На первую страницу номера

На главную страницу журнала

Написать письмо

Ким ДЬЯЧКОВСКИЙ

Суверенитет:

возрождение и развитие
национальной культуры

Принятие Декларации о государственном суверенитете Якутской-Саха Советской Социалистической Республики на второй сессии Верховного Совета Якутской-Саха ССР 27 сентября 1990 года является поистине знаменательным событием.

Суверенитет — явление знаковое во всех его проявлениях и в перспективе. Это касается в первую очередь экономической, политической и культурной независимости, самостоятельности народа Республики Саха (Якутия) — носителя суверенитета и источника государственной власти, состоящего «из граждан республики всех национальностей». (Статья 1 Декларации).

Главное в этом явлении то, что с принятием Декларации о государственном суверенитете народы нашей республики осознали себя как подлинные творцы своей собственной самобытной истории, национальной культуры.

Если говорить обобщенно о достижениях и достоинствах суверенитета, то это то, что он способствовал восторжествованию Мира (по-якутски — Ил-Эйэ), Свободы (Кєµўл), Единения (СомоіолоЇуу) народов во всех областях общественной жизни, в том числе и в культуре. В этом смысле суверенитет открыл дорогу интенсификации процессов возрождения и развития всей системы национальной культуры. Ведь само понятие «суверенитет» предполагает развитие потенциальных возможностей нации, получившей государственную независимость. «Суверенитет... — полная независимость государства от других государств в его внешних и внутренних делах». («Словарь иностранных слов и выражений». — М.: Олимп, 2000, с. 597).

В свою очередь суверенитет обеспечивался не только государственностью, Конституцией, нормативными юридическими документами, традицией и неписаными правилами поведения, но не в меньшей степени демократическими гарантиями их соблюдения — социально-экономическими, культурно-нравственными. Суверенитет нации выражается главным образом в возможностях ее свободного политического самоопределения, в правах нации на свою территорию, ее природные и ископаемые ресурсы, также в верховенстве ее законодательства и избранной ею государственной власти, в национальном гражданстве, в возрождении и развитии традиционной национальной культуры. Это тем более важно отметить, что важнейшие ценности и достижения в жизнедеятельности нации берут свое начало и сохраняются в национальной культуре. Поэтому только признание суверенных прав наций (аналогично признанию прав человека) придает гуманистическую и демократическую направленность возрождению и развитию национальной культуры каждого народа, стремящегося к независимости и самостоятельности, то есть к неподвластности другим государствам.

Суверенитет нации является основой для суверенитета народа, сложившегося на определенной исторической территории и составляющего основу того или иного общества, вследствие свободного самоопределения которого и устанавливается тот или иной политический характер государственности, социальной и культурной целостности. Суверенитет народа предполагает также согласование принципов естественных и неотъемлемых прав основной (иногда в литературе — титульной) нации на сохранение и развитие своей культуры и самобытности с принципом обеспечения гражданских прав и культурного самоуправления всех проживающих на данной территории национальностей.

В Декларации провозглашается, что республика «имеет свое гражданство и охраняет честь, достоинство, здоровье, законные интересы своих граждан на территории республики и за ее пределами», подчеркивается, что она «самостоятельно решает вопросы в области законодательства об использовании языков, о развитии культуры и образования». (Статья 3).

В свете сказанного следует подчеркнуть, что в нашей республике все основные виды и направления национальной культуры, в том числе язык, традиции, обряды, ритуалы, верования и т.д. получают подлинно национальное содержание и форму и встают на путь действительного возрождения и развития. Разумеется, здесь еще много нерешенных вопросов и проблем. Однако их решение зависит от каждого из нас, и, что важно, люди начинают понимать и осознавать это. Этим вопросам и проблемам пристальное внимание уделяют Президент, Правительство и Парламент (Ил Тумэн), а также соответствующие министерства, департаменты, организации республики. В своем выступлении «Стратегия духовного возрождения народа» на встрече с творческой интеллигенцией 19 января 1999 года Президент Республики Саха (Якутия) М.Е.Николаев говорил: «Органическое сочетание социально-экономических преобразований с нравственностью общества становится основополагающим условием для формирования нашей государственности. В основу перестроечных процессов мы заложили идеологию согласия, толерантности, гражданского мира и возрождения национальных культур». («Якутия», 22 января 1999 года).

