На первую страницу номера

На главную страницу журнала

Написать письмо

Проблемы
отходов производства и потребления

Отходы — неотъемлемая часть жизнедеятельности человека и общества. Проблема безотходности производства пока далека от своего решения. Многие виды отходов тесно связаны с экологическими вопросами, их переработка и утилизация требуют безотлагательного решения.

К отходам, имеющим большие объемы и представляющим экологическую проблему, относятся обычный бытовой мусор (твердые бытовые отходы — ТБО) и отходы промышленных производств (промышленные отходы).

Сложившаяся в республике ситуация в области образования,использования, обезвреживания, хранения и захоронения отходов ведет к опасному загрязнению окружающей среды, нерациональному использованию природных ресурсов, значительному экономическому ущербу и представляет реальную угрозу здоровью ныне живущих и будущих поколений республики.

Ежегодно в республике образуется около 200000 тонн отходов. Особую тревогу вызывает накопление на свалках и на производственных территориях токсичных, в том числе содержащих канцерогенные вещества, отходов, общее количество которых достигло 150 т.

Под полигоны (свалки) твердых бытовых отходов ежегодно отчуждается около 500 га пригодных для использования земель, не считая площади земель, загрязняемых многочисленными несанкционированными свалками.

Неиспользуемые отходы — это миллионы тонн выведенных из хозяйственного оборота безвозратно теряемых материальных ресурсов, некоторыми из видов которых страна практически уже не располагает.

Расточительно используются природные ресурсы, более 90% их возвращается в окружающую среду в виде различных отходов, которые могли бы стать дополнительным источником сырьевых и материальных ресурсов, что позволило бы снизить отрицательное воздействие отходов на окружающую среду.

Необходимо констатировать, что начальный этап перехода к рыночной экономике не вызвал роста переработки вторичного сырья и отходов, улучшения положения в сфере охраны окружающей среды. Мировой опыт показывает, что рынок с его стремлением к минимизации издержек не способствует решению проблем охраны окружающей среды. Достижения промышленно развитых стран в этой сфере и ресурсосбережения базируются не только на гибкости рыночной экономики, способной на быструю сырьевую переориентацию, они подкреплены дальновидной государственной политикой и финансированием, стимулирующим утилизацию отходов и уменьшение их негативного воздействия на окружающую природную среду.

Среди экономических мер стимулирования природоохранной деятельности предприятий экономисты выделяют те, которые способны обеспечить экологичность производства при минимальных затратах капитала. С положительной стороны зарекомендовала себя за рубежом так называемая «биржа отходов».

«Биржи отходов» занимаются сбором, обработкой и распространением информации об образующихся в регионе твердых и жидких отходах (физико-химических свойствах, составе, объеме). Биржи становятся посредниками между производителями отходов и их потенциальными потребителями. Расширяются возможности утилизации без больших дополнительных затрат. Практикуются два вида цен: позитивные и негативные. Позитивные — обычные цены, по которым происходит продажа отходов, пригодных для производственного потребления без предварительной подготовки. Негативные цены — плата накопителей отходов предприятию-утилизатору, когда их переработка требует дополнительных затрат. Напомним, что в США стоимость размещения твердых бытовых отходов на свалках достигает 100 долл. за тонну, а особо опасных — 2500 долл. Для сравнения: у нас в республике за 1 тонну ТБО взимается 21 рубль (0,74 долл.), за особо опасные — 2464 рубля (86,45 долл.).

Необходимо отметить, что известные показатели двумерного поиска новых направлений технического прогресса — эффект технических решений и экономические затраты в концепции экологического рынка дополнены третьим показателем — приемлемым риском экологической политики, политики обеспечения здоровой и безопасной окружающей среды.

Во многом деятельность известных зарубежных компаний осуществляется в соответствии со знаменитой «петлей качества» (рисунок), введенной в действие муждународным стандартам ISO (International Organization for Standartiztion) 9004-87. Генеральная идея «петли» — замкнутый постоянный цикл промышленного производства. Ответив на три традиционных вопроса экономики ЧТО? КАК? и ДЛЯ КОГО этот цикл организован, производитель должен найти ответ и на четвертый экологический вопрос — КУДА это все потом сбрасывается и выбрасывается. Правило «3R» (reducing — уменьшение мусора, reucing — повторное использование материалов, recycling — переработка отходов) становится неотъемлемой нормой производства, его экологическим императивом.

Проведение долгосрочной политики в области обращения с отходами особенно актуально для республики, да и в целом для России в настоящее время, когда формируется рыночная экономика.

Учитывая сложность экономического положения предприятий и городского хозяйства, огромные объемы накопленных и вновь образующихся отходов, отсутствие системы управления обращения с отходами, структурные преобразования управления народным хозяйством, остро необходима государственная поддержка, в том числе и финансовая, для крупномасштабного использования отходов в качестве альтернативного источника сырья взамен первичного и снижения загрязнения ими окружающей среды.

Успешное решение проблемы отходов возможно только при создании системы взаимосвязанных правовых, экономических и других регуляторов по обращению со всеми видами отходов, реализации всего комплекса мер, вытекающих из федеральных, региональных и отраслевых интересов. В республике до настоящего времени отсутствует такая система.

