На первую страницу номера

На главную страницу журнала

Написать письмо

Андриан Борисов

СТЕПНАЯ ДУМА
ПЕРВЫЙ ОПЫТ ЯКУТСКОГО
ПАРЛАМЕНТАРИЗМА

В 1827 — 1838 гг. в Якутии действовала Степная Дума — первый представительный орган власти, возникший как результат национального движения якутов, с одной стороны, и либеральных реформ правительства императора Александра I,
с другой. Данная тема
почти сто лет назад достаточно подробно рассматривалась Л.Г.Левенталем, упоминали
о ней Д.М.Павлинов, В.Л.Серошевский, Э.К.Пекарский
и Г.Ф.Осмоловский.
Позже Якутской Степной Думой интересовались С.А.Токарев, Г.П.Башарин, М.М.Федоров.

Якутское самоуправление уходит корнями в седую древность. До колонизации Якутии Россией якуты управлялись тойонами — главами крупных клановых объединений. В последней четверти XVII — XVIII вв. тойонам удалось не только отстоять свои властные полномочия, но и расширить их в рамках русской системы управления Сибири. В частности, они получили право сбора ясака, судебные полномочия и т.п. Общественная активность таких выдающихся деятелей как С.Сыранов, А.Аржаков и др. способствовала становлению улусного административного управления в Якутии. Впрочем, царское правительство, заинтересованное в установлении прочной системы управления сибирскими «инородцами», шло, до известной степени, навстречу властолюбивым тойонам. Но среди мероприятий, направленных на усиление тойонской власти, были и призванные улучшить положение якутского населения в целом: освобождение от тяжелой подводной повинности (казенного извоза товаров), предоставление якутам права решать судебные дела на местах, официальное признание юридических обычаев, открытие школ и пр. Эти меры отвечали народным интересам.

В 1822 г. был издан знаменитый «Устав об управлении инородцев», который регулировал правовые отношения коренного населения Сибири. Значительное место в «Уставе» отводилось вопросам местного самоуправления. Формы управления были различными для определенных разрядов, на которые были разделены народы Сибири. «В первый разряд включаются оседлые, то есть живущие в городах и селениях; во второй кочевые, занимающие определенные места по временам года переменяемые; в третий бродячие или ловцы, переходящие с одного места на другие по рекам и урочищам» [5, с.58]. Так, для второго разряда, куда были определены и якуты, кроме Родового Управления предусматривалось создание Инородных Управ для управления несколькими стойбищами и улусами [там же, с.68]. Были определены права и обязанности родовых старост и голов, стоявших во главе Управ. Хотя, применительно к якутам, некоторые положения «Устава» не могли быть использованы. Например, размер стойбищ и улусов, определенных в «Уставе», не соответствовал реально существовавшим подразделениям якутов. Чтобы исправить эти неточности, потребовались усилия якутских тойонов, часто ездивших в Иркутск — тогдашний административный центр Восточной Сибири* — с многочисленными ходатайствами и проектами общественного устройства якутов. Более того, якуты добились учреждения у них Степной Думы. Согласно параграфу 114 «Устава» « многия роды, соединенные в одну общую зависимость, а именно: Забайкальские Буряты, имеют свою Степную Думу» [там же, с.69]. И вот якутские тойоны, специально командированные в Иркутск, доказали правомочность создания Думы и в Якутской области. Параграф 119 определял обязанности Степной Думы: «1) в народоисчислении; 2) в раскладке сборов; 3) в правильном учете всех сумм и общественного имущества; 4) в распространении земледелия и народной промышленности; 5) в ходатайстве у высшего начальства о пользах родовичей» [5, с.70]. В параграфе 202 написано: «Степные Думы представляют общественное собрание и имеют одне хозяйственные обязанности, подобно как Градския Думы» [там же, с.79]. Но как показала практика, деятельность Якутской Степной Думы намного вышла за рамки, установленные «Уставом». Это собрание превратилось в действенный орган национального самоуправления, проведший значительные мероприятия и оставивший глубокий след в истории якутского народа.

