На первую страницу номера

На главную страницу журнала

Написать письмо

Завтра начинается сегодня

О неформальном экологическом образовании и просвещении

Центр экологического просвещения РС (Я) «Эйгэ» создан в декабре 1996 г. по инициативе экообразователей: представителей Министерства охраны природы РС (Я), высшей школы, научных учреждений, учителей естественно-научных дисциплин. «Эйгэ» является неправительственной общественной организацией, деятельность которой направлена на координацию экопросветительской деятельности общественных организаций, осознание обществом и каждым человеком в отдельности экологических приоритетов над экономическими, формирование на основе традиций и опыта народов Севера нового менталитета человека, направленного на достижение экологически безопасного и устойчивого общества.

Общепризнано, в том числе и со стороны госструктур, что в России именно неправительственные организации (НПО) сейчас играют лидирующую роль в экологическом воспитании, образовании и просвещении. Это подразделения СоЭС во многих регионах бывшего Союза, «Экосистема», «Эколайн», «Экоюрис», ИСАР (г. Москва), Байкальский центр экологического образования (г. Чита), «Амур-батюшка» (г. Благовещенск), «Зеленый дом» (г. Хабаровск), «Родник» (г. Южно-Сахалинск), «Экзотур» (г. Комсомольск-на-Амуре), Лига независимых экспертов (г.Петропавловск-Камчатский), Ресурсный центр экологического образования и ИСАР ДВ (г. Владивосток)... Издаваемые этими общественными организациями журналы являются путеводителями наших экообразователей: бюллетени АсЭкО, «Листья в ладонях», «Волна». Но при этом среди экообразовательных НПО нет выработанной единой стратегии развития, как в Якутии, так и по всей России. А движение вперед, развитие невозможно без объединения наших усилий.

Какую выбрать стратегию ЭОВиП? По этому вопросу идут дискуссии о том, «что такое экологическое образование», неоднократно поднимаемые Вадимом Калининым (АсЭкЭ, г. Обнинск), Натальей Проскуриной (ИСАР ДВ, Владивосток). Брать курс на воспитание или образование? «Получение комплекса знаний об окружающей среде» либо «побуждение подрастающего поколения к созданию здоровой окружающей среды»? Выбор одного из этих направлений определяет и методы работы. Сейчас каждый экообразователь выбирает свой путь сам.

Мы для нашей организации с начала создания выбрали направление по развитию активной гражданской позиции у подрастающего поколения и взрослого населения республики в вопросах охраны и защиты окружающей среды. Поэтому одной из ключевых задач на сегодня является привлечение детей, молодежи и населения к общественному экологическому движению, овладение ими навыками работы экоНПО (экологических неправительственных организаций). Этот выбор и определил нашу нишу в области ЭОВиП. В основном все программы, разработанные в ЦЭП «Эйгэ», нацелены в конечном итоге на привлечение большего количества людей к решению местных экологических проблем, на подготовку экологически грамотных лидеров подобных инициатив.

Один из основных наших проектов — это Грин, детский экологический мониторинг за состоянием водоемов и рек, из которых население пьет воду в Центральной Якутии. Вначале этот проект был поддержан ИСАР ДВ и Фондом Сороса, сейчас он продолжается на общественных началах при поддержке улусных и городских управлений образования. И совсем не удивительно, что на всех конференциях и олипиадах всегда много исследовательских работ посвящено изучению объектов водных экосистем.

Мы обслуживаем созданную при поддержке TACIS экологическую видеотеку с более чем 70 фильмами экологического содержания, которая является хорошим помощником для педагогов при проведении различных экологических мероприятий, декад, уроков. Уже и киновидеоцентры используют наши видеофильмы перед показом кино для экологического просвещения населения.

Одна из наиболее эффективных образовательных программ проводится в рамках деятельности Ресурсного центра при ЦЭП «Эйгэ». Это семинары и тренинги по организационному развитию экологических инициатив, стратегическому и тактическому планированию деятельности экоНПО, фандрейзингу (поиску источников финансирования) на экологические проекты. В результате около 50 подобных проектов выиграли в различных грантовых программах.

