— Свой
путь в искусство я начала, вообще-то,
с хореографической студии. Потом мне
предложили заниматься по классу
скрипки, но я все-таки выбрала
фортепиано. Училась, но моя душа
смутно и неопределенно стремилась к
чему-то другому, но к чему — в том
возрасте осознать я не могла. Одно
знала твердо, что музыка — моя судьба...
И вот в музыкальном училище у нас
стали преподавать предмет «концертмейстерство».
Дело в том, что пианист,
аккомпанирующий певцу, должен стать
его частью и суметь слиться с ним в
единое целое. Он помогает ему своей
инструментальной поддержкой
раскрыться и во всей полноте
преподнести слушателям свое
прочтение того или иного
музыкального произведения. Чтобы
достичь этого, хорошему
аккомпаниатору необходимо обладать
«вокальным» слухом. Я, будучи
концертмейстером, пропевала про себя
партию певца — для того, чтобы
осознать все тонкости нашего с ним
ансамбля. Чувствовала, что меня
неудержимо влечет к пению и
затягивает все больше и больше. У
меня внутри что-то шевельнулось и
будто шепнуло мне: «Вот оно — твое!».
Я начала пробовать голос и в конце
концов пришла к убеждению, что хочу
петь. Решила прослушаться на
вокальном отделении.
— Ну и как?
— Меня прослушали, даже в
горло заглянули и авторитетно
сказали: «Занимайтесь-ка своим делом.
Петь вы никогда не будете». Только
одна Венера Николаевна Сыллырова —
чуткий, добрый, отзывчивый человек,
смогла тогда что-то во мне разглядеть
и стала со мной заниматься. Все-таки
очень важны в самом начале трудного
пути поддержка, участие и доброе
слово. Как певица я состоялась только
благодаря этому прекрасному
педагогу. Я всю жизнь буду бесконечно
признательна ей за то, что она
вселяла в меня надежду и веру.
Венера Николаевна всегда
указывала на мои ошибки и недостатки,
причем делала это очень корректно и
ненавязчиво. Учила меня не только
вокальному мастерству, но и тому, что
действительно делает певицу певицей
— правильно ходить, двигаться,
держаться на сцене, вплоть до того,
какие туфли надеть на то или иное
концертное выступление...
Страшно подумать, сколько у
нас талантов не состоялось,
творческих судеб не сложилось только
потому, что чьи-то души оказались
недостаточно отзывчивыми, а сердца и
уши не совсем чуткими!
— А как к такому повороту
дел отнеслась твоя наставница по
классу фортепиано?
— С пониманием и очень
мудро. Юнона Михайловна считала, что
в любом случае это будет полезно для
моего музыкального развития в целом.
По ее мнению, занятия пением помогали
мне, как пианистке, лучше чувствовать
фразировку, все тончайшие
интонационные изгибы мелодической
линии в фортепианных произведениях.
— Как тебе удавалось
совмещать учебу сразу на двух
отделениях: вокальном и фортепианном?
— Я не могла бросить
начатое, не будучи уверенной в своем
вокальном будущем. Приходилось
совмещать занятия. Тогда у нас в
училище многие так учились. И ничего
в этом не было особенного.
В 1988 г. закончила отделение
фортепиано, устроилась на работу
концертмейстером в Музыкальном
театре и продолжала занятия вокалом.
Сначала я состоялась как пианист-концертмейстер
— приняла участие в нескольких
оперных и балетных постановках. А уже
спустя год дебютировала в роли
Красной шапочки в одноименной
детской опере Раухвегера. Летом 1989
года театр выезжал на гастроли в г.
Благовещенск. Как исполнительница
главных партии в «Красной шапочке» и
Панночки в опере Римского-Корсакова
«Майская ночь», мне тоже нужно было
ехать. А у меня в день вылета —
государственные экзамены, я как раз
заканчивала вокальное отделение ЯМУ.
Пришлось договариваться с комиссией.
Так что пела экзамен в 9 утра, после
чего меня сразу посадили в машину и
увезли в аэропорт. Я даже не успела
узнать, какую мне поставили оценку!
Закончила вокальное
отделение успешно, получив диплом с
отличием и вступила в
самостоятельную жизнь.
—
И как ты себя почувствовала на
оперной сцене?
— Работа в театре мне
нравилась. Хотя случались со мной и
смешные истории. Однажды меня срочно
поставили на замену в опере «Майская
ночь» Н.Римского-Корсакова.
Репетиций почти не было. Режиссер мне
говорит: «Не бойся, я буду из-за кулис
показывать тебе все, что надо делать.
Только пой». Надели на меня
украинский костюм, нахлобучили на
голову венок с лентами и вывели на
сцену. Села я на мостик у речки, пою
арию и вдруг чувствую с тихим ужасом,
что мостик подо мной проваливается.