* В 1824 г. там побывали борогонец И.Мигалкин, кангаласцы С.Кириллин, Н.Рыкунов.

27 января 1827 г. было объявлено об учреждении Якутской Степной Думы. С самого начала был заложен принцип выборности заседателей-членов Думы. Так, если главный родоначальник (председатель Думы) избирался на три года, то «временные заседатели» от каждого из 7 улусов Якутского округа переизбирались ежегодно. В составе Думы было семь «непременных заседателей». Ими автоматически становились улусные головы. В число «временных заседателей» попадали наиболее уважаемые и авторитетные люди — бывшие улусные головы, наслежные старосты и родовые старшины. В Думе был письмоводитель, который не имел права голоса. Итого, в Думе было 15 человек. При этом оплачивалась только должность письмоводителя. Приводим имена заседателей первого состава Думы, выявленных на сегодняшний момент: И.Мигалкин, борогонский голова, первый главный родоначальник; Г.Старостин, батурусский голова; А.Сыромятников, баягантайский голова; А.Сыроватский, дюпсинский голова; И.Козлов, кангаласский голова; К.Попов, мегинский голова; И.Винокуров, намский голова; И.Артемьев, батурусский староста; А.Калининский, баягантайский староста; П.Васильев, дюпсинский староста; В.Павлов, кангаласский старшина; Я.Березин, мегинский староста; К.Прокопьев, намский староста. Известно также имя письмоводителя Х.Новгородова.

В конце 1820 — 1830-х гг. Дума руководила перераспределением земли и повинностей в улусах. Царское правительство было заинтересовано в этом перераспределении, так как оно могло дать увеличение общей суммы налогообложения. К тому времени ясак платили только те, кто имел землю. И, наоборот, те, кто являлся держателем земельного надела, выполняли повинности. Якуты делились на 5 классов: «а) владеющие землей по окладу полного соболя, его половины и трети; б) владеющие землей по лисичному и полулисичному окладам; в) занимающиеся мастерством, зверопромышленностью и другими постоянными занятиями, равно и скотники; г) состоящие в работе у своих сородовичей и у русских; д) старики, сироты, калеки, совершенно не имущие, прокармливаемые подаянием» [2, с.393 — 394]. В результате переделов третий и четвертый классы, т.е. группы «в» и «г» были наделены землей. Таким образом увеличилось количество владельцев земли. По-видимому, в этот период окончательно определяются границы между улусами и наслегами в Якутском округе.

Поскольку в центральных улусах стала ощущаться нехватка земли, Дума организовала поиск новых неосвоенных земель. Данный вопрос нуждается в углубленном изучении.

Важнейшим мероприятием, проведенным Думой, является созыв «семиулусного собрания» в Якутске 3 июля 1830 г. Несколько месяцев проходили выборы участников собрания в улусах. Всего в этом собрании приняло участие 482 человека: думцы, наслежные старосты, родовые старшины и особые поверенные, избранные от каждого наслега. Любопытно отметить, что наибольшее число делегатов было от Батурусского улуса (современные Амгинский, Таттинский и Чурапчинский улусы) — 122 человека или 1/4 часть собрания [1, с.168]. Главным вопросом, который обсуждался на собрании, была отправка в Санкт-Петербург якутской депутации для встречи с императором Николаем I.

Эта идея вынашивалась уже несколько лет. Члены Думы добивались у правительства разрешения на эту поездку. Целью поездки было «представление ходатайства о своих нуждах и выражения верноподданнических чувств». Дума вела оживленную переписку с улусными Управами, призывая их к скорейшему избранию делегатов собрания и отправке их в Якутск. Одновременно в улусах была распространена специальная «Записка», содержащая перечень вопросов, подлежащих обсуждению на «семиулусном собрании». В ней было 27 пунктов [3, л.6 — 7]. Целый ряд пунктов предусматривал расширение прав Родовых управлений. Например, пункт 14: «никакое дело небывшее сперва в разборе в Родовом управлении непринимается в высшей инстанции» [там же, л.6].