Издание бюллетеня для НКО (некоммерческих организаций) «Северное сияние» позволяет обеспечивать информацией представителей третьего сектора, открывает им возможности по рекламе и продвижению общественных проектов, нацеленных на решение социально-экологических проблем нашего общества.

Проект «Вечен ли лес на вечной мерзлоте?» по сохранению и устойчивому использованию крупнейшего мирового резервата неосвоенной девственной тайги в Республике Саха (Якутия) начат при участии Межведомственной лаборатории мерзлотного лесоведения и лесоводства, Управления лесного хозяйства РС (Я), Министерства охраны природы РС (Я), Института биологических проблем криолитозоны СО РАН, Якутского госуниверситета при финансовой поддержке Фонда Элтона Джонса (США) и содействии Тихоокеанского центра по защите окружающей среды и ресурсов (г. Сан-Франциско, Калифорния, США). Цель проекта — содействие созданию системы общественного мониторинга за устойчивым использованием лесов мерзлотного региона на основе консолидации госструктур и общественных организаций, пропаганда и распространение принципов устойчивого лесопользования в РС (Я). Это позволит проанализировать существующую практику ведения лесного хозяйства, привлечет внимание общественности к проблеме рационального лесопользования и будет способствовать формированию экологического сознания у широких слоев населения, а создаваемые школьные лесничества в республике послужат базой для организации общественного экологического мониторинга, который сможет охватить всю территорию республики.

Проводятся индивидуальные консультации для учителей, педагогов дополнительного образования, инициативных граждан, занимающихся вопросами защиты окружающей среды, создана библиотека по интересующим вопросам, многие студенты и школьники находят как материал для обучения, так и включаются в интересные природоохранные проекты и программы. Так, экологический клуб МЦ «Нордлайт» уже традиционно ведет воскресную экологическую школу при кафедре экологии ЯГУ для школьников г. Якутска и пригородов, где школьники получают не только экологические знания и навыки, но и проходят тренинги по экологическому лидерству.

К нам иногда приходят люди с какими-то программами, можно сказать, «высосанными из пальца», и жалуются, что детей не заставишь ходить в их кружок, выполнять какие-то мероприятия в рамках заорганизованных месячников и декад. И это при том, что в каждом самом маленьком населенном пункте имеет место ряд запущенных наболевших экологических проблем, требующих современного подхода, свежих идей, определенных знаний по экологии и навыков.

Там, где нам удалось помочь экообразователям и представителям экоНПО овладеть современным менеджментом в третьем секторе, т.е. наукой управления общественной организацией, развернулась интересная и, главное, эффективная природоохранная работа. Здесь действующие и перспективные планы и проекты, здесь и грантовая поддержка как со стороны международных благотворительных фондов, так и со стороны местных администраций и ведомств. Это этно-экологические центры в селах Матта Мегино-Кангаласского и Тюбэ Намского улусов; «ЭКОС» и «ЮНЭК» из Олекминска; это общественное экологическое движение в с.Салбанцы и уникальный Детский природный парк «ЭХО» на р. Кенкеме в Намском улусе; это Республиканский эколого-оздоровительный центр «Кустук» в Чурапчинском улусе и эколого-этнографический лагерь «Юнюгэс» при музее «Дружба» в с. Соттинцы; это молодежный центр «ЮнЭк» в с.Хамагатта Намского улуса и Детский экоцентр под руководством О.П.Ивановой-Сидоркевич из с. Амга и многие-многие другие.