Стараюсь остаться в прежнем
положении, но сижу уже на своих ногах.
Время идет, они благополучно начали
затекать, а режиссер так и не
показывает мне, что пора вставать.
При всем при этом я должна была петь с
самым одухотворенным выражением
лица и изображать томную грусть
героини. И когда терпеть стало
невмоготу, я решила действовать сама
— по обстановке. Встаю и чувствую,
что платье зацепилось за что-то и не
отпускает меня. Я, чтобы спасти перед
публикой свою актерскую репутацию,
пытаюсь освободиться, безуспешно
проделываю руками какие-то
неимоверные манипуляции. Тогда я
собрала все свои силы и рванулась.
Платье трещит, венок набекрень, но
зато счастливая и свободная! Не знаю,
заметили ли зрители мои проблемы, но
режиссер точно был в обмороке...
Сейчас я уже понимаю, что
тогда моя артистическая
деятельность была наивной и вокально
незрелой. Но работа в театре дала мне
очень много: я приобрела уверенность
в себе, неплохо чувствовала сцену и
ничего не боялась.
— А дальше?
— Дальше я поехала
поступать в Уральскую консерваторию
им. М.П.Мусоргского. Года за два до
этого Венера Николаевна возила меня
показывать в Московскую
Государственную консерваторию им П.И.Чайковского.
Мне там дали, что называется, от ворот
поворот. Я была так растеряна... Но
Венера Николаевна уверяла меня, что
мне просто не повезло: «С кем не
бывает! Ты не в очень хорошей форме».
Она так верила в меня... Спустя год я
поехала в Новосибирскую
Государственную консерваторию им. М.И.Глинки.
Меня прослушали и хотели уже принять,
но... я выбрала Екатеринбург.
— Как ты поступила в
Уральскую консерваторию?
— В тот год набор был
ограниченным. На первый курс брали
только пять человек: по одному —
сопрано, драматическое сопрано,
меццо-сопрано, тенор, бас. После
печального опыта в Москве я очень
скромно оценивала свои возможности.
Надежд особых не питала —
абитуриенты приехали, в основном, из
центральных городов. Сильные,
талантливые, не то что я — с
периферии. Хотела попробовать себя и
посмотреть, что из всего этого выйдет.
Была очень спокойна, хотя другие
перед экзаменом занимались до
полуобморочного состояния. Отпела «специальность»,
получила «отлично», а так как у меня
был «красный диплом», то я
автоматически освобождалась от всех
остальных экзаменов кроме
коллоквиума, где нужно было прочесть
стихи, станцевать, показать
пластический этюд и
продемонстрировать свои внешние
данные. По простоте душевной я пришла
в самой короткой юбке, какая у меня
только была. Прочитала диалог из «Званого
вечера с итальянцами» Оффенбаха (благо,
знала его назубок по работе в театре)
и станцевала эвенский традиционный
круговой танец — «хэде». Некоторые
из педагогов до сих пор смеются,
когда вспоминают «показательное
выступление якутской артистки». В
итоге комиссия объявила: «На
единственное для сопрано место мы
берем Силину». Я, оказывается, по
конкурсу прошла под «номером один»,
что называется, «на ура!». А уже
осенью, приехав на учебу, узнала, что
распределена в класс народной
артистки СССР, профессора В.М.Баевой.
Это было большой удачей — попасть к
такому прекрасному педагогу.
— Учиться было трудно?
— Научиться петь вообще
очень трудно. Это своего рода наука
владения голосом. Я не открою Америки,
сказав, что «петь надо головой», то
есть с умом, осознанно. Необходимо
уметь анализировать себя со стороны,
соотносить внутренний эталон
звучания с собственным пением. Важно
изучить сильные и слабые стороны
своего голосового аппарата и
совершенствовать его и запоминать
все удачно найденные позиции — ведь
педагог не будет около тебя стоять
всю жизнь и указывать.
Очень многое в искусстве
пения строится на ассоциативном
восприятии вещей. Если начинающему
певцу, которого учат петь, скажут: «Пой
на дыхании, а затем «сделай купол», он,
вероятно растеряется. Но если ему
посоветовать: «Представь себе
блюдечко на фонтане. Если напор воды
убрать, то блюдечко упадет, так вот
фонтан — это твое дыхание, а блюдечко
— это нота, которую ты должен пропеть»...
или «насладись ароматом свежей розы,
запомни это ощущение и пой с ним», —
то ему будет гораздо легче понять
технику пения.
У меня иногда бывали такие
моменты, когда ничего не выходило.
