На первую страницу номера

На главную страницу журнала

Написать письмо

Ала Толко Тегин Узун Меник Сасыт Гадар • Тюлях Саргы Моксогол Оросу Бётес Эчит ОтконБатуй Тогурай Ордук Бэрт Хотой Табакый БакурАяннит Куба Коген Кунней Сулус Гребиль Гуляр • Эргуй Ала Толко Тегин Узун Меник Сасыт Гадар • Тюлях Саргы Моксогол Оросу Бётес Эчит ОтконБатуй Тогурай Ордук Бэрт Хотой Табакый БакурАяннит Куба Коген Кунней Сулус Гребиль Гуляр • Эргуй Ала Толко Тегин Узун Меник Сасыт Гадар • Тюлях Саргы Моксогол Оросу Бётес Эчит ОтконБатуй Тогурай Ордук Бэрт Хотой Табакый БакурАяннит Куба Коген Кунней Сулус Гребиль Гуляр • Эргуй Ала Толко Тегин Узун Меник Сасыт Гадар • Тюлях Саргы Моксогол Оросу Бётес Эчит ОтконБатуй Тогурай Ордук Бэрт Хотой Табакый БакурАяннит Куба Коген Кунней Сулус Гребиль Гуляр • Эргуй


Николай САМСОНОВ

Дохристианские
личные
имена саха

Личное имя — это слово, которое присваивается каждому человеку при рождении и под которым он известен в обществе: Виктор, Владимир, Павел, Валентина, Вера, Людмила и др. Получив от родителей имя, человек в большинстве случаев проносит его через всю жизнь.

История якутских личных имен своими корнями уходит в очень отдаленную эпоху и тесно связана с историей народа саха и его языка.

Становление трехкомпанентной модели (имя + отчество + фамилия) проходило под влиянием русского языка со времени вхождения Ленского края в состав Российского государства.

До прихода русских у саха были только имена. Тогда им не было необходимости в употреблении отчеств и фамилий, потому что, во-первых, жили они небольшими группами на аласах, следовательно, знали друг друга в лицо и достаточно было им обращаться другу к другу по имени, во-вторых, у народов Ленской земли не было государственности и связанного с ней официального делопроизводства. Фамилии и отчества как раз и появляются в связи с потребностями государственного аппарата (перепись населения, обложение налогом и т.п.).

С точки зрения происхождения древние (дохристианские) имена саха были исконными якутскими словами и представляли собой своеобразные характеристики людей. Имя давалось человеку как примета, по которой можно было выделить его из семьи или рода.

В одних случаях человек характеризовался по какому-либо внешнему признаку, в других — по моральным качествам, по положению в племени или в семье, по отношению к нему родителей и сородичей, а иногда — по роду его занятий. Последнее было возможно потому, что имена в старину давались не только в раннем детстве, как теперь, но и в зрелом возрасте. При этом взрослое имя часто жило одновременно с детским.

Вот несколько древних якутских имен-характеристик:

по внешности человека: Очигий* (оччугуй «маленький»), Узун (уЇун «длинный»), Кукас (кугас «рыжий»), Кутагар (култаіар «пузатый»), Ала (алаа «близорукий»), Бюкчон (бєкчєµ «сутулый»);

* Имена, извлеченные из русских письменных источников, даются в русском написании.

по черте человеческого характера: Кинтей (кинтэй «надменный»), Куртагас (куттаіас «трус»), Кустях (кўўстээх «силач»), Кютюр (кўтўр «скупой»), Меник (мэник «шалун»), Бётёс (бєтєс «удалой»), Намычей (намычай «тихоня»);

по профессии, занятиям: Булчут (булчут «охотник»), Эчит (эччит «мясоруб»), Бюлюсют (бўлўўЇўт «ездящий на Вилюй») и др.

Впервые столкнувшись с такими именами, кое-кто может не поверить в их подлинность и скажет, что это не имя, а клички, прозвища. Однако в действительности это настоящие имена древних саха.

Одни имена давались при рождении ребенка, другие приобретались позже. «Когда ребенок подрастает, ему кроме первого имени дают другое, сообразно с его характером и особенностями», — писал дореволюционный исследователь Яков Линденау о якутах.

Явно позже присвоены саха такие имена, как Тойон (господин), Кулут (раб), Оччут (сенокосчик), СааЇыт (стрелок), УЇун (высокий), Оіонньор (старик), Дьўлэй (глухой), Тараіай (плешивый).

