Живую
Природу спасет лишь живое участие
Проблема
отношений человека и окружающей
среды стала сегодня в ряд самых
острых и неотложных забот
человечества... Многие столетия
человек стремился покорить природу,
подчинить ее своей воле. Еще совсем
недавно человечество считало, что
ресурсы Земли неисчерпаемы, а
воздействие человека на природу
несущественно. Сегодня же
обнаружилось, что наша Планета не так
велика и не настолько богата, чтобы
можно было не считать и не беречь ее
запасы.
Умение
видеть и находить в природе
прекрасное...
Как известно, люди не рождаются с
этим чувством, его нужно формировать
у каждого постепенно, систематически
и как можно раньше. Впечатления
детства, школьных лет всегда
наиболее яркие, они до конца жизни
остаются в памяти людей и определяют
их отношение к миру, природе.
По мнению многих ученых, мыслителей,
политиков, именно безумно-хищническое
отношение человека к природе привело
к начавшемуся экологическому
кризису. Еще в 1992 году участники
международной конференции по
проблемам окружающей среды в Рио-де-Жанейро
выразили свою озабоченность и
тревогу за будущее Планеты. Об этом
много пишут, размышляют и, наверное,
не зря, поскольку, действительно,
человечество, чтобы выжить,
вынуждено искать достойный ответ на
поднимающиеся экологические
проблемы.
Сегодня ни для кого не секрет, что
многие экологические проблемы
вызваны, прежде всего,
бездуховностью общества,
иждивенческим отношением к Живой
Природе, потребительским отношением
к природным ресурсам и низкой
экологической культурой граждан. К
сожалению, многие поколения якутян,
вопреки народным традициям, бездумно
«покоряли» Природу, ориентируясь на
сиюминутную выгоду, и так же
воспитывали своих детей. В этих
условиях формирование экологической
культуры, которая обеспечивается
экологическим образованием,
воспитанием и просвещением (ЭОВиП)
населения обретает особую остроту и
значимость. Вот почему сегодня перед
нами встала задача развития общества
с новым экологическим мышлением,
способного жить в согласии с
Природой на основе возрождения
духовности, совершенствования
благородных экологических традиций
народов республики. А необходимость
создания системы непрерывного ЭОВиП
можно рассматривать как условие
решения этой задачи.
Одним из путей является развитие у
каждого человека умения видеть и
находить в природе прекрасное. Как
известно, люди не рождаются с этим
чувством, его нужно формировать у
каждого постепенно, систематически и
как можно раньше. Впечатления
детства, школьных лет всегда
наиболее яркие, они до конца жизни
остаются в памяти людей и определяют
их отношение к миру, природе, т.е. в
системе экологического образования,
воспитания и просвещения
исключительно важную роль играют
детский сад, школа. Вот поэтому наше
министерство особое внимание
уделяет аспектам экологического
образования и воспитания детей
дошкольного и школьного возраста.
Для решения всего комплекса
проблем ЭОВиП по инициативе нашего
министерства совместно с другими
заинтересованными организациями
проводится целенаправленная работа
по формированию системы ЭОВиП
населения. И сегодня можно подвести
некоторые итоги нашей деятельности в
период с 1994 года в этом направлении,
обозначить выявившиеся проблемы.
На первых этапах этой работы
приоритетной оказалась задача
консолидации вокруг идеи
формирования системы непрерывного
ЭОВиП населения органов образования,
культуры, общественных
экологических организаций, органов
СМИ, которую мы решали, регулярно
проводя в городах и улусах различные
мероприятия — встречи, беседы,
лекции, экологические акции,
субботники, семинары, публикуя их
результаты в средствах массовой
информации. В итоге в июне 1994 года,
совместно с ЯГУ, Министерством
образования, научными учреждениями и
общественными экологическими
организациями, провели I
республиканскую научно-практическую
конференцию «Экологическое
образование и воспитание в РС(Я)», где
обсудили проект «Концепции
непрерывного экологического
образования и воспитания». В марте 1995
года в рамках I республиканского
съезда экологов провели Круглый стол
«Экологическая информация,
образование и воспитание», где
обозначили основные направления
работы по формированию системы ЭОВиП
населения республики.
В последующие годы появились новые
формы и отдельные успехи в этом
направлении, с каждым годом
коллективы педагогов, отдельные
преподаватели школ, да и просто
жители республики постепенно
осознают необходимость
экологического образования и
воспитания для обеспечения
экологической безопасности.