В годы, прошедшие после принятия Декларации, сформировано и возникло много различных организаций, объединений, ассоциаций, фирм, клубов, центров, фондов, советов и т.д., способствующих возрождению и развитию национальной культуры и языка. Среди них Академия наук Республики Саха (Якутия), Академия духовности Республики Саха (Якутия), Институт гуманитарных исследований, Арктический институт культуры и искусства, институты и филиалы Якутского государственного университета, Якутской государственной сельскохозяйственной академии, Театр танца, Театр эстрады, Высшая школа музыки, Музей музыки и фольклора, Детский эстетический центр, филиал Красноярского художественного института, школа-студия МХАТ и другие. Построено новое прекрасное здание Саха академического театра, проведен капитальный ремонт Русского академического театра, открыто Училище искусств, развиваются музейное и выставочное дело, цирковое искусство... Возникло много самодеятельных театров, коллективов, ансамблей, оркестров, студий, хоров, салонов, органов СМИ и т.д. Частыми стали всевозможные фестивали, конкурсы, шоу, хит-парады, гастроли, а также поездки за границу наших артистов, мастеров искусства, талантливых людей, особенно детей и молодежи. Много стало проводиться конференций, симпозиумов, ассамблей, семинаров, «круглых столов», презентаций, творческих вечеров, юбилеев, вечеров известных людей и т.д., посвященных различным аспектам возрождения и развития национальной культуры. В целом наблюдается весьма стремительная тенденция подъема профессионального и самодеятельного искусства. На подъеме также литература. Особо следует подчеркнуть оригинальную и перспективную Концепцию национальной школы Республики Саха (Якутия) — как главный фундамент сохранения, возрождения и развития национальных культур и языков, фундамент, определивший путь обновления школы на основе приоритета национально-регионального компонента. Подчеркиваем, что в основу Концепции заложено Положение о реализации права обучения и воспитания учащихся на базе культурно-нравственных традиций и языков народов республики. Следует подчеркнуть также развивающиеся в последние годы различные организации и движения, пропагандирующие спорт, туризм, здоровый образ жизни, борьбу против алкоголизма, пьянства и наркомании, а также предпринимателей, бизнесменов, спонсоров, меценатов, вносящих посильный вклад в поддержку возрождения и развития национальной культуры. Здесь необходимо отметить возникшее недавно патриотическое движение «В 2000 году — 2000 добрых дел», многие начинания и новостройки которого относятся к объектам культуры и быта.

В Декларации отмечается, что «якутский и русский языки на территории республики являются государственными языками». (Статья 3). На основе этой статьи якутский язык весьма заметно расширил свои общественные, коммуникативные, познавательные и другие функции. Однако здесь еще многое требуется реализовать, внести в повседневную жизнь культуру родной речи, преодолеть чиновничье равнодушие, депутатскую инертность, да и просто пренебрежительное отношение к родному языку со стороны отдельных людей. В этой связи я вспомнил свою статью «Размышления о суверенитете», написанную 9 октября 1990 года в газете «Социалистическая Якутия», где, говоря о придании якутскому языку статуса государственного, я писал: «Это тем более важно, что языки коренных жителей республики находятся, как известно, в предкризисном и кризисном состоянии. Поэтому придание якутскому языку, языку народа, давшего название республике, статуса государственного является не данью моде, а вынужденным и необходимым актом. Государственность языка означает расширение его общественных, социальных, культурных, государственных и других функций, а не вытеснение или ущемление другого языка, тем более культуры».

Важное значение имеет владение наряду с русским иностранным языком, особенно английским, и поэтому совершенно неслучайно этот язык у нас в республике объявлен рабочим языком. Владеющие этим языком, будучи за границей, безусловно, много рассказывают о своей республике, например, о возрождении и развитии национальной культуры. Говоря о языке малочисленных народов Севера, важно подчеркнуть, что Декларация признает языки этих народов официальными в местах их проживания.

