Экология и
экономика
Основу
благосостояния любого человека,
благосостояния его потомства
составляет окружающая нас
природная среда.
Взаимозависимость
состояния окружающей среды и
состояния экономики
не вызывает сомнений.
В конце двадцатого века
человечество, в первую очередь, в
лице наиболее развитых стран,
сформулировало основные принципы
достижения устойчивого
экономического роста общества, и в
числе главных из них названо
использование экономических
инструментов для решения
экологических проблем. В западных
странах за последние десятилетия
наметилась, можно даже сказать, уже
сложилась тенденция к
переориентации своей
природоохранной политики в сторону
широкого использования рыночных
инструментов, интернализации затрат
от загрязнения окружающей среды и
использования ресурсов, поисков
новых эколого-экономических методов
управления экономикой.
Экономические методы базируются на
естественном стремлении
производителей загрязнения
минимизировать собственные издержки.
К таким общераспространенным в
мировой практике методам, которые
применяются и у нас в России, можно
отнести: финансово-кредитный
механизм природопользования,
экологическое страхование,
экономическое стимулирование, рынок
экологических работ и услуг, платное
природопользование и экономическое
воздействие на нарушителей
природоохранного законодательства.
Финансово-кредитный механизм
природопользования включает в себя
систему финансирования
экологических программ и
мероприятий по охране окружающей
среды из государственных средств;
развитие системы экологических
фондов, инновационных экофондов,
экофондов предприятий, систему
федерального и региональных
экологических банков; привлечение
средств за счет фондов
экологического страхования,
привлечение средств Мирового и
Европейского банков, фондов,
организаций и фирм к финансированию
природоохранных мероприятий;
использование собственных средств
хозяйствующих субъектов на
природоохранные нужды, систему
льготных экологических
инвестиционных кредитов.
Экологическое страхование
включает обязательное и
добровольное экологическое
страхование для покрытия
непредвиденных расходов,
возникающих в результате аварий,
систему экологического страхования
стихийных бедствий, фонды
экологического страхования и
поддержки независимых страховых
компаний.
Экономическое стимулирование
подразумевает установление
налоговых, кредитных и иных льгот,
применение специального
налогообложения экологически
вредной продукции и технологии,
применение поощрительных цен и
надбавок на экологически чистую
продукцию, введение механизма «купли-продажи»
разрешений (лицензий) на право
выброса, сброса загрязняющих веществ
в окружающую среду и размещения в ней
отходов, осуществление
государственной поддержки
предприятиям, производящим
природоохранное оборудование и
контрольно-измерительные приборы, а
также оказывающим услуги
экологического назначения. Также
могут применяться: инвестиционные
налоговые кредиты; займы с
уменьшенной ставкой процента;
ускоренная амортизация
природоохранного оборудования;
регулирование цен первичных
ресурсов и конечной продукции. Рынок
экологических работ и услуг
формируется с появлением
консалтинговых, инжиниринговых и
внедренческих фирм, развитием сети
платных работ и услуг
природоохранного назначения,
привлечением иностранных фирм к
выполнению экологических работ и
услуг.
Принцип платности
природопользования и экономического
воздействия на нарушителей
природоохранного законодательства
предусматривает установление
различных видов платы за пользование
природными ресурсами в увязке с
налоговой системой, компенсационных
платежей за выбытие природных
ресурсов из общего пользования,
платежей за загрязнение окружающей
среды, экономической
ответственности при загрязнении
окружающей среды в результате аварий.
Этот принцип лежит в основе
действующего в настоящий момент в
России экономического механизма
охраны окружающей среды, основными
элементами которого, согласно
Федерального Закона «Об охране
окружающей природной среды»,
являются платежи за пользование
природными ресурсами и лимиты на их
изъятие, выбросы вредных
загрязняющих веществ и размещение
отходов, налоговые, кредитные и
другие льготы, предоставляемые
предприятиям, организациям,
учреждениям и гражданам за
проведение эффективных мер по охране
природы, экономические санкции за
нарушение нормативно-технических и
других требований природоохранного
законодательства.
Плата за природные ресурсы
взимается:
— за право использования природных
ресурсов в пределах установленных
лимитов;
— за сверхлимитное и
нерациональное использование
природных ресурсов на
воспроизводство природных ресурсов.
Плата за загрязнение окружающей
среды и другие виды антропогенного
воздействия взимается за выбросы (сбросы)
загрязняющих веществ, размещение
отходов и другие виды загрязнения:
— в пределах установленных
предельно допустимых нормативов;
— в пределах установленных лимитов;
— сверх установленных лимитов.
