Действующие лица  

На первую страницу номера

На главную страницу журнала

Написать письмо

Анатолий ГОГОЛЕВ

Год 1973-й. Начало: ребята и девчата в зеленых полевых спецовках устало шагают за своим молодым «шефом ГАИ» — Гоголевым Анатолием Игнатьевичем по таежным дебрям и болотам. Это отряд студентов-историков Якутского университета, который «сколотил» и повел за собой ученик профессора Г.П.Башарина — Анатолий Гоголев. Археологическая экспедиция в условиях Якутии далеко не увлекательный турпоход, а тяжелый труд, где выдержка и воля являются основными качествами для человека, решившего достичь своей главной цели во что бы то ни стало. Идти дальше и дальше! Угрюмая, почти непроходимая тайга, злые комары, жара, дикая жажда и тяжелый рюкзак за спиной... Пот заливает глаза. Но молодые археологи шагают, держа в руках свои острые щупы и «штыковки» как оружие. Они ищут. И они верят, что найдут. И, действительно, есть, есть замечательные находки у «Бойцов ГАИ» — да еще какие! Эврика!

И я сейчас вспоминаю, как мы, намаявшись на раскопках, сидели тихими вечерами у яркого костра, пили горячий чай из походных кружек. Мы, перебивая друг друга, говорили о новых интересных находках, философствовали об исторической судьбе таинственных саха, о боге древних тюрков — Тэнгри, о звездах, что горят над ночной тайгой... Говорили горячо о прошлом и будущем своего народа. Где начало начал якутов? Где их корни? Я помню, как отражалось пламя тех наших костров в глазах юношей, учеников Гоголева, ставших потом, много лет спустя, настоящими учеными. Романтики семидесятых! Это Федя Васильев, Платоша Слепцов, Бравины... Помню, как «кантуясь» тогда вместе с ними в отряде, я сочинил стихи о Феде Васильеве, которого полюбил как брата за ум, доброту и честность. А теперь его нет с нами. Погиб. Да, мы были в те времена патриотами-искателями, для которых не было в жизни ничего невозможного. Мы шли, достигали, надеялись. Мы пели песни у походных костров. Какие были отличные времена!

И вот на дворе уже весна 1997 года. Я, теперь сотрудник журнала «Илин», сижу в кабинете нашего «ГАИ» — ныне уже профессора ЯГУ, доктора исторических наук, академика — АН РС(Я), Академии гуманитарных наук Санкт-Петербурга и Нью-Йоркской Академии, члена Национальной ассоциации географов США, человека, имя которого теперь можно найти в американском справочнике «Кто есть кто в мире?» (‘Who is who in the world’). Вот до каких высот вознеслись маленькие искорки экспедиционных костров Анатолия Игнатьевича!

— Итак, мой первый вопрос... Сколько написано Вами научных статей и книг за двадцать лет? Много?

— Свыше ста научных работ — статей, научно-методических пособий и монографий.

— А более значительные из них?.. Монографии?

— Это издания — «Археологические памятники Якутии позднего средневековья», «Якуты (проблемы этногенеза и формирования культуры) и «Мифологический мир якутов: божества и духи-покровители».

— Еще я знаю, что очередной номер американского журнала «Антропология и археология Евразии» был целиком посвящен Вашим работам по традиционной культуре народа саха.

— Да, это было в 1992 году. Моими трудами тогда заинтересовался Колумбийский университет.

— Анатолий Игнатьевич, какая научная тема Вас всегда волновала и была главной?