В последнее время заметно изменилось отношение к народному творчеству в целом, к фольклору, олонхо, в частности. Олонхо как выдающееся эпическое наследие культуры является сконцентрированным выражением не только этносемиотических, этнопедагогических и других воззрений и учений, но и всей системы мировосприятия и мировоззрения народа саха. Олонхо возрождается в современных условиях в разных видах искусства. Так, недавно был показан спектакль-олонхо «Кыыс Дэбилийэ» академическим Саха театром. Отрадно то, что осенью этого года в Якутске пройдет Международная научная конференция «Олонхо в контексте эпического наследия народов мира». В этой связи отметим все более расширяющиеся контакты и встречи деятелей культуры, творческих работников, ученых нашей республики со своими зарубежными коллегами. К слову, 2001 год ЮНЕСКО объявило международным годом диалога культур. Наряду с фольклорными произведениями, все чаще стали звучать народные песни, тойуки, алгысы (благопожелания), устраиваться национальные игры, состязания. Повсеместно возрождаются хомус (варган), осуохай (коллективный круговой танец, символизирующий вечное движение, жизнь), ысыах. Ысыах стал всеобщим национальным праздником, смотром национальных ценностей и достижений, символом сплоченности народа саха. Ысыах — это праздник дружбы и братства народов, проживающих в республике.

Все больше становится книг, газет, журналов и другой печатной продукции, а также все чаще появляются объявления, афиши, рекламы, вывески, плакаты и т.д. на якутском языке. Широкое распространение получают якутские ювелирные изделия, украшения, узоры, орнамент, национальная одежда...

Следует отметить тенденцию распространения некоторых взглядов и верований, связанных с эзотерическими, оккультными, астрологическими и др. паранормальными учениями, с уфологическими (от англ. UFO сокр. unidentified flying object — неопознанный летающий объект (НЛО)) явлениями. Отметим также появление народных целителей, прорицателей, знахарей, ясновидящих, телепатов, экстрасенсов и др., в какой-то мере возрождающих элементы традиционной народной медицины и культуры.

Правомерно упомянуть, что большим тиражом были изданы и издаются произведения выдающихся просветителей, писателей, поэтов, ученых, представителей интеллигенции: А.Е.Кулаковского, А.И.Софронова, Н.Д.Неустроева, П.А.Ойунского, М.К.Аммосова, С.А.Новгородова, Г.В.Ксенофонтова, Н.Е.Мординова, С.Р.Кулачикова, Д.К.Сивцева, В.М.Новикова, И.М.Гоголева, Л.А.Попова, С.С.Яковлева, Н.Г.Золотарева, В.С.Соловьева, В.А.Протодьяконова, В.С.Яковлева, М.Д.Ефимова, Семена П. и Софрона П. Даниловых, А.Е.Мординова, Г.П.Башарина и многих других.

Говоря о важности использования национальных украшений, узоров, орнамента и др. (шире — этнознаков и этносимволов), следует отметить их значение в национальной символике вообще, в государственной, в частности. В этой связи необходимо заметить недостаточно широкое распространение и использование в республике государственной символики. Здесь имеются в виду Герб и Флаг Республики Саха (Якутия). Что касается Гимна, то неопределенность обнародования его вызывает не только недоумение, но и большие неудобства, особенно при проведении торжественных мероприятий, больших праздничных событий и явлений. К примеру, это чувствовалось при проведении завершившихся недавно II Международных спортивных игр «Дети Азии» в Якутске. Кстати, успешное проведение таких, поистине грандиозных, спортивно-культурных мероприятий свидетельствует о больших потенциальных возможностях народа, обретшего суверенитет.

Национальная культура должна базироваться на истинных сущностно-содержательных основах жизнедеятельности народа, национального самосознания и менталитета, отражать идеи и принципы независимости, самоопределения, т.е. идеи и принципы суверенитета. Согласно ст. 1 «Международного пакта о гражданских и политических правах» (1996 г.) «все народы имеют право на самоопределение. В силу этого права они свободно устанавливают свой политический статус и свободно обеспечивают свое экономическое, социальное и культурное развитие». Безусловно, эти и другие авторитетные документы дают правовое основание народам республики заявить о необходимости последовательного учета и практической реализации на деле их национально-государственных интересов и наполнения реальным содержанием продекларированного их права на самоопределение. Особо подчеркнем, что право на самоопределение имманентно присуще каждому народу. В этой связи отметим, что народы нашей республики, воодушевленные провозглашением суверенитета, принятием Конституции и подписанием Федеративного договора и ряда других договоров и соглашений о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Республики Саха (Якутия), вступают в новый XXI век с реальным правом для самостоятельного решения вопросов социально-экономического, политического и культурного развития. Декларацию о государственном суверенитете они воспринимают не только как политико-правовой документ. Годы, прошедшие после принятия Декларации, показали, что республика в условиях суверенитета имеет полную возможность стать независимым, самостоятельным государством, полноправным субъектом цивилизованного мира. В этом плане хотелось бы повторить свои слова, высказанные в вышеупомянутой статье в газете «Социалистическая Якутия»: «Для того, чтобы существовало самостоятельное государство, необходимо наличие на его территории не такого уж большого числа исходных продуктов: нефть, уголь, лес, сельхозугодья, традиционные отрасли хозяйства. К слову, в мире существуют высокоразвитые страны, обладающие одной лишь нефтью, а в Японии вообще отсутствуют сколько-нибудь заметные сырьевые ресурсы.

