Андриан
Борисов
СТЕПНАЯ
ДУМА
ПЕРВЫЙ ОПЫТ ЯКУТСКОГО ПАРЛАМЕНТАРИЗМА
В 1827 — 1838 гг. в Якутии
действовала Степная Дума — первый
представительный орган власти,
возникший как результат
национального движения якутов, с
одной стороны, и либеральных реформ
правительства императора Александра
I,
с другой. Данная тема
почти сто лет назад достаточно
подробно рассматривалась Л.Г.Левенталем,
упоминали
о ней Д.М.Павлинов, В.Л.Серошевский, Э.К.Пекарский
и Г.Ф.Осмоловский.
Позже Якутской Степной Думой
интересовались С.А.Токарев, Г.П.Башарин,
М.М.Федоров.
Якутское самоуправление уходит
корнями в седую древность. До
колонизации Якутии Россией якуты
управлялись тойонами — главами
крупных клановых объединений. В
последней четверти XVII — XVIII вв.
тойонам удалось не только отстоять
свои властные полномочия, но и
расширить их в рамках русской
системы управления Сибири. В
частности, они получили право сбора
ясака, судебные полномочия и т.п.
Общественная активность таких
выдающихся деятелей как С.Сыранов, А.Аржаков
и др. способствовала становлению
улусного административного
управления в Якутии. Впрочем, царское
правительство, заинтересованное в
установлении прочной системы
управления сибирскими «инородцами»,
шло, до известной степени, навстречу
властолюбивым тойонам. Но среди
мероприятий, направленных на
усиление тойонской власти, были и
призванные улучшить положение
якутского населения в целом:
освобождение от тяжелой подводной
повинности (казенного извоза товаров),
предоставление якутам права решать
судебные дела на местах, официальное
признание юридических обычаев,
открытие школ и пр. Эти меры отвечали
народным интересам.
В 1822 г. был издан знаменитый «Устав
об управлении инородцев», который
регулировал правовые отношения
коренного населения Сибири.
Значительное место в «Уставе»
отводилось вопросам местного
самоуправления. Формы управления
были различными для определенных
разрядов, на которые были разделены
народы Сибири. «В первый разряд
включаются оседлые, то есть живущие в
городах и селениях; во второй кочевые,
занимающие определенные места по
временам года переменяемые; в третий
бродячие или ловцы, переходящие с
одного места на другие по рекам и
урочищам» [5, с.58]. Так, для второго
разряда, куда были определены и якуты,
кроме Родового Управления
предусматривалось создание
Инородных Управ для управления
несколькими стойбищами и улусами [там
же, с.68]. Были определены права и
обязанности родовых старост и голов,
стоявших во главе Управ. Хотя,
применительно к якутам, некоторые
положения «Устава» не могли быть
использованы. Например, размер
стойбищ и улусов, определенных в «Уставе»,
не соответствовал реально
существовавшим подразделениям
якутов. Чтобы исправить эти
неточности, потребовались усилия
якутских тойонов, часто ездивших в
Иркутск — тогдашний
административный центр Восточной
Сибири* — с многочисленными
ходатайствами и проектами
общественного устройства якутов.
Более того, якуты добились
учреждения у них Степной Думы.
Согласно параграфу 114 «Устава» «
многия роды, соединенные в одну общую
зависимость, а именно: Забайкальские
Буряты, имеют свою Степную Думу» [там
же, с.69]. И вот якутские тойоны,
специально командированные в
Иркутск, доказали правомочность
создания Думы и в Якутской области.
Параграф 119 определял обязанности
Степной Думы: «1) в народоисчислении;
2) в раскладке сборов; 3) в правильном
учете всех сумм и общественного
имущества; 4) в распространении
земледелия и народной
промышленности; 5) в ходатайстве у
высшего начальства о пользах
родовичей» [5, с.70]. В параграфе 202
написано: «Степные Думы
представляют общественное собрание
и имеют одне хозяйственные
обязанности, подобно как Градския
Думы» [там же, с.79]. Но как показала
практика, деятельность Якутской
Степной Думы намного вышла за рамки,
установленные «Уставом». Это
собрание превратилось в действенный
орган национального самоуправления,
проведший значительные мероприятия
и оставивший глубокий след в истории
якутского народа.