Интересен также пункт, где говорится об обязательности присутствия представителей Якутской Степной Думы « при опросах людей (из улусов — А.Б.) во всех присутственных местах» [там же, л.6 об.], т.е. в правительственных учреждениях и судах. Наверное, можно только приветствовать пункт 16, где говорится «уничтоже продажа в уезде питей, прежде разорявшей якутов» [там же, л.6].

Разбор документов, связанных с работой «семиулусного собрания» 1830 г., показывает относительно высокий уровень культуры и образованности членов Думы и осознание ими насущных проблем якутского населения. Как показывает сопоставительный анализ программных документов Думы «о нуждах якутов» и аналогичных требований упомянутых выше якутских реформаторов второй половины XVIII в., они почти во всех деталях совпадают. И видно дальнейшее развитие общественно-политического сознания глав якутских улусов. Другими словами, можно сказать, что создание Якутской Думы было подготовлено предыдущими поколениями якутских деятелей. Вспомним «Наказы» якутских улусов 1767 — 1768 гг. в екатерининскую Комиссию по составлению нового Уложения и «План о якутах» А.Аржакова.

Собравшиеся в июле 1830 г. в Якутске представители улусов и наслегов должны были выработать единые требования, отражавшие интересы «всех якутских племен» (по образному выражению одного из деятелей Думы). Вот эти требования: «1. Испросить соизволения на заведение в уезде (в Якутии — А.Б.) училища уездного с помощью из казны*; 2. в отдаленности живущим якутам позволение отлучаться далее 500 верст по видам родовых управлений или инородных управ, а не из земского суда брать таковые; 3. третью степень словесного суда с приобщением управлений инородных думе представить ей (т.е. Думе); 4. утверждение степных вновь составленных в Иркутске законов по коему в 1824 году были командированы депутаты**; 5. утвердить поставку казенных тягостей навсегда за якутами; 6. станки предоставить гонять самих по обстоятельству поселенцев***; 7.... (этот пункт пропущен — А.Б.); 8. о не выезде за ревизиею дел членами земского суда чрез два месяца и ревизовать инородные управы областному начальнику или от него командированным чиновникам в год однажды; 9. о излишне имеющихся у города якутских местах по измежеванию обратить якутам что их есть собственные...» Это, по-видимому, не полный перечень, так как в 10-ом пункте этого документа рекомендовалось «поверенным от обществ» — представителям улусов и наслегов привезти в Якутск «записки к общей трактации» [3, л.7 — 7 об.], т.е. свои предложения.

* Кангаласский князец С.Сыранов более чем за полвека до этого в разговоре с иркутским губернатором Брилем говорил: «Из якутов некоторые имеют ко обучению детей своих и молодых людей российской грамоте читать и писать охоту» [8, с.158].

** См. примечание 1-е.

*** Якуты стремились освободиться от тяжелой повинности по содержанию станций, расположенных по Иркутскому и Охотскому трактам.

Депутация была избрана в составе головы Батурусского улуса Г.Старостина, старосты 1-го Мальжегарского наслега Кангаласского улуса Н.Рыкунова и старосты Кильдемского наслега того же улуса Е.Татаринова. Последний был определен по решению собрания переводчиком и в случае болезни одного из депутатов должен был заменить его. К сожалению, поездка в столицу не состоялась*.

* Об обстоятельствах организации этой депутации см. в книге Г.П.Башарина [1, с.168 — 171].

«Семиулусное собрание» было первым столь представительным собранием в истории Якутии. Оно произвело неизгладимое впечатление на сознание современников и запечатлелось в народной памяти. По всей видимости, именно это грандиозное событие через 50 лет описали якуты польскому этнографу В.Л.Серошевскому, что дало последнему основание так подробно и обстоятельно охарактеризовать Союзный Совет, существовавший, по его мнению, в древней родовой организации якутов [7, с.453 — 454].