Наша республика исключительно богата базовыми сырьевыми ресурсами и валютными средствами (алмазы, золото, олово, лес, пушнина и др.). Приплюсуем сюда разведанные и еще не разведанные недровые богатства. Такими богатейшими ресурсами и средствами не располагает ни одна страна в мире. Однако сейчас в экономике республики преобладает беззастенчивый вывоз и разбазаривание этих и других колоссальных богатств, а не разумное их использование в целях повышения уровня жизни и благосостояния всех жителей, народов Якутии».

Движение по пути к цивилизованному миру, лучшему будущему должно впитать в себя все рациональные символические ценности и достижения этнокультурной самобытности народов, в их числе и этносемиотические, поддерживающие и укрепляющие суверенитет республики. В качестве примера (определенного знакового, символического) можно привести лозунг «мы якутяне», который должен стать основным лозунгом национальной идеи. Национальная идея — идея, возникшая в период после провозглашения республикой своего суверенитета, т.е. в период бурного развития национального самосознания и этнической идентификации (самоидентификации) народов. Впервые о лозунге идеи «мы якутяне» автор этих строк писал в статье «Современная социально-политическая ситуация» в научно-информационном бюллетене Аналитического центра при Президенте РС (Я) «Турук»: «Для народа трагично, когда нет единой, объединяющей идеи, можно сказать, современной идеологии. Отсюда национальная идея, объединяющая идеи самоопределения, консолидации, толерантности, взаимотерпимости и др. может стать определенной системой взглядов, видением перспектив дальнейшего развития и даже выживания. Национальная идея в нашей республике происходит из потребностей экономической свободы, национального государства, где основным лозунгом должен стать лозунг — «мы якутяне» (№ 1, 1995, с. 12).

Национальная идея должна включать идею независимой Республики Саха (Якутия), идею самоопределившегося государства, самостоятельного субъекта международного права. Эта идея дает широкие возможности для объединения народов и ориентирования республики на путь свободного, демократического развития, которое позволит ей занять достойное место в мировой цивилизации. Национальная идея — идея независимого, суверенного государства, необходима для обсуждения и решения многих судьбоносных проблем, от которых зависит сегодня: сохранимся мы или нет как народ. Здесь не должно быть половинчатого и двусмысленного решения проблемы, вроде «более полно определять права республики» или «решать проблему в рамках требований Центра». Суверенное государство в решении своих проблем должно быть независимым от диктовки чиновников Кремля, стремящихся к чрезмерной централизации, узкой корпоративности и олигархии. Надо называть вещи своими именами, называть прямо, открыто. К сожалению, у многих политиков, депутатов говорить открыто на эту тему нет зрелой воли — воли политической, воли государственной.

В заключение подчеркнем, что суверенитет и национальная культура взаимосвязаны и взаимодополняют друг друга. Поэтому сохранение, возрождение и развитие национальной культуры невозможно без углубления и расширения теории и практики суверенитета, без эффективной поддержки и распространения его животворных идей и принципов, и, наоборот, без подлинного суверенитета нет и не может быть полноценной, действительно национальной культуры.

С учетом всего сказанного становится очевидным, что национальная культура требует пристального внимания не только исследователей, но и всех тех, кто стремится обрести подлинный суверенитет, развить гражданское и национальное самосознание, укрепить психологию, менталитет, сохранить, возрождать и развивать полноценную национальную культуру.


Ким Дмитриевич Дьячковский, кандидат философских наук, доцент Якутского госуниверситета.

 

Яндекс.Реклама
ремонт спа салонов хороший сайт.. новостройки в Химках.
Hosted by uCoz