* В 1824 г. там побывали борогонец И.Мигалкин,
кангаласцы С.Кириллин, Н.Рыкунов.
27 января 1827 г. было объявлено об
учреждении Якутской Степной Думы. С
самого начала был заложен принцип
выборности заседателей-членов Думы.
Так, если главный родоначальник (председатель
Думы) избирался на три года, то «временные
заседатели» от каждого из 7 улусов
Якутского округа переизбирались
ежегодно. В составе Думы было семь «непременных
заседателей». Ими автоматически
становились улусные головы. В число «временных
заседателей» попадали наиболее
уважаемые и авторитетные люди —
бывшие улусные головы, наслежные
старосты и родовые старшины. В Думе
был письмоводитель, который не имел
права голоса. Итого, в Думе было 15
человек. При этом оплачивалась
только должность письмоводителя.
Приводим имена заседателей первого
состава Думы, выявленных на
сегодняшний момент: И.Мигалкин,
борогонский голова, первый главный
родоначальник; Г.Старостин,
батурусский голова; А.Сыромятников,
баягантайский голова; А.Сыроватский,
дюпсинский голова; И.Козлов,
кангаласский голова; К.Попов, мегинский
голова; И.Винокуров, намский
голова; И.Артемьев, батурусский
староста; А.Калининский,
баягантайский староста; П.Васильев,
дюпсинский староста; В.Павлов,
кангаласский старшина; Я.Березин,
мегинский староста; К.Прокопьев,
намский староста. Известно также имя
письмоводителя Х.Новгородова.
В конце 1820 — 1830-х гг. Дума
руководила перераспределением земли
и повинностей в улусах. Царское
правительство было заинтересовано в
этом перераспределении, так как оно
могло дать увеличение общей суммы
налогообложения. К тому времени ясак
платили только те, кто имел землю. И,
наоборот, те, кто являлся держателем
земельного надела, выполняли
повинности. Якуты делились на 5
классов: «а) владеющие землей по
окладу полного соболя, его половины и
трети; б) владеющие землей по
лисичному и полулисичному окладам; в)
занимающиеся мастерством,
зверопромышленностью и другими
постоянными занятиями, равно и
скотники; г) состоящие в работе у
своих сородовичей и у русских; д)
старики, сироты, калеки, совершенно
не имущие, прокармливаемые подаянием»
[2, с.393 — 394]. В результате переделов
третий и четвертый классы, т.е. группы
«в» и «г» были наделены землей. Таким
образом увеличилось количество
владельцев земли. По-видимому, в этот
период окончательно определяются
границы между улусами и наслегами в
Якутском округе.
Поскольку в центральных улусах
стала ощущаться нехватка земли, Дума
организовала поиск новых
неосвоенных земель. Данный вопрос
нуждается в углубленном изучении.
Важнейшим мероприятием,
проведенным Думой, является созыв «семиулусного
собрания» в Якутске 3 июля 1830 г.
Несколько месяцев проходили выборы
участников собрания в улусах. Всего в
этом собрании приняло участие 482
человека: думцы, наслежные старосты,
родовые старшины и особые поверенные,
избранные от каждого наслега.
Любопытно отметить, что наибольшее
число делегатов было от Батурусского
улуса (современные Амгинский,
Таттинский и Чурапчинский улусы) — 122
человека или 1/4 часть собрания [1, с.168].
Главным вопросом, который обсуждался
на собрании, была отправка в Санкт-Петербург
якутской депутации для встречи с
императором Николаем I.
Эта идея вынашивалась уже
несколько лет. Члены Думы добивались
у правительства разрешения на эту
поездку. Целью поездки было «представление
ходатайства о своих нуждах и
выражения верноподданнических
чувств». Дума вела оживленную
переписку с улусными Управами,
призывая их к скорейшему избранию
делегатов собрания и отправке их в
Якутск. Одновременно в улусах была
распространена специальная «Записка»,
содержащая перечень вопросов,
подлежащих обсуждению на «семиулусном
собрании». В ней было 27 пунктов [3, л.6
— 7]. Целый ряд пунктов
предусматривал расширение прав
Родовых управлений. Например, пункт
14: «никакое дело небывшее сперва в
разборе в Родовом управлении
непринимается в высшей инстанции» [там
же, л.6].