Сразу видно, что это имена не первичные. Они присвоены носителям потом, с вступлением их в ряды взрослых. Присвоены соответственно их социальному положению, занятию, роду деятельности, чертам характера, внешнему облику. Иначе откуда было бы известно, что новорожденный будет господином или рабом, отличным сенокосчиком или метким стрелком, высоким или низким, глухим или плешивым.

Сказанное означает, что у народов Восточной Сибири человек нередко не носил одно и то же имя от рождения до смерти и что у них был довольно распространен обычай — со временем, когда определится характер имяносителя, его склонностей и весь внешний облик, переименовать его. Может быть, иногда даже не дважды, а трижды, о чем говорит наличие имен «Старый», «Старик», «Слепой» и т.д. Это связано, по-видимому, с тем, что когда человек становился взрослым, ему давали окончательное имя, соответствующее его личности.

Обычай такой, как установили исследователи, существовал у многих народов1.

Дохристианских имен у саха, судя по документам XVII—XVIII вв., было множество. Так, профессор Ф.Г.Сафронов обнаружил в письменных источниках 6002 якутских имени у саха того времени, в том числе мужских — 5954, женских — 48. Малое количество женских имен объясняется тем, что женщины не являлись главными действующими лицами событий.

Необходимо отметить, что точно сосчитать количество дохристианских имен у народов Якутии не представляется возможным, потому что имена в документах подаются порой в весьма сомнительном виде, зачастую явно искаженные при передаче через толмачей (переводчиков) и малограмотных подьячих. Во многих случаях одно и то же имя пишется по-разному даже в одном и том же тексте: «Чегулан и Чивуляй он же», «Огончор и Огончо он же» и т.п. Были, видимо, и сходно звучавшие, но разные имена, которые могли записываться одинаково. Вот почему зачастую очень трудно определить, говорится ли в разных документах об одном и том же лице или о разных, например: Делгара, Делгер, Делгире, Делгере, Делгирей, Делгак, Делгок; Ибей, Ивей, Ивай, Ибий; Кисей, Кисек, Кисень, Кисеней, Кисиней, Кизен, Кишень, Кисен; Сутурук, Сутуркай, Сутурукай, Сутуруй и т.п.

Судя по документам ясачного сбора XVII в.2, в которых, по-видимому, содержится почти полный перечень якутских мужских имен, так как ясак собирался со всего взрослого мужского населения, наибольшей популярностью у саха в XVII веке пользовались следующие имена: Оргузей встретилось 39 раз, Откон — 35, Батуй — 28, Тюбей-Тюбяк — 27, Трека — 25, Толко — 24, Тогурай — 23, Тюсюк — 22,Салбукай — 21, Кушеней — 18 и т.д.

Древние исконные якутские личные имена встречаются в современной антропонимии лишь в некоторых фамилиях: Кыллахов (кыыл «зверь»), Ымыков (ымыы «клёст»), Ойурский (ойуур «лес»), Багынанов (баіана «столб») и др.

В основу имен саха были положены имена нарицательные. По исходному значению нарицательных существительных, легших в основу личного имени, можно сказать, что якутская антропонимия была богата и сложна. Эти слова отражали индивидуальные свойства, особенности человека,окружающих предметов, растений, животных, родовые названия... Поэтому первоначальное значение имен можно объяснить, хотя и не всегда в связи с происшедшими в этих словах языковыми изменениями: лексическими, фонетическими и грамматическими. Кроме того, подлинные мотивы именования древних саха сейчас трудно определить, так как слова и их значения могут меняться и восстановить первоначальное значение нарицательного существительного (а вместе с тем и значение имени, которое вложено в него в период присвоения) не всегда возможно. Семантику слов-основ имени в настоящее время мы анализируем с позиций современного их значения и звучания, поэтому при рассмотрении древних имен саха возможны неточности.

Древний человек относился к слову не так, как относятся к нему в настоящее время. Слово было для него не сочетанием определенных звуков, несущих ту или иную информацию, а рычагом, приводящим в действие могучие силы. Когда он говорил: «Разрази меня гром, если не выполню своего обещания», то от своих слов он не отступал не из соображений чести, верности, престижа, а просто потому, что боялся в самом деле быть «разраженным» громом. Клятва представлялась ему как стрела, нацеленная в грудь, не выполнишь — стрела пронзит ее. Всякое пожелание (алгыс), считал саха, будет услышано природой или духами и возымеет действие. И эти представления о магической мощи слова отражались в именах детей. Так, впервые нарекая ребенка именами Саргы (счастье, удача), Толко (судьба), Кытаанах (крепкий, сильный), Ордук (лучший), Бэрт (доблестный), родители в самом деле надеялись увидеть своих детей счастливыми, удачливыми в жизни, лучшими, доблестными. В жизни саха большое место занимала охота. Желание иметь умных, могущественных детей отразилось в наречении мальчиков названиями сильных, ловких зверей и птиц: Боря (бєрє «волк»), Табакый (от таба «олень»), Моксогол (мохсоіол «сокол»), Хотой (хотой «орел»).