Законом предусматривается
финансирование экологических
программ и мероприятий по охране
окружающей природной среды за счет
бюджетов всех уровней, средств
предприятий, организаций, учреждений,
экологических фондов всех уровней,
фондов экологического страхования,
кредитов банков и т.д.
Финансирование природоохранной
деятельности в нашей республике
производится, главным образом, из
средств республиканского бюджета.
Если в 1998 г. объем финансирования
составил всего 49,6 % от
предусмотренного бюджетом, то в 1999 г.
ситуация изменилась в лучшую сторону
и финансирование выполнено на 97,9 %.
Отдельной строкой бюджета идет
финансирование
природоохранительной деятельности
по линии Департамента биологических
ресурсов. Бюджетом Республики также
предусматривается финансирование
мероприятий по воспроизводству и
охране водных ресурсов из
поступлений ресурсных платежей за
водопользование. К сожалению, данный
раздел бюджета систематически
недофинансируется.
В целом, благодаря повышенному
вниманию со стороны руководства
республики, в первую очередь
Президента Николаева М.Е.,
министерству удалось сохранить до
сегодняшнего дня достаточно
квалифицированный состав работников
и необходимый минимум материального
обеспечения. На 2000 год из бюджета
Республики Саха (Якутия)
предусмотрено финансирование
Министерства охраны природы на 70,5
млн рублей.
По капитальным вложениям в
строительство объектов
природоохранного назначения
большого разнообразия нет. Как
известно, в Якутске за счет средств
из инвестиционного бюджета
республики строится станция очистки
сточных вод, завершение
строительства которого в очередной
раз перенесено — на в конец 2000г. Из
предприятий и организаций
республики финансирование
мероприятий природоохранного
назначения за счет собственных
средств в значительных объемах
выполняет, в основном, только АК «Алроса».
В 1999 г. компанией освоено капитальных
вложений по объектам
природоохранного назначения на
сумму 105,2 млн руб.
На решение одной из приоритетных
задач министерства — укрепление
системы особо охраняемых природных
территорий республики — в 1999 году из
инвестиционного бюджета получено 2,2
млн рублей. Кроме того, в
предзавершающий год работ по системе
«Ытык Кэрэ Сирдэр» всего
использовано 16,5 млн рублей из
республиканского бюджета. В
инвестиционном бюджете РС(Я) на 2000
год предусмотрено выделение 1,0 млн
рублей на завершающие работы по
строительству и благоустройству
кордонов.
Благодаря расширению за последние
годы международных связей
Министерства охраны природы РС(Я),
роста авторитета республики в глазах
мирового экологического
общественного мнения на развитие
системы особо охраняемых территорий
целевым назначением выделялись
средства Всемирного фонда дикой
природы (WWF). Так, в 1998 г. WWF выделил НПП
«Ленские столбы» 324 тыс. руб. на
строительство визит-центра, а в 1999 г.
на содержание системы ООПТ фонд
перечислил 419 тыс. руб.
По мере поступления финансирования
укрепляется материально-техническая
база заказников и резерватов,
приобретены средства связи,
спецодежда и прочие средства первой
необходимости. Результатом этой
многолетней работы является
фактическое содержание 20% территории
республики в особо охраняемом режиме,
с целью резервирования их для
будущих поколений.
Одним из главных звеньев
действующего экономического
механизма является система
государственных экологических
фондов, включающая три уровня —
Федеральный экологический фонд, фонд
субъекта федерации и местные фонды.
Системы экологических фондов
создавались, согласно
вышеуказанного Закона, «для решения
неотложных природоохранительных
задач, восстановления потерь в
окружающей среде, компенсации
причиненного вреда и других
природоохранительных задач».
Основным источником образования
средств фондов являются платежи
предприятий, учреждений, организаций
за выбросы (сбросы) вредных веществ в
окружающую природную среду,
размещение отходов и др. виды
загрязнений; кроме того в
экологические фонды поступают суммы,
получаемые по искам о возмещении
вреда и штрафы за экологические
правонарушения, средства от
реализации конфискованных орудий
охоты и рыболовства, незаконно
добытой с их помощью продукции, суммы,
получаемые в виде дивидендов,
процентов по вкладам, банковским
депозитам, от делового использования
средств фонда в деятельности
предприятий и иных юридических лиц.
