На первую страницу номера

На главную страницу журнала

Написать письмо

Экология и экономика

Основу благосостояния любого человека, благосостояния его потомства составляет окружающая нас
природная среда.

Взаимозависимость состояния окружающей среды и состояния экономики
не вызывает сомнений.

В конце двадцатого века человечество, в первую очередь, в лице наиболее развитых стран, сформулировало основные принципы достижения устойчивого экономического роста общества, и в числе главных из них названо использование экономических инструментов для решения экологических проблем. В западных странах за последние десятилетия наметилась, можно даже сказать, уже сложилась тенденция к переориентации своей природоохранной политики в сторону широкого использования рыночных инструментов, интернализации затрат от загрязнения окружающей среды и использования ресурсов, поисков новых эколого-экономических методов управления экономикой.

Экономические методы базируются на естественном стремлении производителей загрязнения минимизировать собственные издержки. К таким общераспространенным в мировой практике методам, которые применяются и у нас в России, можно отнести: финансово-кредитный механизм природопользования, экологическое страхование, экономическое стимулирование, рынок экологических работ и услуг, платное природопользование и экономическое воздействие на нарушителей природоохранного законодательства.

Финансово-кредитный механизм природопользования включает в себя систему финансирования экологических программ и мероприятий по охране окружающей среды из государственных средств; развитие системы экологических фондов, инновационных экофондов, экофондов предприятий, систему федерального и региональных экологических банков; привлечение средств за счет фондов экологического страхования, привлечение средств Мирового и Европейского банков, фондов, организаций и фирм к финансированию природоохранных мероприятий; использование собственных средств хозяйствующих субъектов на природоохранные нужды, систему льготных экологических инвестиционных кредитов.

Экологическое страхование включает обязательное и добровольное экологическое страхование для покрытия непредвиденных расходов, возникающих в результате аварий, систему экологического страхования стихийных бедствий, фонды экологического страхования и поддержки независимых страховых компаний.

Экономическое стимулирование подразумевает установление налоговых, кредитных и иных льгот, применение специального налогообложения экологически вредной продукции и технологии, применение поощрительных цен и надбавок на экологически чистую продукцию, введение механизма «купли-продажи» разрешений (лицензий) на право выброса, сброса загрязняющих веществ в окружающую среду и размещения в ней отходов, осуществление государственной поддержки предприятиям, производящим природоохранное оборудование и контрольно-измерительные приборы, а также оказывающим услуги экологического назначения. Также могут применяться: инвестиционные налоговые кредиты; займы с уменьшенной ставкой процента; ускоренная амортизация природоохранного оборудования; регулирование цен первичных ресурсов и конечной продукции. Рынок экологических работ и услуг формируется с появлением консалтинговых, инжиниринговых и внедренческих фирм, развитием сети платных работ и услуг природоохранного назначения, привлечением иностранных фирм к выполнению экологических работ и услуг.

Принцип платности природопользования и экономического воздействия на нарушителей природоохранного законодательства предусматривает установление различных видов платы за пользование природными ресурсами в увязке с налоговой системой, компенсационных платежей за выбытие природных ресурсов из общего пользования, платежей за загрязнение окружающей среды, экономической ответственности при загрязнении окружающей среды в результате аварий.

Этот принцип лежит в основе действующего в настоящий момент в России экономического механизма охраны окружающей среды, основными элементами которого, согласно Федерального Закона «Об охране окружающей природной среды», являются платежи за пользование природными ресурсами и лимиты на их изъятие, выбросы вредных загрязняющих веществ и размещение отходов, налоговые, кредитные и другие льготы, предоставляемые предприятиям, организациям, учреждениям и гражданам за проведение эффективных мер по охране природы, экономические санкции за нарушение нормативно-технических и других требований природоохранного законодательства.

Плата за природные ресурсы взимается:

— за право использования природных ресурсов в пределах установленных лимитов;

— за сверхлимитное и нерациональное использование природных ресурсов на воспроизводство природных ресурсов.

Плата за загрязнение окружающей среды и другие виды антропогенного воздействия взимается за выбросы (сбросы) загрязняющих веществ, размещение отходов и другие виды загрязнения:

— в пределах установленных предельно допустимых нормативов;

— в пределах установленных лимитов;

— сверх установленных лимитов.