В семантическом отношении древние якутские антропонимы весьма богаты и разнообразны.

Самую большую группу составляют имена, подчеркивающие хорошие или, чаще, дурные стороны характера человека, заметные черты его внешности, походки, манеры держаться, физические недостатки.

Нами установлены следующие основные семантические группы личных имен саха.

1. Антропонимы, отражающие психические особенности человека. Имена этой группы наиболее многочисленны, и в них находит отражение своеобразная оценка психологических черт человека: смелость — трусливость, гордость — скромность, молчание — болтливость, доброта — злоба, поворотливость — неприспособленность, общительность — замкнутость, простота — жадность, уравновешенность — неуравновешенность и т.д. Приведем примеры: Шуреняк (сўрўннээх «порядочный»)*, Элес (элэс «верткий»), Алмуй (аламай «прекрасный, приветливый»), Корсе (кєрсўє «смирный, спокойный»), Манысыт (мааныЇыт «гостеприимный»), Атах (атаах «капризный»), Аягалыр (айаіалыыр «болтливый»), Билер (билэр «знающий, сведущий»), Билтяк (биттээх «провидец»), Болчуяр (боччуйар «строгий»), Булгас (булугас «находчивый»), Быкчик (быыччык «придирчивый, мелочный»), Бысый (быЇый «резвый, проворный»), Гадар (хадаар «упрямый»), Дархан (дархан «важный, почтенный»), Селекой (сэлэкээй «рассеянный»), Тоторбот (тоторбот «скупой»), Тулха (тулха «нестойкий»), Угалах (уіаалаах «медлительный»), Шерек (сэрэх «осторожный, бдительный»), Дяба (дьээбэ «шутник»), Кирик (кирик «застенчивый»), Кисиргэс (киЇиргэс «хвастливый») и т.д.

* Дохристианские личные имена саха извлечены в основном из книги: Сафронов Ф.Г. Дохристианские личные имена народов северо-востока Сибири. — Якутск: Якутское книжное издательство, 1985.

2. Антропонимы, отражающие внешний вид, физические и физиологические качества. Они также многочисленны: Аллабый (аллабыай «разиня»), Арбай (арбай «растрепанный»), Бакур (бакыр «кривой, скрюченный»), Бекчок (бєкчєк «горбатый, сутулый»), Блаха (быллаха «вислогубый»), Быкан (быыкаан «маленький, крошечный»), Гегин (дьэгин «левша»), Доголон (доіолоµ «хромоногий»), Калчегай (хаччаіай «плешивый»), Келягай (кэлэіэй «заика»), Кятет (кэтит «толстый»), Ргай (ыріай «пузатый»), Тюлях (тўўлээх «волосатый»), Эгуюк (оіуйуук «страдающий отрыжкой») и т.д.

3. Антропонимы, отражающие род занятий: Орчют (єрчўт «производящий палы»), Аяннит (айанньыт «путник, путешественник»), Бюлюсют (бўлўўЇўт «ездящий на Вилюй»), Каяксыт (хайахсыт «занимающийся изготовлением молочного блюда хайах»), Кутчут (кусчут «охотник за утками»), Отчут (оччут «сенокосчик»), Сасыт (сааЇыт «стрелок»), Сезен (сэЇэн «сказочник»), Сылгысыт (сылгыЇыт «конюх»), Оюн (ойуун «шаман») и др.

4. Антропонимы, отражающие семейно-родственные отношения и обстоятельства появление нового члена семьи: Амудай (амыдай «тезка»), Куте (кўтўє «зять»), Увай (убай «старший брат»), Илгын (ылгын «младший»), Урум (уруум «мой родственник»), Булумжи (булумдьу «найденыш, прижитый»), Ого (оіо «ребенок»), Ортокий (ортокуй «средненький»), Оросу (ороЇу «поздняк»), Тисек (тиЇэх «последний»), Тобох (тобох «остаток»), Алтыс (алтыс «шестой»), Сайынги (сайыµµы «летний»), Эбилик (эбиилик «прибавка, прибавление»), Сегер (сэгэр «милый, любезный») и др.

5. Антропонимы, отражающие социальное и экономическое положение народа саха: Тоён (тойон «господин»), Дархан (дархан «важный, почтенный»), Кулут (кулут «раб»), Умнасыт (умнаЇыт «просящий милостыню»), Деллик (дьэллик «бродяга»), Илдикей (илдьиккэй «одетый в лохмотья»), Куреях (кўрўєйэх «беглец»).

