Год
1973-й. Начало: ребята и девчата в
зеленых полевых спецовках устало
шагают за своим молодым «шефом ГАИ»
— Гоголевым Анатолием Игнатьевичем
по таежным дебрям и болотам. Это
отряд студентов-историков Якутского
университета, который «сколотил» и
повел за собой ученик профессора Г.П.Башарина
— Анатолий Гоголев. Археологическая
экспедиция в условиях Якутии далеко
не увлекательный турпоход, а тяжелый
труд, где выдержка и воля являются
основными качествами для человека,
решившего достичь своей главной цели
во что бы то ни стало. Идти дальше и
дальше! Угрюмая, почти непроходимая
тайга, злые комары, жара, дикая жажда
и тяжелый рюкзак за спиной... Пот
заливает глаза. Но молодые археологи
шагают, держа в руках свои острые
щупы и «штыковки» как оружие. Они
ищут. И они верят, что найдут. И,
действительно, есть, есть
замечательные находки у «Бойцов ГАИ»
— да еще какие! Эврика!
И я сейчас вспоминаю, как мы,
намаявшись на раскопках, сидели
тихими вечерами у яркого костра, пили
горячий чай из походных кружек. Мы,
перебивая друг друга, говорили о
новых интересных находках,
философствовали об исторической
судьбе таинственных саха, о боге
древних тюрков — Тэнгри, о звездах,
что горят над ночной тайгой...
Говорили горячо о прошлом и будущем
своего народа. Где начало начал
якутов? Где их корни? Я помню, как
отражалось пламя тех наших костров в
глазах юношей, учеников Гоголева,
ставших потом, много лет спустя,
настоящими учеными. Романтики
семидесятых! Это Федя Васильев,
Платоша Слепцов, Бравины... Помню, как
«кантуясь» тогда вместе с ними в
отряде, я сочинил стихи о Феде
Васильеве, которого полюбил как
брата за ум, доброту и честность. А
теперь его нет с нами. Погиб. Да, мы
были в те времена патриотами-искателями,
для которых не было в жизни ничего
невозможного. Мы шли, достигали,
надеялись. Мы пели песни у походных
костров. Какие были отличные времена!
И вот на дворе уже весна 1997 года. Я,
теперь сотрудник журнала «Илин»,
сижу в кабинете нашего «ГАИ» — ныне
уже профессора ЯГУ, доктора
исторических наук, академика — АН РС(Я),
Академии гуманитарных наук Санкт-Петербурга
и Нью-Йоркской Академии, члена
Национальной ассоциации географов
США, человека, имя которого теперь
можно найти в американском
справочнике «Кто есть кто в мире?»
(‘Who is who in the world’). Вот до каких высот
вознеслись маленькие искорки
экспедиционных костров Анатолия
Игнатьевича!
— Итак, мой первый вопрос...
Сколько написано Вами научных статей
и книг за двадцать лет? Много?
— Свыше ста научных работ —
статей, научно-методических пособий
и монографий.
— А более значительные из них?..
Монографии?
— Это издания — «Археологические
памятники Якутии позднего
средневековья», «Якуты (проблемы
этногенеза и формирования культуры)
и «Мифологический мир якутов:
божества и духи-покровители».
— Еще я знаю, что очередной
номер американского журнала «Антропология
и археология Евразии» был целиком
посвящен Вашим работам по
традиционной культуре народа саха.
— Да, это было в 1992 году. Моими
трудами тогда заинтересовался
Колумбийский университет.
— Анатолий Игнатьевич, какая
научная тема Вас всегда волновала и
была главной?
— Это изучение происхождения,
этногенеза якутского народа. И у меня
с самого начала были свои
предположения и догадки, что позднее
подтвердились полевыми
археологическими материалами.
Первый этап — это освоение и
осмысление материальной культуры
якутов, и вот почему я почти каждое
лето проводил свои научные поиски во
всех улусах Центральной Якутии, на
Вилюе и Верхоянье. Поиски увенчались
открытием «Кулун-атахской
археологической культуры» предков
саха, которые были кочевниками-скотоводами,
прибывшими на Среднюю Лену из южных
центральноазиатских степей.
