих живое, полнотой, Но если в случае живого вещества для выражения этой полноты используется соседний уровень структурного равновесия, характеризующий неживую природу, то эрос связан с духовным. И не случайно его энергия через сублимацию может преобразовываться в духовное. Эрос часто рассматривался как энергия, направленная на творчество в широком смысле этого слова.

Эрос — это состояние любви, соответствующее квазистатическому процессу. То есть такой процесс, который может равновесно перетекать из одного состояния в другое. Отсюда полнота этой любви и ее способность проникнуть во все закоулки живого. В этом коренное отличие эроса (эротики) от всех других проявлений любви — в виде страстей, аффектов. Неравновесные любовные стремления можно называть сексуальными проявлениями (сексуальностью). В них цель, объект вожделения заслоняет процесс. О процессе, в этих стремлениях, никто не думает, процесс в силу своей неравновесности причиняет страдание, боль, поэтому его хотят миновать как можно скорее. В Эросе, наоборот, главное процесс. Человек в этом состоянии как бы плывет в море любви. Объекта любви здесь как такового нет; он слит с процессом, обеспечивая его существование. Только такое понимание «эроса» позволяет рассматривать его как параметр фундаментального равновесия Er.

5. Свобода воли

Свобода — понятие, означающее возможность беспрепятственного внутреннего самоопределения человека в выполнении тех или иных целей и задач личности. Свобода воли [Fr] — понятие, означающее возможность беспрепятственного внутреннего самоопределения человека в выполнении тех или иных целей и задач личности.

Свобода воли — одно из центральных понятий религии и философии. Именно это состояние возникает при погружении в Евангелие, в великие философские системы, в выдающиеся произведения искусства. Параметр Fr характеризует состояние сознания, способное к восприятию и порождению любой мысли, переработке возможных ощущений. Это состояние — некоторый предел структурной организации энергии, при котором возникает духовность. «Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное» — первая заповедь Иисуса Христа из Нагорной проповеди подчеркивает существование этого предела и также может считаться определением духовности. Таким образом, духовностью является пребывающее в равновесии сознание, допускающее свободу выбора (воли). Также как и для рассмотренных выше основных параметров равновесия, на уровне фундаментального равновесия, соответствующего духовности, существует взаимопереплетенность параметров «духовность» и «свобода воли». Духовность — это сознание, находящееся в прямом соответствии с Fr (свободой воли).

Свобода воли тесно связана с потенциальностью человеческой природы. Между тем потенциальность является глубочайшей характеристикой человеческой природы, проявляясь «во всем сложении ее, по всем направлениям, в разуме, как и в чувстве, как и в воле... То, что вскроется в этой системе ожиданий, есть ожидаемое всем человечеством, для всех одинаковое, для каждого должное и под незыблемым покровом чего лежит свобода личности. Воля, найдя здесь для себя закон, находит и ограничение, но с тем и твердость действия, которой не знало прежде» [15].

Евангельский принцип самоотвержения это и принцип высочайшей свободы человека. Самоотвержение осуществляется «не ради себя самого, иначе <оно — Н.К.> бессмысленно как самоубийство. Оно может быть сделано под точкою зрения блага жизни — человек может отвергнуть себя для наличной жизни только в интересах другой жизни, но не чужой, а непременно своей собственной» [16].

Христианская любовь «агапэ» также происходит из свободы воли. «В духовной любви нет пристрастия: она есть любовь ко всякому человеку. Это потому, что христианская любовь, по своему содержанию, есть прежде всего любовь к Богу и к другим только в Боге.

Естественная любовь служит подготовительною формою любви духовной. Любовь божественную мы можем восприять, потому что естественно знаем любовь, можем восприять своею естественною способностью любви. Вот почему теплохладность далека от царства Божия [17].

Свобода воли характеризует уравновешенную полноту всех видов энергетических взаимодействий человека с окружающей средой, связанных с сознанием. Часто подобное уравновешивание принимало форму нравственного закона. О связи последнего со свободой воли прекрасно писал М.К.Мамардашвили. «Нравственный закон — действительно чудо в том смысле слова, что в виде некоторого простого и самодостоверного ощущения или восприятия может быть дано то, что в принципе можно было бы знать и иметь, только пройдя бесконечную цепь причинных связей и опосредований, охватив весь мир и потом придя к необходимости — действия здесь. А оно дано в виде простой ... нравственной очевидности... А в области очевидности эти сплетения даны в некотором свернутом виде. Это и есть чудо, на которое способен только человек. Это чудо — появление и результат вторжения в космос человеческой формы, указующей на сопряженный с ней элемент, на свободу. Человеческая форма — это канал, через который в космосе существует феномен свободы или свободного действия, явления, для которого причинные связи могут оставлять лишь пустое пространство... А пустота есть то, для чего не может быть никакой причины. И тогда мы можем сказать, что человек — это такое существо, которое может находиться в состояниях, для которых невообразима никакая причина» [18].

Таким образом, свобода воли может возникнуть только тогда, когда учтены все возможные формы энергетических взаимодействий человека с окружающей средой. Только в этом эти взаимодействия могут быть уравновешены посредством нового качества — духовности. Этот момент самый интересный и важный. Взаимодействия, присущие живому, уравновешиваются не посредством друг друга, а посредством оболочки нового качества, которую они порождают.