Следует отметить, что имена, связанные с обстоятельствами рождения ребенка, судя по письменным источникам, у народа саха не были распространенными.

6. Антропонимы, образованные от названий частей тела человека. Очевидно, причиной перехода этих названий в антропонимы явились заметные и отличительные признаки физических особенностей человека, например: Мурун (мурун «нос»), Бытык ( бытык «борода»), Кулгах (кулгаах «ухо»), Сырай (сырай «лицо»), Харах (харах «глаза»), Мой (моой «шея»), Сынах (сыµаах «челюсть, щека»), Тарбах (тарбах «палец»), Оттук (єттўк «бедро»), Сутурук (сутурук «кулак»), Чечегей (чэчэгэй «висок»), Коварко (хабаріа «горло»), Емесе (эмэЇэ «зад, задница»), Баттах (баттах «волосы») и др.

В системе якутской антропонимии широко использованы названия флоры и фауны данной местности.

7. Антропонимы, образованные от названий животных, обитающих на территории, заселенной народом саха: Боря (бєрє «волк»), Сасыл (саЇыл «лиса»), Таяк (тайах «лось»), Ит (ыт «собака»), Мохотой (моіотой «бурундук»), Муруку (муруку «бурундук»), Кютяр (кўтэр «водяная крыса»), Кутуях (кутуйах «мышь») и др.

Скотоводческий характер хозяйства народа саха отразился в таких именах, как Сылгы (сылгы «лошадь, конь»), Атыр (атыыр «жеребец»), Огус (оіус «бык»), Торбос (торбос «теленок»), Кулун («жеребенок»), Тунгуй (туµуй «молодая, в первый раз отелившаяся корова»), Гуржегес (кўрдьўгэс «рыжий с темными полосами» (о масти скота) и др.

8. Антропонимы, образованные от названий птиц: Куба (куба «лебедь»), Коген (кєієн «селезень»), Куттуях (куртуйах «тетерев»), Мекчирге (мэкчиргэ «сова»), Сор (суор «ворон»), Турах (тураах «ворона»), Барах (бараах «кулик»), Имы (ымыы «клест»), Корюгей (кўєрэгэй «жаворонок»), Мохсогол (мохсоіол «сокол»), Отен (єтєн «дикий голубь»), Туллук (туллук «снегирь, пуночка»), Харагатчи (хараµаччы «ласточка»), Хахан (хаххан «филин»), Анырчан (аµыр «выпь»), Черкуй (чєркєй «чирок») и др.

Можно полагать, что выбор имени, идущего от названий животных и птиц, у саха зародился в глубокой древности. Происхождение этих имен объяснить сегодня трудно. В них обнаруживаются явные следы тотемистических представлений древнего саха, а именно: верования в божественность отдельных животных и птиц, очевидно, преимущественно тех, которые играли особую роль в жизни предков саха.

Имена по названиям животных и птиц могли впоследствии даваться и взрослым по сходству с ними: Оіус (бык) — грузному, неповоротливому человеку, СаЇыл (лиса) — хитрому, Бєрє (волк), Хотой (орел) — хищным и коварным по натуре и т.д.

Случаи присвоения имени новорожденному от названий животных и птиц встречаются еще в настоящее время, но официально они не употребляются, а только существуют для узкого семейного круга, для домашнего обихода.

9. Антропонимы, образованные от названий насекомых: Асыка (аЇыыка «кобылка, саранча»), Бырдах (бырдах «комар, мошкара, гнус»), Быт «вошь»), Етега (этэіэ «бокоплав-блоха»), Огуй (ооіуй «паук»), Чахи (чоху «водяной жук»), Коркой (хорохой «овод») и др.

10. Антропонимы, образованные от названий рыб: Алызар (алыЇар «окунь»), Мундукан (от мунду «гольян»), Соба (собо «карась»), Тучах (тууччах «нельма»), Кугидай (кыЇыытай «краснопёрка») и др.

11. Антропонимы, образованные от названий растений: Лябин (лэбин «болотная трава»), Тирек (тирэх «тополь»), Хагдан (хагдаµ «поблекшая, пересохшая трава»), Телляй (тэллэй «гриб»), Зезен (дьэдьэн «земляника») и др.

12. Антропонимы, образованные от названий пищи: Сыма (сыма «квашеная рыба»), Кахты (хохту «вяленый озерный гольян»), Лыба (лыыба «осенняя рыба, сохраняемая впрок в специальных коробах»), Амдан (ымдаан «напиток из кислого молока, разбавленного водой»), Кумыз (кымыс «кумыс»).