Формативный, доэтнический этап
якутской этнокультуры можно смело
отнести к эпохе скифо-сибирского
культурного единства степных
народов, в те далекие времена, когда в
евразийских степях кочевали
легендарные саки и сарматы, предками
которых были древние арии и хунну.
Вот куда уходят этногенетические
корни современных якутов, что
целиком подтверждается результатами
исследовательских работ
красноярского иммуногенетика,
доктора биологических наук В.В.Фефелевой.
Она обнаружила древний европеидный
антиген из всех народов Сибири
только у якутов и части западных
бурят.
—Да! И об этом сенсационном
открытии теперь знают не только у нас
в Якутии. Это, если уточнить,
комбинация антигенов HLA-Ai и HLA-B17, —
которая встречается также у хинди —
потомков арийцев — основного
населения Индии, которые пришли туда
с евразийских степей во II-м
тысячелетии до нашей эры. Невероятно!
— Но это будет начало начал —
доэтнический этап. Второй, реально-исторический
этап формирования якутской
этнокультуры надо связывать с
древнетюркской эпохой, когда в Южной
Сибири появляются тюркоязычные
племена — теле и кипчаки (половцы).
— Была степная страна Дешт-и-Кипчак,
о которой написал занимательную
книгу «Полынь половецкого поля»
писатель-историк Мурад Аджи. Тюрки-кипчаки!
— Нас, саха, с кипчаками
связывает не только язык, но и обычаи,
сходные орнаменты на предметах быта
и одежды, уникальный обряд
погребения с конем и т.д. Связь эта,
видимо, обнаруживается через
этнонимы хангалас и саха.
— Хангалассы, я полагаю, это те
же канглы, о которых писал известный
ученый-историк Л.Н.Гумилев. Они жили с
конца I-го тысячелетия до нашей эры в
низовьях среднеазиатской Сыр-Дарьи,
а потом рассеялись по всем обширным
евразийским степям. Некоторые из них
оказались в Южной Сибири и слились с
кипчаками. Таким образом, я думаю,
можно теперь проследить такую
историческую линию: древние арии — «индоиранцы»
— саки — хунну — канглы-кипчаки —
хангаласы... Саха!
— Ну, это упрощенная схема.
Главное, что длительный исторический
этап формирования народа саха, таким
образом, завершается в XV—XVI веках в
бассейне Средней Лены. И не так-то тут
все просто. Входят еще сюда кой-какие
местные монголо-и-тунгусоязычные
этнокомпоненты.
— Хорошо. Теперь, Анатолий
Игнатьевич, расскажите о Вашем
участии в научных симпозиумах и
конференциях по проблемам
этнографии и истории тюркских
народов.
— Много их было... Из них
наиболее запомнились — VIII
Международная конференция по
шаманизму, где я, кстати, был избран
Президентом, конференция в Сеуле в 1993
году, конференция по изучению
культуры народов Северной Азии,
Международный конгресс — «Гуннская
археология — 100 лет. Гуннский феномен»
в августе 1996 года в Улан-Удэ.
— А в Англии?..
— Читал курс лекций в
Кембриджском университете, в
Институте полярных исследований им.
Р.Скотта. Ближайшие планы... Если все
будет нормально, то осенью поеду в
Нью-Йорк, где в «Музее естественной
истории человека» состоится
Международная конференция,
посвященная 100-ию Джесуповской
экспедиции.
— Анатолий Игнатьевич, а сейчас
что Вас интересует как ученого?
— Тема религиозно-мифологических
представлений якутов в традиционное
время. Это до начала ХХ века.
— Тема, скажу, очень актуальная
и перспективная.
—Да. Вопросы духовной культуры,
духовного возрождения этноса в нашей
республике должны занимать особое
место. Без духовности нет и
экономического прогресса. Нет
развития и равновесия в мире.
Мы заканчиваем беседу. В памяти
оживают воспоминания, возвращается
дух нашей молодости, ее надежды.
Путь, начавшийся со студенческих
археологических экспедиций,
продолжается.
Айсен ДОЙДУ