Законом предусматривается финансирование экологических программ и мероприятий по охране окружающей природной среды за счет бюджетов всех уровней, средств предприятий, организаций, учреждений, экологических фондов всех уровней, фондов экологического страхования, кредитов банков и т.д.

Финансирование природоохранной деятельности в нашей республике производится, главным образом, из средств республиканского бюджета. Если в 1998 г. объем финансирования составил всего 49,6 % от предусмотренного бюджетом, то в 1999 г. ситуация изменилась в лучшую сторону и финансирование выполнено на 97,9 %. Отдельной строкой бюджета идет финансирование природоохранительной деятельности по линии Департамента биологических ресурсов. Бюджетом Республики также предусматривается финансирование мероприятий по воспроизводству и охране водных ресурсов из поступлений ресурсных платежей за водопользование. К сожалению, данный раздел бюджета систематически недофинансируется.

В целом, благодаря повышенному вниманию со стороны руководства республики, в первую очередь Президента Николаева М.Е., министерству удалось сохранить до сегодняшнего дня достаточно квалифицированный состав работников и необходимый минимум материального обеспечения. На 2000 год из бюджета Республики Саха (Якутия) предусмотрено финансирование Министерства охраны природы на 70,5 млн рублей.

По капитальным вложениям в строительство объектов природоохранного назначения большого разнообразия нет. Как известно, в Якутске за счет средств из инвестиционного бюджета республики строится станция очистки сточных вод, завершение строительства которого в очередной раз перенесено — на в конец 2000г. Из предприятий и организаций республики финансирование мероприятий природоохранного назначения за счет собственных средств в значительных объемах выполняет, в основном, только АК «Алроса». В 1999 г. компанией освоено капитальных вложений по объектам природоохранного назначения на сумму 105,2 млн руб.

На решение одной из приоритетных задач министерства — укрепление системы особо охраняемых природных территорий республики — в 1999 году из инвестиционного бюджета получено 2,2 млн рублей. Кроме того, в предзавершающий год работ по системе «Ытык Кэрэ Сирдэр» всего использовано 16,5 млн рублей из республиканского бюджета. В инвестиционном бюджете РС(Я) на 2000 год предусмотрено выделение 1,0 млн рублей на завершающие работы по строительству и благоустройству кордонов.

Благодаря расширению за последние годы международных связей Министерства охраны природы РС(Я), роста авторитета республики в глазах мирового экологического общественного мнения на развитие системы особо охраняемых территорий целевым назначением выделялись средства Всемирного фонда дикой природы (WWF). Так, в 1998 г. WWF выделил НПП «Ленские столбы» 324 тыс. руб. на строительство визит-центра, а в 1999 г. на содержание системы ООПТ фонд перечислил 419 тыс. руб.

По мере поступления финансирования укрепляется материально-техническая база заказников и резерватов, приобретены средства связи, спецодежда и прочие средства первой необходимости. Результатом этой многолетней работы является фактическое содержание 20% территории республики в особо охраняемом режиме, с целью резервирования их для будущих поколений.

Одним из главных звеньев действующего экономического механизма является система государственных экологических фондов, включающая три уровня — Федеральный экологический фонд, фонд субъекта федерации и местные фонды. Системы экологических фондов создавались, согласно вышеуказанного Закона, «для решения неотложных природоохранительных задач, восстановления потерь в окружающей среде, компенсации причиненного вреда и других природоохранительных задач». Основным источником образования средств фондов являются платежи предприятий, учреждений, организаций за выбросы (сбросы) вредных веществ в окружающую природную среду, размещение отходов и др. виды загрязнений; кроме того в экологические фонды поступают суммы, получаемые по искам о возмещении вреда и штрафы за экологические правонарушения, средства от реализации конфискованных орудий охоты и рыболовства, незаконно добытой с их помощью продукции, суммы, получаемые в виде дивидендов, процентов по вкладам, банковским депозитам, от делового использования средств фонда в деятельности предприятий и иных юридических лиц. Средства фондов распределяются следующим образом: 60% — реализация природоохранных мероприятий местного (городского, улусного) значения; 30% — реализация природоохранных мероприятий республиканского, областного значения; 10% — реализация природоохранных мероприятий федерального значения.