22 ноября 1838 г. по распоряжению иркутского генерал-губернатора Якутская Степная Дума была закрыта. Любопытны причины закрытия. Кроме того, что выборы главного родоначальника посеяли вражду между родоначальниками и содержание Думы якобы было обременительно, утверждалось, что якуты никогда не были подчинены, подобно бурятам, одному главному родоначальнику. Хотя якутские тойоны доказывали обратное, указывая на существование в далеком прошлом самодержавного правления якутов в лице полулегендарного Тыгына. Также основанием для этого решения стало то обстоятельство, что «учреждение Степной Думы в многолюдном городе (Якутске) само по себе незаконно» [7, с.483]. Думается, что царские власти были правы только в последнем, ибо активность Думы с самого начала вызывала у них опасения. Ведь Дума проводила достаточно самостоятельную политику, пытаясь добиться больших прав и свобод для якутского населения. Она противодействовала вмешательству царской областной администрации и полиции во внутренний уклад жизни якутов, защищая их право жить по своим обычаям, способствовала развитию якутского землевладения. Замечательна сама практическая деятельность Думы, демократизм в решении вопросов, высокий уровень сознательности ее членов.

Якутская Дума не была «организацией, созданной якутским тойонатом для защиты своих классовых интересов» [9, с.151], поскольку тойоны не были классом. С одной стороны, они представляли собой служилое сословие, возникшее на царской службе, а с другой — являлись главами якутской общины. Среди них были образованные люди и талантливые организаторы. Они представляли наиболее передовую часть якутского народа.

Выполняя на первых порах посредническую роль между якутским населением и областной, губернской администрацией, Якутская Дума постепенно превратилась в оппозиционный орган власти, претендовавший на известную степень полномочий в управлении краем. Членами Думы были крупные собственники, имевшие авторитет в улусах и опыт в управлении (ранее они занимали должности старшин и старост). За отправление своих должностей они не получали жалованья. Этот орган власти возник не стихийно и не был навязан «сверху». Перед нами уникальный случай в российской истории. Вопрос о создании Думы возник органично как практическое средство решения конкретных проблем, остро стоявших в то время.

Деятельность Якутской Степной Думы закрепила определенные традиции якутского самоуправления. В частности, стремление найти компромиссные пути сосуществования местной власти с центром. И изучение истории этого знаменательного явления требует самого пристального внимания.

ИСТОЧНИКИ И ЛИТЕРАТУРА

1. Башарин Г.П. История аграрных отношений в Якутии (60-е годы ХVIII — середина ХIХ в.). — М., 1956.

2. Левенталь Л.Г. Подати, повинности и земля у якутов // Материалы по обычному праву и общественному быту якутов. — Л., 1929. — С.221 — 448.

3. Национальный архив РС (Я), ф.36, оп.1, д.95.

4. Павлинов Д.М. Об имущественном праве якутов // Материалы по обычному праву и общественному быту якутов. — Л., 1929. — С.1 — 46.

5. Памятники права Саха (Якутия) / Под ред. М.М.Федорова. — Якутск, 1994.

6. Пекарский Э.К., Осмоловский Г.Ф. Якутский род до и после прихода русских // Памятная книжка Якутской области на 1896 г. — Якутск, 1895. Вып.1. — С.1 — 48.

7. Серошевский В.Л. Якуты. Опыт этнографического исследования. — 2-е изд. — М., 1993.

8. Софронеев П.С. Якуты в первой половине ХVIII века. — Якутск, 1972.

9. Токарев С.А. Очерк истории якутского народа. — М., 1940.

10. Федоров М.М. История правового положения народов Восточной Сибири в составе России. — Иркутск, 1991.

11. Федоров М.М. Правовое положение народов Восточной Сибири (ХVII — начало ХIХ века). — Якутск, 1978.

 

Яндекс.Реклама
экстремальные аттракционы найти магазин и экстремальные аттракционы выбрать.. карабин меркель продажа в каталоге.. мишлен резина.
Hosted by uCoz