6. Дуализм в понятиях, определяющих
фундаментальные равновесия

Обобщая идеи концепции относительных равновесий и все, что было выше сказано об информации, эросе и свободе воли, можно прийти к одному удивительному и парадоксальному выводу: в основных параметрах равновесия заключен некоторый дуализм. Более простым образом это можно сформулировать как совмещение в отмеченных параметрах феноменологических и онтологических представлений. То есть параметры могут быть определены (постулированы) в пределах одного уровня структурного равновесия. Либо они выражаются посредством параметров, характеризующих соседний уровень структурного равновесия.

В физике существует много примеров подобного дуализма. Рассмотрим один из них — различные способы истолкования температуры. Механика возникла и изучается раньше термодинамики и подобное положение дел представляется совершенно естественным. И вместо теоретической температуры, также совершенно естественно, в процессе развития физики, воспринимается разность температур — выявляемая экспериментально. Представление о температуре как о разности температур гораздо проще для человеческого сознания. Закрепляет все эти представления постулат о существовании эмпирической температуры, который называют иногда нулевым началом термодинамики. Что касается термодинамической температуры, то она вводится вторым началом термодинамики одновременно с энтропией, посредством весьма абстрактных рассуждений. Но венцом рассуждений о температурах является обоснование равенства температур: термодинамической и эмпирической (своего рода термодинамический принцип эквивалентности).

Аналогичные выводы уже были сделаны в отношении энтропии и информации. Этим вопросам посвящена многочисленная литература и выше мы немного касались обозначенной проблемы. В отношении эроса и свободы воли вопрос об их дуализме в явном виде не ставился, хотя имеется много примеров подобного дуализма в религиях, в философии и в литературе.

Если мы сравним агапэ и эрос в том смысле, как мы его определили выше, то увидим, что их сходство в том, что оба понятия описывают квазистатические процессы. Именно через это возможно взаимодействие соседних уровней структурного равновесия и Всеединство в природе. Если каждое из этих понятий понимать в расширенном (обобщенном) виде, то можно охватить и область, определяемую вторым понятием. И этот дуализм различными способами вытались выразить многие мыслители. Так, по Платону, существуют две Афродиты: простонародная, рожденная из пены, которая сама рожает детей и Небесная Афродита, Афродита-Урания. Она бесплодна, но зато рождает образы, фантазии, философии, молитвы.

Свобода воли также может быть сформирована процессами, соответствующими фундаментальному равновесию живого вещества, например, физическими страданиями или она возникает вместе с духовностью, как инерционная оболочка, «окутывающая» человека как бы свыше. Дуализм параметров фундаментальных равновесий является глубокой проблемой, которая в настоящей работе лишь намечена.

 

ЛИТЕРАТУРА

1. Кожевников Н.Н. Концепция относительных равновесий в природе. Якутск, 1995, с. 88.

2. Жуковский В.С. Термодинамика. — М., «Высшая школа», 1983.

3. Вернадский В.И. Живое вещество. — М., «Наука», 1978.

4. Бриллюэн Л. Наука и теория информации. — М., Физматгиз, 1960.

5. Петров Ю.П. Информация и биосфера. — // Информационные проблемы изучения биосферы. — М., Наука, 1992, с. 137—147.

6. Поплавский П.Р. Термодинамика информационных процессов. — М., Наука, 1981.

7. Шредингер Э. Что такое жизнь? — М., Атомиздат, 1972.

8. Моисеев Н.Н. Человек и ноосфера. — М., «Молодая гвардия», 1990.

9. Лосев А.Ф. Эрос у Платона. // Вопросы философии. № 12 — 1988, с. 121—139.

10. Платон. Избранные диалоги. — М., «Художественная литература», 1963, с. 118—184.

11. Вышеславцев Б.П. Этика преображенного эроса. — М., «Республика», 1994, с. 368.

12. Вышеславцев Б.П. Сердце в христианской и индийской мистике. // Вопросы философии. № 4, — 1990, с. 62—87.

13. Маркузе Г. Эрос и цивилизация. — Киев, «Port-Royal», 1995, с. 315.

14. Розанов В.В. Люди лунного света. Метафизика христианства. // Собра. соч. в 2-х тт., Т. 2 — М., «Правда», 1990, с. 712.

15. Розанов В.В. Цель человеческой жизни. // Смысл жизни. Антология. — М., «Прогресс», 1993, с. 19—64.

16. Несмелов В.И. Вопрос о смысле жизни в учении новозаветного откровения. Смысл жизни. Антология. — М., «Прогресс». 1993, с. 65—92.

17. Тареев М.М. Цель и смысл жизни. // Смысл жизни. Антология. — М., «Прогресс», 1993, с. 123—242.

18. Мамардашвили М.К. Проблема человека в философии. // — М., Политиздат, 1991, с. 8—22.


Николай Николаевич КОЖЕВНИКОВ, профессор кафедры философии Якутского государственного университета.

 

Яндекс.Реклама
диктофоны мини.. консьерж служба лучший производитель и консьерж служба дорогой магазин.. химчистка ковров арбатская
Hosted by uCoz