Интересен также пункт, где
говорится об обязательности
присутствия представителей Якутской
Степной Думы « при опросах людей (из
улусов — А.Б.) во всех присутственных
местах» [там же, л.6 об.], т.е. в
правительственных учреждениях и
судах. Наверное, можно только
приветствовать пункт 16, где
говорится «уничтоже продажа в уезде
питей, прежде разорявшей якутов» [там
же, л.6].
Разбор документов, связанных с
работой «семиулусного собрания» 1830 г.,
показывает относительно высокий
уровень культуры и образованности
членов Думы и осознание ими насущных
проблем якутского населения. Как
показывает сопоставительный анализ
программных документов Думы «о
нуждах якутов» и аналогичных
требований упомянутых выше якутских
реформаторов второй половины XVIII в.,
они почти во всех деталях совпадают.
И видно дальнейшее развитие
общественно-политического сознания
глав якутских улусов. Другими
словами, можно сказать, что создание
Якутской Думы было подготовлено
предыдущими поколениями якутских
деятелей. Вспомним «Наказы» якутских
улусов 1767 — 1768 гг. в екатерининскую
Комиссию по составлению нового
Уложения и «План о якутах» А.Аржакова.
Собравшиеся в июле 1830 г. в Якутске
представители улусов и наслегов
должны были выработать единые
требования, отражавшие интересы «всех
якутских племен» (по образному
выражению одного из деятелей Думы).
Вот эти требования: «1. Испросить
соизволения на заведение в уезде (в
Якутии — А.Б.) училища уездного с
помощью из казны*; 2. в отдаленности
живущим якутам позволение
отлучаться далее 500 верст по видам
родовых управлений или инородных
управ, а не из земского суда брать
таковые; 3. третью степень словесного
суда с приобщением управлений
инородных думе представить ей (т.е.
Думе); 4. утверждение степных вновь
составленных в Иркутске законов по
коему в 1824 году были командированы
депутаты**; 5. утвердить поставку
казенных тягостей навсегда за
якутами; 6. станки предоставить
гонять самих по обстоятельству
поселенцев***; 7.... (этот пункт пропущен
— А.Б.); 8. о не выезде за ревизиею дел
членами земского суда чрез два
месяца и ревизовать инородные управы
областному начальнику или от него
командированным чиновникам в год
однажды; 9. о излишне имеющихся у
города якутских местах по
измежеванию обратить якутам что их
есть собственные...» Это, по-видимому,
не полный перечень, так как в 10-ом
пункте этого документа
рекомендовалось «поверенным от
обществ» — представителям улусов и
наслегов привезти в Якутск «записки
к общей трактации» [3, л.7 — 7 об.], т.е.
свои предложения.
* Кангаласский князец С.Сыранов
более чем за полвека до этого в
разговоре с иркутским губернатором
Брилем говорил: «Из якутов некоторые
имеют ко обучению детей своих и
молодых людей российской грамоте
читать и писать охоту» [8, с.158].
** См. примечание 1-е.
*** Якуты стремились освободиться от
тяжелой повинности по содержанию
станций, расположенных по Иркутскому
и Охотскому трактам.
Депутация была избрана в составе
головы Батурусского улуса Г.Старостина,
старосты 1-го Мальжегарского наслега
Кангаласского улуса Н.Рыкунова и
старосты Кильдемского наслега того
же улуса Е.Татаринова. Последний был
определен по решению собрания
переводчиком и в случае болезни
одного из депутатов должен был
заменить его. К сожалению, поездка в
столицу не состоялась*.
* Об обстоятельствах организации
этой депутации см. в книге Г.П.Башарина
[1, с.168 — 171].
«Семиулусное собрание» было первым
столь представительным собранием в
истории Якутии. Оно произвело
неизгладимое впечатление на
сознание современников и
запечатлелось в народной памяти. По
всей видимости, именно это
грандиозное событие через 50 лет
описали якуты польскому этнографу В.Л.Серошевскому,
что дало последнему основание так
подробно и обстоятельно
охарактеризовать Союзный Совет,
существовавший, по его мнению, в
древней родовой организации якутов
[7, с.453 — 454].