В Якутии, в отличие от других регионов, госструктуры лояльны к неформальным экообразовательным проектам, по мере сил содействуют нашей работе и, на первый взгляд, имеет место взаимопонимание. Наиболее значимые и удачные проекты поддержаны государственными структурами:

— успешно разработанные программы летнего эколого-оздоровительного лагеря, сначала проводимые на общественных началах, поддержаны госструктурами и бизнесом. Так, при учредительстве Министерства охраны природы, Министерства образования, Департамента по охране генофонда, ОАО «Туймаада-Даймонд» в с. Мындагай Чурапчинского улуса образован Республиканский детский эколого-оздоровительный центр «Кустук», который работает круглый год по разработанной программе экологического возрождения села, а в летний период работает как республиканский эколого-оздоровительный лагерь;

— продолжаются разработанные в ЦЭП «Эйгэ» альтернативные экообразовательные программы после окончания финансирования по гранту. Например, действует проект ГРИН, который в своей сети имеет 25 групп в населенных пунктах Центральной Якутии. Все члены сети ГРИН, ведущие общественный мониторинг водоемов, проводят летние экспедиции при финансировании улусных управлений образования;

— в рамках Лесного проекта «Эйгэ» начата работа по возрождению деятельности школьных лесничеств, уже сейчас более 30 групп планируют возобновить работу по охране лесных ресурсов;

— в 1999 г. в с. Намцы Намского улуса организован Детский природный парк на р. Кенкеме со статусом ООПТ;

— в 1999 г. впервые подписаны Соглашения между Министерством охраны природы и двумя улусными администрациями — Амгинским и Намским по развитию экологического образования и воспитания. В рамках этих соглашений объявлены гранты для лучших экообразовательных проектов, реализуемых как НПО, так и госучреждениями, для лучших экообразователей и детей — юных экологов.

Но эта гармония вмиг разрушается, как только представители неформального ЭОВиП внедряются в те области, которые считаются незыблемой прерогативой государственного образования. Например, когда дело касается одаренных детей или школьных научно-исследовательских проектов. Здесь уже идет неприкрытая война. Вплоть до запрещения упоминания на ученическом стенде названия экологической организации, в рамках деятельности которой данная работа проводится. Ведь до сих пор в школах не ведется предмет «экология», а олимпиады и конференции по экологии, как ни странно, проходят с большим охватом и успехом! Проходят благодаря нашим энтузиастам экологического образования и просвещения. И, как следствие, экологические исследовательские проекты из Якутии, выполненные в рамках деятельности таких общественных организаций, как Детский экологический клуб «Кыталык» при ГНПШ № 2 (г.Якутск) и «ЭКОС» (г. Олекминск) при Олекминском заповеднике в рамках Всероссийской конференции молодых исследователей «Шаг в будущее», признаны и лидируют в России. Еще ни одна школьная работа по «обласканным» в республике дисциплинам не поднималась на такую высоту, как научно-исследовательские изыскания по экологии.

Общественности многое по силам. Например, решение насущных задач на выявленных «горячих точках», проблему которых подняло общественное экологическое движение Дальнего Востока. Идея эта заметно отличается от традиционной «охраны биоразнообразия». В «горячие точки» включаются только те экосистемы, которые имеют средообразующую ценность, и над которыми нависла угроза уничтожения. Именно в таких местах можно внедрять методы работы экоНПО, лучшее из наработанного общественным экологическим движением в России за последнее десятилетие. Выбрав данную стратегию применения наших сил по развитию ЭОВиП, для эффективной работы необходимо разработать следующую тактику действий:

— создать рабочую команду по разработке Программы ЭОВиП;

— выделить лучшее, что наработано в области ЭОВиП;

— разработать стратегию фандрейзинга для Программы ЭОВиП;

— обеспечить периодический выпуск «Северного сияния»;

— организовать институт координации по реализации Программы ЭОВиП.

Воспитание резерва социально активных граждан — залог нашего будущего. Завтра начинается сегодня!

Валентина ДМИТРИЕВА,
директор Центра экологического просвещения «Эйгэ».

 

Яндекс.Реклама
стихи орлуши и стихи орлуши рейтинг.. Ая Город 312 в центре россии.. ленточный шлифовальный станок.
Hosted by uCoz