В республике Фонд охраны природы был создан Постановлением Совета Министров Якутской-Саха ССР № 43 в 1991 г. В 1993 г. Постановлением Правительства РС(Я) №138 были созданы местные фонды охраны природы в районах республики.

Фонды охраны природы выполняют важную роль дополнительного источника финансирования природоохранных мероприятий. К сожалению, из-за незначительности объемов поступающих средств, они не обладают большим инвестиционным потенциалом. К примеру, доходы фондов охраны природы республики в целом составили : в 1997 г. — 6,5 млн руб.,в 1998 г. — 7 млн руб., в 1999 г. — 14 млн руб. Это обстоятельство объясняется прежде всего заниженными нормативами платежей за загрязнение окружающей среды, неплатежеспособностью многих предприятий-загрязнителей, особенно системы ЖКХ. В ближайшем будущем, по принятии части II нового Налогового Кодекса РФ, следует, видимо, ожидать определенных изменений в механизме фискального регулирования загрязнения окружающей среды в связи с введением экологического налогообложения. В настоящее время в России система экологических платежей, введенная десять лет назад в развитие принципа «загрязнитель платит», не выполняет свою регулирующую и стимулирующую роль в силу незначительности используемых нормативов. Между тем в большинстве развитых стран вышесказанный принцип дополняется принципом «пользователь платит», который позволяет включить в стоимость произведенного продукта не учитываемые издержки, связанные с использованием окружающей среды. Назревшая необходимость в реформировании действующего механизма особенно заметна на фоне достижений западных стран в сфере экологизации экономики. Например, еще в 1995 г. в странах Европейского Союза природоохранные налоги составляли 7% от всех налоговых поступлений. В Швеции, в результате введения в 1991 г. налога на выбросы серы, сокращение выбросов составило в среднем 70%, а введение в Норвегии в 1991 г. налога на СО2 позволило сократить его выбросы на З—4% в период с 1991 по 1993 гг. и сократить потребление нефтепродуктов на 18%. Введение четкой системы экологического налогообложения безусловно «оживит» механизм экономического регулирования охраны окружающей среды.

За последние годы в республике успешно формируется рынок работ и услуг природоохранного направления. Многие предприниматели быстро осваивают такие виды деятельности, как экологическая паспортизация, разработка разделов по охране окружающей среды в составе проектных и предпроектных документаций, работы по утилизации вредных отходов, аналитический контроль за выбросами загрязняющих веществ. Появились первые страховые компании, желающие проводить экологическое страхование в рамках страхования опасных производственных объектов — в соответствии с Федеральным Законом «О промышленной безопасности опасных промышленных объектов». Данный вид страхования представляет собой гражданскую (имущественную) ответственность за ущерб, причиненный третьим лицам в результате внезапного, непреднамеренного и неожиданного загрязнения окружающей среды при эксплуатации опасного производственного объекта. На сегодня такие договора с предприятиями, организациями готовы заключить СК «Сапи-полис» и Якутское представительство САО «Ингосстрах».

Таким образом, за неполные десять лет со дня внедрения нового экономического механизма регулирования природопользования в нашей республике накоплен определенный поучительный опыт, на основании которого будет проводиться дальнейшее совершенствование используемых экономических инструментов, развитие теории и практики рационального природопользования. Одной из приоритетных задач министерства была и остается также организация необходимого финансирования намеченных природоохранных программ и проектов с привлечением самых разных источников, в том числе иностранных.

Происходящее сегодня на федеральном уровне слияние природоохранительных и природоэксплуатирующих ведомств в один государственный орган по управлению ресурсами является попыткой, на мой взгляд, системного решения задачи повышения эффективности управления при использовании богатейшего запаса природных ресурсов России. Наступающий ХХI век — век рационального использования ресурсов, и от того, насколько наша страна и наша республика сумеют ими правильно распорядиться, зависит процветание не только ныне живущих поколений, но и многих последующих.

Василий ДЕНИСОВ,
начальник отдела экономики
природопользования МОП РС(Я).

 

Яндекс.Реклама
Hosted by uCoz