Хочу перечислить некоторые моменты
нашей деятельности по формированию
системы непрерывного ЭОВиП
населения в нашей республике:
— Разработана, утверждена и
реализуется Концепция всеобщего
непрерывного экологического
образования и воспитания населения в
Республике Саха (Якутия);
— в рамках Государственной
экологической политики Президента
РС(Я) разработан проект
республиканской целевой программы «Экологическое
образование, воспитание и
просвещение населения Республики
Саха (Якутия)»;
— в целях координации эколого-просветительской
деятельности общественных
объединений, привлечения
общественности к участию в грантовых
программах международных и
российских благотворительных фондов,
финансирующих экологические проекты,
при Министерстве охраны природы РС(Я)
создан общественный центр
экологического просвещения «Эйгэ»;
— в 1996 году постановлением
Правительства РС(Я) №414 от 16.10.96 г.
создан первый республиканский
детский эколого-оздоровительный
центр «Кустук»;
— налаживается эколого-просветительская
работа в особо охраняемых природных
территориях республики. В 1995 году
создано общественное экологическое
объединение «Экос» при
госзаповеднике «Олекминский»,
создается визит-центр при НПП «Ленские
Столбы», на базе республиканской
системы ООПТ — Ытык Кэрэ Сирдэр
ежегодно организуются летние
экологические лагеря и экспедиции
школьников;
— на территории Республики Саха (Якутия)
функционируют 10 детских учреждений с
экологической направленностью (с
официальным статусом), в т.ч. 5
дошкольных, 5 общеобразовательных
школ;
— в республике созданы и действуют
19 детских экологических центров, 7
юннатских станций, работает на
постоянной основе 21 летний детский
экологический лагерь, функционирует
детская республиканская очно-заочная
экологическая школа (РОЗЭШ), одним из
соучредителей которой является
Минприроды РС(Я);
— большую роль в области ЭОВиП
населения играет сотрудничество с
администрациями улусов,
заинтересованными министерствами и
ведомствами республики. Так, за
1999—2000 годы подписаны соглашения о
сотрудничестве между Намским,
Амгинским, Нюрбинским, Олекминским,
Усть-Майским улусами, а также
Министерством образования РС(Я),
Международным детским фондом «Дети
Саха-Азии». В области развития
эколого-просветительской работы в
ООПТ республики продолжаем
сотрудничество с Всемирным Фондом
Дикой Природы;
— в целях поддержки проектов и
программ по экологическому
образованию и воспитанию населения
Министерством охраны природы РС(Я)
учреждены специальные гранты;
— Министерством охраны природы РС(Я)
учреждены специальные стипендии и
премии министра для юных экологов —
победителей олимпиад, конференций,
слетов по экологии, а также лучших
учеников школ и гимназий
экологического направления;
— создается сеть детских природных
экологических парков (в Намском
улусе — «Кэнкэмэ», в г.Якутске — «Тускул»,
в Амгинском — «Хотуйа»);
— в процесс эковоспитания молодежи
вовлечены почти все высшие учебные
заведения республики. В Якутском
госуниверситете им.М.К.Аммосова
экологическим образованием и
воспитанием охвачены все факультеты
и все специальности. Биолого-географический
факультет ведет работу по подготовке
кадров экологов различного профиля и
педагогов. На кафедре экологии с 1999
года открылась новая специальность «природопользование»
с участием в учебном процессе
сотрудников МОП РС(Я). Студентам
дается право выбора новых
специализаций: управление
природопользованием, использование
природных ресурсов, экологический
туризм, экологическое образование.
Кафедры БГФ ЯГУ разрабатывают и
внедряют новые методики и программы
по экообразованию, как в ВУЗах, так и
в ряде школ республики;
— Министерство охраны природы РС(Я)
ежегодно принимает участие в
организации летнего отдыха,
оздоровления и занятости детей
республики. В этом году, в рамках Года
детства и детского спорта, в
экологических лагерях и экспедициях,
детских природных парках и других
ООПТ с пользой проведут время свыше
2600 детей и подростков (финансовая
поддержка МОП РС(Я) составит 1400,0 тыс.
рублей);
— при формировании новой
экологической культуры населения
особое внимание уделяется
возрождению духовности, благородных
экологических традиций народов
республики с использованием
национальных обрядов, ритуалов,
издавна почитаемых священных мест —
Ытык Сирдэр.
