На первую страницу номера

На главную страницу журнала

Написать письмо

Трофим РОДИОНОВ

НАЦИОНАЛЬНАЯ
КУХНЯ:
дорогу добрым традициям

В пище, как в фокусе, находит отражение многовековой опыт народа, его жизнеутверждающая фантазия и светлые стремления к лучшей и обеспеченной жизни. Как известно, пища — один из наиболее устойчивых элементов материальной культуры любого народа. С пищей и с ее ролью в жизни общества тесно связаны многие обычаи и традиции народа саха. Традиции в области питания — это часть нашей истории, нашего жизненного опыта, нашей культуры.

У нашего народа по-своему богатая и самобытная кухня, включающая в себя довольно широкий перечень различных блюд животного и растительного происхождения. Исторически сложившаяся особенность традиционного питания якутов состоит в том, что в нем преобладают мясомолочные продукты. Это в годы Советской власти и в постсоветское время в рацион питания сильно проникли компоненты пищи других народов и наций.

Традиционная якутская кухня, хотя и не блещет тонкостью сервировки стола и оформлением блюд, отличается простотой, доступностью и, вместе с тем, тонкостью приготовления блюд. Ее отличает глубокое знание питательных и кулинарных свойств пищевых продуктов.

Современный культурно-бытовой прогресс породил бесконечное множество проблем. Одной из них по праву считается планомерная и целенаправленная пропаганда лучших образцов национальных традиций народа саха в области питания. Непростительно и незаслуженно забытые традиции в области питания должны возродиться, послужить добрую службу дальнейшему обновлению образа и уклада жизни народов республики. Ибо забота о популяризации традиционных и создание новых образцов питания — это забота о благе нашего народа, о развитии его традиций в области материальной культуры. Пропаганда традиционных национальных кушаний, веками, а то и тысячелетиями отобранных и апробированных народом — это не тоска по исчезнувшим элементам патриархального якутского быта, а необходимое дело, требующее пристального внимания не только со стороны населения, но и руководства городов и сел.

Все чаще в последнее время жители разных регионов страны, иностранные граждане наведываются к нам на деловые встречи, отдых и охоту. Они не только хотят увидеть и почувствовать прелесть и своеобразие нашего северного края, но и ознакомиться с культурой и традициями народов, его населяющих. Мы, якутяне, просто обязаны показать им особенности якутской национальной культуры, в том числе и лучшие образцы национальной кулинарии. Ведь всякий приезжий знакомство с любым населенным пунктом начинает обычно с мест, где можно было бы хорошо подкрепиться с дороги. В этом случае, скажем, ресторан в Якутске с экзотической национальной кухней, наряду с другими нашими культурно-бытовыми достижениями, являлся бы наглядным подтверждением развития культуры нашей многонациональной республики. И тут остро встает вопрос о необходимости пропаганды уникальных образцов якутской национальной кухни как своеобразного явления материальной культуры.

Стремление популяризировать лучшие образцы своих национальных блюд является показателем неистребимого желания нашего народа сохранить и приумножить ценности своей уникальной культуры. Кроме того, умелая пропаганда якутских национальных кушаний в сочетании с интересными образцами кухни других народов имела бы большую познавательную и воспитательную роль. В частности, такая работа помогла бы представителям различных национальностей, проживающих в республике, лучше узнать историю и культуру народа саха, глубже понять его мировоззрение и психологию как самостоятельного этноса. Словом, как свидетельствует практика, такая работа возбуждает интерес к ценностям национальной культуры, формирует чувство симпатии друг к другу и через это сближает народы. Таким образом, планомерная работа в этом направлении имела бы известный идеологический смысл.

Необходимость активной пропаганды достижений якутского кулинарного искусства объясняется также и тем, что сегодня сложилась и функционирует психология безразличного, нигилистического отношения к традиционным ценностям. И, как следствие этого, наметилась тенденция отчуждения, в особенности молодежи, от своих национальных корней.

В условиях обновления всех сфер нашей жизни использование практического опыта предшествующих поколений народа в области питания должно быть иным, более осознанным и активным. Но для начала заметим, что популяризация национальных блюд — проблема отнюдь не новая в республике и в городе Якутске. Я погрешил бы против истины, утверждая, что в этом отношении у нас ничего не делается. За последние годы у нас накоплен скромный, но весьма ценный опыт решения этой проблемы в улусах и городах республики, требующий осмысления и обобщения. К примеру, чего стоит опыт и практика такого энтузиаста, как мастер-повар высокого класса И.И.Тарбахов!

Популяризация национальных кушаний как самостоятельная практическая проблема требует глубокого знания истории материальной и духовной культуры народа, такта, особо внимательного, чуткого отношения к запросам и потребностям населения. Сегодня нужен новый подход к этой проблеме и нужны новые методы ее решения. Необходимо организовать передачи по телевидению, радио, причем ненавязчиво, соблюдая чувство меры и приличия. Серьезную роль в этой работе имела бы реклама через печать. Для целенаправленной пропаганды традиционных блюд нужна своя методика организации этой работы.