Средства фондов распределяются
следующим образом: 60% — реализация
природоохранных мероприятий
местного (городского, улусного)
значения; 30% — реализация
природоохранных мероприятий
республиканского, областного
значения; 10% — реализация
природоохранных мероприятий
федерального значения.
В республике Фонд охраны природы
был создан Постановлением Совета
Министров Якутской-Саха ССР № 43 в 1991
г. В 1993 г. Постановлением
Правительства РС(Я) №138 были созданы
местные фонды охраны природы в
районах республики.
Фонды охраны природы выполняют
важную роль дополнительного
источника финансирования
природоохранных мероприятий. К
сожалению, из-за незначительности
объемов поступающих средств, они не
обладают большим инвестиционным
потенциалом. К примеру, доходы фондов
охраны природы республики в целом
составили : в 1997 г. — 6,5 млн руб.,в 1998 г.
— 7 млн руб., в 1999 г. — 14 млн руб. Это
обстоятельство объясняется прежде
всего заниженными нормативами
платежей за загрязнение окружающей
среды, неплатежеспособностью многих
предприятий-загрязнителей, особенно
системы ЖКХ. В ближайшем будущем, по
принятии части II нового Налогового
Кодекса РФ, следует, видимо, ожидать
определенных изменений в механизме
фискального регулирования
загрязнения окружающей среды в связи
с введением экологического
налогообложения. В настоящее время в
России система экологических
платежей, введенная десять лет назад
в развитие принципа «загрязнитель
платит», не выполняет свою
регулирующую и стимулирующую роль в
силу незначительности используемых
нормативов. Между тем в большинстве
развитых стран вышесказанный
принцип дополняется принципом «пользователь
платит», который позволяет включить
в стоимость произведенного продукта
не учитываемые издержки, связанные с
использованием окружающей среды.
Назревшая необходимость в
реформировании действующего
механизма особенно заметна на фоне
достижений западных стран в сфере
экологизации экономики. Например,
еще в 1995 г. в странах Европейского
Союза природоохранные налоги
составляли 7% от всех налоговых
поступлений. В Швеции, в результате
введения в 1991 г. налога на выбросы
серы, сокращение выбросов составило
в среднем 70%, а введение в Норвегии в
1991 г. налога на СО2 позволило
сократить его выбросы на З—4% в
период с 1991 по 1993 гг. и сократить
потребление нефтепродуктов на 18%.
Введение четкой системы
экологического налогообложения
безусловно «оживит» механизм
экономического регулирования охраны
окружающей среды.
За последние годы в республике
успешно формируется рынок работ и
услуг природоохранного направления.
Многие предприниматели быстро
осваивают такие виды деятельности,
как экологическая паспортизация,
разработка разделов по охране
окружающей среды в составе проектных
и предпроектных документаций, работы
по утилизации вредных отходов,
аналитический контроль за выбросами
загрязняющих веществ. Появились
первые страховые компании, желающие
проводить экологическое страхование
в рамках страхования опасных
производственных объектов — в
соответствии с Федеральным Законом «О
промышленной безопасности опасных
промышленных объектов». Данный вид
страхования представляет собой
гражданскую (имущественную)
ответственность за ущерб,
причиненный третьим лицам в
результате внезапного,
непреднамеренного и неожиданного
загрязнения окружающей среды при
эксплуатации опасного
производственного объекта. На
сегодня такие договора с
предприятиями, организациями готовы
заключить СК «Сапи-полис» и Якутское
представительство САО «Ингосстрах».
Таким образом, за неполные десять
лет со дня внедрения нового
экономического механизма
регулирования природопользования в
нашей республике накоплен
определенный поучительный опыт, на
основании которого будет
проводиться дальнейшее
совершенствование используемых
экономических инструментов,
развитие теории и практики
рационального природопользования.
Одной из приоритетных задач
министерства была и остается также
организация необходимого
финансирования намеченных
природоохранных программ и проектов
с привлечением самых разных
источников, в том числе иностранных.
Происходящее сегодня на
федеральном уровне слияние
природоохранительных и
природоэксплуатирующих ведомств в
один государственный орган по
управлению ресурсами является
попыткой, на мой взгляд, системного
решения задачи повышения
эффективности управления при
использовании богатейшего запаса
природных ресурсов России.
Наступающий ХХI век — век
рационального использования
ресурсов, и от того, насколько наша
страна и наша республика сумеют ими
правильно распорядиться, зависит
процветание не только ныне живущих
поколений, но и многих последующих.
Василий ДЕНИСОВ,
начальник отдела экономики
природопользования МОП РС(Я).
|