13. Антропонимы, образованные от названий одежды: Сагыях (саµыйах «доха»), Тюня (тўµэ «ровдуга»), Евака (дьабака «нарядная женская шапка»), Кетенчя (кэтинчэ «теплый чулок»), Сутура (сутуруо «вид старинной якутской одежды типа меховых штанин»), Малахай (малахай «меховая шапка») и др.

14. Антропонимы, образованные от названий жилищ и построек: Куре (кўрўє «изгородь»), Онкочех (оµкучах «яма, погреб, подполье»), Серге (сэргэ «коновязный столб»), Титик (титик «летний хлев для рогатого скота»), Туласын (тулааЇын «подпора») и др.

15. Антропонимы, образованные от названий различных атмосферных и метеорологических явлений, космических тел: Ардах (ардах «дождь»), Самур (самыыр «дождь»), Сик (сиик «сырость»), Кустук (кустук «радуга»), Сулус (сулус «звезда»), Кунней (кўннэй — от кўн «солнце»), Кюнняс (кўнньэс — от кўн).

16. Антропонимы, образованные от названий отвлеченных понятий: Орел (эрэл «надежда»), Саргы (саргы «счастье, удача»), Куттал (куттал «боязнь, страх»), Кысалга (кыЇаліа «нужда»), Гребиль (эрэбил «надежда»), Котян (хатаан «вражда»), Телко (тєлкє «судьба») и др.

17. Антропонимы, названные по разным предметам: Катат (хатат «огниво»), Оногос (оноіос «стрела»), Оночо (оµочо «лодка»), Сата (сата «камень магический, волшебный»), Балта (балта «молот»), Батас (батас «пальма»), Инне (инньэ «иголка»), Камос (хомуос «ковш»), Солюр (солуур «ведро, железный котел»), Сюгя (сўгэ «топор»), Хатырык (хатырык «кора»), Адака (адаіа «колодка» (для животных), Ытык (ытык «мутовка») и др.

Среди имен встретилось много слов, восходящих к глагольным основам: Абрыр (абырыыр «спасает, защищает, выручает»), Гечей (кэччэй «скупиться»), Гуляр (кўлэр «смеяться, улыбаться»), Дагай (даіай «касаться»), Кулеяр (килэйэр «блестит»), Дергей (дьэргэй «мелькать, бегать, прыгать»), Контой (хонтой «поднимать голову» (о человеке с большим носом), Кылай (кылай «светиться (издали), виднеться слабым огоньком»), Эргуй (оргуй «кипеть») и др.

Были еще так называемые имена-обереги. С древнейших времен у народа саха существовал обычай скрывать подлинное имя ребенка, оберегая его от «сглаза», «порчи» и других козней абааЇы*, которыми щедро населяла окружающий мир фантазия народа саха. В целях обмана «злых духов» и «нечистой силы» заботливые родители специально давали своим хорошим детям «плохие» имена, слова с отрицательной семантикой: Акары (акаары «глупец, дурачок»), Мёкю (мєкў «плохой, невзрачный»), Кусаган (куЇаіан «плохой»), Быртак (быртах «поганый, скверный»), Кутуях (кутуйах «мышь»), Куржега (кўрдьэіэ «червь»), Бехтюй (от бєх «мусор»), Сахтах (от саах «испражнение, навоз»), Ыткыса (ыт кыыЇа «собачья дочь») и др. Им казалось, что «плохое» имя, как шапка-невидимка, прикроет их ребенка и спасет от «порчи», несчастий.

*АбааЇы — общее название злых духов, а также сказочных злых существ-чудовищ.

О распространении подобного обычая свидетельствуют и записи Якова Линденау. В 1740 г. он писал, что якуты в случае смерти ребенка следующим детям дают отвратительные имена, думая, «что с такими именами дети имеют больше шансов выжить, так как по их словам демоны и злые духи будут их бояться»3.

Как видим, дохристианская антропонимия народа саха имела развитую систему имен.

Литература

1 Сафронов Ф.Г. Дохристианские личные имена народов северо-востока Сибири. — Якутск: Книжное издательство, 1985. — С. 22.

2 Материалы по истории Якутии XVII века (документы ясачного сбора). Ч. III. — М., 1970. — С. 1117—1255.

3 Сафронов Ф.Г. Дохристианские личные имена народов северо-востока Сибири, С.18.


Николай Георгиевич Самсонов, кандидат филологических наук, профессор.

 

Яндекс.Реклама
Беременность. Ясенево - барнаул ведение беременности.
Hosted by uCoz