— Это изучение происхождения, этногенеза якутского народа. И у меня с самого начала были свои предположения и догадки, что позднее подтвердились полевыми археологическими материалами. Первый этап — это освоение и осмысление материальной культуры якутов, и вот почему я почти каждое лето проводил свои научные поиски во всех улусах Центральной Якутии, на Вилюе и Верхоянье. Поиски увенчались открытием «Кулун-атахской археологической культуры» предков саха, которые были кочевниками-скотоводами, прибывшими на Среднюю Лену из южных центральноазиатских степей. Формативный, доэтнический этап якутской этнокультуры можно смело отнести к эпохе скифо-сибирского культурного единства степных народов, в те далекие времена, когда в евразийских степях кочевали легендарные саки и сарматы, предками которых были древние арии и хунну. Вот куда уходят этногенетические корни современных якутов, что целиком подтверждается результатами исследовательских работ красноярского иммуногенетика, доктора биологических наук В.В.Фефелевой. Она обнаружила древний европеидный антиген из всех народов Сибири только у якутов и части западных бурят.

—Да! И об этом сенсационном открытии теперь знают не только у нас в Якутии. Это, если уточнить, комбинация антигенов HLA-Ai и HLA-B17, — которая встречается также у хинди — потомков арийцев — основного населения Индии, которые пришли туда с евразийских степей во II-м тысячелетии до нашей эры. Невероятно!

— Но это будет начало начал — доэтнический этап. Второй, реально-исторический этап формирования якутской этнокультуры надо связывать с древнетюркской эпохой, когда в Южной Сибири появляются тюркоязычные племена — теле и кипчаки (половцы).

— Была степная страна Дешт-и-Кипчак, о которой написал занимательную книгу «Полынь половецкого поля» писатель-историк Мурад Аджи. Тюрки-кипчаки!

— Нас, саха, с кипчаками связывает не только язык, но и обычаи, сходные орнаменты на предметах быта и одежды, уникальный обряд погребения с конем и т.д. Связь эта, видимо, обнаруживается через этнонимы хангалас и саха.

— Хангалассы, я полагаю, это те же канглы, о которых писал известный ученый-историк Л.Н.Гумилев. Они жили с конца I-го тысячелетия до нашей эры в низовьях среднеазиатской Сыр-Дарьи, а потом рассеялись по всем обширным евразийским степям. Некоторые из них оказались в Южной Сибири и слились с кипчаками. Таким образом, я думаю, можно теперь проследить такую историческую линию: древние арии — «индоиранцы» — саки — хунну — канглы-кипчаки — хангаласы... Саха!

— Ну, это упрощенная схема. Главное, что длительный исторический этап формирования народа саха, таким образом, завершается в XV—XVI веках в бассейне Средней Лены. И не так-то тут все просто. Входят еще сюда кой-какие местные монголо-и-тунгусоязычные этнокомпоненты.

— Хорошо. Теперь, Анатолий Игнатьевич, расскажите о Вашем участии в научных симпозиумах и конференциях по проблемам этнографии и истории тюркских народов.

— Много их было... Из них наиболее запомнились — VIII Международная конференция по шаманизму, где я, кстати, был избран Президентом, конференция в Сеуле в 1993 году, конференция по изучению культуры народов Северной Азии, Международный конгресс — «Гуннская археология — 100 лет. Гуннский феномен» в августе 1996 года в Улан-Удэ.

— А в Англии?..

— Читал курс лекций в Кембриджском университете, в Институте полярных исследований им. Р.Скотта. Ближайшие планы... Если все будет нормально, то осенью поеду в Нью-Йорк, где в «Музее естественной истории человека» состоится Международная конференция, посвященная 100-ию Джесуповской экспедиции.

— Анатолий Игнатьевич, а сейчас что Вас интересует как ученого?

— Тема религиозно-мифологических представлений якутов в традиционное время. Это до начала ХХ века.

— Тема, скажу, очень актуальная и перспективная.

—Да. Вопросы духовной культуры, духовного возрождения этноса в нашей республике должны занимать особое место. Без духовности нет и экономического прогресса. Нет развития и равновесия в мире.

Мы заканчиваем беседу. В памяти оживают воспоминания, возвращается дух нашей молодости, ее надежды.

Путь, начавшийся со студенческих археологических экспедиций, продолжается.

Айсен ДОЙДУ

 

Яндекс.Реклама
корма проплан последний отзыв на сайте.. иглоударная маркировка разные объявления и иглоударная маркировка данные.. детские товары интернет магазин.
Hosted by uCoz