В связи с этим, совместно с
учреждениями культуры, образования
ведется целенаправленная работа с
различными возрастными группами
населения по популяризации и
пропаганде экологических традиций
народов республики, по духовному
воспитанию;
— Министерством охраны природы РС(Я),
Центром экологического просвещения
«Эйгэ» разработана программа по
организации сети общественного
экологического мониторинга за
состоянием окружающей природной
среды с использованием современных
эколого-образовательных
телекоммуникационных программ.
Практическая работа в данной сети
позволит детским и молодежным
экологическим объединениям войти в
действующие международные
телекоммуникационные проекты, такие,
как ГРИН, ГЛОУБ, КИДНЕТ и
интегрироваться в решение
глобальных экологических проблем
природных комплексов Арктики с
партнерами из стран Северного Форума.
В республике, несмотря на все
тяготы нашей сегодняшней жизни,
благодаря усилиям отдельных групп
энтузиастов постепенно реализуются
идеи экологизации общественного
сознания. Эта работа в основном
держится на усилиях учителей-энтузиастов.
И усилия эти направлены на решение
конкретных вопросов, на
распространение опыта, отдельных
удачных находок, проектов и программ.
Среди тех, чей труд действительно
способствует воспитанию у
подрастающего поколения якутян
нового экосознания, культуры и
психологии, можно назвать имена
Николая Протодьяконова, Егора
Макарова (Чурапчинский улус), Анны
Романовой, Натальи Сивцевой, Николая
Колпашникова (Намский улус), Пелагеи
Габышевой (М-Кангаласский улус), Анны
Кобяковой (Кобяйский улус), Семена
Сыромятникова, Клима Павлова (Сунтарский
улус), Ольги Петровны Ивановой-Сидоркевич
(Амгинский улус) и многих других.
Таким образом, у нас есть все
основания полагать, что необходимые
условия для создания эффективной
республиканской системы
непрерывного ЭОВиП населения
имеются. Можно констатировать, что за
последние 5 лет в организации ЭОВиП
различных слоев населения накоплен
значительный опыт, особенно в улусах
республики, требующий обобщения и
распространения. Правда, нерешенных
проблем еще предостаточно, и главные
из них следующие:
1. До сих пор на федеральном и
республиканском уровнях нет
существенных социально-правовых
основ для развития системы
непрерывного ЭОВиП населения. К
сожалению, проект закона РФ «О
государственном регулировании
образования в области экологии» не
подписан Президентом РФ, хотя прошел
согласование в двух палатах
Федерального Собрания. Нет
Федеральной Программы по развитию
ЭОВиП, нет и единых критериев оценки
эффективности экологического
образования, единых его стандартов.
2. Недостаточна степень координации
усилий заинтересованных министерств,
ведомств, организаций, общественных
объединений, учебных заведений в
области ЭОВиП населения. До сих нет у
нас на уровне правительства
межведомственной комиссии по ЭОВиП,
которая способствовала бы решению на
долевых началах многих проблем его
организационно-методического,
информационного и финансового
обеспечения. Именно поэтому
совместно с Минобразованием,
Департаментом по высшей школе,
Якутским госуниверситетом и другими
организациями мы разработали
утвержденную в июне этого года
правительством РС (Я)
Республиканскую целевую программу «Экологическое
образование, воспитание и
просвещение населения Республики
Саха (Якутия)».
3. Не подкреплена серьезными
подзаконными актами необходимость
выполнения требований статей 75 и 23
Законов РФ «Об охране окружающей
природной среды» (19.12.91 г.) и Я-С ССР «Об
охране природы в Якутской-Саха ССР»
(17.10.91 г.) в части обязательной
профессиональной экологической
подготовки руководящих кадров и
специалистов организаций-природопользователей.
4. Отсутствуют согласованные
программы непрерывного
экологического обучения и
воспитания разных уровней
образования, в республике
отсутствуют учебники, наглядные
пособия по экологии и охране природы
РС(Я), недостаточно ведется работа по
издательской деятельности и т.д.
Таковы основные проблемы, решение
которых выбрано нашим министерством
в качестве главных направлений
развития республиканской системы
непрерывного экологического
образования, воспитания и
просвещения населения республики.
Активность населения и понимание
необходимости ЭОВиП вселяют надежду
на то, что наша деятельность по
воспитанию у жителей республики
новой экологической культуры,
экологического сознания и
мировоззрения будет оправдана, а
наши дети и внуки будут жить в
единстве и гармонии с Природой.
Альбина СОСИНА,
начальник отдела экологического
образования и просвещения МОП РС(Я).
|