22 ноября 1838 г. по распоряжению
иркутского генерал-губернатора
Якутская Степная Дума была закрыта.
Любопытны причины закрытия. Кроме
того, что выборы главного
родоначальника посеяли вражду между
родоначальниками и содержание Думы
якобы было обременительно,
утверждалось, что якуты никогда не
были подчинены, подобно бурятам,
одному главному родоначальнику. Хотя
якутские тойоны доказывали обратное,
указывая на существование в далеком
прошлом самодержавного правления
якутов в лице полулегендарного
Тыгына. Также основанием для этого
решения стало то обстоятельство, что
«учреждение Степной Думы в
многолюдном городе (Якутске) само по
себе незаконно» [7, с.483]. Думается, что
царские власти были правы только в
последнем, ибо активность Думы с
самого начала вызывала у них
опасения. Ведь Дума проводила
достаточно самостоятельную политику,
пытаясь добиться больших прав и
свобод для якутского населения. Она
противодействовала вмешательству
царской областной администрации и
полиции во внутренний уклад жизни
якутов, защищая их право жить по
своим обычаям, способствовала
развитию якутского землевладения.
Замечательна сама практическая
деятельность Думы, демократизм в
решении вопросов, высокий уровень
сознательности ее членов.
Якутская Дума не была «организацией,
созданной якутским тойонатом для
защиты своих классовых интересов» [9,
с.151], поскольку тойоны не были
классом. С одной стороны, они
представляли собой служилое
сословие, возникшее на царской
службе, а с другой — являлись главами
якутской общины. Среди них были
образованные люди и талантливые
организаторы. Они представляли
наиболее передовую часть якутского
народа.
Выполняя на первых порах
посредническую роль между якутским
населением и областной, губернской
администрацией, Якутская Дума
постепенно превратилась в
оппозиционный орган власти,
претендовавший на известную степень
полномочий в управлении краем.
Членами Думы были крупные
собственники, имевшие авторитет в
улусах и опыт в управлении (ранее они
занимали должности старшин и старост).
За отправление своих должностей они
не получали жалованья. Этот орган
власти возник не стихийно и не был
навязан «сверху». Перед нами
уникальный случай в российской
истории. Вопрос о создании Думы
возник органично как практическое
средство решения конкретных проблем,
остро стоявших в то время.
Деятельность Якутской Степной Думы
закрепила определенные традиции
якутского самоуправления. В
частности, стремление найти
компромиссные пути сосуществования
местной власти с центром. И изучение
истории этого знаменательного
явления требует самого пристального
внимания.
ИСТОЧНИКИ И ЛИТЕРАТУРА
1. Башарин Г.П. История
аграрных отношений в Якутии (60-е годы
ХVIII — середина ХIХ в.). — М., 1956.
2. Левенталь Л.Г. Подати, повинности
и земля у якутов // Материалы по
обычному праву и общественному быту
якутов. — Л., 1929. — С.221 — 448.
3. Национальный архив РС (Я), ф.36, оп.1,
д.95.
4. Павлинов Д.М. Об имущественном
праве якутов // Материалы по обычному
праву и общественному быту якутов. —
Л., 1929. — С.1 — 46.
5. Памятники права Саха (Якутия) / Под
ред. М.М.Федорова. — Якутск, 1994.
6. Пекарский Э.К., Осмоловский Г.Ф.
Якутский род до и после прихода
русских // Памятная книжка Якутской
области на 1896 г. — Якутск, 1895. Вып.1. —
С.1 — 48.
7. Серошевский В.Л. Якуты. Опыт
этнографического исследования. — 2-е
изд. — М., 1993.
8. Софронеев П.С. Якуты в первой
половине ХVIII века. — Якутск, 1972.
9. Токарев С.А. Очерк истории
якутского народа. — М., 1940.
10. Федоров М.М. История правового
положения народов Восточной Сибири в
составе России. — Иркутск, 1991.
11. Федоров М.М. Правовое положение
народов Восточной Сибири (ХVII —
начало ХIХ века). — Якутск, 1978. |