Бьешся, бьешся над чем-либо,
трудишься, а никакого прогресса —
нет, стоишь и топчешься на одном
месте. Честно скажу, приходили всякие
мысли, руки опускались, хотелось все
бросить. Но терпенье и работа все
равно рано или поздно приносили свои
результаты. А в целом учиться в
консерватории мне было несложно.
Здесь очень помогли знания,
полученные еще во время занятий по
программе пианистов.
— Что побудило тебя после
окончания консерватории поступать
учиться дальше в ассистентуру-стажировку?
— Мне просто не хватило
вуза. Пять лет — слишком короткий
срок, чтобы действительно научиться
петь. Ассистентура-стажировка дала
мне как профессионалу очень много,
пришли понимание и осознанное
восприятие того, чем я занимаюсь. У
меня словно крылья выросли за спиной.
Если говорить образно, то в училище
работают с первичным материалом, в
консерватории — завершают процесс
обработки, а в ассистентуре-стажировке
его шлифуют. В конце концов я
получила специальность «Сольное
пение» с присвоением квалификации
преподавателя музыкального вуза.
— Хотелось бы «из первых
уст» узнать о твоей победе в
Калининграде.
— У меня уже был опыт
участия в мероприятиях подобного
рода. В 1994 году в Москве я стала
лауреатом четвертой премии Первого
Всероссийского конкурса «Молодые
голоса».
Я давно хотела принять
участие в Международном конкурсе «Янтарный
соловей» в Калининграде, да все как-то
не получалось. Готовиться к нему
начала с осени. Оформила заявку,
получила требования. Они были
достаточно жесткими и предполагали
участие в четырех турах: два первых —
отборочные, два последних —
финальные. Если сможешь дойти до
финала, то поешь уже до конца.
Выдержать этот темп, остаться на
дистанции — сложно, так как
необходимо сохранить не только
певческую форму, но и нужную
эмоциональную настройку, держать
себя постоянно в руках, не сравнивать
— кто хуже или лучше тебя, а спокойно
и уверенно идти до конца. Нервы
должны быть железными. Ведь так
обидно несколько лет готовиться к
конкурсу, выйти на сцену и от
волнения растерять результаты
своего труда!
Трудность заключалась еще
и в том, что в каждом туре требовалась
новая программа, причем она должна
была состоять из специально
оговоренных в требованиях
малоизвестных и редко исполняемых
произведений таких композиторов, как
Брамс, Вагнер, Вольф, Малер, Р.Штраус,
Шуман, Аренский, Глиэр, Ипполитов-Иванов,
Калинников, Лядов, Ляпунов, Метнер,
Мясковский, Рубинштейн, Стравинский,
Танеев и др. Обязательным было
исполнение нескольких циклов. Объем
программы достаточно большой, но
знать ты ее должен как свои пять
пальцев, чтобы суметь выдержать этот
марафон.
— По каким принципам ты
формировала свою конкурсную
программу?
— У лирико-колоратурных
сопрано, к которым я отношусь,
репертуар и так недостаточно широк. А
ведь нужно было удовлетворить все
требования конкурса, суметь показать
в ней свои возможности и найти еще
что-то для души. Хотелось открыть
редкие, малоизвестные вещи, и в то же
время найти в них мелодичность,
увидеть яркость образов и даже
некоторую театральность. Для
конкурсанта удачно подобранная
программа значит очень много и
является одним из главных составных
его успеха.
— Что ты пела на конкурсе?
— На первом отборочном
туре я спела арию Лизетты из «Кофейной
кантаты» Баха, «Кораблик в бурном
море» Генделя, «Дитятко, милость
господня с тобою» Пасхалова, во
втором отборочном туре исполнила
цикл романсов Глазунова соч. № 60, «Болтунью»
Прокофьева; в первом финальном туре
— песню Копленда и романсы Р.Штрауса
из его вокального цикла «Лепестки
лотоса»; во втором финальном туре — «Чудесный
вечер» Дебюсси и вокальный цикл
Мусоргского «Детская».
— Как шла работа над
программой?
— Так как в ней были
представлены произведения самых
разных эпох и музыкальных стилей, то
нужно было хорошо ориентироваться в
столь разнообразном репертуаре.
Романс может состоять и из двух
строчек, но ты должна успеть за
двадцать тактов полностью
выложиться и показать то, что задумал
в них композитор. И тут же, спустя две
минуты, начать жить жизнью
совершенно другого, зачастую
совершенно противоположного
персонажа, ведь нельзя спеть
искренне, не чувствуя природы образа.
Были трудности с циклом романсов
Глазунова, написанных вообще-то для
тенора. Дело в том, что найти редко
исполняемый цикл романсов русского
композитора, да еще для высокого
женского голоса — очень сложно. Мы,
конечно, взяли его, ориентируясь на
мои голосовые возможности. Мне
понадобилось время, чтобы понять
цикл, «пропустить» его через себя.