У нас действует унаследованная от бывшего СССР практика, когда большинство разработанных и действующих законодательных актов в сфере природопользования и охраны окружающей среды являются законами непрямого действия и их реализация предполагает применение множества подзаконных актов как ведомственного, так и регионального характера, что затрудняет как их исполнение, так и контроль за ним. В целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье населения и окружающую природную среду, а также вовлечения отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья 24 июня 1998 года принят Федеральный закон «Об отходах производства и потребления», который определяет правовые основы обращения с отходами производства и потребления. К сожалению, и этот закон является законом непрямого действия, поскольку разработка его велась с 80-х годов. И уже в сентябре 1998 г. вышло Распоряжение Правительства Российской Федерации за № 1360-р, согласно которому утвержден план подготовки около 10 нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, необходимых для реализации этого Закона. Часть их уже вышла.

Отсутствие комплексной системы нормативно-технической и методической документации в области обеспечения экологической безопасности, и, в частности, в сфере обращения с отходами привело к тому, что большая часть образующихся на территории республики видов отходов не стандартизирована, что препятствует их вовлечению в переработку. Отсутствует система сертификации отходов.

К настоящему времени разработаны структура федерального каталога, система классификации отходов и порядок учета отходов, утвержденные приказом Госкомэкологии России № 527 от 27.11.97 г. Сам каталог в своем законченном виде как систематизированный и закодированный перечень всех видов отходов, образующихся на территории Российской Федерации, на данный момент отсутствует. Для его наполнения и последующего ведения требуется проведение большого объема работ организационного, методического и научно-технического характера.

Безусловно, основным направлением ресурсосбережения и связанным с ним уменьшением количества продуцируемых техногенных отходов является разработка и внедрение новых малоотходных технологий, отвечающих современным техническим, экономическим и экологическим требованиям. Однако в современных условиях экономического спада, резкого снижения инвестиций в народное хозяйство, стремительного роста инфляции этот путь, требующий значительных финансовых и материальных затрат и обещающий лишь отдаленные результаты, не может быть реализован в полной мере.

Масштабность и многообразие составляющих проблемы требуют создания одного из ведущих направлений экологической безопасности — многоуровневой системы и механизма регулирования в области обращения с отходами.

Обязательным условием управления отходами является осуществление строгого контроля за надлежащим выполнением всех нормативов, требований, законодательных и иных правовых актов, а также предписаний инспекционных органов.

На сегодняшний день в республике отсутствует специальный орган, на который были бы возложены функции определения основных целей и путей решения проблемы отходов; проведение единой научно-технической политики и организация выполнения фундаментальных и поисковых НИР и ОКР; организация разработки нормативных и методических документов; функции заказчика федеральных и республиканских программ; проведение государственной экспертизы объектов; мониторинг отходов и информационное обеспечение; подготовка предложений по финансированию работ по отходам; осуществление государственного контроля за соблюдением законов, нормативов и требований по реновации (восстановлению) отходов.

На законодательном уровне обращение с отходами производства и потребления регулируется Федеральным Законом «Об отходах производства и потребления» (1998 г.). Некоторые подходы к решению проблемы управления отходами содержатся в основополагающем законе «Об охране окружающей природной среды», в законе «Об экологической экспертизе», в законе «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» и ряде других законодательных актов.

Закон «Об отходах производства и потребления» определяет правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов на здоровье человека и окружающую природную среду, а также вовлечения отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья.

Закон является первой попыткой создания специализированной нормативной базы федерального уровня, регламентирующей вопросы обращения с отходами производства и потребления.

Закон в целом является типичным примером закона непрямого действия (рамочным, отсылочным законом). Основные положения закона только закрепляют ключевые принципы государственной политики в области обращения с отходами и в ряде случаев носят декларативный характер.

Для приведения в действие всего механизма работы с отходами необходима разработка и принятие подзаконных актов, которые должны детализировать соответствующие процедуры и операции.

Правовое регулирование обращения с отходами производства и потребления в целом не обладает особой спецификой, вызывающей особую необходимость принятия региональных специальных актов (законов, положений и т.д.) по обращению с отходами. Все соответствующие проблемы могут быть решены в целевой республиканской Программе по обращению с отходами.

Цель программы — формирование единой государственной политики в сфере обращения с отходами производства и потребления в условиях развития рыночной экономики.

Основными задачами программы должны быть:

— реализация пилотных проектов внедрения технологий и создания производств по обезвреживанию, использованию и размещению (хранению, захоронению) отходов;

— создание системы организационно-управленческих, правовых, нормативно-методических, экономических регуляторов по обращению с отходами;

— совершенствование информационного обеспечения и подготовки кадров.

Зоя ПАВЛОВА,
ведущий специалист Управления контроля и мониторинга
МОП РС(Я).

Литература

1. Закон РФ «Об отходах производства и потребления», 1998 г.

2. Комментарий к Федеральному закону «Об отходах производства и потребления».

3. Валеев Р.В, Ощепкова А.З., Гайгеров М.С. Основные проблемы формирования и ведения федерального классификационного каталога отходов. Журнал «Экология и промышленность России», январь 2000 г. стр. 10-12.

4. Родионов А.С. Экологический рынок — концепция XXI века. Журнал «Экология и промышленность России», декабрь 1996 г., стр. 23-25.

5. Павлова З.С. На наших обширных свалках есть где развернуться «Имабе Иберика». Газета «Республика Саха» от 12 марта 1997 г.

 

Яндекс.Реклама
производители кухонной мебели заказать в каталоге.. провод пвс самый качественный сайт.. модели радиоуправляемые и радиоуправляемые модели заказать новый.
Hosted by uCoz