Согласитесь, что есть города, с которыми связаны в нашей памяти давние устойчивые ассоциации — вежливость и гостеприимство. Как часто, рассказывая родным и знакомым о понравившемся нам городе, мы чувствуем, что не можем передать чего-то важного, что надолго оставило след в нашем сознании и сердце. К слову сказать, в ресторанах Курска часто проходят декады русской кухни. Посетителей встречают официантки в старинных русских сарафанах, на столе самовар, в меню — широкий выбор исконно русских блюд: суп крестьянский, рубец с хреном, грибы в сметане, сало с чесноком, блины, пироги и т.д. Столы со вкусом сервированы деревянной посудой. В зале, оформленном в духе народных традиций, наряду с эстрадной музыкой звучат русские народные мелодии. Здесь ежегодно проводят «День охотника», «Неделю овощных блюд», весною — «Проводы русской зимы».

В Киеве можно отведать блюда многих народов нашей страны. Национальная украинская кухня отличается разнообразием. Сумы славятся борщом, Полтава — галушками, Волынь — блюдами из фасоли и т.д. Таким образом, русский и украинский народы как народы с ярко выраженным и развитым национальным самосознанием не только сохраняют, но и приумножают свои лучшие национальные ценности, лучшие образцы своих традиций и обычаев. Они хорошо осознают, что только народ, лелеющий, стремящийся сохранить и развить дальше жизнестойкие образцы своей национальной культуры, достоин уважения и почитания.

Поэтому и у нас следовало бы поставить дело так, чтобы человеку, побывавшему в нашем городе, невозможно было составить завершенную картину о Якутске, его культурных достопримечательностях, об облике нашего города, не упомянув ресторан якутской национальной кухни не только как предприятие общественного питания, но и как учреждение, успешно пропагандирующее культурные ценности целого этноса с долгой и богатой историей.

По опыту других городов и республик можно было бы открыть в Якутске и обеспечить нормальное функционирование для начала хотя бы одного доступного, специализирующегося на популяризации якутских национальных кушаний, ресторана или кафе («Тыгын Дархан», в общем-то, заведение элитное и дорогое). В первое время под него можно было бы приспособить одно из зданий, принадлежащих службе питания города. Или со временем соорудить новое — со своеобразной архитектурой. Уважаемый читатель, представьте себе такую вполне реальную, но пока необычную картину: в центре города расположено современное здание, спроектированное и построенное с творческим использованием якутских народных традиций. Интерьер его украшен художественной резьбой с элементами якутского орнамента, максимально учтены при этом требования современного дизайна. В его уютном и с большим вкусом оформленном зале можно будет отведать искусно приготовленные по якутским рецептам национальные кушания: летом, в знойную жару, утолить жажду прохладным бырпахом, а то и крепким, ароматным кумысом; зимою, если, конечно, повезет — сочным, горячим чохочу, этим оригинальным блюдом, глубоко самобытным в своей основе и, по данным мировой истории и этнографии, не встречающимся в пищевом рационе даже у скотоводческих народов Сибири; горячим чаем с молоком, а то и со сливками. Посетителей здесь встречают по неписанным правилам почтительного и сердечного якутского гостеприимства. Жителей и гостей столицы сюда манит и привлекает не только вкусная и своеобразная кухня, радушие и обходительность работников этого экзотического заведения, но и его особый уют, располагающий к неторопливой беседе. Здесь можно потанцевать, послушать якутские народные мелодии, при необходимости побеседовать с мастерами-поварами относительно тонкостей приготовления и подачи полюбившихся блюд.

Нет сомнения в том, что это заведение стало бы местом формирования здорового вкуса и правил хорошего тона, интересного общения представителей различных национальностей, местом их полезного и содержательного проведения досуга. Оно станет тогда не только обычной точкой организации питания горожан, а —своеобразным центром приобщения к лучшим национальным традициям древнего народа.

Открытие таких ресторанов и кафе потребует их бесперебойного снабжения всеми необходимыми видами пищевых продуктов, для которого у нас имеются поистине немалые возможности и резервы. Подобные предприятия питания могли бы работать на широком и рациональном использовании местных ресурсов.

При решении этой важной проблемы крайне необходимо заинтересованное участие национальных акционерных компаний «Саха-Ас», «Саха балыксыта», «Сахабулт» и других.

Заинтересованные предприятия и подразделения мэрии города могли бы планомерно закупать у населения близлежащих улусов излишки сельхозпродукции, грибов и ягод. Члены республиканского и городского охотобщества при налаживании с ними хороших контактов могли бы сезонно поставлять свои трофеи — сохатину, оленину, медвежатину, мясо боровой и водоплавающей дичи.

Интересы планомерной и целенаправленной пропаганды лучших традиций якутов в области питания требуют систематизации традиционных блюд, а также описания основных приемов технологии их приготовления и выпуска специальных изданий, передачи опыта старшего поколения мастеров народной кухни. Мы не должны забывать, что сохранение лучших национальных традиций, отвечающих требованиям современной жизни, зависит прежде всего от нас самих, от нашего желания и стремления их культивировать, обогащать и приумножать.


Трофим Петрович РОДИОНОВ, кандидат философских наук, старший научный сотрудник Института гуманитарных исследований АН РС (Я).

 

Яндекс.Реклама
драгметаллы сайт производителя.. шкафы купе с фотопечатью, компания.. туроператор по Черногории производитель и отдых в Черногории лучшие цены.
Hosted by uCoz