Непривычным было и то, что
повествование велось от лица мужчины.
Серьезной заявкой с моей стороны
стало решение спеть цикл Мусоргского
«Детская». В вокальной мелодике
этого гениального композитора так
важно передать все интонации живой
человеческой речи, суметь добиться «воплощения
речитатива в мелодии», как сам он
писал. Я стала наблюдать за детьми —
как они разговаривают, реагируют на
окружающий мир, как ведут себя, ведь
повествование в цикле идет от их лица.
Оказывается, психологию и внутренний
мир ребенка передать так же искренне
и вдохновенно, как они, очень
непросто. С одной стороны, сама
работа над вокальными циклами весьма
специфична. Надо чувствовать каждый
из его номеров в отдельности и в то же
время видеть одно целое, ощутить его
внутренний ритм и драматургию, уметь
расставить верные акценты. Необычной
была и шуточная песня Копленда «Я
купил себе кота». В этом произведении
надо было изобразить голоса
различных домашних животных — утки,
кота, гуся, птиц, лошади, коровы и пр.
Причем все эти мычания и другие
звукоподражательные эффекты
требовалось показать с большой
степенью правдоподобности, но в то же
время суметь остаться в рамках
вокального жанра. Я пересмотрела все
детские сказки, мультфильмы,
стихотворения, где присутствуют
домашние животные и издают при этом
самые разнообразные звуки. Во время
моих репетиций сбегалась
любопытствующая публика, с большим
интересом наблюдавшая за моими
поисками новых тембровых приемов.
—
А ты сама надеялась на победу?
— Да. Я чувствовала, что
силы для достойного выступления на
конкурсе и взятия новой высоты есть.
То же самое сказала и Вера Михайловна
Баева, что весьма меня окрылило. По
результатом жеребьевки пела я в
самом конце, но не унывала и по-философски
относилась по всему происходящему. В
итоге — стала лауреатом третьей
премии, причем Гран-при не был
присужден никому. Следует еще
отметить тот факт, что все победители
были из центральных, столичных
городов — Москвы, Киева. Я одна — из
такого далека. Причем наша
республика на этом конкурсе была
представлена впервые, что само по
себе является важным достижением.
— Произведения каких еще
композиторов ныне входят в твой
репертуар?
— Я пою музыку Баха,
Генделя, Моцарта, Россини, Верди, Р.Штрауса,
Шумана, Шуберта, Дебюсси, Равеля,
Делиба, Рахманинова, Глинки, Римского-Корсакова,
Мусоргского, Глазунова, Варламова,
Алябьева, Прокофьева, якутских
авторов. Постоянно пополняю свой
творческий багаж. Особенно нравится
музыка немецких и итальянских
композиторов. Стараюсь исполнять все
произведения на языке оригинала —
итальянском, немецком, французском,
английском, русском, японском,
якутском. Отдельно работаю над
произношением текста для того, чтобы
появилась так называемая «языковая»
свобода.
— Кто из певцов тебе
нравится больше всех?
— Из русских певиц больше
всех мне нравится Ирина Архипова. Я
ценю ее за безупречную школу,
ровность звучания голоса, красивый
тембр и умение держаться на сцене. Из
зарубежных — Джон Сазерленд, за
мастерство владения своим голосом,
блестящую технику, виртуозность,
актерские данные. Я стремлюсь быть в
чем-то похожей на них, хотя понимаю,
что очень далека от идеала.
— Что значит для тебя
внешний вид на сцене?
— Каждая складочка на моем
платье должна говорить о характере
моей героини, которую я изображаю в
тот или иной момент выступления.
Внешность певицы является частью ее
профессионального аппарата, также
как и голос и актерские данные,
помогающая воплотить сценический
образ. Но не всегда желания и
возможности совпадают. Реальность
оказывается куда прозаичней. Далеко
не всякая певица может позволить
себе к каждому произведению
подбирать подходящий костюм. Конечно,
стараюсь делать в этом направлении
все, что в моих силах, но работы, с
точки зрения сценического имиджа, у
меня все равно — непочатый край.
— Как твои родные сейчас,
по истечении этих лет, относятся к
твоим достижениям в области
вокального искусства?
— Конечно, радуются. Хотя
бабушка, мечтавшая о моей карьере
финансиста, наблюдая, как труден хлеб
артиста, нет-нет да и поворчит: «Уж
лучше бы ты бухгалтером стала...».
Многие, очень многие ищут
в жизни «синюю птицу», и очень многие
— ее не находят. Марина Силина уже
нашла свою «птицу счастья
завтрашнего дня» — маленького
янтарного соловья, подобно
солнечному лучу, освещающего ее
творческий путь...
Татьяна ПАВЛОВА,
музыковед.